Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку для 7 класса "Симфоническая музыка"»
Симфоническая музыка
Урок в 7 классе.
Учитель Алексеева Н.И.
«Симфония»
(от греч. «созвучие» – ведущий жанр оркестровой музыки, сложная, богато развитое многочастное произведение. По своему значению в искусстве она занимает такое же место, как Роман или драма в литературе. Чтобы глубже понимать симфоническую музыку, находить отклик на свои чувства и мысли, необходимо разобраться в её особенностях.
«Симфония»
Симфония достигла совершенства в XVII веке. В сочинениях венских классиков. Великие симфонисты мы того времени были отец симфонии Йозеф Гайдн и его последователи Моцарт и Бетховен.
Вольфганг Амадей Моцарт
Людвиг ван Бетховен
Йозеф Гайдн
«Симфония»
Почти все симфонии, созданные этим композиторами, имеют одинаковое строение: четыре части, которые воплощают в себе разные стороны жизни человека:
Первая часть- быстро и наиболее драматичное, иногда притворяется медленным вступлением. Она, Как правило, пишется в уже знакомой вам сонатной форме в форме сонатного аллегро.
Вторая часть медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживанием, пасторальная, и личная, скорбная или трагическая по настроение.
Третья часть- менуэт- это игра, веселье, картинки народной жизни.
Четвёртая часть это быстро финал, близкий народная песня на танцевальный, жанры бытовой музыки.
Симфония № 103 «С тремоло литавр» Й. Гайдн
Вступление играет немаловажную роль, впервые оно тесно связано с I частью, тема вступления активно участвует в формообразовании симфонии. Проводится тема, напоминающая хорал «Dies irae».
I часть сочинена в форме сонатного allegro. Главная и побочная партии не имеют ярко выраженного конфликта или контраста. Композитор тематически объединил темы в данной части.
II часть имеет форму двойных вариаций: первая тема – народная хорватская песня, вторая тема – марш. В процессе темы будут взаимодействовать.
III часть является менуэтом , но не в дворцовом стиле, а в «крестьянских башмаках». Некоторые музыковеды присваивают части черты барочной музыки.
Финал написан в форме рондо-соната, представляет собой яркую картину массового праздника. У истоков охотничья музыка, что доказывает применение «Золотого хода валторн ».
Ссылка для прослушивания 1 части симфонии
https://www.youtube.com/watch?v=7NGSvK8NUpY
Йозеф Гайдн (1732-1809)
Симфония № 40 В.-А. Моцарта
Ссылка для прослушивания 1 части симфонии
https://www.youtube.com/watch?v=XFvphQI-URQ
В первой части музыка раскрывает искренние и необычайно глубокие переживания души. Главная тема звучит пронзительно и взволнованно, интригующе сочетаясь с певучестью и задумчивостью. Порой кажется, что герой погружен в мир отрешения, но это лишь на мгновение. Мечты о душевном покое молниеносно рассеиваются. • Вторая часть в некоторой степени теряет взволнованность мелодии. Наступает умиротворение, музыка приобретает напевно-ласковое и задумчивое звучание. Она начинает излучать теплый солнечный свет, даря прекрасную надежду и пробуждая скрытые чаяния души. • Третья часть , несмотря на свое название, мало напоминает менуэт. Ее звучание – это не столько танец, как драматическая миниатюра. Порой музыка становится суровой и властной, иногда кажется, что она холодная, но всегда – наполнена необычайной силой. • Четвертая часть завораживает своими контрастами, которые звучат с пронизывающей выразительностью. Основная тема развивается бурно, эмоционально, порывисто. Кульминация приносит с собой высший градус напряжения.
Вольфганг Амадей Моцарт
(1756-1791)
Домашнее задание:
Прослушать произведения, перейдя по ссылкам в презентации, написать конспект в тетради, сфотографировать и отправить мне на электронную почту.