В течение многих веков складывалась группа ударных инструментов - самая неустойчивая по составу, но и самая разнообразная в современном симфоническом оркестре.
Сейчас в нее входят литавры, большой и малый барабаны, тарелки. Кроме них встречаются бубен или тамбурин, гонг, треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, виброфон.
Только некоторые среди этих очень разных инструментов обладают звуками определенной высоты.
Древнийлитофон
Слово «литос» значит «камень». Как играли на литофоне? Очевидно, ударяли поочередно по одному из камней каменной же колотушкой. Длинные камни издавали низкие звуки, короткие—более высокие.
Ударные инструменты современного симфонического оркестра
Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон.
С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных
обрядов.
Литавры – один из древнейших ударных музыкальных
инструментов. Так называют обычно парные большие
котлообразные барабаны с одной мембраной.
Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Тремоло, которое может достичь огромной частоты, напоминает раскаты грома .
Он представляет собой металлический прут, согнутый в форме равнобедренного треугольника. Треугольник не является замкнутым – в одном из его углов концы прута находятся близко друг к другу, но не соприкасаются.
Тарелки - ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Они представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов.
Тарелки известны с древнейших
времен, встречаясь в Китае,
Индии, позже в Греции и Турции.
Основные приемы игры: удары
различными палочками и
колотушками, удары тарелок
друг о друга (парные тарелки),
игра смычком.
Гонг — старинный ударный
музыкальный инструмент,
представляющий собой
свободно подвешенный на
опоре вогнутый металлический
диск большого размера.
В симфоническом оркестре возможно использование нескольких гонгов различного размера и высоты звучания.
Гонг традиционно используется в качестве финального аккорда в некоторых симфонических произведениях.
Название ксилофон можно перевести с греческого примерно как «звучащее дерево» или «звук дерева».
Пластины выкладываются в определённом порядке, который зависит от частоты звука: слева располагаются более низкие ноты, а справа более высокие. По такому же принципу расположены клавиши фортепиано. Играют на ксилофоне при помощи деревянных палочек.
Колокола - ударный инструмент
симфонического оркестра.
Набор 12—18 цилиндрических
металлических трубок диаметром
25—38 мм, подвешенных в раме-
стойке (высота около 2 м).
Ударяют колотушкой, головка
которой обтянута кожей.
Диапазон 1—1,5 октавы.
Современные колокола снабжены
демпфером. В оркестре
колокола имитируют колокольный звон.
Изобретены в 1893 г. англичанином
Герингтоном.
Кастаньеты
Кастаньеты были известны еще в Древнем Египте и в
Древней Греции. Существует множество версий о том, как кастаньеты оказались в Испании. Одни считают, что испанцы заимствовали их у завоеванных ими мавров. Другие говорят, что кастаньеты привез в Испанию Христофор Колумб после того, как открыл Америку. Третьи считают кастаньеты наследием Древнего Рима: там этот инструмент использовали андалузские танцовщицы.
Кастаньеты —инструмент, представляющий собой две вогнутые пластины, в верхних частях скрепленные шнурком. Пластины изготавливались из твердой древесины (черное дерево, каштан, палисандр).
Кастаньеты крепятся шнурками на больших пальцах рук и по ним ударяют другими пальцами, ладонью либо другими кастаньетами, отбивая различные ритмы.
Духовые инструменты
Так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке.
Одни из них прямые и сравнительно короткие. Другие длинные, для удобства «свернутые».
Одни изготовляются из дерева, другие - из металла.
.
Считается, что большинство духовых инструментов имеют
общих предков, коими являются камыш и раковина.
Древние люди применяли большие раковины моллюсков,
стволы деревьев (полые внутри) и тростника для получения
необычных (для того времени) звуков. Такие первобытные
трубы помогали устрашать врагов во время войн, собирать
все племя вместе, когда это было необходимо, подавать
другие звуковые сигналы.
.
.
.
Этот музыкальный инструмент можно назвать одним из самых первых, которые начал использовать человек.
На Руси труба была известна с глубокой древности.
В летописи записи о трубе датированы 10 веком. Трубы
применяли для управления войском, в княжеских охотах,
в языческих праздниках и обрядах.
В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии.
В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах. В крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
Деревянные духовые инструменты современного симфонического оркестра
Слово «флейта» очень древнее. Так называли все духовые музыкальные инструменты. Принято считать, что прототипами флейты были примитивные духовые инструменты древних народностей Это были деревянные, тростниковые или костяные трубки с несколькими отверстиями, которые закрывались пальцами исполнителя.
вид инструмента-прототипа флейты назывался «косая» или «поперечная» флейта. Он состоял в дальнем родстве с античной флейтой Пана.
Струнные смычковые инструменты
Струнно-смычковые музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, в которых звук появляется при ведении смычка по натянутым струнам. Смычок - трость с натянутыми конскими волосами, используемая для извлечения звука на струнных инструментах.
Струнно-смычковые музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, в которых звук появляется при ведении смычка по натянутым струнам.
Смычок - трость с натянутыми конскими волосами, используемая для извлечения звука на струнных инструментах.
Считается, что родиной смычковых инструментов была Индия.
Считается, что родиной смычковых инструментов была Индия.
Самым первым струнным инструментом был лук. Многие африканские племена пользовались им только в качестве музыкального инструмента. А жители Новой Гвинеи играют на луке смычком.
Старинные струнные смычковые инструменты
Струнные смычковые инструменты современного симфонического оркестра
Скрипка относится к струнно-смычковым инструментам, то есть извлекают звук из этого инструмента при помощи смычка.
. Родиной этого инструмента является Италия.
Альтом называется низкий голос девочки или мальчика.
Диапазон его от ля малой октавы до ми-бемоль второй.
Самый низкий женский голос, контральто, раньше тоже
назывался альтом. А потом это название перешло к одному
из струнных инструментов. Может быть, потому, что тембр
его похож на контральто - мягкий, грудной, выразительный.
Самый низкий по звучанию среди
струнных смычковых инструментов,
контрабас играет очень важную роль
в симфоническом оркестре. Это своего
рода музыкальный фундамент, на
который опирается звучание всех
остальных инструментов.
Как сольный инструмент контрабас
выступает редко. На нем очень
трудно добиться остроты и точности
интонации, так как он слишком
большой и громоздкий.
Играть на нем приходится стоя или
сидя на специальном очень высоком
табурете, а для того, чтобы
заставить вибрировать его струны,
приходится приложить немалые
усилия.
Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создавшего.
Когда такой инструмент попадает в руки чувственного музыканта, все эти души и душа музыканта сливаются и происходит чудо — музыка.