Мотивация. Целепологание.
| Просмотр фрагмента мультфильма «По дороге с облаками». | Давайте вспомним с вами главную тему года (ответы детей). Да, это «Музыкальное путешествие». Мы с вами уже путешествовали по России, Украине, Белоруссии. Побывали в Польше, Италии, Австрии, Норвегии. А какое же сегодня нас ожидает путешествие? | - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; - развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов. Метапредметные результаты: |
Объявление темы и задач урока. Планирование деятельности |
(ответы детей) | И так, тема нашего урока «Так полюбил я древние дороги» Вы можете спросить меня, а причём здесь дороги и музыка? Но в нашей жизни всё взаимосвязано. И всё, что происходит в жизни, отражается в искусстве. А ведь музыка – это тоже искусство. Какие у вас возникают ассоциации со словом «дорога»? | - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; |
Изучение нового материала: беседа, 4 мин.
|
Просмотр фрагмента фильма «Сотворившая чудо». | Слово «дорога» имеет много значений и смыслов. Дорогой может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь. Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь именно с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека. Многие дороги хранят память о духовных и исторических событиях страны. Например, Ямской тракт, что соединяет город Курск с местечком Свобода (слайд 6). Каждый год, начиная с XVIII века, на Девятую пятницу после пасхи по этому тракту совершаются Крестные ходы (слайд 7). Тысячи верующих следуют за иконой, обладающей чудотворной силой. Называется икона Курская-Коренная («Знамение») | - умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Предметные результаты: - развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; -использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
|
Подумайте и ответьте, почему художник запечатлел дорогу именно в ненастную погоду (ответы детей).
Работа в группах: дети придумывают свои варианты названия дорогам и объясняют почему, напр., дорога дружбы, дорога надежд, дорога печали. Театрализация: изобразить различный вид ходьбы, соответствующий перечисленным дорогам.
(дети называют поэта).
(дети называют композитора).
Слушание
(ответы детей, это напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух)
Слушание и ответы детей | Широко известна и роковая дорога Владимирка. В царской России по ней отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы. Тема дороги отражена во многих произведениях искусства. Нередко она связана с художественным пейзажем, однако гораздо чаще – с чувствами и настроениями человека. Всмотритесь в картину Исаака Левитана «Владимирка». Широко расстилается по сторонам и далеко уходит вглубь типичная русская равнина. Там, вдали, у горизонта, белеет церковка, и синие дали соседствуют с яркостью ржаного поля. Низко нависло серое облачное небо, несущее дождливую погоду, а под ним по равнине тянется вдаль дорога с её тропинками по бокам, протоптанными ногами многих и многих путников. Грустью веет от этого пейзажа и бесприютностью. Но вместе с тем в самой его шири, и его просторах и глубине, в том, как неуклонно движется вдаль дорога, преодолевая возвышенности почвы, пересекающую её тропинку, - во всём этом есть нечто величавое и неотвратимое, как сама жизнь. Это пейзаж, который словно вечно существовал как лицо страны, как один из скорбных и вместе величавых обликов родины. Одинокая фигурка странницы и придорожный столбик-голубец подчёркивают безлюдье и безмолвие пейзажа. Но они же, как и дорога, напоминают о людях, о тех, кто очеловечил эту землю и проложил этот скорбный путь. Мы с вами прошлись по дороге с героями мультфильма, совершили воображаемый Крестный ход по Ямскому тракту, по Владимирке – наверное, самой печальной из всех дорог. А как бы вы назвали эти дороги. А вот как о дороге говорил писатель Николай Васильевич Гоголь «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! И как чудна она, сама эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... Боже! как ты хороша подчас, далёкая дорога! Сколько раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!» (обратить внимание на слово «грёзы» - мечта). Замечательные слова! А этого поэта вы, конечно, знаете Да, это Александр Сергеевич Пушкин. И у него тоже есть стихотворение о дороге. Давайте прочитаем его. - Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворения? - Какое настроение в нём отражено? - Если бы вы были композиторами, какую музыку вы сочинили бы к нему? - Какую картину бы изобразили? А ведь композиторы тоже не обошли эту тему стороной. Например, вот этот композитор. Первая симфония Чайковского называется «Зимние грёзы», а первая часть её имеет название «Грёзы зимнею дорогой». В одном из писем Чайковский писал об одной увиденной им картине: «… она обратила на себя моё особое внимание потому, что это как бы иллюстрация к первой части моей Первой симфонии. Картина эта изображает большую дорогу зимой. Хороша она!» Может эта картина выглядела так? Послушайте фрагмент первой части симфонии, а потом расскажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку, что она изображала. Какие музыкальные средства помогли нарисовать такой образ? Что воспроизводят звуки аккомпанемента в начале симфонии? На слова А. Пушкина русский композитор Алябьев Александр Александрович (1787-1851) написал романс (слайд 15). Послушайте его и сравните, созвучен ли образ зимней дороги в стихотворении А. Пушкина и в музыке А. Алябьева. В наше время композиторы тоже обращаются к теме «дорога». Все вы слышали песню «Северный край» с одноимённого диска Игоря Корнилова. Одна из песен этого диска так и называется «Дорога». Давайте послушаем её. Да, у каждого из нас своя дорога, и я желаю, чтобы у каждого из вас больше было дорог дружбы и дорог надежд, но меньше дорог печали. |