Просмотр содержимого документа
«Учебно-воспитательная работа педагога ДШИ в классе баяна, аккордеона»
Доклад
«Учебно-воспитательная работа педагога в классе»
Основные элементы современного педагогики – воспитание, образование и обучение – составляет единое целое в процессе воспитания молодого музыканта-исполнителя.
Моральный облик ученика, его взгляды и убеждения, его отношение к музыке в значительной степени складывается под влиянием педагога. Под влиянием педагога формируется и дисциплина ученика, его отношение к изучению других предметов, отношение к окружающим и т. п. Преподаватель должен всемерно воздействовать на ученика и добиваться повышения его успеваемости по всем предметам. Плох тот педагог, который будет пренебрегать общей успеваемостью своих учеников ради успеха занятий по специальности.
Воспитательную роль играют значения, которые педагог передаёт ученику в процессе преподавания. При этом личность педагога имеет огромное значение. Влияние педагога на учащегося целиком зависит от его авторитета. Как говорил классик русской педагогики Ушинский: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательская сила изливается только у живого источника человеческой личности». Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро ни был он продуман, не может заменить личность в деле воспитания. Решающее значение в создание и укрепление авторитета имеют идейно-политические убеждения педагога его общественная репутация, принципиальность, любовь к своему делу и к ученикам искренность и простота. Неотъемлемым качеством педагога является сила воли, умение до конца осуществлять свои требования. Лучше не высказывать их, но добиваться выполнения и не изменять, ибо колебания времени ученик будет воспринимать как признаки слабохарактерности педагога. Сила воли проявляется также в выдержке и терпении. Необходимо взвешивать каждое слово, избегать каких бы то ни было внешних эффектов высокомерия, многословия, грубых выражений, самовосхваления, надо уметь владеть своими чувствами, настроением, особенно в раздражённом состоянии. В своих отношениях к ученику педагог не должен быть сухим. Как и всякий человек, он переживает успехи и неудачи, может радоваться, грустить, гневаться и т. д. Однако всегда должен контролировать своё поведение. Педагогу необходимо развивать свои педагогические способности, чтобы уметь просто, ясно и коротко излагать материал, понимать ученика, находить правильное решение в любом положении. Отрицательно влияет на авторитет педагога его необъективность в отношении к работе своих воспитанников, когда он не скрывает своих симпатий к более одарённым ученикам, а занятия с менее одарёнными ведёт формально, безразлично, без творческого подъёма. Вполне понятно, что работа с одарёнными учениками приятней, чем с посредственными, однако педагог не должен отдавать преимущество одному перед другими, так как это может пагубно сказаться на авторитете педагога и на успехах учащегося, который может потерять уважение к педагогу и желание заниматься. Менее способному ученику нужно объяснять более терпеливо, находить наиболее доступные способы для передачи ему своих знаний. Занятия с учениками средних способностей больше совершенствуют педагогическое мастерство. Помня об этом, следует одинаково настойчиво работать с каждым учеником класса. Обязанность педагога – создавать на уроках творческую деловую обстановку. Ни в коем случае нельзя вносить в занятия формальный пафос, вести их в искусственно-приподнятом тонусе, забрасывать ученика частыми замечаниями, которые тот не успевает осознать, а тем более выполнить.
Центральное место в создании авторитета занимает квалификация педагога как музыканта-исполнителя. Учащиеся с большим уважением и симпатией относятся к педагогу с высоким исполнительскими качествами. Но педагог должен быть примером для учащегося не только как музыкант, а как человек, потому что моральный облик его должен быть безупречен. Одним из средств воспитания является репертуар. Хорошо продуманный педагогом, он помогает воспитывать в ученике чувство патриотизма, являющееся высшим моральным чувством русского человека. Любовь к русской музыке и музыке братских народов педагог может привить учениками, если будет воспитывать их музыкальный вкус на народной и классической музыке, а также на лучших произведениях русских композиторов. Учащийся обязан ясно представлять себе содержание исполняемого произведения, в чём должен помочь ему педагог, и ищет достаточно технических средств для правдивой и убедительной его передачи. Имея всё это, ученик сможет глубже раскрыть содержание произведения средствами, доступными его инструменту. Но и при самом добросовестном отношении к своему делу со стороны педагога ученик не достигнет все же необходимых результатов, если сам не будет работать сам настойчиво, упорно, вдумчиво и сосредоточено. Поэтому одна из главных задач педагога – привить ученику любовь к труду, настойчивость и волю.
Подготовка педагога к уроку
Как учит педагогика “урок представляет собой нечто целое и закопчённое, но каждый отдельный урок является лишь звеном в цепи уроков, объединённых общей елью, общими задачами и содержанием”. От подготовки к уроку зависит его качество. Педагог должен хорошо осознавать цель каждого урока, его связь с предыдущими и последующими уроками. Преподаватель должен установить объём материала, который ему необходимо пройти с учащимся на уроке.
Для успешного проведения урока необходима тщательная подготовка: анализ, редактирование и проигрывание всего учебного материала. Под редактированием следует понимать подробное и внимательное обозначение в нотах динамических оттенков, штрихов, аппликатуры и т. д. В подготовку к уроку входит также исполнение педагогом учебного материала. Если педагог не сохранил своей исполнительской квалификации, не может сыграть произведение и ощутить его художественные и технические трудности, он рискует поставить перед учеником неосуществимые требования. Важное место в подготовке к уроку принадлежит также анализу гармонического языка и структуры произведения. Всё это даёт педагогу возможность всегда, когда нужно, помочь ученику в разборе произведения и преодолении художественных или технических трудностей.
Планирование урока
Чёткое планирование делает урок целеустремлённым, даёт педагогу возможность использовать каждую минуту рабочего времени. В плане урока педагог предусматривает очерёдность заданий в работе с учащимся над учебным материалом, а также приёмы педагогического воздействия. Это е означает, что в плане не могут быть внесены изменения, вытекающие из конкретных обстоятельств урока, иногда план приходится коренным образом изменить. Однако предварительный план педагога всегда должен быть ступенью к созданию более совершенного. Планирование очередного урока должно целиком основываться на подведении итогов предыдущего, должны учитываться все его плюсы и минусы. Педагог должен отметить, на какие стороны необходимо обратить особое внимание на следующих уроках, какой дополнительный художественный или технический материал нужно ввести. Составляя план, необходимо предусмотреть формы отношений с учеником, чтоб вызвать его заинтересованность к содержанию урока. Если педагог равнодушно относится к изучаемому материалу, то ученик быстро это почувствует, а его интерес к уроку ослабеет, а то и вовсе исчезнет. Значит, урок нужно строить как можно более интересно и разнообразно. В начале урока следует уделить внимание и таким видам работы, как чтение нот с листа, игра на слух. Хороший педагог всегда думает сочетать творчество на уроке со строгим планированием.
Структура урока
Обучение на уроке тесно связано с домашними заданиями. Педагог подводит итог выполненной учеником работы за период, прошедший от предыдущего урока, даёт ему творческий импульс и обеспечивает материалом на дальнейшее время. От навыков, привитых ученику на уроке, зависит продуктивность его самостоятельной работы, потому урок надо строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной. Воспитывая в ученике навыки самостоятельности в работе, педагог направляет его на сознательное усвоение знаний и является одним из основных принципов современной педагогики. Занятия начинаются проверкой выполнения домашнего задания и правильности приёмов, применяемых учеником. Её можно производить не только в форме прослушивания, но и в форме устного отчёта учащегося, либо путём постановки отдельных контрольных вопросов. Недостаточно разобранную пьесу не всегда нужно слушать полностью, в зависимости от того, на какой стадии находится, и разучивание можно ограничиться прослушиванием отдельных мест. Своего педагога ученик считает высшим музыкальным авторитетом, мимо внимания которого не может пройти ни одна шероховатость. Поэтому вполне естественно волнение, испытываемое учеником во время исполнения произведения. Состояние необходимое при этом сосредоточенности и собранности способствует воспитанию исполнительских качеств.
Слушая ученика, педагог отмечает недостатки его исполнения, восстанавливает в памяти свои указания и если какие-либо из них не выполнены, выясняет, почему именно.
Исходя из результатов проверки, педагог вносит поправки в ранее составленный план урока, а то и целиком меняет его. Очень важно привить учащегося умение сначала обдумывать или мысленно охватывать всё задание, чтобы своим внутренним слухом, как можно более реально представлять звучание того, что предстоит воссоздать этот навык можно воспитать, если не позволять ученику играть произведение без предварительного обдумывания. Обдумывая произведение, он должен вспомнить все замечания педагога, а также все трудности, которые ему предстоит преодолеть во время исполнения.
Не менее важно приучить ученика к заключительному обдумыванию. После исполнения произведения учащийся должен уметь мысленно воссоздать его, вспомнить, что вышло удачно, и какие детали остались недоработанными. Чтобы воспитать такое самокритическое отношение к своей работе, полезно после прослушивания произведения на уроке спрашивать ученика о допущенных им ошибках. Во второй части урока педагог подводит итоги проверки домашнего задания и даёт новые задания в форме инструктажа, который проводится в виде устных указаний или замечаний, а также путём разъяснений с показом на инструменте.
В конце урока педагог подытоживает его результаты и даёт учащемуся конкретное задание на дом, чтобы тот знал, как и над чем ему работать до следующего урока.
Методы преподавания
В классе методы преподавания могут быть различными.
При проверке домашнего задания рекомендуется:
Метод прослушивания материала.
Метод устного отчёта учащегося.
При изложении нового материала и его закреплении применяются другие методы:
Метод инструктажа (устное разъяснение материала, разъяснение с показом на инструменте).
Метод тренировки.
Наиболее распространённым является метод тренировки. Важно только, чтобы этот метод не был единственным, а имел сочетание с другими.
При использовании метода тренировки руководство, направления работы и инициатива принадлежит педагогу.
На уроке педагог добивается от ученика выполнения всех своих указаний в преодоление художественных или технических трудностей и по возможности стремится закрепить это. Может быть несколько приёмов тренировки. Например, такой приём, когда педагог каждый раз перед повтором указывает ученику на недостатки в его исполнении. В других случаях можно делать попутные замечания ученику, е прекращая его игры. В некоторых случаях, заметив шероховатость или неточность исполнителя, педагог останавливает ученика. Эти приёмы в музыкальной педагогике называют: направляющие указания, попутные замечания, поправочные остановки. Все они тесно связаны между собой и в процессе тренировки органически сочетаются.
Делая направляющие указания, педагог ставит перед учащимся определённые задачи в отношении исполнителя всего произведения.
Попутные замечания должны быть немногословными и своевременными, чтобы учащийся не прекращая игры, успевал их выполнять. Например, следует заблаговременно предупредить ученика, что будет крещендо или диминуэндо и т. д. Во время игры попутные замечания делаются в виде подсчёта и тактирования или скандирования ритмического рисунка. Нередко случается, что ученик плохо считает под собственную игру. Чтобы устранить этот недостаток, ему полезно считать под игру педагога.
Применяя приём поправочных остановок, когда ученик допустил ошибку, следует помнить, что ошибки могут быть случайные и укорениться. Прежде чем применить поправочную остановку, надо прослушать всю пьесу и пометить, на что следует обратить внимание исполнителя. Исправление, укоренившихся ошибок требует длительного, кропотливого труда. Исправлять ошибки лучше всего путём повторения данного места, добиваясь с каждым разом лучшего исполнения. Необходимое количество педагог должен определить сам. Можно облегчить исполнение путём снижения темпа. Для исправления ошибки с успехом применяется также показ на инструменте.
Работа над музыкальным произведением
Начинается разучивание музыкального произведения с предварительного проигрывания, необходимое для общего ознакомления с произведением. Учащийся прослушивает его в исполнение педагога, во время проигрывания надо придерживаться темпа, установленного автором, не допуская множество поправок и остановок, чтобы не прерывать общего мнения музыки. После общего ознакомления с произведением начинается его детальный разбор. Ученик очень медленно проигрывает произведение, останавливается на всех трудных местах, чтобы осознать их, глубоко важен текст. Он должен абсолютно усвоить нотный текст, разобраться в строение произведения, обязанность педагога следить, чтобы ученику было понятно всё до мельчайших подробностей, чтобы он не допускал ритмических неточностей, чтобы аппликатура строго выдерживалась. Когда всё это будет закреплено, начинается новая стадия – техническая отделка произведения. В период технической отделки произведения главная задача педагога и учащегося – окончательно определить технические приёмы для лучшего воплощения авторского замысла.
Чтобы ученик не потерял целостного представления о произведении, следует работу над деталями чередовать с проигрыванием больших отрывков и всего произведения. Ни в коем случае нельзя допускать разгруппирования произведения по тактам, то есть выучивать один такт за другим. Разрывая музыкальную фразу, учащийся теряет ощущение целого. Чтобы наиболее полно почувствовать и понять каждую мельчайшую художественную и техническую особенность произведения, учащийся должен уметь сыграть его без ошибок в очень медленном темпе. Тот, кто умеет сыграть в таком темпе, меньше сбивается во время публичных выступлений. Техническая отделка произведения, усвоение его содержания, то есть выразительная игра, и выучивание наизусть происходит почти одновременно. Чтобы выученное произведение надолго и прочно сохранилось в памяти, надо уметь играть его без нот, начиная с любого места, по требованию педагога, а также исполнять его в указанном темпе.
Перед выступлением с только что выученным произведением, нужно чаще играть в обстановке близкой эстрадной. Создать такую обстановку можно и в классе, организуя прослушивание учеников в присутствие их товарищей. Выученный учащимся репертуар педагог всё время должен держать в поле своего зрения. Необходимо наряду с изучением новых произведений систематически возвращаться к ранее усвоенным, неуклонно повышая качество их исполнения.