kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Сочетания музыки, движения и речи при работе с детьми школьного возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания музыки, движения и звука.

Задачи:

  1. Создать  мотивацию к общению с окружающими.
  2. Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения.
  3. Развить и корректировать музыкально-речевые и ритмические движения.
  4. Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.
  5. Дать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха.
  6. Организовать работу с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сочетания музыки, движения и речи при работе с детьми школьного возраста". »

МКОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»

Искитимского района Новосибирской области









РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


ТЕМА:

"Сочетания музыки, движения и речи при работе с детьми школьного возраста".










Выполнила:

Казанцева Лариса Алексеевна,

педагог дополнительного образования

1 кв. категория









г. Искитим

2013-14год



Всюду, где живёт, трудится и отдыхает человек - звучит музыка. Музыка может выражать самые высокие чувства и дарить людям радость, надежды, мечты. Взрослые и дети реагируют на музыку по-разному, но чаще всего с движениями: в одних случаях непроизвольными, в других - осознанными.

Родной язык, помогает людям, воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети с малого возраста впитывают в себя всё, что узнают от родителей, воспитателей, учителей и сверстников. Речь детей формируется в общении с окружающими. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей.

Работая с детьми в студии «Аккорд», я обратила внимание на то что, возросло число детей с различными проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы. В посёлке, где я преподаю, нет дошкольного учреждения и дети, поступая в общеобразовательную школу уже с нарушениями речи. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Воздействие логоритмических музыкальных игр на психическое развитие ребёнка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта ряда учёных. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Г.В.Чиркина, Т.Б,Филичева в своих работах говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребёнка, для формирования и коррекции нарушенных речевых функций. Распевки, мини-песенки, песни, хоровые, фольклорные игры оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей.

Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения. На мой взгляд, решение этой проблемы и достижение максимального эффекта в преодолении нарушения звукопроизношения происходит тогда, когда руководитель вступает в творческий союз с детьми, с родителями воспитанников, это и даст наилучший результат в коррекционно – развивающей работе, который будет достигаться через сочетание музыки, движения и речи.

Педагогическая целесообразность использования коллективных музыкально-дидактических игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что они позволяют на практике повысить темп развития речи в целом, за счёт включения ребёнка в музыкально-речевую и игровую деятельность. Это и определило тему моего проекта: «Музыка, движение и речь».

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми любого возраста и профилактику речевых нарушений у детей, что сочетает в себе средства, а так же способы развития музыкально-творческих и речевых способностей ребёнка.

Цель проекта: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки, движения и звука.

Задачи:

  1. Создать мотивацию к общению с окружающими.

  2. Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения.

  3. Развить и корректировать музыкально-речевые и ритмические движения.

  4. Формировать речевые интересы и потребности дошкольников.

  5. Дать ребёнку возможность проявить себя и добиться успеха.

  6. Организовать работу с родителями.

Место реализации проекта: МКОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Искитимского района Новосибирской области на базе МКОУ «ООШ п.Рябчинка».

Участники проекта: педагог дополнительного образования (учитель музыки), дети и их родители, (консультации учителя - логопеда).

Срок реализации проекта: 1 год (октябрь 2013- май 2014год) для детей первого года обучения.

Материально-техническое обеспечение.

В обра­зовательном учреждении имеется спортивный зал, изостудия кабинет музыки и клуб. Подобрана фоноте­ка классической, современной музыки, логопедические песенки, распевки, различные музыкально-ритмические игры и упражнения, а так же методическая литература.

Приобрете­ны фортепьяно, музыкально-шумовые инструменты, музыкальный центр, телевизор, компьютер, микрофоны, микшер, мультимидийный проектор, DVD-проигрыватель, разная ­аппаратура, что способствует достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми.

Методическое обеспечение.

Мною был разработан календарно-тематический план по обучению музыкальной грамоте детей. В кабинете музыки был оформлен и система­тизирован методический инструментарий, исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса, сформирована фонотека, которая постоянно пополня­ется новинками.

Предполагаемые результаты:

Для воспитанников:

  • повышение качества речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания;

  • речевое раскрепощение ребёнка с учётом речевых возможностей;

  • повышение уровня музыкально-эмоциональной отзывчивости;

  • повышение чувства ритма, ладовое чувство;

  • появление интереса к музыкальному творчеству, проявление творческого самовыражения;

  • воспитание нравственного, эстетического и этического чувства.

Для педагогов:

  • повышение уровня компетентности в музы­кальной деятельности;

  • инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

  • творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности;

  • проявление творческого самовыражения;

  • повышение темпа развития речи в целом, за счёт включения детей в творческую деятельность;

  • целостное воздействие на речевую систему детей;

  • речевое раскрепощение ребёнка, с учётом речевых возможностей.

Для родителей:

  • повышение заинтересованности в росте уровня развития правильного произношения слов и звуков в речи;

  • повышение музыкальной культуры;

  • формирование любви к музыкальным произведениям и песням;

  • мотивация родителей на активное сотрудничество;

  • мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания;

  • формирование активной родительской позиции;

  • повышение статуса семейного воспитания.


Этапы работы над проектом:

1 этап - Подготовительный (октябрь 2013г - ноябрь 2013 г.)

На подготовительном этапе были определены участники проекта, их роль в до­стижении предполагаемых результатов.

Задачи подготовительного этапа носили диа­гностический, исследовательский характер. Была проведена мною вводная диагностика, с результатами которой были ознакомлены родители детей.

С по­мощью метода наблюдений, анкетирования, бесе­ды выяснили, что педагогический коллектив и родители, готовы к принятию моего проекта и нуждаются в теоретической и практической подготовке. Поэто­му были запланированы консультации на темы: «Подбор музыкального репертуара и его планиро­вание», «Учёт индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара», оформлены ознакомительные стенды в кабинете, информационные книжки-передвижки. В результате анализа состояния развивающей среды, педагоги предложили приобрести наглядные пособия: магнитофон в классы, подобрать фо­нотеку и музыкально-двигательные игры. Определяя функции каждого, мы обозначили и свою роль: ко­ординация, планирование и организация деятель­ности по оптимальному использованию различных упражнений в образовательном процессе.

Нашими идеями заинтересовались родители, которые помогли приобрести материал для костюмов, в их пошиве, для красочного проведения запланированных мероприятий и праздников. Предлагали помощь в подбо­ре музыкального материала, помогали делать презентации, а самое главное - включились в совместную работу с ООШ, ЦДОД и детьми, участвовали в организации мероприятий и их проведении.

Подводя итог подготовительного этапа, мы сде­лали вывод, что использование подготовленного материала, музыки, костюмов, участников, всё это является одним из доступных и эффективных мето­дов психолого-педагогического воздействия на ре­бёнка в условиях нашего образовательного учреж­дения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.

2 этап - Основной этап реализации проекта (ноябрь 2013 – март 2014 года)

Особое место на этом этапе занимала работа с детьми. Ведь три кита, на которых стоит логоритмика – это и есть методика, которая опирается на связь движения, музыки и речи. Она включает в себя музыкально-двигательные, музыкальные, пальчиковые, речевые, и коммуникативные игры.

Музыкально-ритмические движения – это одна из формы коррекции слоговой структуры слова. Танцы, ритмичные движения – это физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизируют физическую силу, вырабатывают грацию, координацию движения, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, влияют на кровообращение и способствовали выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

В процессе работы подбирала музыкальные игры на развитие внимания, ориентировку в пространстве, координацию движения, чувство ритма, речеслуховую память – что способствовало правильному ритму дыхания. Поэтому включала в работу дыхательную гимнастику, что помогало выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение вдоха и выдоха. Дыхательная гимнастика оказывала на организм ребёнка комплексное лечебное воздействие: положительно влияла на обменные процессы, кровоснабжение;  улучшала дренажную функцию бронхов;  восстанавливалось нарушенное носовое дыхание. Обязательно добавлялась артикуляционная гимнастика, что позволяло осуществлять развитие артикуляционной моторики. Данные занятия проводились как со всей вокальной группой, так и индивидуально.

Без пальчиковой гимнастики не проходит не одно занятие, ведь кончики пальцев - есть второй головной мозг, рука играет важную роль на протяжении всей жизни. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Таким образом, формировалась и совершенствовалась моторика кисти и пальцев рук. Упражнения были в медленном темпе и ускорялись. Сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе, под музыкальное сопровождение и без него.

Применяла метод наглядности, показом иллюстраций, пальчикового театра, и чаще всего в стихотворной форме. Это стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает школьникам усвоение навыков письма.

Анализ работы показал, что оптимальные результаты в этой деятельности, давались при соблюдении следующих требований:

  • деятельность была связана с целями и задачами тематического планирования;

  • психофизическая нагрузка соответствовала определенной последовательности;

  • использовались игровые приёмы, которые вызывали большой интерес у детей и активизировали их;

  • обучение и коррекция проходила в коллективе, с учётом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребёнка;

  • виды деятельности варьировались в зависимости от плана занятия и настроя детей.

На этом этапе работы были разрабо­таны рекомендации для педагогов. Задания, которые требовали особого внимания, рекомендовалось выполнять с детьми на уроках, без музыкального сопрово­ждения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения, слова песен, стихи. Музыкальные произведения рекомендовала чередо­вать каждые 2-3 недели, возвращаясь к од­ним и тем же упражнениям и играм. Учитывая воз­растные и индивидуальные особенностей детей, учитель самостоятельно определял степень активности восприятия музыки деть­ми на конкретном занятии. Перечень различных упражнений и игр, является примерным и варьировался с учётом интереса детей. Музыкальные упражнения, постепенно усложнялись при пе­реходе от одной возрастной вокальной группы к другой.

Важным компонентом нашей инновационной идеи, считали подбор музыкальных произведе­ний, т. к. неправильно подобранные музыкально-двигательные упражнения, могли оказывать отрицательное влияние на деятельность детей. Всем известно, что утомляемость и нежелание исполнять неправильно подобранную песню, сложную ребёнку по произношению, могут приводить к психическому на­пряжению. Существенное значение имеет репертуар, кото­рый по-разному влияет на различные функции орга­низма, на дыхательную и сердечную деятельность.

Грамотное использование музыкально-логоритмических упражнений, помогало не только поднять настроение, оптимизиро­вать деятельность всех систем организма, улучшать функционирование высших нервных процессов, но и позволяло повысить эффективность работы детей.

Готовясь к запланированным праздникам, развлечениям, концертам, фестивалям, проводилась большая подготовка детей, как руководителем студии и педагогами ООШ, так и родителями. Разучивая песни, танцы, стихи, игры, учитывалось то, что дети вос­принимают информацию непосредственно. Поэтому, старалась подби­рать материал, который ребёнку знаком, легко воспринимается и заучивается, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно со сверстниками (и это я считаю одним из ре­зультатов).

В ООШ в свободное время веду изостудию «Весёлая кисточка». Дети рисовали плакаты, помогали оформлять стенды, и украшать зал к мероприятиям. Использовали различные техники рисования, но делая акцент на музыкальное сопровождение, с помощью которого мы отрабатывали правильное произношение слов в различных песнях. Также подбирали стихи, загадки, сочиняли сказки, рассказы, песенки. Родители помогли оформить выставку творческих работ в клубе.

Важным моментом на данном этапе считаю заинтересованность родителей инновационной идеей совместной работы по использованию музы­кальных моментов в повседневной жизни ребёнка. Родителей ув­лекла работа по разучиванию музыкальных произведений, упражнений, распевок, и мы с педагогами обнаружили интересный опыт семейного воспитания детей. Дети рассказывали о том, как они разучивали дома с родителями, бабушками, родственниками и т.д., различные упражнения, пели песни, исполняли музыкально- ритмические движения и слушали музыкальные произведения.

Подводя итоги совместных мероприятий, мы сделали вывод, что стало увеличиваться количество родите­лей-участников в праздничных представлениях; мероприятия проходили вдвойне интересней, когда принимали участия дети и их родственники; дети и родители были рады об­щению друг с другом, даже папы теперь не ссыла­ются на занятость, а с удовольствием принимают участие в спортивно-музыкальных мероприятиях.

3 этап «Рефлексивный» (май 2014год)

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика, которая дала положительные результаты, что подтверждается анализом диагностического исследования.

Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и уме­ниями:

1 балл — ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2 балла — ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балла — ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов — ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Виды музыкальной деятельности:

Слушание музыки: эмоционально воспринимает музыку, выражает своё отношение к услышанному; определяет жанр музыкального произведения; способен придумывать сюжет к предложенному произведению.

Распевание, пение, звукопроизношение: поет естественным голосом, чисто интонирует; эмоционально исполняет песню, передавая характер песни, чётко произносит слова и динамические особенности музыкального произведения.

Музыкально-ритмические движения: ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром; умеет выполнять танцевальные движения.

В результате реализованного проекта у детей сформировались коммуникативные навыки общения, музыкальные игры способствовали развитию речи, которая стала более мелодичной и интонационно окрашенной, нормализовалось дыхание. Увеличился словарный запас, а также улучшились внимание и память.

У наших воспитанников, занимающихся музыкальными играми, развилось воображение, благодаря регулярным занятиям, возросли показатели в развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве. Интегрированный подход сочетания речи и музыки, позволил воспитанникам раскрыть творческие способности.

Детей, регулярно занимающихся пением, отличает умение общаться друг с другом, работать в парах, группах. Дети легко вступают в контакт, проявляют инициативу, готовность к общению, правильно воспринимают ситуацию, понимают её смысл, критически оценивают себя и сверстников.

Анализ деятельности педагогов, анкетирование показали, что у педагогов значительно повысился интерес к проблеме. Учителя, исследуя воспитательно-образова­тельный процесс, оценили роль этой инноваци­онной идеи, и пришли к выводам: большое значение имеет не только обучение, но и накопление методического запаса; музыкально-логоритмические упражнения незаменимы при переключе­нии внимания во время изучения трудного учебного материала. Для предупреждения усталости и утомления; психологическая и физическая разрядка, служит для создания эмоционально­го комфорта в течение всего дня.

По результатам проведённой работы с родителями отмечается повышение заинтересованности в результатах развивающей работы с детьми, понимание необходимости этого проекта. У родителей повысился интерес к музыкальной культуре, к музыкальным произведениям, песням. Активно стали принимать участие в жизни детей.














Приложение 1

Календарный план для вокальной группы первого года обучения

на 2013-2014 учебный год.

Неделя

Помощь логопеда

Педагог дополнительного образования

Запланированные мероприятия


ОКТЯБРЬ

1

Обследование детей

Диагностическая игровая ситуация «Угадай-ка»: выявление уровня развития музыкальности.

Здравствуй, школа!

2

3

Органы артикуляции

Неречевые звуки

Музыкальное приветствие и прощание. Пение. Упражнение на развитие равномерного вдоха-выдоха.

День пожилого человека

4

Речевые звуки

Понятие о звуковом ряде

«Вальс» из балета «Коппелия» муз. Л.Делиба. Вдох через нос – выдох через рот и наоборот. Упражнение на развитие орального праксиса (периферического отдела речевого аппарата)



НОЯБРЬ

1

Звук [А]

Звук [А]

Пение слогов на данные мотивы.


2

[У]

[А], [У]

«Пятачок» Упражнения для губ (губы «трубочкой»- улыбка)

Осень в гости просим

3

[И]

[А], [У], [И]

Музицирование. «Музыкальные импровизации на разные гласные звуки»


4

[Э]

[О]

«Зарядка». Упражнение для шеи и рук. (произнося «О-о-о», «Э-э-э»).

День матери России

5

Гласные звуки

Твердые и мягкие согласные

«Шарманка» муз. Д.Шостаковича

Упражнение на развитие выдыхания, способствующего формированию спокойной, плавно звучащей речи. Выдох производится беззвучно; произносятся гласные звуки.

Наша Родина – Россия.


ДЕКАБРЬ

1

[М]

[М], [М,]

Пение на одном дыхании при мягкой и твёрдой атаке.

2

[П]

[П], [П,]

«Птицы» упражнения для языка.


3

[Н]

[Н], [Н,]

Диафрагмальное дыхание. На развитие продолжительности вдоха.


4

[Б]

[Б], [Б,]

«Лошадка», «Чудо-лесенка» упражнения на развития голоса (высота)

Новый год и его приключения


ЯНВАРЬ

1

[Б], [П]

[В]

Жестовая разминка. «Лёгкие и тяжёлые руки» (венгерская народная мелодия) упражнение для умения менять

мышечный тонус.

Рождество


2

[В], [В,]

[Д]

«Динь-динь-динь, письмо из от птичек» обр.В.Фёдорова –музыкальная игра, подражание голосам птиц.

Колядки

3

[Д], [Д,]

Гласные и согласные звуки

«Фрагмент» из оперы «Лючия ди Ламмермур» муз. Г.Доницетти

Упражнение на развитие дыхания, способствующего формированию волевой, но сдержанной речи. Выдох производится беззвучно; произносятся согласные звуки.

4

[Т]

[Т], [Т,]

Жестовая разминка. Упражнение с выразительным проговариванием текста под музыку.


ФЕВРАЛЬ

1

[Д], [Т]

[Ф]

«Танцоры» обучение простейшим позициям рук, ног и простейшие движения.


2

[Ф], [Ф,]

[В], [Ф]

«Фырканье» Пение «Маленький ёжик». Подвижная игра «Одень ёжика» упражнение на маторику.

23 февраля Защитники Отечества.

3

[К]

[К], [К,]

«Конкурс ложкарей» упражнение на развитие чувства ритма. Чешская полька.


4

[Г]

[Г], [Г,]

«Позовем гусей купаться!» Гуси, гуси – Га-га-га»

Пение музыкальной потешки.





МАРТ


1

[К], [Г]

[Х]

«Кулачок» упражнение на развитие артикуляции


2

[Х], [Х,]

[С]

«Хоровод» р.н.п. упражнение на плавное ведение корпуса, держание головы, движение ног и пение песенки

8 марта

Ранняя весна. Мамин праздник. Первые цветы.

3

[С], [С,]

[З]

«Зайчики» раздельное выполнение речевых упражнений и действий


4

[З], [З,]

[С], [З]

«Муха» слушать как звенит муха в кулачке. Петь на выдохе, подражая мухе «З-з-з»




АПРЕЛЬ


1

[Ц]

[С], [Ц]

«Самовар кипит» слова и музыка народные, аранжировка Ю. Давидюка. Речевые упражнения с одновременным выполнением действий

День смеха

2

[Ш]

[Ш]

«Подбери инструменты», «Музыкальное эхо», «выбери игрушку и потанцуй». Упражнения на чувство ритма.

Фестиваль

3

[С], [Ш]

[С], [Ш]

«Капризка» развитие мимики и выразительности жеста


4

[З], [Ж]

[Ш], [Ж]

«Поспи и попляши» (Т.Ломова «Игра с куклой) упражнения для снятия напряжения в плечах, корпусе и шее.





МАЙ

1

[Ч], [Ц], [Щ]

[Ч], [Щ]

«Чу-чу-чу, бежит паровоз» речевые упражнения с одновременным выполнением действий

«Весёлые ножки», «Рисуем на песке» (любая плясовая мелодия упражнение для раскрепощения голеностопного сустава.

День Победы

2

Гласные и согласные звуки.

Твердые и мягкие звуки

«Вальс цветов» П.И.Чайковский. упражнение на проговаривание всех звуков и букв в названии цветов

3

Обследование, итог

Диагностика

«Весёлая охота» выявить уровень развития динамики у детей, «Вальс» выявить уровень тембрового слуха, «Солнышко и тучи» выявить уровень развития репродуктивного компонента у детей, «Весенний подарок» уровень чувства ритма.

Последний звонок



































Приложение 2

Итоги первичной диагностики обследования звукопроизношения у детей первого года обучения.

Цель диагностики: «выявление уровня музыкальности и звукопроизношения »

Задачи диагностики: изучить особенности развития музыкальности детей.

Метод диагностики: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально подобранных музыкальных заданий. По каждому музыкальному упражнению разработаны задания по принципу: «от простого к сложному».

  1. Диагностическая игровая ситуация «Угадай-ка»: выявление уровня развития музыкальности (звуковысотного слуха, ритмического слуха, динамического слуха, гармонического слуха, тембрового слуха). Игровая ситуация: звучание (любой популярной музыки) во время свободной деятельности, для выявления творческой наклонности ребёнка.

  2. Упражнение на развитие равномерного вдоха-выдоха «Ветерок».

  3. Упражнение «Веники, веники» на развитие орального праксиса (периферического отдела речевого аппарата) звукопроизношение.

1 балл - низкий уровень. Ребёнок не может выполнять все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2 балла - уровень ниже среднего. Ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балла - средний уровень. Ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла - уровень выше среднего. Ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов – высокий уровень. Ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проект "Сочетания музыки, движения и речи при работе с детьми школьного возраста".

Автор: Казанцева Л. А., Мулярова В.А

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства