Рабочая программа танцевального кружка в ДОУ (5-7 лет)
Рабочая программа танцевального кружка в ДОУ (5-7 лет)
Рабочая программа танцевального кружка в дошкольном образовательном учреждении. Настоящая программа разработана на основе программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997. ЦЕЛЬ программы: приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкально-ритмических способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа танцевального кружка в ДОУ (5-7 лет) »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 15" г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Заверено: методист «Утверждено»
____________Кулагина И.А. Заведующей МДОУ №15
__________Горбунова И.И.
Рабочая программа
танцевального кружка
«Топотушки»
Музыкальный руководитель
Хакимова Дания Гакильевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт"[1.]
В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по "законам красоты", к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте"[2].
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными танцевальными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.
Каждый ребенок дошкольного возраста стремится к красоте и гармонии, старается выразить себя посредством движения, и помочь ему в этом могут специально организованные танцевально-ритмические занятия в рамках кружка,
[1] Цит. по: Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. — М., 1993. [2] Там же.
которые призваны более глубже развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.
Овладение элементами хореографии, народных и современных танцев в непосредственно образовательной музыкальной деятельности повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.
Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание. Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Настоящая программа разработана на основе программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997
ЦЕЛЬ программы: приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкально-ритмических способностей, формирование эстетического вкуса и интересов. Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Расширение знаний детей об окружающей действительности.
Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений, придумыванию свои оригинальные движения в импровизации.
Формирование навыков основных танцевальных движений: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с перекатом, пружинка с поворотом, выбрасывание ног в прыжке, ковырялочка через прыжок, присядка, дробный шаг в разных вариантах.
Воспитательные:
Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству.
Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля
Развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.
Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю.
Продолжительность занятия для детей 5-6 лет – 20- 25 минут
Продолжительность занятия для детей 6-7 лет – 25- 30 минут
Общее количество учебных занятий в год: 54 занятия.
Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей по областям:
«Музыка», где закрепляются все движения и используются танцы, изученные и поставленные на занятии кружка.
«Физическая культура»- использование элементов ритмики на физкультурных занятиях, проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
«Познание» - занятия, наблюдения, беседы, игры.
«Социализация» - используются дидактические, сюжетно - ролевые игры; разучиваются различные танцы.
«Чтение художественной литературы» - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики») .
Методика выявления уровня музыкально-ритмического развития (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
- передача в движении характера знакомого музыкального произведения
(3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других
детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки.
-передача в движении характера незнакомого музыкального произведения
(фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
-соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
- координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими
жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма.
-воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
-воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
-воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
-воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных
инструментах («ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество.
-сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
-танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,
движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
В процессе развития творческих проявлений детей 5-7 лет в музыкально-ритмических движениях появляется возможность выполнить более сложные по координации движения, нежели в младшем возрасте. Возрастает способность передачи более тонких особенностей и деталей образа, возрастает способность более тонко чувствовать музыкальные произведения, средства музыкальной выразительности и передачи их в движении. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей появляется способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе кружка «Топотушки» с детьми 5-7 лет является взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
Помимо основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения.
Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:
Баба-Яга
добрая волшебница
злая фея
снежинки
звездочки
механическая кукла
Детям предлагается освоить несколько композиционных построений:
три колонны
из колонны в два круга
звездочка
змейка
движение по диагонали
сужение и расширение круга
круг в кругу
Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.
Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.
Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.
Структура занятия.
Занятие состоит из трех частей.
Разминка - где используются музыкально-ритмические композиции.
Основная часть – непосредственно работа над танцевальными движениями, выразительностью исполнения: пантомимические движения (жесты, этюды), работа по разучиванию танца.
Заключительная часть – включает в себя музыкальные игры.
Цель занятия, содержание, виды деятельности зависят от этапа, на котором находится работа по освоению танца.
Список используемой литературы:
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.