Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
| № п\п | Тема занятий | Общее к-во часов | Из них |
| Теория | Практика |
| 1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2.25 | 2.25 | - |
| Вокально-хоровая работа. |
| 2. | Прослушивание голосов. | 4.5 | - | 4.5 |
| 3. | Певческая установка. Дыхание. Навыки «цепного» дыхания. | 9 | 2.25 | 6.75 |
| 4. | Дирижерские жесты. | 2.25 | - | 2.25 |
| 5. | Унисон. Умение чисто интонировать в унисон. | 11.25 | 2.25 | 9 |
| 6. | Вокальная позиция. | 9 | 2.25 | 6.75 |
| 7. | Работа над звуковедением. Работа над фразировкой и выразительным исполнением. | 18 | 2.25 | 15.75 |
| 8. | Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией. | 11.25 | - | 11.25 |
| 9. | Двухголосие. Развитие навыков двухголосного исполнения. Работа над чистотой строя. | 13.5 | - | 13.5 |
| 10. | Работа с солистами. | 9 | - | 9 |
| 11. | Сводные репетиции. | 13.5 | - | 13.5 |
| Музыкально теоретическая подготовка. |
| 12. | Основы музыкальной грамоты | 11.25 | 11.25 | - |
| 13. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 4.5 | - | 4.5 |
| 14. | Развитие чувства ритма. | 9 | - | 9 |
| Теоретико-аналитическая работа |
| 15. | Беседа о гигиене певческого голоса | 4.5 | 4.5 | - |
| 16. | Беседа о творчестве композиторов–классиков. Беседа о творчестве современных композиторов. | 4.5 | 4.5 | - |
| 17. | Использование технических средств. Работа с микрофоном. | 4.5 | | 4.5 |
| 18. | Использование фонограммы (минус 1). | 6.75 | - | 6.75 |
| Концертно-исполнительская деятельность |
| 19. | Открытый урок для родителей. | 2.25 | - | 2.25 |
| 20. | Выступление на школьных и выездных концертах. | 11.25 | - | 11.25 |
| | Всего: | 162 | 31.5 | 130.5 |
| № п/п | дата | Кол-во часов | тема | содержание |
| 1/1 | | | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Рассказать о целях и задачах объединения, режиме работы, плане занятий. Провести инструктаж по технике безопасности |
| 2/1 | | | Прослушивание голосов | Провести прослушивание голосов, выделение солистов |
| 3/2 | | | Певческая установка. | Рассказать о правильной певческой установке, дыхании при исполнении. Научить навыкам «цепного» дыхания |
| 4/3 | | | Навыки «цепного» дыхания. | Распевка «Часы» Звукоряд D – moll Разучивание песни «Александра» муз. С. Никитина |
| 5/4 | | | Навыки «цепного» дыхания. | Распевка «Часы» Звукоряд D – moll Разучивание песни «Александра» муз. С. Никитина |
| 6/5 | | | Дирижерские жесты. | Познакомить с дирижерскими жестами, учить понимать их и отличать. |
| 7/6 | | | Унисон. | Познакомить с интонированием. 1. Распевка «На зеленом лугу» р. н. п. Гласные звуки 2. Знакомство «Под музыку Вивальди» Повторение «Александра» |
| 8/7 | | | Унисон. Умение чисто интонировать в унисон. | 1. Распевка «На зеленом лугу» р. н. п. Гласные звуки 2. Знакомство «Под музыку Вивальди» Повторение «Александра» |
| 9/8 | | | Унисон. Умение чисто интонировать в унисон. | 1. Распевка «На зеленом лугу» р. н. п. звуки «Ми-и-и-ия» 2. Разучивание «Под музыку Вивальди» Повторение «Александра» |
| 10/9 | | | Вокальная позиция. | Познакомить с манерой исполнения. 1. Распевка «Гуси» Звуки «C – dur» 2. Разучивание «Под музыку Вивальди» Закрепление «Александра» |
| 11/10 | | | Вокальная позиция. | 1. Распевка «Гуси» звукоряд C – dur 2. Знакомство «Течет ручей» р. н. п. Повторение «Под музыку Вивальди» |
| 12/11 | | | Работа над звуковедением. Работа над фразировкой и выразительным исполнением. | 2. Разучивание «Течет ручей» р. н. п. Повторение «Александра» |
| 13/12 | | | Работа над звуковедением. Работа над фразировкой и выразительным исполнением. | 1. Распевка «Лесенка», «Андрей – воробей» 2. Знакомство «Снежинка» муз. Е. Крылатова Закрепление «Течет ручей» р. н. п. |
| 14/13 | | | Работа над звуковедением. Работа над фразировкой и выразительным исполнением. | Распевка «Кукушка» 1.Звукоряд А – moll 2. Разучивание «Снежинка» Закрепление «Течет ручей» |
| 15/14 | | | Работа над звуковедением. Работа над фразировкой и выразительным исполнением. | 1. Распевка «Часы» Звукоряд D – moll 2. Разучивание «Белая метелица» Повторение «Снежинка» |
| 16/15 | | | Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией. | Познакомить с приемами артикуляции. 1. Распевка «Во саду ли, в огороде» р. н. п.Звукоряд E – moll 2. Знакомство «Поговори со мною, мама» |
| 17/16 | | | Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией. | 1. Распевка «Веселая дудочка» 2. Разучивание «Поговори со мною, мама» Повторение «Белая метелица» |
| 18/17 | | | Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией. | 1. Распевка «Веселая дудочка» 2. Разучивание «Жаворонок» муз. М. Глинки Повторение «Поговори со мною, мама» |
| 19/18 | | | Двухголосие. Развитие навыков двухголосного исполнения. Работа над чистотой строя. | Рассказать о двухголосии. Распевка «Капельки» муз. Павленко Звукоряд G – moll 2. Разучивание «На побывку едет» муз. Аверкина Повторение «Жаворонок» муз. М. Глинки |
| 20/19 | | | Двухголосие. Развитие навыков двухголосного исполнения. Работа над чистотой строя. | 1. Распевка «Капельки» муз. Павленко 2. Разучивание «На побывку едет» Повторение «Жаворонок» муз. М. Глинки |
| 21/20 | | | Двухголосие. Развитие навыков двухголосного исполнения. Работа над чистотой строя. | Распевка «Лесенка» Звукоряд В – dur 2. Разучивание «Детства последний звонок» Повторение «На побывку едет» |
| 22/21 | | | Работа с солистами. | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. |
| 23/22 | | | Работа с солистами. | Сценическое искусство. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. |
| 24/23 | | | Работа с солистами. | Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал. |
| 25/24 | | | Сводные репетиции. | Г.Струве «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова»; Г.Струве «Нотный бал»; Э.Ханк «Я у бабушки живу» Е.Крылатов «Все сбывается на свете». |
| 26/25 | | | Сводные репетиции. | Г.Струве «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова»; Г.Струве «Нотный бал»; Э.Ханк «Я у бабушки живу» Е.Крылатов «Все сбывается на свете». |
| 27/26 | | | Сводные репетиции. | Г.Струве «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова»; Г.Струве «Нотный бал»; Э.Ханк «Я у бабушки живу» Е.Крылатов «Все сбывается на свете». |
| 28/27 | | | Сводные репетиции. | Г.Струве «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова»; Г.Струве «Нотный бал»; Э.Ханк «Я у бабушки живу» Е.Крылатов «Все сбывается на свете». |
| 29/28 | | | Сводные репетиции. | Г.Струве «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова»; Г.Струве «Нотный бал»; Э.Ханк «Я у бабушки живу» Е.Крылатов «Все сбывается на свете». |
| 30/1 | | | Основы музыкальной грамоты | Познакомить со звукорядом. А.Лядова «Все мы моряки»; Артековская «Бескозырка»; |
| 31/2 | | | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | Познакомить с попевками на развитие слуха, музыкальной памяти Ю.Чичков «Дружат дети на планете»; С.Ранда «Первое признание»; |
| 32/3 | | | Развитие чувства ритма. | Познакомить с ритмом и основами ритма Ю.Антонов «Живет на свете красота»; В.Серебрянников «Песенка вешняя» |
| 33/1 | | | Беседа о гигиене певческого голоса | Рассказать о гигиене певческого голоса Е.Крылатов «Колокола». |
| 34/2 | | | Беседа о творчестве композиторов–классиков. Беседа о творчестве современных композиторов. | Беседа о творчестве Д.Б.Кабалевского |
| 35/3 | | | Использование технических средств. Работа с микрофоном. | Рассказать о видах технических средств, видах микрофонов |
| 36/4 | | | Использование технических средств. Работа с микрофоном. | Рассказать о видах технических средств, видах микрофонов |
| 37/5 | | | Использование фонограммы (минус 1). | «Планета детства» М.В.Голдин |
| 38/6 | | | Использование фонограммы (минус 1). | «Школа» В.Началов |
| 39/1 | | | Выступление на школьных и выездных концертах. | Концерт ко Дню учителя |
| 40/2 | | | Выступление на школьных и выездных концертах. | Концерт ко Дню пожилого человека |
| 41/3 | | | Выступление на школьных и выездных концертах. | Новогодние поздравления в детских домах (с. Розовка) |
| 42/4 | | | Выступление на школьных и выездных концертах. | Районный смотр «Восходящая звезда» |
| 43/5 | | | Выступление на школьных и выездных концертах. | Концерт «Маму поздравляют малыши» |
| 44/6 | | | Открытый урок для родителей. | Итоговый концерт |