Урок знакомит обучающихся с творчеством великих композиторов - Ф. Шопена и В.-А. Моцарта. Благодаря их музыке появились многие произведения литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Руднева Надежда Владимировна»
Конспект урока. Музыка. 5 класс
Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах».
Цель: осознать связь и взаимное влияние друг на друга различных видов искусств.
Задачи:
исследовать мир музыки Ф. Шопена и В. А. Моцарта, оценив значение творчества великих музыкантов для поэтов и писателей;
наблюдать музыкальные образы в произведениях без литературного текста.
На урокемы узнаем:
как развивался жанр фортепианной миниатюры в творчестве Ф. Шопена;
мы научимся:
видеть взаимосвязь музыки и стихотворений;
мы сможем:
распознать творческий почерк Ф. Шопена и В. А. Моцарта.
Ход урока
1.Организационный момент. (Школьники входят в кабинет под звучание 1-го Концерта для ф-но с оркестром П. И. Чайковского)
Добрый день, дорогие ребята,
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна!
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
2.Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир музыки.
3.Актуализация знаний и постановка темы урока. Язык искусства бывает очень разным, и даже при отсутствии слов люди его понимают. Какие языки искусства знаете вы?
Соедините соответствующие языки и виды искусства.
Язык цвета – это
Язык движения – это
Язык пластической формы – это
Язык звука – это
Язык рифм и возвышенного слова – это
музыка
танец
поэзия
живопись
скульптура
Мир искусства – особый мир, полный ярких образов и зыбких фантазий, философских размышлений и человеческих переживаний, поиска истины и гармонии бытия. Вся суть человеческой души выражена в нём особым метафорическим языком…
Будь то язык звука, формы, пластики, танца или цвета, источник вдохновения всегда находится в сердце художника. Нередко различные виды искусств сплетаются воедино (например, музыка и танец, музыка и слово) или же являются источником вдохновения друг для друга. Стихи рождают музыку, музыка, музыканты всегда вдохновляют поэтов, писателей. Как тогда можно назвать тему нашего урока? («Писатели и поэты о музыке и музыкантах»). Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с творчеством великих композиторов, оценить значение их творчества для поэтов и писателей).
4.Изучение нового материала. Гармонии задумчивый поэт – так называют великого польского композитора Фридерика Шопена (1810–1849), творчество которого вот уже более ста лет восхищает музыкантов и слушателей.
Фридерик Шопен – очень тонкий, лирический художник-романтик, оказавший значительное влияние на мировую классическую музыку. С раннего детства он играл на фортепиано и сочинял пьесы на любимом инструменте, вызывая всеобщее восхищение. Большая часть творческого наследия Ф. Шопена – фортепианные шедевры.
Судьба композитора сложилась так, что, покинув родную Польшу, он так и не вернулся домой. Мысль о горячо любимой Родине всю жизнь терзала сердце Шопена, он всей душой стремился обратно. Несмотря на успех в модном Париже и множество друзей, среди которых были музыканты Ференц Лист и Роберт Шуман, художник Эжен Делакруа и писательница Жорж Санд, он тосковал по дому, и поэтому печальными нотками любви пронизана его музыка…
Когда в 1830 году Фридерик Шопен уезжал в гастрольный тур, друзья преподнесли ему необычный подарок: кубок с родной землёй, который он бережно хранил до самой смерти. Композитор похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а горсть родной земли так и осталась с ним. Своё сердце он завещал отвезти на Родину, в Польшу, где оно и сейчас находится в костёле Святого креста.
Жизнь Шопена, его любовь к Родине, вдохновила поэта Ашота Граши на создание стихотворения «Горсть земли» о великом композиторе. Давайте послушаем это стихотворение и «Прелюдию №7» Ф. Шопена. Прелюдия (от лат. praeludo – «играю предварительно») – вступление к музыкальному произведению или небольшая самостоятельная инструментальная пьеса.
(Ученик читает стихотворение на фоне звучащей «Прелюдии №7» Ф. Шопена))
Несмотря на присущую стилю Шопена прозрачность и элегантность, в его музыке заключена великая сила, сила любви и сила борьбы, возмущение души и протест против угнетения свободы воли. На события 1830 года, когда в Польше вспыхнуло восстание, композитор откликнулся «Революционным» этюдом, порывистым и бунтующим. (Слушание фрагмента Этюда).
Этюд в творчестве Шопена – это не учебная пьеса для развития техники исполнителя, а небольшой законченный шедевр.
Среди произведений Фридерика Шопена есть мазурки, вальсы, полонезы – танцевальные пьесы, в которых слышатся отзвуки любимой польской народной музыки.
Вальс № 7 Фридерика Шопена вдохновил поэта Льва Озерова на создание лирического стихотворения «Вальс».
(Ученик читает стихотворение на фоне звучащей музыки).
Сам Шопен очень любил музыку Моцарта, в детстве его сравнивали с маленьким Амадеем, и даже на своих похоронах композитор завещал исполнить «Реквием» Моцарта.
Трудно назвать музыканта или художника, который не восхищался бы талантом великого Моцарта.
Жизнь Моцарта вдохновила Александра Сергеевича Пушкина. на создание литературного шедевра – пьесы «Моцарт и Сальери», которую он написал в 1830 году в рамках цикла «Маленькие трагедии».
Поэт использовал легенду о смерти великого гения, согласно которой Моцарт был отравлен завидующим ему композитором Сальери. Пьеса А. С. Пушкина далека от исторической действительности, но в ней рассматриваются глубочайшие вопросы человеческого существования, этики и морали, такие как жизнь и смерть, любовь и зависть, гений и злодейство.
Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или даже на тексты нерелигиозного содержания. В реквиеме несколько частей, сейчас вы послушаете две части из «Реквиема» - «Лакримоза», что переводится как «слезный день», «оплакивание», от слова «лакри» - слеза и «Диэс ирэ» «День гнева». (Прослушивание отрывков) Какой характер у мелодии 1 ч.? (Мелодия очень красивая, возвышенная, светлая. Эта музыка правдиво передает человеческую скорбь. Музыка 2 ч. «Диэс ирэ» по звучанию мощная, динамичная, в ней слышны взогласы отчаяния, ужаса, так как она рисует грозную картину Страшного суда). Музыка «Реквиема» всеобъемлюща, трагична и вместе с тем светла. Она даёт человеку повод задуматься о вечном.
Композитор Антонио Сальери (1750–1825)был одним из самых известных музыкантов и педагогов своего времени. Однако его имя долгие годы было омрачено легендой об отравлении из-за зависти гениального В. А. Моцарта, но эта информация была опровергнута. Давайте послушаем отрывок из этой трагедии, где описана встреча двух главных героев – Моцарта и Сальери.
5.Работа по учебнику. (Школьники по ролям читают диалог Моцарта и Сальери на стр.46)
Заканчивает Пушкин трагедию словами: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Как вы их понимаете? (Школьники высказывают свои версии: Талант, одаренность должны служить добру, а не злу. Музыка Моцарта до сих пор любима, его оперы, крупные симфонические произведения звучат в концертных залах, театрах по всему миру, а по его пьесам учатся играть юные музыканты. Сочинения Моцарта несут людям радость и удовольствие).
6.Самостоятельная работа.
В каких музыкальных жанрах работал Ф. Шопен, а в каких – В. А. Моцарт? Распределите названия по соответствующим колонкам.
(Опера, симфония, реквием, этюд, вальс, прелюдия)
7.Физкультминутка. (Дыхательная гимнастика по Стрельниковой)
8.Работа над песней. На прошлом уроке мы начали разучивать песню«Любовь к России» сл. и муз. Е. Обуховой. Перед исполнением вспомним несколько правил певческой установки. Я начну произносить стихотворение, а вы должны завершить его.
1. В зале яркие огни – подбородок… (подними).
2. В зале зажигают свечи, распрямляй скорее… (плечи)
3. Запевает дружный хор, командир в нем - … (дирижер)
(Исполнение песни)
9.Творческое задание. Сейчас вы поработаетев парах. Каждая получит свою пословицу о песне. Надо рассказать, о чем говорится в пословице. Пословицы – народная мудрость, фразы, которые заставляют задуматься.
- Беседа дорогу коротает, а песня работу. (За беседой и дорога кажется не такой длинной, а с песней и работа лучше спорится).
- Всяк народ свои песни поет. (Каждый народ создает свои песни, частушки, сказки и т.)
- Из песни слов не выкинешь. (Так как песня потеряет тогда смысл и красоту).
- Какая жизнь, такая и песня. (Жизнь хороша – и песни хороши).
10. Игра «Угадай мелодию». (Школьники угадывают по начальным тактам произведения, прозвучавшие на уроке).
11.Контороль за усвоением знаний обучающихся.
1.На каком языке написан «Реквием» В. А. Моцарта? (На латинском)
2. Какого поэта вдохновила жизнь и смерть В. А. Моцарта на создание пьесы «Моцарт и Сальери»? (А. С. Пушкина)
3. В каком городе жил Ф. Шопен, после того как вынужден был покинуть Польшу? Композитор похоронен в этом же городе. (В Париже, во Франции)
4 . В какой стране находится сердце Ф. Шопена? (На своей Родине, в Польше)
5 . Какого поэта «Вальс» № 7 Ф. Шопена вдохновил на создание стихотворения «Вальс»? (Льва Озерова)
12.Итог урока. Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Что вы узнали сегодня на уроке музыки. (Ответы обучающихся: мы познакомились с жизнью и творчеством великих людей - польского композитора Ф. Шопена и австрийского композитора В. А. Моцарта. Благодаря их музыке появились многие произведения литературы).
13.Рефлексия учебной деятельности. Оцените свою работу на уроке, закончив предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог...
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
14.Домашнее задание. По учебнику стр. 40-47, вопросы и задания.