Музыкант
Франц Йо́зеф Гайдн (31 марта 1732 г.- 31 мая 1809 г.)
Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Франц Йозеф Гайдн – один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитор, он оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений в самых разных жанрах.
Основную, наиболее знáчимую часть этого наследия, определившую историческое место Гайдна в развитии мировой культуры, составляют крупные циклические произведения. Это 104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.
Кристоф Виллибальд Глюк
Искусство Гайдна родственно по своему стилю искусству Глюка, но круг его образов и концепций имеют свои особенности. Высокая трагедия, античные сюжеты, которые вдохновляли Глюка – не его область. Ему ближе мир более обыденных образов и чувств. Возвышенное начало вовсе не чуждо Гайдну, только он находит его не в сфере трагедии. Серьезное раздумье, поэтическое восприятие жизни, красота природы – все это становится возвышенным у Гайдна.
Творческий путь Гайдна продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы – от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена.
С детских лет Гайдн мог слышать музыку разных национальностей, поскольку среди местного населения Рорау были и венгры, и хорваты, и чехи. Семья была музыкальной: отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе.
Обратив внимание на редкие музыкальные способности своего сына, отец Гайдна отправляет его в соседний городок Хайнбург к своему родственнику (Франку), служившему там ректором школы и регентом хора. Позднее будущий композитор вспоминал, что получал у Франка «больше тумаков, чем еды»; тем не менее, с 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.
Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене . Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).
Постоянное участие в исполнении музыки – не только церковной, но и оперной – более всего развивало Гайдна.
1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене
Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал, скитаясь без постоянного пристанища и перебиваясь случайными заработками
Купив у букиниста несколько книг по теории музыки, Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.
Среди самых ранних сочинений 19-летнего Гайдна – зингшпиль «Хромой бес», написанный по предложению известного венского комика Курца (утерян). Со временем его знания в области композиции обогатились благодаря общению с Никколо Порпорой, известным итальянским оперным композитором и педагогом по вокалу: Гайдн некоторое время служил у него аккомпаниатором.
Постепенно молодой музыкант приобретает известность в музыкальных кругах Вены. С середины 1750-х годов его часто приглашают для участия в домашних музыкальных вечерах в доме богатого венского чиновника (по фамилии Фюрнберг). Для этих домашних концертов Гайдн написал свои первые струнные трио и квартеты (всего 18).
В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.
На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала – вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. В его обязанности входило не только сочинение музыки.
Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. Однако возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все его произведения, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайдна принять предложение Эстергази.
Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство гайдновских симфоний (в 1760-е годы ~ 40, в 70-е ~ 30, в 80-е ~ 18), квартетов и опер.
Музыкальная жизнь в резиденции Эстергази была по-своему открытой. На концертах, оперных спектаклях, торжественных приемах, сопровождаемых музыкой, присутствовали знатные гости, в том числе иностранцы. Постепенно известность Гайдна вышла за пределы Австрии.
Его произведения с успехом исполняются в крупнейших музыкальных столицах. Так, в середине 1780-х годов французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских» (№№ 82-87, они были созданы специально для парижских «Концертов Олимпийской ложи»).
Поздний период творчества .
В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг., появились 3 последние симфонии Моцарта ). Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.
Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.
Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .