Эпоха барокко вознесла сольное исполнительство на невиданную до тех пор высоту, и “должен был” появиться виртуоз, ибо перестали интересоваться анонимным искусством, а начали восхищаться артистом и обожествлять того, кто вытворяет невероятные штуки; эта эпоха является также периодом, в котором солисты достигли границ возможностей, определенных природой для каждого инструмента. И ни один из них не передавал так достоверно дух барокко, как скрипка. Ее появление на протяжении XVI столетия — словно результат постепенной конкретизации некоего определенного замысла. Скрипки приняли определенную форму — благодаря искусству гениальных мастеров из Кремоны и Брешии — от множества ренессансных смычковых инструментов, таких как фидель, ребек, лира, и многочисленных их разновидностей.
В Италии времени Клаудио Монтеверди композиторами становились исключительно скрипачи. Новый музыкальный язык барокко на протяжении невероятно короткого времени привел к появлению виртуозной литературы, длительное время считавшейся непревзойденной. Первые настоящие скрипичные соло написал Монтеверди в своем “Орфее” (1607) и в “Vespro” (“Вечерня”) (1610), а его ученики и последователи (Фонтана, Марини, Уччелини и др.) на протяжении следующих тридцати лет своими смелыми, часто причудливыми произведениями способствовали небывалому расцвету сольной скрипичной игры.
Дальнейшие десятилетия принесли некоторую успокоенность. Для скрипачей завершился период “бури и натиска”, техника игры стала уже настолько совершенной, что дальнейшее развитие ее несколько замедлилось. Как и сам барочный стиль, скрипки были итальянским изобретением, и если итальянское барокко (в народных разновидностях) подчинило всю Европу, то и скрипки стали важнейшей частью европейского инструментария. Быстрее всего они прижились в Германии: уже в первой половине XVII столетия при дворах немецких князей работали итальянские виртуозы. Вскоре там сформировался самостоятельный стиль сольной скрипичной музыки; характерной сообренностью такого стиля (позднее получившего название “типично немецкий”) была многоголосная, аккордовая
Клаудио Монтеверди
(полное имя Клаудио Джованни Антонио Монтеверди, итал. Claudio Giovanni Antonio Monteverdi; 9 мая 1567, Кремона (крещён 15 мая 1567 года) — 29 ноября 1643, Венеция) — итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко (работал и в ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди — поздние мадригалы, Плач Ариадны, опера «Орфей» и Вечерня (девы Марии)
Монтеверди Клаудио - Madrigali Amorisi
http://muz-color.ru/?s=Монтеверди+Клаудио
Широкое распространение в этот период получила виола (предшественница современного скрипичного семейства), имевшая несколько разновидностей – виола да гамба, виола д’амур, виола бастарда. Однако вскоре на первый план выдвинулась скрипка, постепенно вытеснившая виолу. Успехам скрипки весьма способствовала деятельность прославленных итальянских скрипичных мастеров – Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери (скрипки, альты, виолончели ).
Николло Амати
АнтониоСтрадивари
Джузеппе Гварнери
Весьма распространённым в XVII столетии жанром была трио-соната. Название жанра установилось в связи с исполнительским составом, который включал 3 партии: два инструмента средней и высокой тесситуры (например, 2 скрипки, иногда – флейты, гобоя) и basso continue (итал. «непрерывный бас») – например, виола да гамба и клавесин или орган. Основу цикла трио-сонаты составляли медленное торжественное вступление, аллегро типа фуги, медленная лирическая часть и быстрый танцевальный финал.
Dietrich Buxtehude Трио-cоната для скрипки, виолы да гамба и basso continuo http://muz-color.ru/?s=Жорди+Саваль+%28виола+да+гамба%29
В эпоху барокко приоритет в развитии скрипичной музыки принадлежит итальянской скрипичной школе. Её основоположником по праву считают Арканджело Корелли (1653 - 1713). Корелли – автор жанра кончерто гроссо (их 12), внёс большой вклад в развитие трио-сонаты (4 сборника) и старинной скрипичной сонаты.
Сочинения Корелли долго сохраняли ценность как прекрасное руководство к изучению игры в широком стиле. Корелли писал сонаты для скрипки (исполнявшиеся в то время в церкви, почему Корелли и называет их «Sonate di chiesa»), concerti grossi и др. Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. Он достиг в своём творчестве классического совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте.
Собрание сольных скрипичных сонат Корелли венчает «Фолия» — двадцать три вариации на тему народного испано-португальского происхождения.
Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и наряду с этим — взволнованным, патетичным и стремительным.
Арканджело Корелли
Корелли, Арканджело - Concerto Grosso 6 фа мажор, II часть. XVII в. http://muz-color.ru/?s=Корелли+Арканджело
Ещё один великий итальянец – Антонио Вивальди (1678-1741) – композитор, дирижёр, скрипач-виртуоз. В его творчестве высшего расцвета достигает кончерто гроссо, где он установил трёхчастную форму. Вивальди – создатель жанра сольного инструментального концерта. Всего у него 465 инструментальных концертов: из них 49 кончерто гроссо, 331 сольных концертов с бассо континуо, 38 концертов для 2-х инструментов с бассо континуо, 32 концерта для 3-х и более инструментов с бассо континуо. Цикл Вивальди «Времена года» из 4-х концертов – один из ранних образцов программной музыки. Вивальди принадлежит также единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.
Антонио Вивальди
Антонио Вивальди - Концерт для двух мандолин - 2. Анданте
Крупнейший представитель итальянской скрипичной школы, Джузеппе Тартини (1692-1770) внёс значительный вклад в развитие инструментальных жанров сонаты (175 сонат для скрипки с бассо континуо, соло и трио-сонаты) и концерта (125 концертов для скрипки с оркестром). Его стиль отличает развитая техника, богатство штрихов. Некоторые сонаты имеют программные заголовки: «Покинутая Дидона», «Дьявольская трель». Название последней связано с приснившимся Тартини сном, в котором дьявол поразил его воображение сыгранной сонатой. Под её впечатлением Тартини создал свою (трель звучит в быстрой части финала сонаты).
В скрипичной культуре Италии первой половины XVIII века Тартини занимал центральное место, как бы синтезируя в исполнительстве и творчестве главнейшие стилевые тенденции своего времени. Его искусство вобрало в себя, слив в монолитный стиль, традиции, идущие от Корелли, Вивальди, Локателли, Верачини, Джеминиани и других великих предшественников и современников. Оно поражает своей многогранностью — нежнейшей лирикой в «Покинутой Дидоне» (так называлась одна из скрипичных сонат), жаркой темпераментностью мелоса в «Трелях дьявола», блестящей концертностью в A-dur'ной фуге, величавой скорбью в медлительных Adagio, еще сохраняющих патетический декламационный стиль мастеров эпохи музыкального барокко.
Джузеппе Тартини
Джузеппе Тартини(1692 1770).Соната для скрипки - Эндрю Манце
(нем. Johann Heinrich Schmelzer; около 1623, Шайбс — между 29 февраля и 20 марта 1680, Прага) — австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Ведущий композитор австрийского барокко до Бибера.
Переехав в Вену (дата переезда неизвестна), возможно, учился у итальянского скрипача и композитора Антонио Бертали . Впервые в документах Шмельцер упоминается в 1643 году как корнетист Собора Св. Стефана. В дальнейшем вся творческая карьера Шмельцера связана с императорской придворной капеллой: он начал официально служить там скрипачом в 1649 года, постепенно расширяя круг своих обязанностей. В 1658 году дирижировал оркестром во время коронации Леопольда I во Франкфурте. В 1665 был официально назначен «балетным композитором» (Ballettkomponist), то есть сочинителем камерной инструментальной музыки в жанре баллетто (инструментальные сюиты, главным образом, танцевальной музыки). Некоторые из сюит Шмельцера использовались как вставные балетные номера в операх А.Чести и А.Драги[4]. В 1671 Шмельцер стал вице-капельмейстером, а в 1679, наконец, капельмейстером (первым в истории австрийцем, занявшим этот пост).
Шмельцер Иоганн Генрих
Иоганн Генрих Шмельцер - Соната 1
http://muz-color.ru/?s=Иоганн+Генрих+Шмельцер
Джованни Баттиста Виотти (итал. Giovanni Battista Viotti; 12 мая 1755 — 3 марта 1824, Лондон) — итальянский скрипач и композитор, был также директором французских и итальянских опер в Париже и Лондоне. Он был самым влиятельным скрипачом между Тартини и Паганини и последним великим представителем итальянской традиции, происходящей от Корелли. Его считают основателем «современной» (19-й век) французской школы игры скрипки, и сочинения оказали сильное влияние на скрипичных композиторов 19-го века
Виотти выступал перед общественностью меньше десяти лет, но все же впечатление, которое он оставил, было так сильно, что он был ярчайшей фигурой во всем поколении скрипачей. В 1810 Les tablettes de Polymnie объявил, что его влияние привело к новому единству исполнения в Парижских оркестрах. Хотя современные ему публикации обычно упоминали его технический блеск, они так же подчеркивали красоту звука, власть над публикой и выражение. Allgemeine musikalische Zeitung (3 июля 1811) описал принципы школы Виотти: «Большой, сильный, полный звук во-первых; его комбинация с сильным, проникновением, напевным легато во-вторых; в-третих — через большое разнообразие в технике владения смычком привнесены в игру разнообразие, очарование, тень и свет». Лондонская Утренняя Хроника (10 марта 1794) сообщила: ‘Виотти, это — истинный …, удивляет слушателя; но он делает что-то бесконечно лучше — он пробуждает эмоцию, дает душу, чтобы звучать и побеждает пленника страстей’. В течение его второго сезона в Париже музыкальный альманах предоставил ему место выше его современники и написал, что «смелость пальцев и техники владения смычком дает очень явный характер и придает душу его звуку».[1]
Франческо Саверио Джеминиани родился в 1687 году в Лукке. Крещен 5 декабря того же года. Джеминиани стал скрипачом по семейной традиции, продолжив дело отца, Джулиано Джеминиани, скрипача городской капеллы и театрального оркестра, первым познакомившего его с премудростями игры на этом инструменте.
Как скрипач Джеминиани прославился быстро — и в Лукке, и за ее пределами. Он показал себя достойным учеником Корелли, но не копировал манеру своего наставника, отличительными чертами которой были классическая завершенность фразировки и величественное спокойствие игры. Напротив, Джеминиани покорял и увлекал слушателей непосредственностью чувства, неудержимым темпераментом. Некоторым ревнителям строгих правил его приемы даже казались эксцентричными, а знаменитый Тартини назвал его «этот свирепый Джеминиани».
Авторитет мастера умножили его ученики, лучшие из которых — Ч. Ависон, М. Дюбур, М. Х. Фестинг, также вели активную концертную деятельность. Вообще благодаря педагогической деятельности Джеминиани, уровень искусства скрипичной игры в Англии за несколько десятилетий вырос неизмеримо. Еще в первые годы его второй, английской карьеры иные знатоки решались утверждать, что сочинения Джеминиани, равно как и Корелли, почти неисполнимы, насыщены излишними трудностями. Своей исполнительской практикой и педагогической деятельностью он убедительно опроверг это мнение.
Франческо Джемениани
Франческо Джеминиани - Соната для скрипки соло си бемоль мажор
http://muz-color.ru/?s=Франческо+Джеминиани
Франческо Мария Верачини родился 1 февраля 1690 года во Флоренции, в великом герцогстве Тоскана в семье фармацевта. Игре на скрипке учился у своего дяди, известного скрипача Антонио Верачини, с которым часто выступал на концертах.
Существует легенда, что, когда в 1712 году известный музыкант Джузеппе Тартини услышал, как Верачини играет на скрипке, он был настолько поражен его виртуозной техникой исполнения, и так разочарован собственной, что, отказавшись от места в оркестре, немедленно уехал из Венеции в Анкону, совершенствовать своё мастерство.
В 1714 году Верачини успешно дебютировал в Венеции как скрипач. Тогда же был напечатан первый сборник его скрипичных сонат с басом. Затем он отправился в длительное концертное турне. Верачини давал концерты в Лондоне (1715-1717), в Дрездене служил при дворе камер-виртуозом (1720-1723), несколько лет был придворным музыкантом графа Кинского в Праге. В 1721 году появился второй сборник его скрипичных сонат. С 1736 года Верачини жил в Лондоне, где ставились его оперы "Адриан в Сирии", "Милосердие Тита", "Партенио", "Розалинда", "Ошибка Соломона". В 1745 году Верачини вернулся на родину. Умер Франческо Мария Верачини 31 октября 1768 года во Флоренции.
Франческо Мария Верачини
Франческо Мария Верачини - Соната 5 ре минор
http://muz-color.ru/?s=Франческо+Мария+Верачини
Проявив ещё ребёнком незаурядные способности в игре на скрипке, Локателли был отправлен в Рим для учёбы под руководством Арканджело Корелли. Там Локателли работал капельмейстером, а в 1725 году занял эту должность в Мантуе. О его жизни и деятельности сохранилось очень мало сведений, однако известно, что после многолетних концертных гастролей по городам Европы (Венеция, Мантуя, Берлин, Мюнхен, Дрезден, Кассель) он в 1729 поселился в Амстердаме, где занимался педагогической деятельностью. Среди его учеников был Жан-Мари Леклер
Капитальным сочинением Локателли является цикл концертов «Искусство скрипки», содержащий 12 сольных концертов, включающих в себя 24 длинных каденции в форме каприччо (состав концертов: скрипка соло, 2 скрипки, альт, виолончель и бассо континуо (изданы в 1733 году). Имя Локателли связано также с развитием сонатной формы. Считается одним из первых представителей программной инструментальной музыки (скрипичный концерт № 6 «Плач Ариадны», «Траурная соната» и др.).
Пьетро Антонио Локателли
Пьетро Антонио Локателли - Largo-Grave-Vivace-Grave
Пьер Роде родился 16 февраля 1774 года в городе Бордо во Франции. С шести лет начал заниматься на скрипке у местного музыканта Андре Жозефа Фовеля (старшего). В возрасте 14 лет его семья переехала в Париж, где ему бесплатно давал уроки известный итальянский скрипач Джованни Баттиста Виотти, восхищённый талантом Роде
В 1790 году он впервые выступил на открытом концерте в Париже, где получил общественное признание. В том же году Роде начал работать в театре Фейдо в качестве концертмейстера вторых скрипок. В 1794 году музыкант впервые отправился на гастроли, выступив в Гамбурге и Берлине
Став солистом Парижской оперы, Роде также служил солистом инструментальной капеллы при дворе Наполеона I. В 1804—1809 годах вместе с французским композитором, автором многочисленных комических опер Франсуа Адриеном Буальдьё Пьер жил в Санкт-Петербурге, затем длительное время в Москве, находясь на службе в качестве придворного скрипача.
Пьер Роде
Роде Пьер - Фридеман Айхорн - Концерт для скрипки с оркестро
Генрих Игнац Франц фон Бибер (нем. Heinrich Ignaz Franz von Biber, 12 августа 1644, Вартенберг, ныне Чехия — 3 мая 1704, Зальцбург) — австрийский композитор и скрипач родом из Богемии.Учился у Иоганна Генриха Шмельцера. В 1660-х годах — музыкант на службе у князя-епископа Оломоуцкого. Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 — капельмейстер. Скрипач-виртуоз, что сказалось в его скрипичных сонатах, где встречаются труднейшие пассажи, использована скордатура — изменение обычной настройки струн и т. п.Наиболее известен сборник его 15 сонат «Розарий» (ок.1676). Автор духовной музыки, инструментальных ансамблей, опер. По-видимому, Б. является автором 53-голосной «Зальцбургской мессы», которая долгое время приписывалась разным авторам.
Написал 16 мистерий-сонат для скрипки и бассо-континуо (орган, виола да гамба). Часто встречаются символы розы и креста (так как Бибер состоял в ложе «Розы и креста»). 16 сонат — 16 событий из жизни Девы Марии
Генрих Бибер обладал достаточно тонким чувством юмора, что нашло отражение в его музыке. Например, соната "Репрезентатива" имеет в своем составе такие части: соловей, кукушка, лягушка, петух и наседка, перепел, кошка, марш солдат. В них имитируются звуки, издаваемые этими живыми существами, причем весьма оригинально и смело. Игра на смычковых инструментах иногда ведется за "рабочей" поверхностью струны. Иногда между струнами и грифом на виолончели подкладывается лист бумаги, что придает ей особое звучание, а скрипичная партия является очень сложной и в наши дни, далеко не каждый скрипач возьмется ее играть.
Генрих Игнац Франц фон Бибер
Генрих Игнац Франц фон Бибер - Соната для скрипки и b.c. 1 Благовещение
Фари́на (Farina) Карло (ок. 1604, Мантуя — 1639, Вена), итальянский скрипач и композитор. Его сочинения — яркие образцы барочной программной музыки.
Обучался скрипичному искусству, возможно, у отца, который работал скрипачом при мантуанском дворе герцога Гонзаги. Совершенствовался, возможно, в Мантуе у Соломона Росси и Джованни-Баттисты Буонаменте. В 1626-28 годах концертмейстер в оркестре курфюрста саксонского Иоганна Георга I в Дрездене, где познакомился с Генрихом Шютцем; участвовал в постановке его оперы «Дафна» (Торгау, 1627). После Дрездена свидетельства биографии Фарины скудны. Вернувшись в Италию, в 1631-32 играл на скрипке в пармской капелле Madonna della Steccata. Участвовал как скрипач в церковных празднествах в Лукке в 1635 году. В 1636-37 скрипач в муниципальном оркестре Данцига (ныне Гданьск), с 1638 служил при дворе императрицы Элеоноры I в Вене, где через год умер (предположительно от чумы).
Самыми плодотворными для творческой биографии Карло Фарины были дрезденские годы. В 1626-28 там он опубликовал 5 сборников инструментальной музыки (главным образом, танцевальных жанров) для 2-4 инструментов и цифрованного баса (basso continuo). Названия пьес содержат программные заголовки, указывающие на жанровую и этническую характерность («Цыганка», «Полька»), а также нередко изобразительно-юмористического характера («Кошка», «Собака», «Петух», «Курица» и т. п.).
Наиболее известное сочинение — «Причудливое каприччио», сюита развлекательной музыки для скрипки и ансамбля. В скрипичной партии композитор мастерски использовал разнообразные скрипичные приёмы и штрихи, в том числе редчайшие для того времени glissando, pizzicato, col legno, sul ponticello. Предисловие Фарины к сборнику 1627 года носит инструктивный характер
Фари́на (Farina) Карло
Carlo Farina (1600-1639) — Sonata detta la Semplisa a 3 voce