Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для 1 класса»
МУЗЫКА
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для 1 класса составлена на основе:
ГОС НОО, утвержденным приказом 30.03.2022 №21-НП, приказом Министерства образования и науки ДНР от 15.07.2022 №571, Рабочей программы начального общего образования»1-4 классов»
МБОУ «Школы № 120 г. Донецка», рекомендованной решением педагогического совета (протокол №7от 30.08.2022) , утверждённой приказом директора 30.08.2022 № 124 «Об утверждении рабочих программ в 2022-2023 учебном году», рассмотренной заместителем директора по УВР Куксовой Н.И от 30.08.2022г., а также Календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для 1 класса составлена на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Музыка». 1-4 классы. Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3). 2 вариант
Цели и задачи предмета
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России, Донецкой Народной Республики; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Место учебного предмета
Количество часов в 1 классе 33 часа (1 час в неделю).
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, знание Гимна Донецкой Народной Республики и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
— сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
—определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
—находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
—выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
—устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
—сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
—проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
—прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
—выбирать источник получения информации;
—согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
—распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
—соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
—анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
—выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
—передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
—признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
—создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
—готовить небольшие публичные выступления;
—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
—переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
—выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
—корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
—с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
—сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
—осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
—имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
—с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
—стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
—различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
—различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
—различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
—понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
—исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
—исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль № 2 «Народная музыка России»:
—определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
—определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
—группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
—определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
—различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
—создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
—исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
—участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
—различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
—определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
—различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
—различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль № 4 «Духовная музыка»:
—определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
—исполнять доступные образцы духовной музыки;
—уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль № 5 «Классическая музыка»:
—различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
—различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
—различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
—исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
—воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
—характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
—соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:
—иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
—различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
—анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
—исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука;
—определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
— различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
— различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»:
—исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн Донецкой Народной Республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
—воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
—осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Тематическое планирование
2 вариант
1 класс
1-я четверть
(8 часов)
2-я четверть
(8 часов)
3-я четверть
(9 часов)
4-я четверть
(8 часов)
Классическая музыка (А, Б, В)
Музыкальная грамота (А, Б, Е)
Музыка в жизни человека (Ж)
Народная музыка России (Б, В, Е, Ж)
Музыкальная грамота (Б, В, Г)
Народная музыка России (А, Д)
Музыка в жизни человека (Г, Д)
Музыкальная грамота (Д, Ж)
Музыка народов мира (А)
Музыкальная грамота (Ж)
Духовная музыка (В)
Классическая музыка (Б)
Контроль и оценивание по предмету
В 1-4-ом классах оценивание обучающихся проводится вербально по мотивационной шкале.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы. Электронные ресурсы
Портал единого содержания общего образования РФ https://edsoo.ru
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Московская электронная школа https://school.mos.ru
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММ И УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
Предмет
Кол-во часов по программе
В неделю
За І ч.
За ІІ ч.
За III ч.
За IV ч.
1 полугодие
2 полугодие
Год
МУЗЫКА
33
1
8
7
10
8
16
17
33
Календарно-тематическое планирование
Программа: Примерная программа по учебному предмету «Музыка». 1-4 классы. Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3
№ п/п
№ урока в теме
Тема урока
К-во часов
Уплотнение
Дата
Примечание
План
Факт
Тема 1 Классическая музыка (8 ч)
1
1
Композитор — исполнитель — слушатель.
Звуки музыкальные и шумовые
1
06.09
2
2
Детская музыка П.И. Чайковского. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр
1
13.09
3
3
Детская музыка С.С. Прокофьева. Нотный стан, скрипичный ключ
1
20.09
4
4
Детская музыка Д. Б. Кабалевского и др. Ноты первой октавы
1
27.09
5
5
Понятие жанра. Песня, танец, марш. Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны
1
04.10
6
6
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Сильные и слабые доли
1
11.10
7
7
Дирижёр, партитура, репетиция. Размеры 2/4, 3/4, 4/4
1
18.10
8
8
Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром
1
25.10
Тема 2 Народная музыка России (8 ч)
9
1
Русские народные песни. Ноты первой октавы
1
08.11
10
2
Детский фольклор. Выразительные и изобразительные интонации
1
15.11
11
3
Народные музыкальные инструменты
1
22.11
12
4
Инструментальные наигрыши. Выразительные и изобразительные интонации
1
29.11
13
5
Обряды, игры, хороводы, праздничная символики. Звуки длинные и короткие
1
06.12
14
6
Обряды, игры, хороводы, праздничная символики. Такт, тактовая черта
1
13.12
15
7
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп
1
20.12
16
8
Итоговый урок
1
27.12
Тема 3 Народная музыка России (9 ч)
17
1
Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника.
Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике
1
10.01
18
2
Танцы, игры и веселье. Музыка — игра звуками.
1
17.01
19
3
Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев