Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе учебной программы «Музыка 1-4 классы», авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина, М.., «Просвещение» 2011г.Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и РФ».
Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
1. Основные содержательные линии курса
«Россия — Родина моя»-3ч
«День, полный событий»-6ч
«О России петь — что стремиться в храм»- 5ч
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-4ч
«В музыкальном театре» - 5ч
«В концертном зале» - 5ч
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -6
Всего – 34 часов
2. Структура программы
«Россия — Родина моя»3 ч
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.
«День, полный событий» 6 ч
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные.
«О России петь — что стремиться в храм»5 ч
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Молитва. СРождеством Христовым!
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»4 ч
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.
«В музыкальном театре» 5 ч
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила».
«В концертном зале» 5 ч
Симфоническая сказка. Картинки с выставки. Музыкальные впечатления. Звучит нестареющий Моцарт! Увертюра.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 6 ч
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах! Всё в движении. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Природа и музыка. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии.
3. Требования к результатам
Обучение музыкальному искусству во 2 классе начальной школы должно обеспечить учащимся возможность:
Знать/ понимать:
- роль музыки в жизни человека;
-особенности простых (песня, танец, марш) и сложных (опера, балет, симфония) жанров музыки;
Уметь:
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение;
-выявлять жанровое начало (песня, танец марш);
- различать характер музыки;
-узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;
- различать звучание знакомых музыкальных произведений;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой деятельности;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:
-участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);
- участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы).
Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Личностные результаты:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
2. Предметные результаты:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
В том числе, контр.и практ.
работы
УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Россия-Родина моя.
3
1
Музыкальные образы родного края
1
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2
Здравствуй, Родина моя!
1
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
3
Гимн России. Песни о моей Родине. Обобщающий урок. Тест.
1
1
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
День, полный событий.
6
4
Музыкальные инструменты: фортепиано
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера а
5
Природа и музыка. Прогулка
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
6
Танцы, танцы, танцы…
1
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
7
Эти разные марши
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
8
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
9
Обобщающий урок по теме «День, полный событий». Тест.
1
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
О России петь – что стремиться в храм.
5
10
Великие колокольные звоны России
1
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11
Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. Образ Сергия Радонежского в музыке
1
Освоение начальные формы познавательной и личностной рефлексии. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативны ми и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информацион ной избирательности, этики и этикета; овладение базовыми предметными и межпред метными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
12
Молитва. Музыка в храме
Освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
13
С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике
1
Освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14
Обобщающий урок по теме «О России петь – что стремиться в храм». Тест
1
1
Освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
4
15
Русские народные инструменты. Оркестр народных инструментов. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
1
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
16
Музыка в народном стиле. Играем в композитора.
1
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
17
Праздники русского народа: проводы зимы
1
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
18
Праздники русского народа: встреча весны.
Обобщающий урок. Тест.
1
1
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
В музыкальном театре.
5
19
Сказка будет впереди
1
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
20
Детский музыкальный театр, опера, балет
1
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
21
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера
1
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
22
М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра.
1
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
25
С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
1
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;.
26
М.Мусоргский. «Картинки с выставки»
1
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
27
«Звучит нестареющий Моцарт!»
1
Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и к использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
28
«Звучит нестареющий Моцарт!» Тест.
1
1
Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Чтоб музыкантом быть, так надо уменье…
6
29
Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это И. Бах
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
30
Все в движении
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
31
Музыка учит людей понимать друг друга
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
32
Два лада. Легенда. Природа и музыка
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
33
Печаль моя светла. Первый концерт Чайковский
1
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
34
Мир композитора. П. И. Чайковский, С. Прокофьев. Могут ли иссякнуть мелодии? Заключительный урок.
1
1
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
ИТОГО:
34
7
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 2 «А» КЛАСС
№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Элемент
содержания
Характеристика деятельности учащихся
Россия – Родина моя – 3 часа
1
Музыкальные образы родного края
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;
Рассвет на Москве – реке Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации,
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
2
Здравствуй, Родина моя!
Патриотическая песня. М.Глинка,слова А. Машистова; Здравствуй , Родина моя! Ю. Чичкова, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н.Соловьевой
Знать/понимать:об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Уметь: Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций);
воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.
3
Гимн России. Песни о моей Родине
Гимн России, А.Александрова, слова С. Михалкова.
Знать/понимать:художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.; Гимн России.
Уметь: участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.
День, полный событий – 6 часов
4
Музыкальные инструменты: фортепиано
История возникновения фортепиано; характеристика всех клавишных инструментов; термины «форте», «пиано», «рояль».Пьесы П.Чайковского и С.Прокофьева
Знать/понимать: названия изученных музыкальных инструментов;
Уметь: определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
5
Природа и музыка. Прогулка.
Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Прогулка. Из сюиты « Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Начинаем перепляс. Из вокального цикла « Пять песен для детей».
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов;
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.
6
Танцы, танцы, танцы…
Фрагменты произведений П.И.Чайковского «Камаринская», «Вальс», «Полька».
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись.
Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
7
Эти разные марши
С.Чернецкий “Встречный марш”;Марш из балета “Щелкунчик” Чайковский (фрагмент); П. Чайковский “Марш деревянныхсолдатиков”
Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.
8
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама
С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова З. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма « Умка». Е. Крылов, слова Ю. Яковлева.
Знать/ понимать: основные термины и понятия музыкального искусства.
Уметь: применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
9
Обобщающий урок по теме «День, полный событий»
Повторение ранее изученного. Слушание композиций, изученных на предыдущих уроках.
Знать/ понимать: основные термины и понятия музыкального искусства; применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Уметь: определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов; выполнять творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.
О России петь – что стремиться в храм – 5 часов
10
Великие колокольные звоны России
Великий колокольный звон. Из оперы « Борис Годунов».
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
11
Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. Образ Сергия Радонежского в музыке
М. Мусоргский. Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты « Александр Невский». С.Прокофьев.Народные песнопения о Сергии Радонежском.
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.
12
Молитва. Музыка в храме
Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.
Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции; смысл понятий: величание, молитва;
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
13
С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике
Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского.
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
14
Обобщающий урок по теме «О России петь – что стремиться в храм»
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции; смысл понятий: величание, молитва;
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!- 4 часа
15
Русские народные инструменты. Оркестр народных инструментов. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.
Наигрыш. А. Шнитке.
Выходили красны девицы; Бояре , а мы к вам пришли, русские народные песни.
Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.
Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
16
Музыка в народном стиле. Играем в композитора.
Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.
Камаринская. П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.
Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано.
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы.
17
Праздники русского народа: проводы зимы
Народная и профессиональная музыка.
- Масленичные песни;
- «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка».
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов,
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.
18
Праздники русского народа: встреча весны
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды.
Народная и профессиональная музыка.
-Масленичные песенки; Песенки- заклички, игры, хороводы.
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).
В музыкальном театре – 5 часов
19
Сказка будет впереди
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового. «Волк и семеро козлят»,
фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль. «Песня о волшебниках» Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового.
Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов;
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
20
Детский музыкальный театр, опера, балет
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.
Знать/понимать: названия изучаемых жанров, смысл понятий – театр, опера, балет; названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей
21
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера
«Марш» из балета«Щелкунчик» П.И.Чайковского;«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе;«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: – театр, опера, балет Уметь: у частвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля., узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей
22
М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).
23
Опера «Руслан и Людмила». Финал оперы.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.
- Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка.
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки,названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
В концертном зале – 5 часов.
24
С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
Волк и семеро козлят. Опера- сказка ( фрагменты).
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
25
С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
Волк и семеро козлят. Опера- сказка ( фрагменты).
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
26
М.Мусоргский. «Картинки с выставки»
М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Марш .Из оперы « Любовь к трем апельсинам».
П. Чайковский.
Руслан и Людмила .Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня- спор. Из телефильма
« Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах
27
«Звучит нестареющий Моцарт!»
- В.Моцарт «Симфония №40»
- Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Знать/понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Уметь: участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках; выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.;соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью; передавать свои музыкальные впечатления в рисунке; выполнять творческие задания из рабочей тетради.
28
«Звучит нестареющий Моцарт!»
- В.Моцарт «Симфония №40»
- Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Знать/понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Уметь: участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках; выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.;соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью; передавать свои музыкальные впечатления в рисунке; выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Чтоб музыкантом быть, так надо уменье…- 6 часов
29
Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это И. Бах
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»;
Знать/понимать: смысл понятий: музыкальные иллюстрации, музыкальная речь.
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха.
30
Все в движении
Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст
Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2 И.С.Баха.
Весенняя. В. А. Моцарт, слова И. Ф. Овербек, пер. Т.Сикорской;
Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; музыкальная речь, лирика.
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
31
Музыка учит людей понимать друг друга
Колыбельная.
Б. Флис- В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Попутная;
Знать/понимать: названия изученных жанров музыки:; названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
32
Два лада. Легенда. Природа и музыка
Жаворонок. М.Глинка, слова
Н. Кукольника;
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.
33
Печаль моя светла. Первый концерт Чайковский
Песня жаворонка.П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1.Часть 1-я (фрагменты).П. Чайковский.Тройка;Весна, Осень.
Знать/понимать: опера, симфония, песня.
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
34
Мир композитора. П. И. Чайковский, С. Прокофьев. Могут ли иссякнуть мелодии? Заключительный урок.
Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель». Г. Свтртдов.
Кавалерийская; Клоуны; Карусель
(слова И. Рахилло).
Д.Кабалевский.
Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце.А.Островский, слова Л.Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е.Птичкин, слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц;
До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова
П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б.Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
Знать/понимать: названия изученных жанров музыки:; названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Авторы Е.Д.Критская ,Г.П.Сергеева ,Т.С.Шмагина
Учебники
* «Музыка.2 класс»;
Пособия для учителей
* «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.2 класс»;
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
*«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.2 класс» (МР3).
Библиотечный фонд
* Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» .
* Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
* Книги о музыке и музыкантах.
* Справочные пособия ,энциклопедии.
Печатные пособия
* Таблицы:
– нотные примеры;
– признаки характера звучания;
– средства музыкальной выразительности.
* Схемы:
– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;
– расположение партий в хоре;
* Портреты композиторов;
* Портреты исполнителей;
* Атласы музыкальных инструментов.
Технические средства обучения
* Музыкальный центр.
* Мультимедийный компьютер.
Экранно-звуковые пособия
* Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;
* Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
* Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;
* Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов;
* Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;
* Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
* Слайды :
- фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры;
- изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Учебно-практическое оборудование
* Музыкальные инструменты:
- Комплект детских музыкальных инструментов.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»