kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по аккомпанементу в ДМШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью этой работы является расширение знаний и представлений об аккомпанементе и обобщение опыта работы с ним. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по аккомпанементу в ДМШ»

Методическая разработка открытого урока по аккомпанементу в ДМШ


Цель урока: расширение знаний и представлений об аккомпанементе и обобщение опыта работы с ним.

Задачи

Обучающие:

- изучить различные виды аккомпанемента;

- развить практические навыки аккомпанирования;


Развивающие:

-воспитать чувства партнёрства, ансамблевого единства, ответственности и сопереживания;

-развить музыкальное мышление, эмоциональность и воображение;

- обогатить пианистические возможности учащихся, исполняя различные виды аккомпанемента;


Воспитательные:

- расширить музыкальный кругозор;

- развить интерес к совместному музыкальному творчеству;

- познакомить с лучшими образцами ансамблевой музыки.


Тип урока: лекция -концерт.


Методы ведения:

-сообщение (выявление общих тенденций в обучении аккомпанементу);

- иллюстрация (показ на инструменте, концертное выступление);


Оборудование: фортепиано, скрипка.

Вступление


Разностороннее воспитание ребенка является сейчас самой актуальной проблемой в воспитании. Музыка-это самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.

В настоящее время очень популярны различные формы ансамблевого музицирования (художественная самодеятельность, домашний досуг). Успешно реализовать себя в такого рода деятельности помогут навыки аккомпанемента.

В словаре В. Даля аккомпанемент определяется как подголосок, сопровождение, подыгрывание.

В середине XX века слово «аккомпанемент» приобретает более четкую формулировку — это музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу, инструменталисту) и углубляющее художественное содержание произведения.

Аккомпанемент можно исполнять на фортепиано, гитаре, баяне, аккордеоне и т. д., а также ансамблем и оркестром.



Методические рекомендации



Встреча с учениками начинается рассказом о новом предмете, о том, что «аккомпанемент» является профессиональной деятельностью музыканта, о том, что сольная партия и аккомпанемент должны составлять единое целое, что нужна обоюдная чуткость, творческое содружество, без которого невозможно создание художественного образа музыкального произведения.

Важнейшим фактором, способствующим успешному обучению в классе аккомпанемента, является правильная организация учебного процесса, а также хорошо продуманный репертуар.

При выборе программы следует помнить, что степень сложности аккомпанемента не должна превышать технический уровень пьес, исполняемых в классе по специальности, поскольку кроме технической задачи ученик должен будет выполнять в комплексе и другие задачи. Поэтому  на первых уроках необходимо выявить степень общего развития ученика, степень заинтересованности музыкой, индивидуальные особенности психики - медлительность или торопливость, смелость или застенчивость, уровень технического развития, грамотность.

 Главной задачей первых уроков является осознание совместной работы: «я и солист - одно целое». Концертмейстер должен сжиться с мелодией ведущей партии, слиться с исполнительскими намерениями солиста. Для этого необходимо тщательно изучить партию солиста, уметь исполнить ее без ошибок и выразительно.

Также очень важно осмыслить форму произведения в целом. Ученик должен ясно представлять структуру пьесы: вступление, заключение, части, кульминацию, сольные места. Важно обратить внимание на характер музыки и темповые изменения.

Фразировка является одним из средств музыкальной выразительности. Концертмейстер должен ясно знать, где у солиста начинается фраза, где ее вершина и окончание. Исходя из этого, будет выстраиваться динамический план в аккомпанементе.

Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии. Ученика необходимо научить  держать солиста в заданном темпе, создавая необходимую ритмическую пульсацию и художественно выполняя в ансамбле агогические оттенки.

Фундаментом исполнения в аккомпанементе всегда является линия баса. Ее надо отдельно проучивать. Большую пользу принесет выразительное исполнение баса с партией солиста. Бас всегда поддерживает солиста.

Фортепиано, как сопровождающий инструмент, должно звучать чуть слабее партии солиста. Какова бы ни была динамическая шкала в произведении, соотношение это надо соблюдать.

Не следует забывать о выразительном значении цезур, ведь дыхание для солиста важно в его исполнительском мастерстве. Основной закон ансамбля — дышать одновременно с солистом. Характер и длительность фортепианной цезуры всецело диктуется содержанием произведения.

Особое внимание надо уделять фортепианному вступлению. Ученик сразу определяет общий темп. Он должен мысленно пропеть первые такты партии соло в пределах фразы, в условленном с солистом темпе. Вступление играть выразительно, образно. Если нет вступления, то нужно посмотреть на солиста и уловить заранее обговоренный жест, взмах смычка и т. д. и вступить вместе с ним.

Нередки случаи, когда ученик, зная хорошо свою партию, при первом исполнении с солистом теряется, его внимание раздваивается, его тревожат новые тембровые краски, другой ритмический рисунок в сольной партии, боязнь ошибиться и т. д. Ученику хочется остановиться, повторить. Чтобы исчезло это напряжение, вначале не препятствуйте остановкам, но дальше ставьте задачу — доиграть до конца, чтобы не произошло. Поэтому работу надо обязательно начинать с иллюстратором, даже если у ученика не все получается.

Завершающая стадия учебного процесса в работе над аккомпанементом — публичное выступление. Как показывает опыт, именно этот этап является самым трудным. Овладение музыкальным произведением вовсе не дает гарантии того, что во время концерта все пройдет гладко. Поэтому об успешном исполнении можно говорить лишь при правильно выбранной программе и при соблюдении всего репетиционного процесса, когда тщательно продумываются и отрабатываются все этапы работы над аккомпанементом.

Совместная игра приносит ученику большую пользу в плане воспитания эстрадного самообладания. Аккомпанируя, ученику психологически легче создать художественный образ, он как бы заряжается игрой солиста.

 

Особенности аккомпанемента в классе скрипки

 

Игра на скрипке принципиально отличается от игры на фортепиано, поэтому необходимо познакомить ученика с этим инструментом, послушать скрипичную музыку, посмотреть видео. Рассказать какие особенности присущи игре на скрипке.

Во-первых, это скрипичные штрихи: деташе, мартле, пиццикато, спиккато, рикошет. Необходимо показать ученику особенности звукоизвлечения на скрипке. Только при чутком отношении к скрипичным штрихам и умелой их имитации можно достичь настоящего ансамбля.

Во-вторых, необходимо познакомить ученика с особенностями настройки инструмента (по квинтам). Обязательно нужно проиллюстрировать тембровую окраску каждой струны:

Ми – яркий, насыщенный звук,

Ля – открытый звук,

Ре – мягкий, матовый звук,

Соль – виолончельный, густой звук.


Типы фактуры аккомпанемента


Рассмотрим основные типы фактуры аккомпанемента.



Аккордовая опора



Это простейшая форма гармонической опоры, являющаяся поддержкой мелодии аккордами на основных ступенях тональности. Здесь гармония подчеркивает ладотональные тяготения. Роль подобного сопровождения весьма велика для оперного искусства. Такое сопровождение встречается и в инструментальной музыке.

Чередование баса и аккорда



Такой вид аккомпанемента используется в основном в различных танцах : полька, мазурка, полонез, менуэт, гавот.

Следует отметить два основных принципа фактуры сопровождения:

1. Равномерное подчеркивание ритмических долей (шагов) внутри такта. Это может быть погружение в каждую долю (сарабанда) или легкое подчеркивание (менуэт).

2. Сочетание опорного баса с более легкими аккордами. Такова фактура гавота, мазурки, вальса, польки.

Это самый доступный вид аккомпанемента домашнего музицирования.



М.И. Глинка Вальс из оперы «Иван Сусанин» - исп. Левонян Мариам, 8 класс

Задачи аккомпаниатора:

- передать характер мазурки, 3х-дольность;

- умение играть бас глубже, аккорды легче;

-умение выстраивать фразу;

- звуковое разнообразие музыкальных образов.



Аккордовая пульсация и Гармоническая фигурация



Обращение к другим темам и жанрам преобразует фактуру, создает огромное разнообразие ритмических фигур, которые сопровождают мелодическую линию. Оживление гармонической опоры в гомофонной музыке развивалось по двум направлениям:

- учащение пульсации аккордов;

- разложение аккорда в виде гармонической фигурации.

Эти виды фактуры являются наиболее типичными. Они содержат в себе огромные возможности эмоционального насыщения за счет темповой и динамической активизации.

Пульсирующие аккорды создают разную эмоциональную окраску: неторопливые — покой, раздумье, подчеркнутые при поддержке гармонического развития — взволнованность, переживания и т. д.



Габриэль Форе Пробуждение - исп. Поликанина Вероника,6 класс



Задачи аккомпаниатора:

-слитное исполнение интервалов, аккордов, создание эффекта непрерывного звучания, без пауз;

- ведение мелодической линии баса;

- раскрытие музыкального образа;

- чуткое владение запаздывающей педалью;

- уловить эмоциональную окраску гармонии;

- проработка полифонических мест в фортепианной партии.



Фигурация — это фактурная обработка аккордов, их «расцвечивание». Гармоническая фигурация, сохраняя ладовую природу, образует подвижный фон. Достоинства этих фигураций – это широкий диапазон, динамическая амплитуда, позволяющие создать эмоционально  насыщенные, красочные картины. Так же они позволяют привнести в гармоническую фактуру мелодическое движение, приводящее к полифоничности сопровождения.



Ж.Массне Размышление– исп. Поликанина Вероника,6 класс



Задачи аккомпаниатора:

- научиться гибко играть арпеджио;

- научиться мелодизировать гармонию и заполнять длинные ноты у солиста;

- уловить эмоциональную окраску гармонии;

- научиться красиво играть pp, ppp;

- раскрытие музыкального образа.



Полифоническое сочетание с сольной партией



Полифоническое сочетание с сольной партией является следующей ступенью развития фактуры аккомпанемента. Такие мелодические построения могут имитировать мотивы главной партии, могут иметь характер подголосков, а также могут представлять собой более самостоятельные и законченные противосложения.

В работе с учащимися этот тип сопровождения наиболее сложен, он требует определенных навыков, которые отрабатываются на уроках по специальности при работе над полифонией. Требуется наличие слуховых возможностей, умение соединить соло и сопровождение в единую музыкальную ткань



Ц. Кюи. Восточная мелодия - исп. Левонян Мариам,8 класс


Задачи пианиста:

- умение слышать полифоничность музыкальность ткани;

- ощущение трехдольного размера;

- умение сыграть свой аккорд одновременно с верхним звуком разложенного аккорда скрипки;

- ритмическая точность фактурной ткани;

- певучее исполнение мелодических линий.



Й.Гайдн Венгерское Рондо– исп. Котова Валерия, 7 класс


Задачи пианиста:

- умение синхронизировать свой штрих со штрихом скрипки;

- умение слышать имитирующие мотивы;

- умение играть двойные ноты в быстром темпе;

- проработка разложенных аккордов в левой руке;

- навык игры аккордов в быстром темпе;

- работа над стилем и музыкальным образом.

Заключение



Аккомпанемент раздвигает рамки привычного педагогического процесса и  всесторонне развивает творческие возможности учащихся разных способностей, прививает навыки игры в ансамбле, способствует более эмоциональному отношению к музыке, вызывает интерес к предмету, а также развивает специфические способности музыканта (музыкальный слух, память, ритмическое чувство, двигательно-моторные навыки). Практические навыки, приобретенные учениками в процессе обучения аккомпанементу, помогут свободно музицировать в кругу семьи или других любителей музыки.





Список используемой литературы


1. «Учусь аккомпанировать». Вып. 1. 3-4 классы, сост. Лапина Е.Б., Богодвид С.В., 2002 г. 
2. Е.М.Тимакин. «Воспитание пианиста», Изд. 2-е, Москва, «Советский композитор», 1989 г. 
3. Н.Перельман. «В классе рояля», Классика- XXI, Москва, 2007 г.

4. Е. И. Кубанцева. Концертмейстерский класс. М., Музыка, 1995 г.
5.А. И. Люблинский. Теория и практика аккомпанемента. М., Музыка,1976 г.
6.Е.М.Шендерович. В концертмейстерском классе: Размышления
педагога. – М.: Музыка, 1996 г.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка открытого урока по аккомпанементу в ДМШ

Автор: Сердюк Елена Валерьевна

Дата: 06.03.2022

Номер свидетельства: 601745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Работа над музыкальным образом в миниатюре «Козiмнiн карасы» в классе фортепиано, с применением традиционной и инновационной технологий»."
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_muzykalnym_obrazom_v_miniatiure_kozimnin_karasy_v_klasse_fortepiano_s"
    ["file_id"] => string(6) "491043"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544970280"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Работа над музыкальным образом и миниатюре "Козiмнiн карасы" в классе фортепиано, с применением традиционной и инновационной технологий"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_muzykalnym_obrazom_i_miniatiure_kozimnin_karasy_v_klasse_fortepiano_s"
    ["file_id"] => string(6) "565876"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607351464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства