kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа вокально-хореографической студии «Мы маленькие ЗВЁЗДЫ» для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная образовательная среда  - это условия,  в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа вокально-хореографической студии «Мы маленькие ЗВЁЗДЫ» для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Утверждено

экспертным советом

__________________





Утверждено

приказом № _____ от ______

заведующий

МБДОУ «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Родничок»

___________ (Л.Г.Ясакова)








Авторская программа

вокально-хореографической

студии

«Мы маленькие ЗВЁЗДЫ»

для детей старшего дошкольного возраста



























Автор: Худякова Екатерина Леонидовна



Пояснительная записка.


Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Почти все явления окружающего мира малыши видят впервые и поэтому воспринимают и выражают их ярко и неповторимо. Единство познавательной и эмоциональной сферы – неоценимое качество дошкольника. Возраст дошкольника представляет собой самоценное явление вхождения детей в музыкальное искусство. Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, развивают речь, приучаются к совместным действиям во время пения. Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу. Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника в условиях учреждения дополнительного образования – это важный этап в формировании его музыкального вкуса. Обостренность эмоционального отклика на все, что воспринимают органы чувств, делает малыша предрасположенным к творчеству. Система дополнительного образования позволяет широко использовать фактор творчества в развитии ребенка, в формировании его познавательных мотиваций, стремлении к самореализации. Процесс разностороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают проявляться задатки к определенному виду деятельности, которые могут перерасти в способности или одаренность. Задача педагога дополнительного образования – моделировать образовательный процесс так, чтобы достигнуть оптимальных результатов. В настоящее время разработанных методик обучения детей дошкольного возраста эстрадному пению недостаточно. Не существует государственного стандарта в работе по этому виду творчества.


Цель педагогической деятельности с обучающимися вокально-хореографической студии «Мы маленькие звёзды» - создать условия для развития творческой личности ребенка и реализации вокальных и музыкально-ритмических способностей и одаренности детей старшего дошкольного возраста.


Задачи:

  • Развивать музыкальные творческие способности детей.

  • Формировать у детей умение выразительно исполнять песни.

  • Формировать у детей умение выразительно исполнять танцевальные композиции.


В вокально-хореографической студии «Мы маленькие звёзды» обучаются эстрадному пению и хореографии дети дошкольного возраста с 5 до 7 лет.

Вокально-хореографическая студия обладает широким спектром возможностей для развития творческих и вокально-музыкальных способностей. Одна часть этих возможностей заключается в специфике дополнительного образования, другая – в особенностях организации образовательно-воспитательного процесса студии. Добровольностью, ориентацией учебного процесса на интересы детей, гуманным отношением к ребенку, уважением к его индивидуальности, стремлением понять его сложный духовный мир характеризуется система дополнительного образования. Потребность заниматься пением, выступать перед зрителями, среди детей очень высока. Многие родители хотят, чтобы их дети проявили свои способности в вокально-музыкальном виде творчества.

Основной формой организации учебной деятельности в вокально-хореографической студии является учебное занятие, в содержание которого включаются понятия разных разделов, в зависимости от цели и задач.

Особенности проведения занятий:

Обязательная постановка цели перед каждым занятием.

На каждом занятии даются необходимые для автоматического запоминания знания и умения.

Поэтапное изучение.

Постепенное включение детей в творческий процесс. Ребенок изучает на занятии теоретические знания в виде игры и закрепляет их на практике.

Обязательное включение каждого ребенка в обучающую деятельность на каждом занятии.

Рекомендуемый состав учебной группы – 10 человек.

Занятия проводятся групповые и индивидуальные. На индивидуальных занятиях обучаются более способные дети каждой ступени обучения. Термин “ступень” обучения введен из-за необходимости различия времени занятий каждого обучающегося, т.к. не каждый ребенок занимается полный учебный год. В зависимости от его успехов в вокальной деятельности, переход со ступени на ступень может быть ускоренным или стать более продолжительным. Таким образом, одаренные и неуспевающие обучающиеся получают более широкие возможности для своего развития, повышается уровень комфортности обучения, мотивация познавательной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в вокально-хореографической студии выстраивается с учетом ступени обучения со следующей примерной градацией возрастов:

1 ступень – 5 – 6 лет;

2 ступень – 6 – 7 лет.

Студия включает в себя два вида музыкальной деятельности:

Хореография. Танец появился очень давно, ещё в средние века. Он играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования.

Знакомство с основами хореографического искусства происходит на материале классического, народного и современного танца.

У детей, развиваются танцевальные и творческие способности, а также они научатся грамотному и выразительному исполнению танца.

Вокальное мастерство. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Образовательная программа вокально-хореографической студии «Мы маленькие звёзды» направлена на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Мы живём в веке технического прогресса, и пение под фонограмму стало общедоступным. Этот вид деятельности очень интересует детей, но представляет собой сложность в освоении.

Программа рассчитана на один год, так как списочный детей, посещающих его, ежегодно обновляется.

Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам: старшие группы и подготовительные группы в музыкальном зале.

Результаты эффективности работы определяются по итогам мониторинга в начале и в конце уч. года (см. критерии оценки). А также результатами являются блестящие выступления детей на концертах, в театральных постановках, участие конкурсах.

Программа выполнена ,если её цель и задачи реализованы.












Методы:

  • Авансирование личности,

  • Информационно-рецептивный,

  • Репродуктивный,

  • Исследовательский,

  • Эвристический.


Технологии:

  • Традиционное обучение

  • Педагогика сотрудничества



Формы:

  • Подгрупповые,

  • Индивидуальные.


Средства:

  • Танцевальные костюмы

  • Музыкальный зал с зеркальным оформлением стены.

  • Нотно-методическая литература.

  • Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.

  • Аудиокассеты, СД – диски.

  • Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр, микрофоны

  • Фортепиано.

  • Коврики.

  • Костюмы для концертной деятельности.

  • Пособия для танцев: ленты, ткани, мячи, игрушки, веера и т.д.

Принципы педагогического процесса:

  • - принцип единства художественного и технического развития пения;

  • - принцип гармонического воспитания личности;

  • - принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • - принцип успешности;

  • - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • - принцип творческого развития;

  • - принцип доступности;

  • - принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

  • - принцип индивидуального подхода;

  • - принцип практической направленности.















Список литературы:


  • Аришина Н.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М., 1983.

  • Астафьев В.Ф.Муз. форма как процесс. – Л.: 1972.

  • Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М..: МПСИ, Флинта, 1998.

  • Ветлугина Н. А., Кинеман А.В.Теория и методика музыкально воспитания .Учебное пособие для студентов пед. институтов.М.: 1983.

  • Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду», М, «Просвещение», 1989

  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей дошкольного и начального школьного возраста), ЛОИРО, 2000.

  • Н.В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста», Айрис-пресс, 2004.

  • «Детские песни» (песенник с нотным приложением), М, Медицина, 1996.

  • Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.

  • Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.

  • Ерохина О.В Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.

  • Роот З.Я. Танцы с нотами для детского сада. Москва 2007г.

  • Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.

  • Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.

  • Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.

  • Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду», М, «Просвещение», 1989

  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей дошкольного и начального школьного возраста), ЛОИРО, 2000.

  • Н.В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста», Айрис-пресс, 2004.

  • «Детские песни» (песенник с нотным приложением), М, Медицина, 1996.


Правила поведения для учащихся во время занятий.


  • Нельзя самостоятельно включать или выключать аппаратуру.

  • Нельзя бегать и шуметь во время занятий.

  • Необходимо соблюдать расстояние до экрана телевизора не менее 2 м.

  • Если болит горло, лучше не заниматься – нужно беречь голосовые связки.


  • Нельзя бегать по мокрому полу.

  • Нельзя мешать другим детям во время занятий:

    • Не делать подножки

    • Не толкаться

    • Не ссориться

  • Нельзя включать и выключать магнитофон и другую аудиоаппаратуру самостоятельно, без присутствия взрослых.

Памятка для педагога:

  • Постоянно контролировать самочувствие детей.

  • Согласовать с медицинскими работниками характер двигательных упражнений, а также дозировку физической нагрузки.

  • Следить за чистотой зала, проветриванием.

  • Следить за одеждой и обувью детей.















Содержание работы вокально-хореографической студии «Мы маленькие звёзды»

(старшая группа)


Месяц

Кол-во часов

Содержание

Цель

Репертуар


октябрь

2

Вокал.

Развивать умение детей выразительно исполнять песни под музыкальную фонограмму.



Песня

«Моя семья»

2

Хореография.

Разучивать движения танца.

Упражнять в движении под музыку с предметами.

Танец

«На балу у Золушки»


ноябрь

2

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Взрослые и дети»

2

Хореография.

Развивать умение плавно, выразительно двигаться под музыку.

Танец «Капитошка»

декабрь

2

Вокал.

Развивать умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Серебристые снежинки»

2

Хореография

Разучивать движения нового танца.

Закреплять умение быстро, четко, легко, двигаться под музыку.

Танец

«Зимняя сказка»

январь

2

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Рождество»

2

Хореография.

Разучивать движения танца.

Упражнять в ритмичном и четком выполнении движений.


Танец

«Русские зимы»

февраль

2

Вокал.

Развивать умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Песня про папу и дочку»

2

Хореография.

Разучить движения танца.

Развивать умение ритмично, четко выполнять движения.


Танец

«Алёнушки и богатыри»


март

2

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Мама»

2

Хореография.

Разучивать движения нового танца.

Закреплять умение быстро, четко, легко, двигаться под музыку.

Танец

«Колыбельная звёзд»

апрель

2

Вокал.

Развивать умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Кнопочка»

2

Хореография.

Разучить движения танца.

Развивать умение ритмично, четко выполнять движения.


Танец

«Веснушки»

май

2

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Не уроните шарик»

2

Хореография.

Разучивать движения танца.

Упражнять в выразительном, плавном исполнении движений танца.

Танец

«Карапузы»

Итого:

36 часов.






Содержание работы вокально-хореографической студии «Мы маленькие звёзды»

(подготовительная группа)



Месяц

Кол-во часов

Содержание

Цель

Репертуар


октябрь

2

Вокал.

Развивать умение детей выразительно исполнять песни под музыкальную фонограмму.



Песня

«Белый, синий, красный»

2

Хореография.

Разучивать движения танца.

Упражнять в движении под музыку с предметами.

Танец

«Осенние зонты»


ноябрь

2

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Шалунишки»

2

Хореография.

Развивать умение плавно, выразительно двигаться под музыку.

Танец

«Ягодки»

декабрь

2

Вокал.

Развивать умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Частушки Деда Мороза»

2

Хореография

Разучивать движения нового танца.

Закреплять умение быстро, четко, легко, двигаться под музыку.

Танец

«Колыбельная звёзд»

январь

2

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Тихо, шепчут падая снежинки…»

2

Хореография.

Разучивать движения танца.

Упражнять в ритмичном и четком выполнении движений.


Танец

«Ангелы»

февраль

2

Вокал.

Развивать умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Папочка»

2

Хореография.

Разучить движения танца.

Развивать умение ритмично, четко выполнять движения.


Танец

«Чайки на море»


март

2

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Мама»

2

Хореография.

Разучивать движения нового танца.

Закреплять умение быстро, четко, легко, двигаться под музыку.

Танец

«Мама»

апрель

2

Вокал.

Развивать умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Весна»

2

Хореография.

Разучить движения танца.

Развивать умение ритмично, четко выполнять движения.


Танец

«Счастье русской земли»

май

2

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.


Песня

«Мир в детских руках»

2

Хореография.

Разучивать движения танца.

Упражнять в выразительном, плавном исполнении движений танца.

Танец

«Голуби мира»

Итого:

36 часов.































Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по вокальному мастерству:



  1. Средний уровень:

    1. Умение чисто интонировать в пении

    2. Сольное исполнение

    3. Исполнение в ансамбле (дуэтом)

    4. Невысокая творческая активность детей

  2. Повышенный уровень:

    1. Выразительность исполнения

    2. Навыки исполнения песен под фонограмму

    3. Высокая творческая активность детей


Учебно-воспитательная работа

(концертно-исполнительская деятельность)


Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках городских, окружных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.


































Методическое обеспечение программы по вокальному мастерству:


Каждое занятие на протяжении всех лет обучения строится по универсальной схеме:

- дыхательная вокальная гимнастика;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведениями;

- анализ занятия;

- задание на дом.


Методика разучивания песен:


1. Распевание детей.

2. Выбор песни с учётом их вокальных особенностей, способностей и интересов детей.

3. Исполнение педагогом песни, выбранной ребёнком.

4. Разучивание текста и мелодии песни:

- определение характера песни,

- чётко проговорить текст, изучить его смысл,

- пропеть мелодию песни,

- расставить в песне дыхание и характерные акценты.

5. Работа над выразительным пением.

6. Работа над мимикой, жестами и движениями для исполнения песни.

7. Выступление на концерте.


Советы учащимся


    • Не пытайтесь петь громче, чем вам дано.

    • Не злоупотребляйте слишком долгим использованием голоса (особенно при записи в студии), даже при абсолютно правильном пении связки устают.

    • Боритесь с громким звучанием фонограмм, не пытайтесь перекричать играющий во всю силу ансамбль

    • С самого начала надо петь в полный нормальный голос. Тихое пение – это миниатюрный вариант громкого, и до тех пор. Пока вы не научитесь мощному пению, вы не сможете петь тихо. Но не надо форсировать звук.

    • Не подражайте чужому тембру.

    • Не издавайте резких звуков, которые сжимают горло и нарушают согласованность действия мышц горла и гортани (только при этой согласованности возникает голос). Горло должно быть свободным.

    • Главное правило пения состоит в том, что наилучшие результаты всегда достигаются при минимальных усилиях.

    • Никогда не забывайте, что инструмент, с помощью которого вы извлекаете звуки, - это мышцы, кровеносные сосуды, нервные окончания, это живая материя, с которой надо обращаться бережно.



Материал к беседам


Певческий голос


Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.

Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.


Певческая установка


Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.

От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).

Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову.

Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула.

Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.



Поговорим о дыхании


Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.

Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.



Слух является основным регулятором голоса


Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.

Слуховые восприятия через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).


Берегите свой голос


Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!

Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:

А – а – а

Э – э – э

И – и – и

О – о – о

У – у – у

Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.

Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнение на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.

Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.

Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.

Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными точками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.


Мелодия


Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.

Мелодия всегда имеет тот или иной ритм – чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.

Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада.

Сколько же можно сложить мелодий из семи звуков? Миллиарды! Бесчисленное множество! И ни одна не будет повторять другую.


Вокальная музыка

Итальянское vokale означает голосовой. То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – сначала это, скорее всего, были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов, которые она сопровождала, и от танца.

Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.


Песня


Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.

В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине.

Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди.

Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» - в духе городского романса, авторские, эстрадные, массовые, хоровые. Есть песни – плачи и жалобы, а есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни – баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, прибаутки, теплые, душевные колыбельные. Большое признание у детей получили песни на современные эстрадные мотивы – песни из мультфильмов, сказок, художественных фильмов.

Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа.

Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной.

Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей.

В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок-групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен обычно не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии – стихи С.Есенина, М.Цветаевой, О.Ман-

дельштама, Б.Пастернака. В таких случаях мелодия, как правило, является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.












Содержание курса по хореографии.


Первый год обучения.


Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

Ознакомление детей с танцевальной азбукой:

- постановка корпуса;

- упражнения для рук, кистей, и пальцев;

- упражнения для плеч;

- упражнения для головы;

- упражнения для корпуса;

Выполнение упражнений танцевальной азбуки.


Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:

- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;

- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;

- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;

- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;

- хлопки;

- упражнения с атрибутами (мяч, погремушка)

Выполнение проученных элементов танцевальных движений.

Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:

- упражнения и игры по ориентации в пространстве;

- построение в круг;

- построение в линию;

- построение в две линии.

Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.


Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)


Ознакомление с элементами партерной гимнастики:

- упражнения для развития гибкости;

- упражнения для стоп;

- упражнения для развития растяжки;

- упражнения для позвоночника.

Выполнение тренировочных упражнений на полу.


Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы

- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;

- сочинение с детьми танцевальных этюдов;

- ознакомление детей с играми;

- применение игр на занятиях.



Тема 4. Итоговое занятие.

- показ проученного материала родителям.









Требования к уровню подготовки по хореографии


К концу первого года обучения дети должны


знать:

- названия основных танцевальных движений и элементов;

- терминологию партерного экзерсиса;

- правила гигиены тела, тренировочной одежды;


уметь:

- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки;

- реагировать на начало музыки и её окончание, а так же ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом;

- двигаться по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами, располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию;

- выполнять элементы партерной гимнастики;

Содержание курса по хореографии


второго года обучения.


Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений


Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:


- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;

-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;

-упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;

- упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом.

Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.


Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.


Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:

- равномерный бег с захлёстом голени;

- легкие, равномерные, высокие прыжки;

-перескоки с ноги на ногу;

- простой танцевальный шаг, приставной шаг

-шаги на полупальцах и пятках;

-притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;


Выполнение проученных элементов танцевальных движений.


Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук.


Ознакомление детей с танцевальными рисунками.

Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.


Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.



Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)


Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики:

-образные движения;

- танцевальные этюды на полу.


Выполнение проученных упражнение партерной гимнастики на растягивания и гибкость.







Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.


Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.

Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.

Отгадывание музыкальных загадок.


Тема 4. Итоговое занятие.

- показ родителям проученного материала;

- выступление на сценической площадке с танцевальным номером.


Требования к уровню подготовки по хореографии


К концу второго года обучения дети должны


знать:

-начало и конец музыкального вступления.

-названия новых танцевальных элементов и движений.

-правила исполнения движений в паре.



уметь:

-откликаться на динамические оттенки в музыке,

-выполнять простейшие ритмические рисунки;

-реагировать на музыкальное вступление;

-красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;

-давать характеристику музыкальному произведению;

-хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;

-исполнять движения в парах, в группах;

- держаться правильно на сценической площадке.



Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по хореографии:



  1. Средний уровень:

    1. Чувство ритма

    2. Гибкость

    3. Выразительность движений в соответствии с разом музыки

    4. Четкость

    5. Координация

    6. Обогащение двигательного опыта

    7. Музыкальная память

  2. Повышенный уровень:

    1. Творческая активность


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Худякова Екатерина Леонидовна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 183946


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства