Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 2, 4 классов
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 2, 4 классов
«Рабочая программа по музыке для 2, 4 классов» составлена на основе авторской программы Т.И. Баклановой «Музыка 1-4 классы» (Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: (сборник). –М.: АСТ: Астрель, 2011. Под общей редакцией И.А. Петровой)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
6. Планируемые результаты освоения программы
7.1. График контрольных и проверочных работ
8. Приложение
8.1. Список литературы
8.2. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
8.3. Контрольно-измерительные материалы
8.4. Лист коррекции
1. Пояснительная записка
1.1. Статус документа
«Рабочая программа по музыке для 2, 4 классов» составлена на основе авторской программы Т.И. Баклановой «Музыка 1-4 классы» (Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: (сборник). –М.: АСТ: Астрель, 2011. Под общей редакцией И.А. Петровой) Рабочая программа составлена на в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-1263 о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015учебный год / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 31.03.2014г. №253 .
• Введение ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г./Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №24/6142 от 20.08.2012г.
• Письмо МОиН Российской Федерации от 30.06.2014 г.№03-02/49594959 «О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».
• Учебный план МОУ «СОШ№47» на 2014/2015 учебный год
«Рабочая программа по музыке для 2, 4 классов» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
1.2. Структура документа
«Рабочая программа по музыке для 2, 4 классов» включает восемь разделов: пояснительную записку; содержание рабочей программы, тематическое планирование, календарно-поурочное планирование; перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся; характеристику контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся; приложение (список литературы и т.д.).
1.3. Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Достижение данной цели предусматривает:
формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опытамузыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,
формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно - образного содержания, выразительных средств и др.;
формирование и развитие музыкально_исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами,предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересеребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально - инструментальным, музыкально - танцевальным, музыкально - драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально - творческих проектов;
формирование и развитие музыкально – информационной культуры личности: воспитание музыкально - познавательных потребностей и интересов, приобретение основмузыкально - теоретических и музыкально - историческихзнаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощьюразличных источников и каналов (книг, музыкальныхзаписей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ,мультимедиа, Интернета и т.д.);
формирование и развитие музыкально_релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессевыполнения разнообразных музыкально - терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии,развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).
1.4. Цели учебного курса:
Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).
Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.
К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.
Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности человека, для принятие им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и получения новых, общественно - значимых результатов. Музыкальное образование обладает большим педагогическим потенциалом для формирования и развития творческих способностей личности.
Ядро культуры личности составляют духовно - нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовныеспособности Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учёбе, художественному творчеству и т. д.). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно - нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
За основу данной рабочей программы взят тематизм программы, предложенный Кабалевским Д.Б., был скорректирован певческий материал. Учитывая развивающий характер обучения на современном этапе, программа предполагает использование как традиционных, так и современных инновационных технологий, методов и приемов работы с учащимися: ИКТ, игровые технологии, методика пластического интонирования, ролевого взаимодействия, метод художественно- творческого процесса, прием сочинения сочиненного. Все эти нововведения не противоречат стандартам и другим нормативным документам и ведут к общему развитию учащихся.
1.5. Место предмета в базисном учебном плане
Школьный учебный план отводит 68 часов для изучения учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования. в том числе: по 35 часа во II, IV классе, из расчета 1 часа в неделю. Данная программа разработана с учетом годового календарного учебного графика МОУ «СОШ № 47» г. Магнитогорска и рассчитана на 34 учебных недель во 2 и 4 классе.
1.6. Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
На реализацию национально-регионального компонента отводится 20-30 % учебного времени. Считаю целесообразным проводить целостные тематические уроки, где пропагандируются лучшие образцы музыкальной культуры Урала. Музыка в общеобразовательной школе представляет собой предмет эстетического цикла и направлена на развитие и воспитание учащихся.
№ п/п
2 класс
Кол-во часов
1
Патриотическая песня: Гимн Челябинской области
1
2
Музыка Урала
1
3
Духовная музыка народов Южного Урала
1
4
Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (церковная музыка). Храм Вознесения.
1
5
Народные песни Южного Урала
1
6
Музыкальное путешествие по России. Челябинская область
1
7
Традиции народного музицирования: обряды и праздники Южного Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.
1
8
В школе скрипичного ключа. Магнитогорская консерватория
1
4 класс
1
1
С чего начинается Родина?
1
2
Виртуальная экскурсия в Челябинский концертный зал им. С.С. Прокофьева
1
3
Национальная музыка Южного Урала
1
4
Русь православная: церковные песнопения.
1
5
Музыкальная жизнь в Челябинске
1
6
На фестивале авторской песни.
1
7
Урок фольклора.
1
8
Музыкальные инструменты Южного Урала
1
2. Содержание рабочей программы
Основное содержание курса представлено содержательными линиями. Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.
Содержание программного материала 2 класс (34 часа)
1. «В сокровищнице Волшебницы музыки». (18 часов)Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальный календарь. Народная и профессиональная музыка. Музыкальная машина времени. Музыкальный глобус. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Волшебная музыкальная палочка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Музыкальная аптечка. Золотой ключик в школе скрипичного ключа. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
2. «Встречи с великими композиторами»(6 часов). На родине М.И. Глинки. В родительском доме П.И. Чайковского. Морские плавания с Римским – Корсаковым. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
3. «В стране музыкальных инструментов». (7 часов). Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных инструментов. Различные виды музыки: инструментальный ансамбль. Инструментальный ансамбль. Оркестр. В школе скрипичного ключа: мастерская музыкальных инструментов.
4. «В певческой стране» (3 часа). Певческие голоса. Виды хоров: детский, женский, мужской,смешанный. Вокальный ансамбль. Хор. В школе скрипичного ключа: урок вокала.
Содержание программного материала 4 класс (34 часа)
1. «Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки»(9 часов) Общее представление учащихся о зарубежной келассической музыке и музыкальной жизни зарубежных стран. Знакомство с композитором И.С. Бахом и его музыкальной семьей.
Первоначальные музыкально-слуховые представления о полифонической музыке и звучании старинных музыкальных инструментов (клавесина и органа). Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Знакомство с вундеркиндом-виртуозом, композитором В.А. Моцартом и с его музыкальной семьёй. Музыкально-слуховые представления о классической фортепианной, симфонической и хоровой музыке ХVIII века (на материале произведений В.А.Моцарта). Развитие умения воспринимать классическую музыку и выражать своё отношение к
ней. Формирование первоначальных навыков пения канона. Воспитание музыкально-информационной культуры. Воспитание ценностного отношения к классической музыке, музыкальному образованию и семейным музыкальным традициям. Формирование первоначальных
представлений о средневековой европейской бытовой музыкальной культуре и светском этикете. Знакомство с европейскими традициями выступлений бродячих музыкантов. Освоение декламационного стиля пения. Музыкально-эстетическое и этическое воспитание. Знакомство с историей и «живыми» традициями проведения балов в Европе, с историей распространения этих традиций в России. Развитие вокально-хоровых умений и навыков на материале песен-танцев. Воспитание музыкально-информационной культуры. Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.
2. «Музыкально путешествие от Руси до Руси» (8 часов) Общие представления о связи музыки российских композиторов с историей нашей страны. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством И. Стравинского. Знакомство с отраженными в балете
музыкально-хореографическими образами древнеславянской культуры. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки.
Развитие музыкально-пластической культуры. Этнокультурное и полихудожественное воспитание. Первоначальное знакомство с жизнью и
творчеством М. Балакирева. Знакомство с отраженным в симфонической поэме образом Древней Руси.
3. «В гостях у народов России» (10 часов) Знакомство учащихся с музыкой советских композиторов для кинофильмов. Развитие представлений о взаимосвязи музыки и кино, музыки и техники. Развитие вокально-хоровых умений и навыков выразительного исполнения песен в темпе марша. Развитие музыкально-творческих способностей. Воспитание интереса к музыкальной жизни России ХХ века. Представлений о миротворческих возможностях музыки. Первоначальное знакомство с композитором и педагогом Д.Б. Кабалевским. Дальнейшее знакомство с жанром кантаты. Знакомство с музыкальными образами космоса, космических полётов и космонавтов. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие умений и навыков музыкально-пластической деятельности.
4. «Музыкальное путешествие по России 20 века». (8 часов) Общие представления о жанре авторской песни как важной части музыкально-бытовой культуры России второй половины ХХ века. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия песенной
лирики. Развитие певческих умений и навыков, музыкально-творческих способностей, потребности в самостоятельной авторской музыкально-поэтической деятельности. Воспитание ценностного отношения к творчеству и творческим людям. Освоение музыкального фольклора народов России, этномузыкальных традиций родного края.
Формирование представлений о взаимосвязи народной и классической музыки. Развитие способности творческого самовыражения в пении. Развитие умения воспринимать народные обрядовые песни и выражать своё отношение к ним в различных видах художественной деятельности.
3. Тематическое планирование
Учебно-тематический план 2 класс
№ п/п
Тема
Примерное количество часов (по программе)
Планируемое количество часов учителем
Практическая часть
1
«В сокровищнице волшебницы музыки»
18
18
Хоровое пение
Элементарное музицирование
2
«Встречи с великими композиторами»
6
6
Урок-концерт
Хоровое пение
Элементарное музицирование
3
«В стране музыкальных инструментов»
7
7
Хоровое пение
Элементарное музицирование
4
« В певческой стране»
3
3
Урок-концерт
Хоровое пение
Элементарное музицирование
Всего:
34
34
2
50% уч. времени
50% уч. времени
Учебно-тематический план 4 класс
№
п/п
Тема
Примерное количество часов (по программе)
Планируемое количество часов учителем
Практическая часть
1
Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки
9
9
Хоровое пение
Элементарное музицирование
2
Музыкально путешествие от Руси до Руси
8
8
Урок-концерт
Хоровое пение
Элементарное музицирование
3
В гостях у народов России
10
10
Хоровое пение
Элементарное музицирование
4
Музыкальное путешествие по России 20 века
7
7
Урок-концерт
Всего:
34
34
2
50% уч. времени
50% уч. времени
4.Календарно-поурочное планирование
2 КЛАСС
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Календарные сроки
Тип урока
Основные компетенции
Контроль знаний
Д/з
Примечания
Форма урока
1. «В сокровищнице Волшебницы музыки». (18 часов)
1.
НРК Патриотическая песня: Гимн Челябинской области
1ч
Познакомиться с термином «гимн».
Определить значение церемониальной музыки в культуре.
Слушать гимн Челябинской области (и школы).
Размышлять о средствах выразительности (музыкальных и поэтических).
Формирование у учащихся представлений о
музыкальном искусстве как отражении мира
в музыкальных образах, имеющих интонационную природу. Развитие музыкально-образного восприятия
музыки, вокально-хоровых навыков и музыкально-творческих способностей. Воспитание
любви к музыкальному
искусству и художественно-эстетического
вкуса. Музыкально-экологическое воспитание. Развитие у учащихся
способности эмоционально реагировать и
выразительно исполнять энергичную музыку, чувствуя и передавая её интонации и
эмоциональную напряжённость. Воспитание
трудолюбия и позитивного отношения к жизни и людям. Формирование у учащихся первоначальных
представлений о связи
музыки с категорией
«движение». Развитие
у учащихся представлений о способности
музыки отражать окружающий мир и жизньлюдей в разные исторические времена. Формирование первоначальных представлений о взаимосвязи
музыки и истории.
Развитие музыкально-пластических и музыкально-актерских способностей. Воспитание
интереса к истории музыки и древним истокам культуры человечества. Развитие представлений учащихся о музыкальном наследии России. Воспитание
интереса к народному
музыкальному творчеству как части традиционной народной
культуры. Определить понятие «Духовная музыка».
Слушать произведения духовной музыки народов Южного Урала.
Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях, сравнить их.
Высказывать свое суждение о специфике духовной музыки разных народов региона.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Знакомство учащихся с
понятием «композитор» как создатель музыки.
Формирование представлений об отраженных в музыке
М.И. Глинки образах
природы, о благотворном влиянии любви
композитора к природе
на его творческие достижения. Развитие
музыкально-творческих способностей учащихся.
Музыкально-эстетическое и музыкально-экологическое воспитание. Знакомство учащихся с
музыкальными образами старинных детских
игр и игрушек. Формирование представлений о роли игр и
игрушек в становлении
творческой личности
композитора. Творческое освоение традиций
музыкально-игровой
культуры. Воспитание
ценностного отношения к традиционным
играм и игрушкам как
отражениям образов-идеалов человека и моделей отношений между людьми в отечественной культуре.
Слушать произведения народного музыкального искусства народов Южного Урала.
Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.
Высказывать свое суждение о специфике национальной музыки, сравнивать музыку разных народов региона.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Разучить и исполнять (по выбору) простые народные произведения разных народов региона.
Инструментальная музыка. Струнные духовые
музыкальные инструменты.
Высота.
Громкость,
тембр звучания. Легато.
Стаккато. Слушать произведения народного музыкального искусства, в которых отражены народные праздники и традиции народов Южного Урала. Различать средства музыкальной выразительности в этих произведениях.
Высказывать свое суждение о влиянии традиционной культуры на организацию праздников в родном крае. Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются жизни родного края.
Объяснять, какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных музыкантов. Приводить примеры. Разучить и исполнять(по выбору) песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др. Формирование представлений детей о певцах как «связующем звене» между созданными композитором вокальными произведениями и
их слушателями. Дальнейшее знакомство учащихся с различными
видами певческих голосов, с понятием «интонация». Формирование у учащихся чистоты интонирования. Воспитание интереса к вокальной музыке и пению.
текущий
2.
Музыкальное зеркало.
1ч
Комбинированный
Тест (входной контроль)
3.
Музыкальные часы.
1ч
Комбинированный
текущий
4.
Музыкальные часы:
доброе утро.
1ч
Комбинированный
текущий
5.
Музыкальные часы:
шумный
день.
1ч
Комбинированный
текущий
6.
Музыкальные часы:
добрый вечер!
1ч
Комбинированный
текущий
7.
Музыкальные часы:
тихая ночь.
1ч
Комбинированный
текущий
8.
НРК Музыка Урала
1ч
Комбинированный
текущий
9.
Музыкальый календарь.
1ч
Комбинированный
текущий
10.
Музыкальный календарь: музыка
осени.
1 ч
Комбинированный
Текущий
11.
Музыкальный календарь: музыка
зимы.
1ч
Комбинированный
Текущий
12.
Музыкальный календарь: музыка
весны.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
13.
Музыкальная машина
времени: времена рождения музыки.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
14.
НРК Духовная музыка народов Южного Урала
1 ч.
Комбинированный
Текущий
15.
Музыкальная машина
времени: музыкальное
прошлое разных стран.
1 ч.
Урок-концерт
Текущий
16.
НРК Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (церковная музыка). Храм Вознесения
1 ч.
Изучение нового материала
Текущий
17.
Музыкальный глобус:
путешествуем по России.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
18.
Музыкальный глобус:
едем в далёкие края.
1 ч.
Комбинированный
Контрольная работа
2. «Встречи с великими композиторами»(6 часов)
19.
На родинеМихаила
Ивановича
Глинки: среди долины.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
20.
На родине
Михаила
Ивановича
Глинки: «Камаринская».
1 ч.
Комбинированный
Текущий
21.
НРК Народные песни Южного Урала
1 ч.
Комбинированный
Текущий
22.
В родительском доме
Петра Ильича
Чайковского:
утренняя молитва.
1 ч.
Комбинированный
текущий
23.
В родительском доме
Петра Ильича Чайковского: мама.
1 ч.
Комбинированный
текущий
24.
Морское плавание с композитором
Николаем
Андреевичем
Римским-Корсаковым: во
владениях
Морского
царя.
1 ч.
Комбинированный
текущий
4. «В стране музыкальных инструментов» (7 часов)
25.
НРК Музыкальное путешествие по России. Челябинская область.
1 ч.
Комбинированный
текущий
26.
Семейство
ударных инструментов.
1 ч.
Комбинированный
текущий
27.
Семейство духовых инструментов.
1 ч.
Комбинированный
текущий
28.
Семейство
струнных
инструментов.
1 ч.
Комбинированный
текущий
29.
Инструментальный
ансамбль.
1 ч.
Комбинированный
викторина
30.
НРК Традиции народного музицирования: обряды и праздники Южного Урала: игрища, песни-диалоги, песни-хороводы, потешки, заклички и др.
1 ч.
Комбинированный
текущий
31.
Оркестр.
1 ч.
Комбинированный
текущий
4. «В певческой стране» (4 часа)
32.
Вокальный
ансамбль.
1 ч.
Комбинированный
текущий
33.
Хор.
1 ч.
Комбинированный
текущий
34.
НРК В школе скрипичного ключа. Магнитогорская консерватория
1 ч.
Урок-концерт
текущий
4 КЛАСС
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Календарные сроки
Тип урока
Основные компетенции
Контроль знаний
Д/з
Примечания
Форма урока
I. Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки (9 часов).
1.
Встречи
1ч
Комбинированный
Формирование представлений учащихся о
зарубежной классической музыке и музыкальной жизни зарубежных стран. Знакомство с композитором И.С. Бахом и его музыкальной семьей.
Формирование первоначальных музыкально-слуховых представлений о полифонической музыке и звучании
старинных музыкальных инструментов (клавесина и органа).
Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Формирование у учащихся первоначальных представлений о зарубежной классической музыке и музыкальной жизни зарубежных
стран. Знакомство с вундеркиндом-виртуозом, композитором В.А. Моцартом и с его музыкальной семьёй. Формирование музыкально-слуховых представлений о классической фортепьянной, симфонической и хоровой музыке ХVIII века (на материале произведений В.А.Моцарта).
Развитие умения воспринимать классическую музыку и выражать своё отношение к
ней. Формирование первоначальных навыков пения канона. Воспитание музыкально-информационной культуры. Воспитание ценностного отношения к классической музыке, музыкальному образованию и семейным музыкальным традициям. Формирование у учащихся первоначальных представлений о средневековой европейской бытовой музыкальной культуре и светском
этикете. Знакомство с европейскими традициями выступлений бродячих
музыкантов.Освоение декламационного стиля пения.
Музыкально-эстетическое и этическое воспитание. Развитие интереса учащихся к русской православной музыкальной культуре как одному из
сокровищ культурного наследия России. Знакомство с различными
жанрами церковных песнопений и традициями их исполнения на церковных богослужениях в православных храмах.
Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Патриотическое, духовно-нравственное
воспитание.
текущий
2.
Встречи со знаменитыми композиторами:
Вольфганг
Амадей
Моцарт.
1ч
Комбинированный
Входной контроль (тест)
3.
В рыцарских
замках.
1ч
Комбинированный
текущий
4.
На балах.
1ч
Комбинированный
текущий
5.
На балах:
полонез.
1ч
Комбинированный
текущий
6.
На балах:
вальс и его «король» —
композитор
Иоганн
Штраус.
1ч
Комбинированный
текущий
7.
На балах:
менуэт, гавот, мазурка,
полька.
1ч
Комбинированный
текущий
8.
На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал.
1ч
Комбинированный
текущий
9.
НРК С чего начинается Родина?
1ч
Урок-концерт
текущий
2. Музыкально путешествие от Руси до Руси (8 часов).
10.
Русь изначальная:
И. Стравинский. Балет
«Весна священная».
1ч
Комбинированный
текущий
11
НРК Виртуальная экскурсия в Челябинский концертный зал им. С.С. Прокофьева
12.
Русь изначальная:
М. Балакирев
Симфоническая поэма
«Русь».
1 ч
Комбинированный
Текущий
13.
Русь православная: церковные песнопения.
1ч
Комбинированный
Текущий
14.
Русь скоморошья.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
15.
НРК Национальная музыка Южного Урала
1 ч.
Комбинированный
Текущий
16.
Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера
«Сказка о царе Салтане».
1 ч.
Комбинированный
Текущий
17.
Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко».
1 ч.
Комбинированный
Текущий
3. В гостях у народов России (10 часов).
18.
НРК Русь православная: церковные песнопения.
1 ч.
Изучение нового материала
Формирование у учащихся представлений об исторической взаимосвязи церковной и народной музыки. Знакомство с духовными стихами, их темами, содержанием и традициями исполнения на Руси. Обогащение музыкально-слуховых
представлений об интонационной природе музыки и речи. Освоение основ декламационного пения. Формирование у учащихся интереса к отражённой в музыке смеховой культуре Древней Руси. Развитие
навыков исполнения песен танцевального характера. Дальнейшее формирование и развитие музыкально-пластических умений и навыков. Освоение основ музыкально-театральной деятельности. Этнокультурное воспитнание. Воспитание чувства юмора и оптимизма. Осовение способов музыкально-эмоциональной
саморегуляции. Развитие интереса учащихся к отражённым в классической музыке образам русской старины. Развитие навыков кантиленного пения и исполнения народных песен без сопровождения.
Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки.
Развитие музыкально-пластических умений и навыков. Осовение основ музыкально-театральной деятельности. Развитие творческого
воображения и способности фантазировать. Этнокультурное и полихудожественное воспитание. Формрование у учащихся представлений о жанре авторской песни как важной части музыкально-бытовой культуры России
второй половины ХХ века. Обогащение опыта эмоционально-образного воспрития песенной
лирики. Развитие певческих умений и навыков, музыкально-творческих способностей, потребности в самостоятельной авторской музыкально-поэтической деятельности. Воспитание ценностного отношения к творчеству и
творческим людям. Первоначальное знакомство учащихся с методами сбора и анализа фольклора. Развитие
музыкально-познавательных интересов и потребности в изучении традиционной музыкальной культуры родного края.
Текущий
19.
Русь героическая: А. Бородин. Опера
«Князь
Игорь».
1 ч.
Комбинированный
Текущий
20.
Русь героическая: М.
Глинка. Опера «Иван Сусанин»
(«Жизнь за
царя»).
1 ч.
Комбинированный
Текущий
21.
Музыка революции.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
22.
В кинотеатре
и у телевизора.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
23.
Музыка о
войне и на
войне: песни
советских
композиторов.
1 ч.
Комбинированный
Текущий
24.
Музыка о
войне и на
войне: Д. Шостакович.
Симфония
№ 7 (Ленинградская).
1 ч.
Комбинированный
текущий
25.
Музыка на
защите мира:
Д. Кабалевский. Кантата
«Песня утра,
весны и
мира».
1 ч.
Комбинированный
текущий
26.
На космодроме.
1 ч.
Комбинированный
текущий
27.
НРК Музыкальная жизнь в Челябинске.
1 ч
Комбинированный
Творческий проект
4. Музыкальное путешествие по России 20 века (8 часов).
28.
НРК На фестивале
авторской
песни.
1 ч.
Комбинированный
текущий
29.
У колыбели.
1 ч.
Комбинированный
текущий
30.
На свадьбе.
1 ч.
Комбинированный
текущий
31.
НРК Урок фольклора.
1ч.
Комбинированный
текущий
32.
На фольклорном фестивале:
выступают
фольклорные
ансамбли.
1 ч.
Комбинированный
текущий
33.
На фольклорном фестивале:
кто на чём играет?
1 ч.
Комбинированный
викторина
34.
НРК Музыкальные инструменты Южного Урала
1ч.
Комбинированный
текущий
5.Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
2 класс
№ п/п
содержание
класс
автор
издательство
год издания
1.
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа
1-4 классы
Т.И. Бакланова
М.: АСТ:Астрель,.
2011
2.
Учебник для общеобразовательных учреждений
2 класс
Т.И. Бакланова
М.: АСТ:Астрель,.
2011
3.
Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка». Методические разработки. Поурочные разработки
2 класс
Т.И. Бакланова
М.: АСТ:Астрель,.
2010
4 класс
№ п/п
содержание
класс
автор
издательство
год издания
1.
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа
1-4 классы
Т.И. Бакланова
М.: АСТ:Астрель,.
2011
2.
Учебник для общеобразовательных учреждений
4 класс
Т.И. Бакланова
М.: АСТ:Астрель,.
2011
3.
Обучение в 4 классе по учебнику «Музыка». Методические разработки. Поурочные разработки
4 класс
Т.И. Бакланова
М.: АСТ:Астрель,.
2010
6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ
2 класс
• выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов - классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
• исполнять в вокальном ансамбле и в хоре одноголосны вокальные произведения с сопровождением;
• сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;
• выявлять особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.
обучающиеся получат возможность научиться:
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
• различать виды ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);
• узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова;
• слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир
человека;
• читать и записывать нотные знаки; воспроизводить по нотам ритмические рисунки, короткие мелодии;
• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
• самостоятельно выполнять упражнения арт - терапии;
• сочинять небольшие мелодии;
• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать цель выполняемых действий;
• понимать важность планирования работы;
• выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• вносить коррективы в свою работу;
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя);
• решать творческие задачи, используя известные средства.
Обучающийся получит возможность научиться:
• продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную музыкально – творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
Познавательные
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
• различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
• характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
• группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря;
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
• классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам);
• различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;
• читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах;
• выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающийся получит возможность научиться:
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально - выразительным средствам;
• слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
• активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
• выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Познавательные
Обучающийся научится:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике;
• находить нужную информацию в словарях учебника;
• различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
• сопоставлять художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• читать нотные знаки;
• сравнивать музыкальные произведения, музыкальные
образы в произведениях разных композиторов;
• характеризовать персонажей музыкальных произведений;
• группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• выслушивать друг друга, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающийся получаи возможность научиться:
• выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
• высказывать собственное оценочное суждение о музкальных образах людей и сказочных персонажей;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
4 класс
• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально - хоровые произведения;
• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
• ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно - бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);
• различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально - выразительных средств, рассказывать о ee происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации;
• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально - поэтической и музыкально - пластической импровизации;
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально - поэтических и музыкально - пластических импровизациях;
• использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально - хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно - образное содержание и интонационно - мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);
• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);
• использовать доступные методы арт - терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного
самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
• представлять широкой публике результаты собственной Музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;
• следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально - творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы;
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;
• осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально -исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально%пластическом движении и импровизации);
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально - творческих задач;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально - творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнении музыкально - творческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы с учётом разных критериев;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно - массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.
Познавательные
Обучающийся научится:
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем образов), делать выводы;
• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных
искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;
• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной
информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно%следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио - , видео - и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально – творческой деятельности;
• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её
народов; выражать своё отношение к искусству;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Обучающийся получит возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлний жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.
7.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Форма контроля:
устный опрос;
практическая работа,
тест
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста, викторин и творческих проектов.
Примерная тематика творческих проектов
«Музыкальная история России».
«Музыкальный мир советской эпохи».
«Россия многонациональная».
«Звук и цвет»:
- Рисование под музыку.
- Выставка рисунков «Звуки и краски окружающего мира».
- Игра «Мы озвучиваем фильм».
- Игра – импровизация «Звук и цвет».
Колыбельная песня в фольклоре народов Южного Урала.
Игровой фольклор народов Южного Урала: игровые приговорки, припевки, считалки, дразнилки, скороговорки.
Мой дедушка – защитник Родины.
Сказки и легенды родного края.
Певцы родного края.
Обычаи и традиции коренных народов Южного Урала.
Музыкальные инструменты на Урале.
Уральские колядки.
7.1. График проведения контрольных и проверочных работ
2 класс
Дата
Форма контроля
Тема
Примечания
Входной контроль (тест)
Музыкальное зеркало
Творческий проект
Музыкальный глобус: едем в далёкие края.
викторина
Инструментальный ансамбль
4 класс
Дата
Форма контроля
Тема
Примечания
Входной контроль (тест)
Встречи со знаменитыми композиторами: Вольфганг Амадей Моцарт.
Творческий проект
Музыкальная жизнь в Челябинске
викторина
На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного танца.
8.Приложение
8.1.Список литературы:
Затямина Т.А. Современный урок музыки. Учебно-методическре пособие. М.: «Глобус», 2007.
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: игры, конкурсы, современные методы.- М.:ТЦ СФЕРА,2005.
Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей:
Музыка в зеркале поэзии: Ленинград. Советский композитор. Выпуск 3;
Словарь иностранных музыкальных терминов. Ленинград «Музыка»,1987;
«Музыка в 4-7 классах» методическое пособие для учителя. М «Просвещение», 1986;
«Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. М. «Музыка»,1987;
«Народное творчество южного Урала». ОГИЗ-Челябгиз-1948
Методическая библиотечка;
Справочный материал (словари, справочная литература);
Библиотечка для чтения
8.2. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В соответствии с нормативными требованиями, для оценивания уровня подготовки учащихся по музыке рекомендуется использовать следующие методические пособия:
Сергеева Г.П. Музыка. Тесты для 1-4 классов;
Сергеева Г.П. Задания в творческих тетрадях по музыке для 5,6,7 классов;
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей.-М.,:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004;
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: игры, конкурсы, современные методы.- М.:ТЦ СФЕРА,2005.
В 2014-2015 уч. году, исходя из поставленной цели и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5».
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника, проекта;
- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и ответов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.
Отметка «4».
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие источники при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3».
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно,
не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно чёткие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии.
Отметка «2».
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Учитывая специфику предмета отметку «2» следует ставить в крайнем случае, а лучше всего избежать этого.
8.3. Контрольно-измерительные материалы
1 класс
Музыка Г.П.Сергеева
Приложение к журналу «Начальная школа»,поурочные разработки
I класс, пособие для учителя – М.: Начальная школа , 2002, 128с.
О проведении тестирования учащихся начальных классов
Процедура тестирования может быть следующей:
1 Учитель заполняет следующие сведения теста: фамилия, имя учащегося.
2. Учитель объясняет учащимся, что отвечать на вопрос нужно письменно, после звучания музыки, подчеркивая ответ на вопрос. Вопросы учитель читает.
3. Последовательность заданий
А) Звучат в записи последовательно три фрагмента. Дети должны обозначить порядок эвучания цифрами – 1,2,3.
Марш («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского 'в исполнении на фортепиано yчителем или в записи -кассета 1,№5)
Песня («Скворушка прощается» Т. Попатенко - кассета 3, № 52)
Б) Звучат те же фрагменты в той же последовательности. После каждого произведения учитель читает словесные определения, данные в тесте.
Дети подчеркивают тег которые, по их мнению, передают характер и настроение произведения
В)Вопрос к учащимся: «Какое из трех произведений понравилось больше всего?» Обучающиесяподчеркивают нужную цифру (1,2,3).
Г) Вопрос к учащимся: «Что тебе больше всего нравится делать на уроках музыки - петь, слушать музыку, танцевать, мaршировать?» Обучающиеся подчеркивают выбранные ими виды деятельности
Характеристика КИМовпо музыке,
предложенных Г.П. Сергеевой для начальной школы (1-4 классы)
Приложение к журналу «Начальная школа»,поурочные разработки
I класс, пособие для учителя – М.: Начальная школа , 2002, 128с.
IVкласс:
О проведении тестирования учащихся первых классов можно спорить, так как главная задача учителя, работающего с первоклассниками – привить интерес к музыкальному искусству и музыкально- творческой деятельности
Например:
1. Что это?
А. Песня Танец Марш
2. Как звучит музыка?
Б.
1
Задорно
Ритмично
Грустно
Энергично
2
Ласково
Печально
Грозно
Нежно
3
Радостно
Тяжело
Напевно
Светло
В.
Г.
1
Петь
2
Танцевать
3
Маршировать
Слушать музыку
Автором предлагается схема обработки теста, которая позволяет выявить общую картину в данном классе, сделать учителю выводы и наметить дальнейшие шаги по музыкальному развитию учащихся
После обработки материалов теста предлагается составить характеристику музыкального развития учащихся I класса
Предлагаются такие критерии:
1. Проявление интереса к музыкальным занятиям
2. Степень развития процессов восприятия музыки, их эмоциональность и осознанность
3. Каковы музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят исполнять, слушать)
В целом предложенные тесты помогают учителю и должны сработать на перспективу.
Тестирование учащихся IV класса
Звучит фрагмент — «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского.
Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку?
Вопрос 2: Кто исполняет это произведение? Звучит Гимн России (фрагмент).
Вопрос 3:В каком характере звучит эта музыка?
Звучит мелодия одной из знакомых детям песен (в исполнении учителя на музыкальном инструменте без слов).
Вопрос 4: Что звучит — мелодия или сопровождение (аккомпанемент)?
Вопрос 5. Назови полюбившиеся тебе музыкальные сочинения, с которыми ты познакомился на уроках музыки.