kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас нелегко составить грамотно рабочую учебную программу так,чтобы она соответствовала ФГОС. Каждое образовательное учреждение выдвигает свои требования к данной работе. Изучив материалы коллег на различных сайтах, составила программу таким образом. Предлагаю Вашему вниманию, надеюсь, кому то будет полезен данный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" в 5 классе»

Пояснительная записка


      Рабочая  учебная программа по учебному предмету « Музыка» для  5  класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного  общего образования, (далее – ФГОС ООО), примерными программами и основными положениями художественно –педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. С учетом  авторской программы по музыке –

«Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2013 и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса– М.: Просвещение, 2013.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса– М.: Просвещение, 2013.

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс


     Учебный предмет музыка имеет цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.


В рабочей учебной программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

      Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.




Общая характеристика учебного предмета «Музыка»


Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры обучающихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у обучающихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса обучающихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели рабочей учебной программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой рабочей учебной программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

-метод художественного контекста;

-метод создания «композиций»;

-метод междисциплинарных взаимодействий;

-метод проблемного обучения;

-метод сравнения (впервые).

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.

При реализации содержания рабочей учебной программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

-литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и другие произведения),

-изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

-историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);

-мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);

-русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

-природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

-географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).


Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.


В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и в архитектонике рабочей учебной программы по музыке для 5 классов основной школы выделяются две сквозные учебные темы:

  • «Основы музыкальной культуры»,

  • «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них — «Основы музыкальной культуры» — представлена в стандарте несколькими подтемами, среди которых основополагающее значение имеют две: «Музыка как вид искусства» и «Представления о музыкальной жизни России и других стран», которые продолжают развитие тематизма начальной школы.

Другие подтемы: «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков» и «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века» — выступают в качестве логического развития темы «Музыка как вид искусства», так как предполагают рассмотрение основных закономерностей музыкального искусства на примере народной музыки или профессиональной музыки конкретного исторического периода.

Реализация концентрического принципа предполагает постепенное все более полное и многоаспектное изучение обучающимся обозначенной темы. С этой целью в ней выделяется центральный элемент, то есть то концептуальное «ядро», которое в ходе дальнейшего изучения будет находиться в центре внимания обучающихся, и несколько различных по широте и глубине уровней его рассмотрения (концентров). При этом выстраивается определенная этапность в изучении тематического материала, определяемая логикой его концентрического «развертывания». В результате, изучаемая проблема получает все более многогранное раскрытие благодаря привлечению нового конкретного музыкального материала и изменения ракурса ее освещения.        


Опыт музыкально-творческой деятельности.

Обогащение творческого опыта в разных видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской трактовки. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Пение. Творческое самовыражение обучающегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный предмет "Музыка" входит в предметную область "Искусство" и находится в органической связи с учебным предметом "Изобразительное искусство", а также с учебными предметами других предметных областей, такими как "Литература ", "Основы религиозных культур и светской этики" и др. В процессе реализации программы применяются знания о человеке как части природы, человеке как носителе и создателе культуры. В то же время на уроках музыки происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, культуры общения со взрослыми и сверстниками, формируются навыки культуры устной речи. Учебный предмет «Музыка» изучается в 5 классе в объеме не менее 35 часов в год (по одному часу в неделю).

Музыка дополняет и обогащает картину мира обучающегося, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия "Родина", "Отечество", знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России. Учебный предмет "Музыка" открывает окно в мировое культурное пространство, расширяет представления обучающихся о творчестве народов мира, шедеврах мировой музыкальной культуры.

Программа музыкального образования продолжает линию дошкольного музыкального обучения и воспитания детей и закладывает основы для изучения музыкального искусства на более высоком профессиональном уровне на последующих этапах обучения.


Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения программы

по учебному предмету «Музыка»

Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности обучающихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого учебного предмета;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.





Содержание учебного предмета

«Музыка»

5 класс:


В рабочей учебной программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис­кусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради. Программа учебного предмета "Музыка" построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;

- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;

- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной непосредственно музыкальной деятельности;

- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;

- приобретение собственного музыкального опыта (в певческой деятельности и музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);

- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.

Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественны­ми образами других искусств — литературы (прозы и поэ­зии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.



Тема 1-го полугодия: “Музыка и литература” (17часов)

Тема первого полугодия развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирование и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2-го полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Тема второго полугодия: строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора обучающихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у обучающихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

«Что роднит му­зыку с литера­турой»( 17 часов)



Имеют моти­вацию к учебной деятельности

Выявление ассоциативных связей музыки с литературой.

Осмысление взаимодействия искусства и литературы.

Формировать представление о социально-политическом устройстве России


1

Что роднит му­зыку с литера­турой

научатся ориентироваться в новом учебнике, пользоваться им, создавать алгоритм действий по организации своего рабочего места, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий представление о связи музыки с литературой.

адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение и мне­ние других людей о музыке .


2-4

Вокальная музыка.

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Развивать умения «слышать другого».

5,6








Фольклор в му­зыке русских композиторов


7


Жанры инстру­ментальной и вокальной музыки

составлять план и последовательность действий.

ставить и формулировать проблемы.

прояв­лять активность во взаимо­действии, вести диалог, слу­шать собеседника

формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

контроли­ровать и оценивать процесс и результат деятельности. Форму­лировать собственное мнение и позицию


8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.



использовать речь для регуляции своего дей­ствия.

ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


9,10

«Всю жизнь мою несу роди­ну в душе…» Перезвоны



11,12



Писатели и по­эты о музыке и музыкантах.



выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

ставить вопросы; обращаться за по­мощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыкеприменять ус­тановленные правила в плани­ровании способа решения.

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о музыкальном жанре – опера.

Овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы


Научатся планировать свою учебную деятельность

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о жанре – балет.

Овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы




13



Первое путеше­ствие в музы­кальный театр. Опера.


выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленными задачами. Самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель.

Овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы



14



Второе путеше­ствие в музы­кальный театр. Балет.



15



Музыка в теат­ре, кино, на те­левидении



выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленными задачами.

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о мюзикле.

Овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.




16



Третье путеше­ствие в музы­кальный театр. Мюзикл



17



Мир композитора



Научатся планировать свою учебную деятельность

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей знания о сходстве и различии музыки и литературы



Овладеют способностями сотрудничать с учителем, отвечать на вопросы, делать выводы.


«Музыка и изобразительное искусство»

(18 часов)





Имеют моти­вацию к учебной деятельности

развитие эмоцио­нального воспри­ятия произведений искусства, интере­са к отдельным видам музыкаль­ной деятельности.

Проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Этические чувст­ва, чувство сопри­частности истории своей Родины и на­рода.







18


Что роднит му­зыку с изобра­зительным ис­кусством?


выполнять учебные действия в качестве слушателя.

использо­вать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин­формационном материале учебника.

адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение и мне­ние других людей о музыке




19



«Небесное и земное» в звуках и красках



Научатся планировать свою учебную деятельность

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о взаимосвязи художников и композиторов.

Овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы



20-21



«Звать через прошлое к на­стоящему». «Александр Невский.


выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленными задачами.

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о героических образах в музыке и изобразительном искусстве; Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать на­строение других людей, их эмо­ции от восприятия музыки


22-23

Музыкальная

живопись и жи­вописная музыка





Научатся планировать свою учебную деятельность

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о

общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве

адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение



24


Колокольные звоны в музыке и изобразитель­ном искусстве


Научатся планировать свою учебную деятельность

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о музыке.

Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания

русского человека. Колокольные звоны

: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать на­строение других людей, их эмо­ции от восприятия музыки.



25


Портрет в му­зыке и изобра­зительном ис­кусстве

выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленными задачами.

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о

истории создания скрипки и её мастерах.

адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение и мне­ние других людей о музыке


26


Волшебная па­лочка дирижера


Научаться планировать свою учебную деятельность

научатся осуществлять поиск информации из разных источников

Овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы


27








Образы борьбы и победы в ис­кусстве


Научаться планировать свою учебную деятельность

ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

Овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы


28


Застывшая му­зыка




формулиро­вать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель. исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия; ставить вопросы.



29


Полифония в музыке и жи­вописи


выполнять учебные действия в качестве слушателя.

научатся осуществлять поиск информации из разных источников расширяющей и дополняющей знания о

творчестве Баха и о его инструменте -орган.

адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение и мне­ние других людей о музыке



30


Музыка

на мольберте


Научатся планировать свою учебную деятельность

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о

взаимодействии му­зыки, изобразительно­го искусства и литера­туры

Овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.


31


Импрессионизм в музыке и жи­вописи.


ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем. Осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

Ставить вопросы, обращаться за помо­щью, контролировать свои дей­ствия в коллективной работе



32


«0 подвигах, о доблести, о славе…»


Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

использо­вать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин­формационном материале учебника.

адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение и мне­ние других людей о музыке



33


«В каждой ми­молетности ви­жу я миры…»


выполнять учебные действия в качестве слушателя.

использо­вать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин­формационном материале учебника.

адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение и мне­ние других людей о музыке



34


Итоговая контрольная работа


Научатся планировать свою учебную деятельность

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания о взаимосвязи художников, литераторов, композиторов.

Овладеют способностями сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы


35







Всего : 35 часов


Мир компози­тора.



Научатся планировать свою учебную деятельность

научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей знания работой над проектом.

Учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками.






















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх. кол-во


Основная школа

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки

Примерная программа основного общего образования по музыке

Д

Авторские программы по музыке

Д

Хрестоматии с нотным материалом

Д

Для каждого года обучения

Сборники песен и хоров

Д

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Д

Пособия входят в УМК по музыке, а также освещают различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества

Методические журналы по искусству


Федерального значения

Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Учебники по музыке









К

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

Книги о музыке и музыкантах.

Научно-популярная литература по искусству

Д

Необходимы для самостоятельной работы обучающихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

Справочные пособия,
энциклопедии

Д/П

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)

2.0

Печатные пособия



Таблицы: – нотные примеры;

– признаки характера звучания

– средства музыкальной выразительности


Д

Д

Д

Таблицы, схемы представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях



Д





Д


Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Д
Комплекты. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

Портреты композиторов

Д

Портреты исполнителей

Д




Дидактический раздаточный материал:




Комплект

Карточки с признаками характера звучания

К

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

К

Комплект


Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

П

Комплект

3.

Игры и игрушки



3.1

Театральные куклы

П

Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности.

Шумовые музыкальные инструменты.

Аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты компакт-дисков по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения .

Песенный материал представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы .

– эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений)

Д



Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

Д


Музыкальный инструмент (фортепиано)

Д


Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:



Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции;

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.



Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»

Личностными результатами освоения обучающимися 5 класса рабочей учебной программы по предмету «Музыка» являются:

  • формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



Метапредметными результатами освоения обучающимися 5 класса рабочей учебной программы по предмету «Музыка» подразумеваются:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.



Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности обучающихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обучающихся 5 класса рабочей учебной программы по предмету «Музыка» выражаются в следующем:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" в 5 классе

Автор: Носко Илона Юрьевна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 5-8 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_muzyka_5_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "565091"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606828768"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 5-7 классы ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-muzyka-5-7-klassy-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "276551"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452760974"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МУЗЫКА» для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-programma-po-priedmietu-muzyka-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "183761"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425923377"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по предмету "Музыка. 3 класс" "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-muzyka-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "226830"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440493217"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_muzyka_dlia_1_4_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "639333"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1699119985"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства