kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.М. Майкапар и его фортепианный цикл "Бирюльки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа посвящена творчеству выдающегося советского композитора, пианиста, педагога С.М.Майкапару и его самому популярному циклу фортепианных пьес для детей "Бирюльки".

 Рассмотрены история создания цикла, его особенности.  Даны методические рекомендации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С.М. Майкапар и его фортепианный цикл "Бирюльки"»

Детская школа искусств №3 г. Ижевск









ДОКЛАД

С. М. Майкапар

и его фортепианный цикл

«Бирюльки»



Преподаватель

Зверчукова И.М.











2016г.







С. М. Майкапар

и его фортепианный цикл «Бирюльки»



Введение

Самуил Моисеевич Майкапар (1867-1938) - известен широкому кругу музыкантов прежде всего как советский композитор, который всё своё творчество посвятил созданию только детской и юношеской музыки. Это еще и выдающийся советский педагог, пианист, автор учебно-методических работ, внесший огромный вклад в развитие детского и юношеского музыкального образования. Основной принцип всего творчества С.Майкапара, который он воплощал всю свою творческую жизнь, - что «требования маленьких художников те же, что и у взрослых исполнителей» и что «для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше».

С.Майкапар стремился культивировать и развивать в детях высокий художественный вкус и предъявлял к их исполнению предельно доступные требования. Качества, которые характерны для С.Майкапара как детского композитора - это жизненность и образность, простота и лаконизм, законченность формы, органичная связь с инструментом. Он находил музыкальные образы и интонации, близкие ребенку; через образность своих пьес для начинающих он учил любить музыку. Подавляющее большинство пьес С.Майкапара - это программные произведения. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учету особенностей детского игрового аппарата пьесы С.Майкапара прочно вошли в репертуар маленьких пианистов. Методическая ценность его пьес состоит в последовательном знакомстве ребенка с возрастающими техническими трудностями. Ребята, которые учатся играть на фортепиано, с удовольствием исполняют его пьесы, которые отличаются простотой, образностью и красочностью.

Детям нравятся его яркие образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного пианиста, не игравшего или, в крайнем случае, не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьесы С.Майкапара.

Творческий путь С.М.Майкапара


Самуил Моисеевич Майкапар родился в 1867 года в городе Херсоне. Его детские годы прошли в Таганроге. В семье кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой, унаследовав музыкальные способности от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Музыкой маленький Самуил начал заниматься с 5 лет. А в 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. Но в семье было решено, что Самуил станет юристом.

В 1885 году, по окончании гимназии, Майкапар уехал в Петербург, где поступил на юридический факультет университета и одновременно в консерваторию, в которой начал обучение в классе фортепиано, а в дальнейшем стал посещать также класс теории композиции. Окончив юридический факультет университета, он короткое время пробовал заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что соединить занятия музыкой с юриспруденцией невозможно. После окончания консерватории Майкапар по совету Антона Рубинштейна для усовершенствования уезжает в Вену, где стал заниматься у знаменитого педагога-пианиста Теодора Лешетицкого, занятия с которым он впоследствии подробно описал в своей книге "Годы учения».
В 1901 году Майкапар переехал в Москву, и затем в Твери открыл музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

С этого времени уже определилась многосторонняя деятельность Майкапара как композитора, исполнителя, педагога и научного работника. В этот период им были сочинены н изданы несколько романсов и фортепианных пьес, из числа которых выделяются "Маленькие новелетты", опус 8, получившие впоследствии широкую известность как ценные пьесы педагогического репертуара.

В Москве успешно проходят концерты Майкапара, выходит его книга "Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития", в которой он первым в русской музыкально-педагогической литературе поставил вопрос о внутреннем слухе как основе обучения игре на музыкальных инструментах.

Но жизнь в Твери и педагогическая работа в этом провинциальном городе не удовлетворяли молодого композитора и пианиста. И Майкапар вновь отправляется в Берлин и в Лейпциг. Музыкальная жизнь в Берлине била ключом, в городе жили крупнейшие музыканты-исполнители,а Лейпциг представлял интерес как центр научной музыкальной мысли. Проживая в этих двух городах, Майкапар посещал концерты, изучал литературу, знакомился с композиторами, музыковедами и исполнителями. Параллельно проходили его собственные концертные выступления и также успешно, хотя и скромно, протекала его педагогическая работа.

В 1910 году С.М.Майкапар получил за подписью А. К. Глазунова телеграмму, в которой тот приглашал его на работу в Петербургскую консерваторию. И с осени Майкапар уже приступил к занятиям. Начав работу в качестве преподавателя, он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 году - профессором по классу специального фортепиано.

Почти двадцать лет С.Майкапар вел педагогическую работу в Петербургской, затем - Ленинградской консерватории, одновременно выступая в концертах, сочиняя музыку и занимаясь научной работой. Наиболее значительным исполнительским достижением С.Майкапара было проведение им в 1925 году Цикла из семи концертов, в которых он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительство, которое С.Майкапар всегда любил, оставалось для него основой всех других видов деятельности - композиции, педагогики, научной работы.

Из числа сочинений С.Майкапара, созданных в дореволюционное время, большой интерес представляют фортепианные миниатюры - "Пастушеская сюита" из шести номеров, "12 альбомных листков", "Театр марионеток" из семи номеров. Однако подлинным триумфомС. Майкапара как композитора для детей стали "Бирюльки" - цикл пьес, созданный уже после революции.
За время педагогической работы в Ленинградской консерватории С.Майкапаром было выпущено свыше сорока пианистов, в дальнейшем ведущих преимущественно педагогическую работу в музыкальных учебных заведениях Ленинграда и др.областей. В собственной педагогической работе С.Майкапар был последователем школы выдающегося педагога-пианиста Теодора Лешетицкого. 20-е годы были ознаменованы ломкой многих педагогических принципов консерватории. Сопротивление радикальным реформам создало С. Майкапару репутацию консерватора, но на самом деле за этим консерватизмом стояли боль и радение о высоком профессионализме. Наиболее характерные черты школы Лешетицкого, которым следовал Майкапар:

  1. культура певучего звука;

  2. яркая пластическая динамика;

  3. принцип фразировки;

  4. отлично выработанная виртуозная пальцевая техника, получившая новые возможности в связи с введением «рессорных» кистевых приемов.

  5. ясность, лаконичность, уравновешенная стройность изложения.


Доведя последних студентов до выпуска, С.Майкапар в 1929 году оставил работу в консерватории. Сохранившиеся силы он отдал музыкальному творчеству и литературным трудам.
В 1934 году в Ленинграде был организован конкурс юных дарований, в котором участвовали дети-музыканты в возрасте от семи до шестнадцати лет. С.Майкапар был в составе жюри конкурса и, слушая юных пианистов, мог лично убедиться в популярности своих сочинений. Более половины выступавших детей играли его фортепианные пьесы.

В последние годы жизни С.Майкапар особенно много уделял методической работе. До сих пор представляют ценность его статьи "Творчество и работа музыкального исполнителя по данным опыта и в свете науки»", «Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания», лекции "Как работать на рояле".

Всю жизнь проводя за роялем и за письменным столом, С.Майкапар не уставал трудиться до конца дней и умер 8 мая 1938 года, накануне выхода в свет своей книги «Почему и как я стал музыкантом», названной при издании «Годы учения».



Цикл фортепианных пьес «Бирюльки»


Одним из циклов фортепианных миниатюр С. М. Майкапара, созданных для детей, причём таких, которые дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять, причем с первых лет обучения, является цикл фортепианных пьес «Бирюльки».

Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. Один из таких циклов Майкапара называется «Бирюльки».

Цикл фортепианных пьес для детей Самуила Майкапара «Бирюльки» принадлежат к числу классический произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725г.) И.С.Баха, «Детский альбом» П. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана.

Созданный в 1925 -1926 гг. цикл «Бирюльки» вот уже почти 90 лет пользуется неизменной любовью как юных музыкантов, так и педагогов. Пьесы сборника отличает все то, что отличает истинные шедевры – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей.

Сейчас мало кто знает, что такое бирюльки. Когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички – бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, палочки и другие кухонные предметы. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные. Маленькие пьески С.Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры.

А что же можно найти среди С.Майкапара? Это и музыкальные портреты, и зарисовки природы, и сказочные образы, и танцевальные пьесы. Музыке этих пьес присущи яркая образность, проникновенный лиризм, и высокая духовность. Они очень увлекательны, выразительны и красивы. С. Майкапар сумел очень тонко передать настроение ребенка, различные явления природы, разнообразные картинки из детской жизни - игры, забавы, приключения.

По своей форме «Бирюльки» - это сюита, состоящая из 26 разнохарактерных пьес для фортепиано различного содержания, объединённых художественными и методическими целями. Для удобства они поделены на 6 тетрадей по 4 пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес).

Все пьесы цикла имеют названия, они или программны, или жанрово определены. Каждое произведение отличает тематическая завершённость, цельность изображения, ясный характер изложения. Названия пьес подсказывают нам содержание миниатюры, помогая развернуться творческой фантазии. В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный образ. Темы обычно непротяжённые, но очень яркие и мелодичные. Простыми и лаконичными средствами композитору удаётся достичь почти зрительного эффекта, глубокой образной выразительности.

В «Бирюльках» нет сложных тематических разработок. В них преобладает экспозиционный тип изложения, их достоинство в самом тематическом материале, а не в его развитии. Разнообразие в повторении тем достигается путём изменения гармонического фона, смены регистра, тональности или фактуры. Примером могут послужить пьесы: «В садике», «Пастушок». И лишь иногда С.Майкапар прибегает к контрастным сопоставлениям.

Гармоническое содержание пьес предельно просто, но даже в этой простоте С. М. Майкапар добивается удивительной свежести звучания и проявляет неистощимую фантазию. Достаточно посмотреть все заключительные кадансы - при одинаковой для всех гармонической функции (D-Т) – решены они очень по-разному.

Полифоническое изложение использовано во многих пьесах («Песня моряков», «Весною»), но ярче всего оно проявилось в его фугетте, в которых можно встретить и тему в увеличении, и в обращении - всё как в настоящих фугах, только в миниатюре.

Несколько слов необходимо сказать о некоторых особенностях авторского текста. С.Майкапар дает подробные указания:

*) по разнообразнейшим штрихам,

*) по аппликатуре,

*) по характеру исполнения, например, ремарка к исполнению «Вальса» из 2 тетради «dolce grazioso», или «Всадник в лесу» (6 тетрадь) – «Allegro con fuoco e marcato»,

*) по темпу (метроном выписан в каждой пьесе),

*) по использованию педали.

Особенно хочется отметить внимание, которое уделял С.Майкапар аппликатуре. Порой кажется, что у С. Майкапара она слишком детализирована, как и излишни, с точки зрения традиционной нотной орфографии, указания «случайных» знаков. Но избыточные для зрелых музыкантов, эти указания, как показывает опыт педагогов-практиков, совершенно необходимы для еще маленьких пианистов, которым трудно всякий раз вспоминать аппликатуру, выставленную лишь при первом проведении данного музыкального материала. Кроме того, в ряде случаев авторская аппликатура в пианистическом плане дальновиднее – она знакомит с приемами, которые будут необходимы и в будущем, когда в репертуаре юного пианиста появятся истинно виртуозные произведения. Один из таких приемов, часто встречающийся у С.Майкапара и игнорируемый редакторами, - смена пальцев на повторяющейся клавише.

Точность исполнительских обозначений в пьесах С. Майкапара - одна из причин популярности их у педагогов, так как избавляет их от необходимости вносить какие-либо дополнения в печатные ноты и, вместе с тем, приучает учащихся к внимательному прочтению нотного текста со всем комплексом его нотных, буквенных и графических обозначений.

Произведения Майкапара отличают легкость, удобство, приспособленность к детской руке. Так плавность мелодической линии соединяется в его пьесах для начинающих с расположения руки в одной позиции, где соседние ноты берутся соседними пальцами. Прекрасные примеры этому – пьесы: «Пастушок», «В садике», где поступенность движения в одной позиции является замечательным приемом развития технических навыков.

Цикл «Бирюльки» С. Майкапара – уникальный цикл пьес для детей: он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «ХТК» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке.

Все пьесы рассчитаны на уровень подготовки начинающего пианиста и написаны по принципу, уже использованному многими композиторами (И-С. Бах в «ХТК», Ф. Шопен в «Прелюдиях» и «Этюдах», Д. Шостакович в «Прелюдиях и фугах»), который даёт возможность исполнителю познакомиться со всеми существующими тональностями, с диезными и бемольными знаками.

Однако конструктивный принцип построения «Бирюлек» несколько иной. Если в «ХТК» новая тональность появляется в движении от пьесы к пьесе по хроматической гамме, и таким образом легкие и трудные тональности чередуются, то в «Бирюльках» тональный план всего цикла иной. С.Майкапар предусмотрел несколько уровней членения цикла. Во-первых, весь цикл делится на три серии, во-вторых, как уже говорилось, на шесть тетрадей. К сожалению, деление на серии в современных изданиях «Бирюлек» игнорируется редакторами. Итак, I серия (тетради 1 и 2) дает пьесы начиная с тональностей без знаков до пьес с тремя диезами; во II серии (тетради 3 и 4) – то же движение от тональностей без ключевых знаков к тональностям на сей раз с тремя бемолями, и, наконец, III серия (тетради 5 и 6) охватывает пьесы в тональностях с 4, 5, 6 знаками. Причем в последней паре пьес миниатюре в тональности Фа-диез мажор (№25) соответствует пьеса в ми-бемоль миноре (№26) как тональности, энгармонически равной ре-диез минору, т.е. параллельной Фа-диез мажору. Это решение композитора опять-таки напоминает баховский прием в 1 томе «ХТК», где за Прелюдией ми-бемоль минор следует фуга в энгармонически равном ему ре-диез миноре.

Таким образом, при том, что всех тональностей 24, пьес в сборнике – 26, поскольку тональности До мажор и ля минор как исходные точки движения в диезную и бемольную стороны повторены дважды. Следует отметить, что все издания «Бирюлек» состоят из 6 тетрадей – в каждой по 4 пьесы, а в последней - 6. По первоначальному плану, однако, две последние пьесы, демонстрирующие возможности энгармонизма, составляли отдельную – седьмую тетрадь.

«Бирюльки» С.Майкапара заняли особое место в фортепианно-педагогическом репертуаре не только благодаря замечательным художественным особенностям пьес сборника, но в силу их больших методических достоинств. Ценность фортепианных миниатюр Майкапара состоит так же в легкости и удобстве голосоведения, в приспособленности к малому размеру детской руки. Нигде в его детских пьесах мы не найдем октав, взятых одной рукой, или аккордов в широком расположении. Произведения Майкапара отличает ясность, простота изложения музыкального материала. Лаконичность, завершенность музыкальных фраз легко позволяет учащемуся понять, как складываются мотивы во фразы, фразы - в предложения, предложения - в периоды, периоды - в части.

Майкапар тщательно продумывал названия пьес, стремясь пробудить фантазию детей с помощью ярких названий, наиболее полно отражающих содержание пьес.. Его пьесы можно подразделить условно на:

  1. картины и зарисовки природы: «Осенью, «Облака плывут», «Мотылек», «Весною»;

  2. звукоподражательные пьесы: «Эхо в горах», «Музыкальная шкатулочка»;

  1. образно-изобразительные пьесы: «Колыбельная», «В садике»;

  2. музыкальные портреты: «Сиротка», «Пастушок», «Маленький командир»;

  3. пьесы настроения и чувства: «Мимолетное видение», «Тревожная минута»;

  4. танцевальные пьесы: «Полька», «Вальс», «Менуэт», «Гавот»;

  5. повествовательная музыка: «Сказочка», «Романс», «Легенда»;

8)полифонические пьесы: «Песня моряков» (канон), «Прелюдия и фугетта».

Разумеется, такая тематическая классификация условна, в одном произведении могут быть смешаны разные направления.

Совершенно разные, не похожие друг на друга портреты - образы представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказывает замечательная музыка. Это «Пастушок», «Маленький командир», «Сиротка».

Вот маленький «Пастушок». Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучать, он играет на маленькой свирели. Светлый, радостный наигрыш звенит над лугами.

Использование регистров в пьесах Майкапара - один из наиболее действенных приемов фортепианной выразительности, никем из других композиторов столь часто не применявшийся. В этой пьесе Майкапар умело использует регистры инструмента. Чтобы мелодия звучала богаче, объемнее, композитор ведет ее октавами, на расстоянии четырех октав. А ученик учится свободному перемещению рук и корпуса на протяжении всего диапазона инструмента. Пьеса исполняется в достаточно подвижном темпе, легко, беззаботно. Ясное и четкое звучание шестнадцатых нот имитирует звучание свирели. Следует обратить внимание на изменение настроения в средней части пьесы. Здесь есть простор для фантазии, с чем связано изменение лада на минор. Возможно, среди ясного неба появились тучки, стал накрапывать дождь, возможно сам пастушок задумался о чем-то, вспомнил грустные моменты своей жизни.

Еще одна портретная зарисовка – пьеса «Маленький командир». Он очень воинственный, мужественный и отважный. Громким голосом он энергично отдаёт чёткие и уверенные приказы, акцентируя каждое своё слово. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или таким же друзьям-ребятишкам, как и он сам. Музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет беспрекословно выполнен, потому что он сам полон твёрдости и решимости. Пьеса имеет размер ¾, тональность До мажор. Дети работают над пьесой с особым удовольствием, т. к. им близок характер пьесы. Первоначальной задачей является точный чеканный ритм, передающий характер «маленького командира». Необходима ритмическая внимательность при исполнении затактовой ноты, т.к. при неизменности мелодической интонации длительности разнятся. Иногда ученики допускают неточности. В техническом отношении представляет трудность работа над маркатированным стаккато. Штрих должен прозвучать отрывисто, остро и коротко и максимально цепкими пальцами.

И другой портрет: музыка здесь очень грустная, печальная, тихая и жалобная. Слушая её, хочется посочувствовать тому, о ком она написана, или даже поплакать. Кажется, ребёнок грустно рассказывает что-то, жалуется на свою судьбу, нелёгкую жизнь. Пьеса называется «Сиротка». Музыка звучит печально, словно поёт одинокий сиротливый голос.

Вот какие совершенно разные, не похожие друг на друга портреты - образы представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказывает замечательная музыка.


Музыкальные пейзажи С.Майкапара посвящены всем временам года.

В пьесе «Весною» можно услышать голоса пробуждающейся природы: звон ручейков, оживленные птичьи трели. Музыка светлая, нежная, совсем как свежий весенний воздух. Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает. Небольшие серебристые ручейки струятся и переливаются на солнышке. В конце мелодия поднимается все выше, как будто солнце светит ярче, озаряя и согревая все вокруг. От этой музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками.

В «Бирюльках» С.Майкапара нет пьесы, которая бы называлась «Лето», но это время года легко узнаётся в некоторых его миниатюрах. Вот, например, «В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый летний день и детскую площадку в тенистом саду. Музыка передаёт весёлый характер детских игр.

Вслед за летом приходит «Осень». В музыке запечатлена грустная картина поздней осени, когда деревья уже сбросили свой роскошный золотой убор и перелётные птицы давно покинули родные края. Вся природа умолкла в ожидании зимы. Приглушённые медленные аккорды очень точно передают ощущение скованности, оцепенения. Только тихий моросящий дождик привносит какое-то еле заметное движение.

И вот выпал снег, наступила зима. Она принесла с собой весёлые зимние забавы, о которых и рассказывает пьеса «На катке». Снова перед нами почти живая картинка из жизни детворы. Мы слышим короткие повторяющиеся фразы, словно шаги разбега, за которыми следует долгое скольжение по льду. И снова разбег и скольжение. Так обычно двигаются начинающие конькобежцы. Музыка опять подсказывает, что перед нами не взрослый фигурист, а ребёнок. Все времена года изображены в музыке Майкапара очень разнообразно и красочно.

Все времена года изображены в музыке Майкапара очень разнообразно и красочно.

Одна из зарисовок картины природы – пьеса «Мотылек». Первоначальное ее название «Эльф». Легко представить легких нежных мотыльков, легко порхающих над цветами. Высокий регистр, прозрачность изложения точно передаёт характер перелетающего с цветка на цветок маленького мотылька.

Здесь встречается характерный для Майкапара прием – чередование рук, когда во взятые отдельно каждой рукой звуки или группы звуков объединяются в одно целое. Музыка звучит то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, робкий характер, показывает беззащитность мотылька.

Он становится то незаметным, притаившись на цветке как в окончании средней части, или, быстро вспорхнув, улететь (в конце пьесы).

Похожая по настроению – пьеса «Мимолётное видение». Какое образ здесь хотел запечатлеть композитор? Хотел рассказать о красивом нежном мотыльке, легко порхающем над цветами на лесной поляне, о птичке, волшебно светящемся светлячке или сказочном эльфе? Что здесь услышит ученик? Это зависит от его воображения.

Музыка лёгкая, воздушная, нежная и танцевальная, как будто кто-то порхает, летит. Чередуются отрывистые, лёгкие звуки и кружащие, порхающие, плавные мелодии. Музыка звучит нежно, высоко, отрывисто, очень тихо. В ней встречаются одинаковые интонации, похожие на кружение или взмахи лёгких крылышек.

В средней части мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний, более тёмный. Музыка становится настороженной, тревожной, таинственной и загадочной, звучит с остановками, осторожно, неуверенно, вопросительно.

Внезапно движение прекращается, звучит таинственная пауза - видение исчезло. Но вот опять появляется знакомая мерцающая интонация. Мелодия поднимается в высокий регистр и исчезает совсем.

Среди звукоподражательных пьес пьеса «Эхо в горах». В музыке изображаются отзвуки эха. Начало звучит бодро, громко, торжественно. А как отвечает эхо? Оно звучит таинственно, затаённо, сказочно, в низком регистре, очень тихо. Звуки эха точно повторяют мелодию, но доносятся издалека, еле слышно.

Вторая музыкальная фраза звучит чуть-чуть иначе, немного с другим ритмическим окончанием и ещё более торжественно. И эхо точно вторит этой мелодии, оно «передразнивает» ее вновь.

Если в горах громкие звуки раздаются долго, то эхо появляется, когда они умолкают, в конце. Чтобы услышать эхо, нужна тишина, нужно замолчать.

В средней части пьесы «Эхо в горах» громкая, сердитая музыка звучит без остановок, и эха не слышно. Оно доносится, когда громкая мелодия замолкает, оно вторит только ее окончанию.

Дальше мелодия останавливается часто, и эхо опять вторит каждому ее звуку, таинственно, волшебно, загадочно. В самом конце пьесы громкая, бодрая мелодия вновь долго не замолкает, и эхо вторит только ее окончанию. Оно таинственно заканчивает пьесу.

Приоткроем «Музыкальную шкатулочку». Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие, напоминают игру крошечных колокольчиков. Маленькие и волшебные, они приводят нас в сказочный мир. Если открыть крышку музыкальной шкатулочки, мы услышим мелодию – легкую, волшебную, как будто маленькая куколка танцует под эту музыку!

Мелодия звучит высоко, тихо, воздушно, игриво. Она все время повторяется и напоминает звуки механической игрушки. Начинается пьеса легко, изящно, мелодия волшебно позвякивает, позванивает, словно светящаяся на солнышке капель. К концу пьесы в аккомпанементе появляются более быстрые плавные звуки, будто слышатся какие-то шумы в механизме игрушки.

Танцевальные пьесы, которые композитор С. М. Майкапар включил в свой фортепианный цикл, производят впечатление «игрушечной» музыки и вызывают в воображении бал, но необычный, а кукольный. Представленные в цикле танцы: Полька, Вальс, Менуэт, Гавот - как никакие другие подходят для такого бала.

Вот, например, «Полька» - подвижный танец с подскоками. Слово «полька» означает полшага. Музыка «Польки» Майкапара оживлённая, жизнерадостная, лёгкая. Поскольку она звучит в очень высоком регистре, то производит ощущение «кукольности».

В отличие от польки «Вальс» - более плавный и лирический танец. Слово «вальс» означает «вращательный» и, действительно в танце преобладают кружащиеся изящные движения.

Следующий танец, «Менуэт», гораздо старше польки и вальса. Ему по меньшей мере 300 лет, и появился он во Франции. Его танцевали на балах кавалеры и дамы в напудренных париках и в нарядных одеждах, напоминающих кремовые торты. Сам танец исполнялся мелкими неторопливыми шажками и больше был похож на какую-то церемонию поклонов друг перед другом. Кавалеры галантно шаркали ножкой, а дамы приседали в жеманном реверансе. «Менуэт» из цикла «Бирюльки» звучит в сдержанном темпе, с маленькими остановками между музыкальными фразами, как будто танцующие куклы застывают на мгновенье в красивых позах.

«Гавот» - современник менуэта. Такой же изысканный и церемонный придворный танец. Одно из его движений французы в шутку называли «кривые ноги журавля»: так изящно перекрещивались прямые ноги в танце, напоминая позу птицы. Музыка «Гавота» Майкапара светлая, простодушная, в то же время изящная и грациозная. «Гавот», как и другие танцы цикла «Бирюльки», производит впечатление «игрушечной» музыки.

Все дети любят сказки - весёлые, добрые, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой...

В пьесе «Сказочка», возможно, рассказывается о царевне, томящейся в кощеевом царстве, или об Алёнушке, тоскующей о братце Иванушке, которого унесли Гуси-лебеди, или ещё о чем-то грустном.

Начинается ласково, вначале она похожа на колыбельную - неторопливую и спокойную, как будто мама или бабушка качает люльку и рассказывает сказку - чуть грустную, добрую.

Напевная мелодия звучит сдержанно, мягко, таинственно, неторопливо - все в сказке ещё впереди. Начинается одноголосно, тихо. Создаётся настроение лёгкой задумчивости, спокойной безмятежности. Вступление второго голоса оживляет картину. Спокойный темп, негромкое звучание, размеренные, ласковые интонации мелодии создают спокойный, нежный характер музыки.

Потом мелодия поднимается выше, становится более тревожной, яркой. Другая мелодия как будто успокаивает первую.

В средней части музыка звучит то вкрадчиво, затаённо, как будто задавая вопрос, то смелее, настойчивее, как бы отвечая. Как будто герой «Сказочки» должен на что-то решиться, что-то выбрать, находится на распутье ... Появившийся на мгновение мажор – как выглянувшее солнышко, как озарение, как указание главному герою на дальнейший путь.

А заканчивается «Сказочка» в низком регистре, сумрачно, таинственно, тревожно и внезапно прерываясь отрывистыми низкими звуками. Сказочка как будто осталась недосказанной…


Часто в сказках героям приходят на помощь разные волшебные вещи: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, клубочек, указывающий дорогу, скатерть-самобранка, шапка-невидимка ... Сапоги-скороходы встречаются в разных сказках, особенно у Шарля Перро. Например, в сказке «Мальчик-с-пальчик» рассказывается о том, как семимильные сапоги помогли детям спастись от Людоеда...

В пьесе «Семимильные сапоги» композитор использует большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния. Мелодия все время прыгает, скачет, летит. Музыка очень ярко изображает семимильные сапоги - она размашистая, широкая, тяжёлая, состоит из огромных скачков-прыжков, в ней много акцентов. Одни звуки отрывистые, другие плавные, как будто скороход шагает по-разному - то переступает, то летит.

Если в начале пьесы музыка полётная, тяжёлая, похожа на огромные шажищи, в ней чувствуется настроение тревоги, то в середине музыка становится более плавной, как будто скороход переступает шагами, а потом прыгает. Короткие, полётные интонации музыки, похожие на огромные прыжки, в средней части пьесы сменяются более длинными, плавными, похожими на перелёты-скачки.



Очень выразительная и глубокая по содержанию миниатюра «Романс». Здесь выражены разные настроения. Сама песенная мелодия романса задумчивая, мечтательная, грустная. Она звучит медленнее, чем вступление, и заканчивается в каждой фразе направленными вверх вопросительными интонациями. Аккомпанемент напоминает звучание гитары.

В середине пьесы мелодия звучит с волнением, беспокойством. Появившийся начальный аккордовый фрагмент меняет свою окраску, теперь он звучит в миноре. Начальная мелодия романса становится властной, решительной, но постепенно она смягчается. В заключении снова возвращается светлое настроение, и наступает успокоение, слышатся легкие, просветленные вздохи.


Произведения Майкапара - результат многочисленных проб и тщательного отбора интонаций, каждое название пьесы - не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя. Понимая, сколь важна для маленьких музыкантов образность, С.Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес. Не всегда это были первые, приходившие на ум. Так, в первоначальном варианте «Тревожная минута» называлась «Беспокойство», «Мотылек» - «Эльф», «Легенда» - «Грезы», «Весною» - «Малютка». Вместо «Гавота» поначалу была задумана пьеса «Лунный свет».

Необычайно интересно знакомство с черновиками «Бирюлек». Они красноречиво свидетельствуют о том, как рождался и созревал цикл. Предметом заботы композитора было все – от расстановки исполнительских указаний до внешнего вида издания (прижизненные издания «Бирюлек» выходили, как это и было задумано автором, в шести отдельных тетрадях, при едином их художественном оформлении).

Одни пьесы появились, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подверглись доработке и переработке. Так, не сразу появился «Маленький командир»: сначала родилась «Непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «Маленького командира». Миниатюра в фа миноре – теперь это «Семимильные сапоги» - по первоначальному замыслу имела совершенно другую идею.

Интересна сокращенная запись многих пьес в черновиках: вместо полностью выписанных повторений некоторых эпизодов композитор употребляет знаки репризы. При этом нотный текст сокращается порой вдвое, а то и больше. На это стоит обратить внимание ученика, поскольку такой способ очень упрощает выучивание произведений наизусть: психологически легче запомнить, где какие повторения, чем учить весь текст как новый материал.

К сожалению, «Бирюльки» С. Майкапара постигла обычная участь популярного произведения: они переиздавались множество раз как в нашей стране (едва ли не ежегодно), так и за рубежом – в США, Польше, Германии, Англии, Австрии, Чехии и Словакии, в других странах. При этом авторские исполнительские и методические указания – аппликатура, фразировка, педализация – приводились в искаженном виде. Каждый редактор считал возможным заменять детальные авторские исполнительские указания своими, вносить дополнения к ним при том, что автограф, хранящийся в семейном архиве, никому из них не был известен, а прижизненные издания уже давно стали библиографической редкостью.

Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «Бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, т.е. имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются «Инвенции» и «Симфонии» Баха или его «ХТК», но по изначальному замыслу «Бирюльки» задуманы как единое произведение. В этом легко убедиться, если осознать особенности конструкции цикла (тональный план), о чем подробно было сказано выше, и проиграть пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить «Инвенции» и «Симфонии» Баха, в которых каждая пьеса является одновременно как самостоятельным произведением, так и звеном в общей цепи. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес, каковой является цикл «Бирюльки», мог лишь большой мастер, кем и являлся советский композитор С.М.Майкапар.





















ЛИТЕРАТУРА:



  1. Вольман Б.Л. Самуил Моисеевич Майкапар. Очерки жизни и творчества. – Л., Советский композитор, 1963 г.

  2. Майкапар А. Мой дед – Самуил Майкапар. «Музыкальная жизнь», №12, 1994 г.

  3. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Из неизданных трудов. Изд-во «МРУ», 2006.

  4. МайкапарС.М .«Музыкальный руководитель», № 3, 2007 г.

  5. СтуколкинаГ.А. С.М. Майкапар. Путь к совершенству. СП, Композитор, 2007г., с. 32-35.

  6. Энциклопедический музыкальный словарь. Авторы-составители Б. С. Штейнпресс и И.М. Ямпольский. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1966.

  7. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор – Г. В. Келдыш. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1991.

  8. Секреты фортепианного мастерства, мысли и афоризмы выдающихся

музыкантов, М., 2001.

9. Интернет ресурсы:

*) www. Wikipedia.org/wiki

*) www. Maikapar.ru/dinasti1.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С.М. Майкапар и его фортепианный цикл "Бирюльки"

Автор: Зверчукова Ирина Михайловна

Дата: 07.03.2016

Номер свидетельства: 302912


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства