Программа элективного курса по музыке
«Мой музыкальный инструмент»
Попова Татьяна Викторовна
учитель музыки МАОУ «Гимназия № 8», г. Пермь
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для курсов по выбору в 4 классах.
Содержание курса представлено в базовом курсе, но целью данной
программы является формирование основ пения - более детальное,
в отличие от разделов, соединяющих темы «Тембры человеческого голоса»,
«Тембры музыкальных инструментов». В базовом курсе раздел «Тембры человеческого голоса» представлен не полно.
Программа содержит подробные материалы о тембральной окраске
«музыкального человека» - ребёнка и взрослого.
Целью данного курса является раскрытие значения пения как одного
из видов музыкального искусства.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
различают окраску некоторых женских и мужских голосов в музыке;
формируют «правильные гласные» в пении;
делают выводы, обсуждают результаты эксперимента, участвуют
в дискусии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
В ходе курса планируются небольшие самостоятельные работы и
обучающие проверочные тесты, которые позволят в будущем закрепить полученные знания.
Итогом элективного курса «Тембры человеческого голоса» будут творческие отчёты учащихся по данной теме, участие в НПК.
Учебный план
(10 часов, 1 час в неделю)
1 занятие - «Мой музыкальный инструмент – мой голос»
Исполнение простейших попевок на определённую гласную.
Понятие «мягкого» и «твёрдого» звука.
Пропевание собственного имени, фразы.
2 занятие - «Декламация. Распевный разговор. Речитатив»
Знакомство с некоторыми музыкальными шедеврами.
3 занятие - «Красивое пение»
Понятие о «чистом» и «грязном пении».
4 занятие - «Народная музыкальная речь»
Слуховое восприятие народного пения различных регионов.
Сочинение попевок.
5-6 занятие - «Знаменитые певцы нашей классики»
Знакомство с творчеством русских и зарубежных солистов.
Характеристика окраски певческих голосов.
7-8 занятие - «Популярные солисты нашего времени»
Знакомство с творчеством русских и зарубежных солистов.
Характеристика окраски певческих голосов
8-9 занятие - «У каждого своя песня»
Эмоциональное переживание песни, исполнение (соло, хор).
Творческие задания на восприятие.
10 занятие - «Моя роль в мире голосов»
Творческие отчёты учащихся по данной теме. Тест. Исполнение произведения по выбору.
Ключевые термины
Тембры. Женские голоса - сопрано, альт. Мужские голоса - тенор, бас;
Интонация, ладовая окраска (гармонический, мелодический минор);
Ария, ариозо, каватина, опера, оперетта, сюита;
Соло, дуэт, трио, квартет, квинтет;
Речитатив.
Музыкальный материал
С.С. Прокофьев - Кантата «Александр Невский»
М.И. Глинка – Опера «Иван Сусанин»
Н.А. Римский-Корсаков - Оперы: «Сказка о царе Салтане»
«Снегурочка»
Народные песни: украинские, белорусские, русские, норвежские.
И.С. Бах - Сюита №2 си минор
Ф. Шуберт – Песня «Аве Мария»
Ж. Оффенбах - Оперетта «Парижская жизнь»
И. Кальман - Оперетты «Сильва», «Принцесса цирка»
Литература
Энциклопедический словарь юного музыканта
Москва «Педагогика» 1985
История русской музыки М.: Музыка, 1983
Соболева Г.Г. Россия в песне: Музыкальные страницы истории.
– М.: Музыка, 1980
Россихина В.П. Рассказы о русских композиторах.
– М.: Детская литература 1971