Формирование сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся
Формирование сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся
Переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования предполагает взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности, что в полной мере позволит реализовать требования ФГОС общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся»
Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию. (Марк Твен)
Формирование сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся
Выполнил: Чернов Николай Тихонович,
Педагог дополнительного образования структурного подразделения Детская школа искусств ГБОУ
СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала
УДОД - один из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей.
Переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования предполагает взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности, что в полной мере позволит реализовать требования ФГОС общего образования.
« Образовательные учреждения ДОД должны включаться в реализацию программ внеурочной деятельности, осуществляемых в рамках новых ФГОС ООО. При этом могут использоваться возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, в том числе на основе государственного (муниципального) задания »
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования».
Школе не всегда представляется возможным самостоятельно обеспечить в полной мере организацию образовательного процесса и отбор содержания курсов по заданным направлениям внеурочной деятельности.
Следовательно, стратегически грамотным решением руководителей ОУ будет построение сетевого взаимодействия с УДОД. ОУ и УДОД должны составить целостную разноуровневую систему в рамках единого социокультурного и образовательного пространства своего региона .
При внедрении сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности школьников, необходимо:
изучить потребности детей и запросы родителей;
учесть принцип свободного выбора ребенком направления внеурочной деятельности;
создать единую базу занятости детей в дополнительном образовании;
скоординировать реализацию ФГОС не только в стенах школы, класса;
разрабатывать учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС с участием УДОД;
проанализировать кадровый состав для обеспечения более высокого уровня качества образования.
Взаимодействие общего образования и УДОД для реализации новых образовательных стандартов:
даст возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и предметные результаты;
дополнит цели, содержание, формы организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;
обеспечит специалистами в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности;
создаст материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же
(Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Определение основных понятий
Программа внеурочной деятельности
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования
(273-ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14).
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.
(http://standart.edu.ru/)
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Определение основных понятий
Программа внеурочной деятельности
Д ополнительная образовательная программа - дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки )
(273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4).
Программа внеурочной деятельности(как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования)– перечень требований и организационных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности
( http://standart.edu.ru/ ; Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Описание целевых ориентиров
Программа внеурочной деятельности
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом и т.д.
Образовательная деятельность по программам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Описание результатов реализации программ
Программа внеурочной деятельности
Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как:
результатыобучения,
результатыразвития,
результатывоспитания.
Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как:
(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» ( в период разработки и утверждения новых федеральных требованийк структуредополнительных образовательных программ)
результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений;
результаты второго уровня – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;
результаты третьего уровня – получение школьником опыта самостоятельного социального действия
(ФГОС общего образования)
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Типология программ
Программа внеурочной деятельности
Типология дополнительных общеобразовательных программ
(в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)
По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы , дополнительные предпрофессиональные программы .
Типология программ внеурочной деятельности
(в соответствии с ФГОС общего образования)
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Типология программ
Программа внеурочной деятельности
По содержанию:
- дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям :
технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристско-краеведческой,
социально-педагогической;
По содержанию : программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности:
общекультурному,
общеинтеллектуальному,
социальному,
духовно-нравственному,
спортивно – оздоровительному.
Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы
области искусств,
в области физической культуры и спорта .
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Структура программ
Программа внеурочной деятельности
Структура дополнительной общеобразовательной программы
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно - тематический план
Содержание курса
Методическое обеспечение
Список литературы
Структура программы внеурочной деятельности
(нормативно не закреплена)
1 вариант(основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение»)
Введение
Перечень основных разделов с указанием часов
Описание содержания занятий
Характеристика результатов (3-х уровней)
2 вариант(основа – структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)
Пояснительная записка
Особенности форм работы
Тематическое планирование
Содержание программы
Формируемые универсальные учебные действия
Планируемые результаты (3-х уровней)
(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» ( в период разработки и утверждения новых федеральных требованийк структуредополнительных образовательныхпрограмм) )
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Реализация программ
Программа внеурочной деятельности
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются,вобразовательныхорганизациях дополнительногообразования,прежде всего,
осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1),
а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
Программы внеурочной деятельности реализуютсятольков образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей , инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.
Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно
(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Период реализации программ
Программа внеурочной деятельности
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ
(ООП ФГОС общего образования).
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле (по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения
Дополнительная образовательная программа
Экспертиза и утверждение программ
Программа внеурочной деятельности
Дополнительная обще образовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня.
Дополнительная обще образовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе)
(273-ФЗ; Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» ( в период разработки и утверждения новых федеральных требованийк структуредополнительных образовательных программ) .
Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.
Программа внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации
(273-ФЗ; требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено).
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.
« Сфера ДОД создает особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны»
(ПроектМежведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
«Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей технологий будущего»
(ПроектМежведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года )
В своем обращении Федеральному собранию 04.12.14 г. В.Путин отметил следующее:
"Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного дополнительного образовани я. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности.
Талантливые дети – это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах, а у нас таких детей немало.
Прошу Правительство и регионы обратить внимание на эту проблему, предложить финансовые и организационные механизмы ее решения. Главное, у ребенка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты"
Общая задача:
не искать пути подмены дополнительного (внешкольного) образования внеурочной деятельностью, а активно сотрудничать, сохраняя все положительное, что было накоплено за более чем 90 лет существования системы дополнительного образования детей
Три аспекта сетевого взаимодействия.
1 .Сеть как система взаимодействия ее участников- образовательных учреждений и других субъектов.
2.Совместная образовательная программа, в том числе программа внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов.
3.Сетевое взаимодействие для обучающегося: разработка его индивидуального образовательного маршрута доступна ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.
Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.
Марк Твен
Телевидение делает нас образованнее. При виде включенного телевизора я ухожу в соседнюю комнату и принимаюсь за чтение.
Граучо Маркс
Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий.
Дмитрий Писарев
Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, необразованный ребенок. Джордж Сантаяна