Коршуновой Натальи Анатольевны учителя музыки МБОУ Лицей № 1 п. Нахабино.
3. Рабочая программа с.5-6
3.1. Построение
3.2. Результаты.
3.3. Оценивание
Современный мир меняется быстрыми темпами и объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и мета предметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Принимая во внимание личностные результаты УУД по материалам Федерального государственного образовательного стандарта. Результатам и универсальным учебным действиям в терминологии Образовательной системы «Школа 2100», можно сформулировать цель программы, формирования универсальных учебных действий, как обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы для учащихся 6 класса по предмету «Музыка».
- определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;
- показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
- охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий;
- предложить систему типовых задач для оценки сформирования универсальных учебных действий.
В зависимости от характера задач, поставленных перед учащимися, выделяются такие виды компетенций, как личностная, коммуникативная, интеллектуальная, социальная, общекультурная. Одно из условий успешной человеческой деятельности – художественное развитие личности, которое, с одной стороны, влияет на духовную культуру человека, а с другой – на реализацию его творческих задатков.
В подходе к работе над проектами в 6 классе, в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
В работе над проектом Рабочей программы я опиралась на основу основ музыкального образования школьников – технология музыкального воспитания Д. Б. Кабалевского, концепция которой находится в постоянном развитии. В программе должное внимание уделяется слушанию и исполнению разнообразных музыкальных произведений на доступном для учащихся уровне.
-Связь музыки с жизнью (социальная функция музыки).
-Цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.
-Интерес к музыке, увлеченность музыкальными занятиями.
-Воспитательный потенциал музыкального образования.
-Опора на закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыки. Жанры, от простых ( песня, танец, марш), до сложных: опера, балет, симфония, мюзикл, оперетта, кантата, сюита, кантата, концерт и др. Триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Развитие музыки, формы (композиция) музыки, музыкальная речь, народная и профессиональная музыкальная культура. Интеграция музыки с другими видами искусства, музыкальный образ, музыкальная драматургия, особенности современной музыки (серьезная и легкая музыка).
1.Тематизм программы – ступеньки музыкальной культуры школьников.
2.Критерии отбора музыкального материала: художественная значимость, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность.
3.Целостность урока музыки: подчинение всех видов деятельности учащихся теме урока.
4.Разнообразие видов музыкальной деятельности учащихся на уроке.
5.Методы музыкального обучения: обобщения через жанр, сходства и различия музыкальных образов; эмоциональной драматургии урока, за бегания вперед и возвращения к пройденному.
Тематическим построением Рабочей программы «Музыка» 6класс является внутренняя преемственность между всеми четвертями года (углубленное представление школьников о связи музыки и жизни).
В результате изучения музыки в 6 классе у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре народа; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Оценивание результатов знаний учащихся складывается из умения детьми использовать (пусть ещё не большой опыт) эмоционально – ценностного отношения к искусству, опыта музыкально – творческой деятельности, проявляющейся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.
№/п | Название раздела | Содержание раздела |
1 | Общая характеристика предмета «Музыка» | Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус |
2 | Цели и задачи предмета «Музыка» | Цель-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников Задачи: -воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; - развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно - образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства. |
3 | Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно - эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина и красота в окружающем мире? |
4 | Место учебного предмета в учебном плане | В федеральном базисном плане в 5-7 классах на предмет « Музыка» отводится 1 час в неделю в объеме 135 часов. |
5 | Планируемые результаты изучения предмета | Личностные результаты: -чувство гордости за Родину на основе изучения фольклора, шедевров русских и современных композиторов - уважительное отношение к культуре других народов -формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости. Метапредметные: - формирование у школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и оценкой ее содержания в устной и письменной форме; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о характере музыкального произведения разных эпох, особенностях содержания и языка; -умение осуществлять познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации; Предметные: - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней; - умение осознанно относиться к музыке различных направлений; -умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений; - формирование представлений о роли музыки в жизни человека; - развитие художественного вкуса; |
6 | Технологии преподавания предмета «Музыка» | -технология развития процессов восприятия музыки -технология развития процессов певческой культуры -технология музицирования - технология арт. терапевтического воздействия музыки и здоровье - сбережения -технология развития ассоциативно - образного мышления - технология развития познавательных интересов (проектная технология) -технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников -информационно - коммуникативная технология -технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам |
7 | Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью. | Внеурочная деятельность относится к вариативной части ООП НОО и организуется по направлениям: духовно - нравственное, обще интеллектуальное, общекультурное .Внеурочная деятельность не является обязательной, процесс ее не определен во времени и в пространстве, и не имеет постоянного состава участников. Дети могут менять направление деятельности по своему желанию. Формы: экскурсии, кружки, круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования. Внеурочная деятельность не входит в допустимую учебную нагрузку .В Московской области выделяется дополнительно к учебным часам до 1350 часов в год (исследовательская, проектная, игровая, экскурсионная, театральная, тренинги и т.п.). Внеурочная деятельность предполагает организованные усилия всех социальных субъектов: ОУ, семьи, учреждений дополнительного образования, традиционных религиозных организаций, общественных объединений. |
8 | Использования ИКТ и ЭОР | Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 Российский общеобразовательный портал -http://music.edu.ru/ Детские электронные книги и презентации -http://viki.rdf.ru/ |
9 | Структура тематического планирования | 1.Пояснительная записка 2.Примерный музыкальный материал по классам и разделам 3. Календарно- тематическое планирование 4.Список литературы |
10 | Материально-техническое обеспечение предмета | Библиотечный фонд: -стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»; -программы по предмету «Музыка»; -Хрестоматии с нотным материалом; -сборники песен и хоров; - методические пособия; - УМК к выбранной программе; - учебники по музыке; - рабочие тетради; -книги о музыке и музыкантах; - справочные пособия, энциклопедии; Печатные пособия: - таблицы -схемы - транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России - портреты композиторов, исполнителей -атласы музыкальных инструментов Экранно-звуковые пособия: - аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке - видеофильмы с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей , известных хоровых, оркестровых коллективов, фрагменты из мюзиклов. Учебно-практическое оборудование: - музыкальный инструмент-фортепиано; -детские музыкальные инструменты - бубны, барабан, треугольник, металлофон. Народные инструменты - ложки, трещотки, свистульки. - музыкальный центр |
11 | Методическое обеспечение предмета «Музыка» | Учебно-методический комплект для каждого класса общеобразовательного учреждения .В комплекты входят следующие издания авторов Г.П .Сергеевой, К. Д. Критской, учебники « Музыка» 5-7 классы; пособия для учащихся - рабочая тетрадь 5-7 классы, пособия для учителя- хрестоматии музыкального материала для 5-7 классов, фонохрестоматии, методика работы с учебниками. |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…».У.с.24-25,Т.с.10-13. | Научиться проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников. | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобра-зительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень». С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо». С.В.Рахманинов «Островок». Ю.Визбор «Лесное солнышко». | Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский - Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач Внутренняя позиция, эмоциональное развитие и сопереживание. |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя.У.с.26-29.Т.с.14-15. | Развивать умение размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса, артистизм и талант Ф.И. Шаляпина. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина. М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин». Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко». Ю.Визбор «Лесное солнышко». | Знать/понимать: имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто. | Регулятивные: формулировать учебную задачу; проявлять навыки вокально – хоровой работы; Познавательные: размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.У.с.30-37 Т.с.16-17 | Закрепить умение по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. | Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя). РНП «Матушка, что во поле пыльно». М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина». М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин». М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин». А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице». | Знать особенности русского свадебного обряда. Значение песен во время обряда. Владеть навыками музицирования: исполнение песен. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные : использовать общие приемы решения задачи, находить жанровые параллели между музыкой и бытом народа. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. | Осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность, проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа. |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.У.с.38-41.Т.с.18-19. | Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены. М.И.Глинка Венецианская ночь (исп. Н.Дорлиак ), Ф.Шубеот «Форель», «Фореллен-квинтете», «Серенада». А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице». | Знать известных испол-нителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе) | Знание основ культурного наследия человечества. |
9 | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».У.с.42-47. | Научить различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке; соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. | Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря. В. Шаинский «Багульник» | Знать имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения, определения музыкальных жанров и терминов: баллада. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: перерабатывать словесно - звуковую информацию в вербальную. Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач; выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме. | Регулировать своё поведение в соответствие с познанными моральными нормами и этическими требованиями. |
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.У.с.48-49 | Учиться определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная. | Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» Киевский распев «Свете тихий» П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя» | Понимать: особенности народного искусства, значение определений: - а капелла, знаменный распев. Пение по партиям Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения задачи урока. Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения поставленной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения | Наличие эмоционального отношения к искусству |
11 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.У.с.50-57. | Выделить особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси. Познакомиться с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения. Знать творчество композитора М.Березовского. | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть. Б.Окуджава «Молитва» | Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная, религиозная. | Регулятивные: планировать свои действия для реализации задач; Познавательные: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; Коммуникативные: проявлять навыки вокально – хоровой работы в коллективном исполнении. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре. |
12 | «Фрески Софии Киевской».У.с.58-61.Т.с.20-25. | Рассмотреть какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»: «№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант». Б.Окуджава «Молитва» | Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. | Регулятивные: предвосхищение результата, на основе имеющегося опыта; Познавательные: анализ, и синтез услышанного, построение логической цепи рассуждения; Коммуникативные: умение достаточно точно выражать свои мысли в устной и письменной форме. | Ценить и понимать традиции своего народа. |
13 | «Перезвоны» Молитва.У.с.62-65.Т.с.26-29. | Усвоить значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством. Осмыслить интонационно-жанровое богатство народной музыки. Понимать значение молитвы в музыке отечественных композиторов. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года», фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри». Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…» Б. Окуджава «Молитва» | Соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. | Регулятивные: планировать свои действия для реализации задач; Познавательные: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; Коммуникативные: проявлять навыки вокально – хоровой работы в коллективном исполнении. | Ценить и понимать традиции своего народа, переданные современным музыкальным языком. |
14 - 15 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.У.с.66-71 . | Освоить метод проведения интонационно-образного анализа музыки и выявления принципа ее развития. | Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха, как вечно живое искусство возвышающее душу человека. Характерные особенности музыкального языка И. С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок обработка музыки И. С. Баха. И. С. Бах «Токката» ре минор, «Токката» ре минор в рок обработке, Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает», «Рождественская оратория №2 и №4» Хорал. А. Городницкий «Атланты» | Усвоить определения музыкальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имя И. Бах а, и его произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко. | Регулятивные: ставить цель деятельности и удерживать её. Познавательные: сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия Коммуникативные: проявлять навыки вокально – хоровой работы; высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, | Ориентироваться в разнообразии мировой культуры. |
16 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».У.с.72-79. | совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К. Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов. Фрагменты из кантаты Дж. Перголези «Стабат матер», Фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана». | : особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония. | Регулятивные: усвоение алгоритма анализа музыки; Познавательные: анализ прослушанных произведений. Коммуникативные: вести диалог на предмет особенностей музыкального языка. | Уважать традиции и искусство других народов, понимать «вечные» ценности. |
17 | Авторская музыка: прошлое и настоящее. Барды.У.с.80-87,т.с.30-31. | Сформировать представление о особенностях городского бытового жанра. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: бардовская песня. Жанры, особенности и представители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни. Д. Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти». «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн. А.Городницкий «Снег»; | Усвоить определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б. Окуджава, Ю. Ким, В. Высоцкий, А. Городницкий. Знать историю развития авторской песни. | Регулятивные: Познавательные: сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения | Совершенствовать умения и навыки самообразования |
18 | Тема №2: «Мир образов камерной и симфонической музыки»(18 часов). Джаз – искусство 20 века. У.с.88-93Т.с.32-33. | Выделить характерные признаки джаза. | Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз, спиричуэл, блюз. Определение и истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизация. Джазовые обработки. Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы» Блюз «Сегодня я пою блюз». Дж. Гершвин. «Любимый мой». И.Миллс - Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д. Эллингтона, п/у Л. Утёсова. М. Минков «Старый рояль». | Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Запомнить имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж. Гершвин, Л. Армстронг, Д. Эллингтон. | Регулятивные: формулировать и определять цель задания, планировать работу, корректировать работу по ходу выполнения; Познавательные: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Коммуникативные: творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен, учиться овладевать диалоговой формой речи. | Ориентироваться в разнообразии мировой культуры. |
19 | Вечные темы искусства и жизни.У.с.96-101. | Сформировать знание о том, что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. Ф. Шопен. «Этюд № 12»,«Прелюдия №24» ре минор. Я. Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». | Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки. | Регулятивные: выразительно исполнять песни Познавательные: проанализировать своеобразие и специфику художественных образов. Камерной и симфонической музыки. Коммуникативные: размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Уважать традиции и искусство других народов, понимать «вечные» ценности. |
20 | Образы камерной музыки.У.96-101. . | Изучить принципы развития симфонической музыки: Сходство, различие, контраст. | Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Разнообразие жанров камерной музыки.. Ф. Шопен «Баллада №1» соль минор. Я. Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». | жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий; Познавательные: анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора; Коммуникативные: размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Нравственно – этическая ориентация. |
21 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.У.с.102-107.Т.с.36-39. | Составить характеристику развития жанров светской музыки: камерная и инструментальная: инструментальная баллада, ноктюрн | Романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Ф. Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа. Ф. Шопен «Ноктюрн» фа минор. П. Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А. П. Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я. Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада» | Знать, что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен. | Регулятивные: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы Познавательные: Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Коммуникативные: Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Нравственно – этическая ориентация. |
22 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».У.с.108-113.Т.с.40-41. . | Углубить знания о программной музыке, закрепить знания о жанре концерта. | Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях. Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж. А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» | Знать значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко. | Регулятивные: осмысленный выбор способа действия по приобретению знаний; Познавательные: отработка логических универсальных действий: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устную форму и в виде рисунка. | Этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. |
23 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.У.с.114-119,Т.с.42-43. | Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. Ч. Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». О. Митяев «Как здорово». | Уметь определять форму музыкального произведения, тембры музыкальных инструментов, выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Регулятивные: планирование результата учебной деятельности, контроль, и коррекция в случае расхождения с результатом; Познавательные: смысловое чтение, понимание и оценка языка информации; Коммуникативные: выражение своей точки зрения в рисунке и вербально. | Этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. |
24 - 25 | Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина.У.с.120-131.Т.с.44-49. | Научиться понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Закрепить определение программной музыки. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г. Свиридов. Образы русской природы в музыке Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г. Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г. Свиридова «Метель» | Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений. | Регулятивные: выразительно исполнять песни; Познавательные: размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Коммуникативные: различать звучание различных музыкальных инструментов. | Уважать и знать традиции своего народа. |
26 - 27 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.У.с.132-137.Т.с.50-51 | Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В. Моцарта и П. И. Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. В. А. Моцарт «Симфония № 40», «Авэ верум».П. И. Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. Е. Крылатов, сл. Е. Евтушенко «Ольховая сережка» | Знать имена выдающихся русских: П.Ч Чайковский и зарубежных - В. Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П. Чайковского и В. Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях. | Регулятивные: адекватно воспринимать критику, учитывать ошибки; Познавательные: сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. Коммуникативные: научиться понимать язык музыки разных эпох, высказывать и отстаивать свою точку зрения. | Формирование и развитие компетентности в области искусства. |
28 -29 | Программная увертюра «Эгмонт» Л. В. Бетховен.У.с.138-141.Т.с.52-55. . | Расширить знания о творчестве Л. Бетховена. | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Е. Крылатов, сл. Е. Евтушенко «Ольховая сережка». | Запомнить имя зарубежного композитора: Л. Бетховена и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт». | Регулятивные: следовать инструкциям учителя; Познавательные: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения. | Ценить и понимать культуру других народов. |
30 - 31 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»У.с.142-153 Т.с.56-57. | выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. Н. Рота, сл. Л. Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | имена выдающихся русских (П. Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; | Регулятивные: умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; адекватно оценивать правильность исполнения учебной задачи; Познавательные: умение устанавливать причинно – следственные связи; Коммуникативные: сотрудничество в ходе выполнения учебной задачи. | Готовность вести диалог со сверстниками и достигать взаимопонимания. |
32 - 33 | Мир музыкального театра.У.с.154-159. | Различать звучание различных музыкальных инструментов. Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя) | Имена выдающихся русских и современных композиторов: С. Прокофьев, П. Чайковский, А. Журбин и их произведения. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений. | Регулятивные: усвоение алгоритма анализа музыки; Познавательные: анализ прослушанных произведений. Коммуникативные: вести диалог на предмет особенностей музыкального языка. | Уважать традиции и искусство других народов, понимать «вечные» ценности. |
34 | Образы киномузыки. У.с.160-163. Проверочная работа. | сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года. (на выбор учителя) И. Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»: | Знать имена выдающихся композиторов современности: И. Дунаевский, Г. Свиридов, А. Журбин, Э. Артемьев, Л. Бернстайн и их произведения. | Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи. Познавательные: смысловое прочтение разных жанров; Коммуникативные: излагать свои мысли в письменной форме. | Проявлять эстетический вкус на основе знаний музыкальной культуру. |
35 | Образы киномузыки. Обобщающий урок. | Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыта исполнительства. | Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); | Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня знаний. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль, оценка процесса и результата; Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. | Развитие компетентности в области искусства, развитие стремления к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. |