Данная презентация содержит слайды и музыкальный материал к уроку музыки в шестом классе на тему "Фрески Софии Киевской" из раздела "Образы русской народной и духовной музыки"
Просмотр содержимого презентации
«Урок музыки в 6 классе.Фрески Софии Киевской»
Тема: « Фрески Софии Киевской»
концертная симфония для арфы с оркестром
Валерий Григорьевич Кикта -
Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацией.
Заслуженный деятель искусств РФ и Украины, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, лауреат премии Союза композиторов России, секретарь правления Союза композиторов России, член редакционной коллегии журнала «Балет», председатель правления Русского арфового общества, президент Фонда им. И.С. Козловского — все это звания и должности Валерия Кикты.
Вид собора
Росписи, сюжеты, размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии , его архитектура и живопись должны были утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть.
Большинство фресок Софии Киевской, среди которых преобладают единоличные изображения святых, исполнены в смелой и энергичной манере. В лицах художники всячески подчеркивают пристально устремленные на зрителя большие глаза. Поскольку в Софии Киевской греческие мастера работали бок о бок с русскими, нетрудно объяснить наличие русских черт в ряде изображений.
№ 6 «Борьба ряженых»
В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части .
№ 8 «Скоморохи»
В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.
"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):
- Орнамент 1 ;
- Зверь нападает на всадника;
- Орнамент 2 ;
- Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого;
- Михайловский придел;
- Борьба ряженых;
- Музыкант;
- Скоморохи;
- Орнамент 3.
Творческая тетрадь стр.22
Форма рондо
A + B + A + C + A ,
где А – рефрен, В и С - эпизоды
Вопросы и выводы
- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?
- Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни?
Домашнее задание
Записать размышления в рабочую тетрадь:
«В чём современность музыкальных образов, созданных В.Киктой в концертной симфонии «Фрески Софии Киевской» ?