Учебная программа элективного курса «Музыка и здоровье» является практическим руководством в организации музыкального воспитания учащихся в системе арт-терапии. Реализация данного курса, целевой группой которого являются учащиеся 5-х классов, направлена на профилактику по сохранению здоровья учащихся и развитие их творческих способностей.
Музыкальное искусство всегда органично вписывалось в воспитание подрастающего поколения. Музыкальное воспитание – это средство формирования и развития эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка. Не случайно, ещё в школе Пифагора, в число основных предметов была включена музыка, повышающая работоспособность и умственную активность.
Чтобы повысить энергетический запас детского организма и направить его на развитие, необходимо избавить детей от душевных переживаний и помочь им получить удовольствие и радость от жизни. В этом большую помощь им может оказать искусство.
Традиционно в школе музыка и изобразительное искусство используются, как средство формирования гармоничной личности.
Основная цель данного курса – это комплексная система терапии искусством: музыкой, пением, рисованием, театрализацией, движениями под музыку.
Учебная цель: расширение теоретических знаний о мировой художественной культуре, знакомство с шедеврами искусства.
Воспитательная цель: содействие формированию эстетического вкуса и умению разбираться в художественной ценности произведений искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Музыка и здоровье" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс: Музыка и здоровье
Учитель: Суханова Маргарита Викторовна, учитель музыки,
высшей квалификационной категории
Класс:5
Волхов
2014
Пояснительная записка.
«Каждый человек проживает свою собственную музыку жизни».
Ганс-Гельмут Декер-Фойгт
Учебная программа элективного курса «Музыка и здоровье» является практическим руководством в организации музыкального воспитания учащихся в системе арт-терапии. Реализация данного курса, целевой группой которого являются учащиеся 5-х классов, направлена на профилактику по сохранению здоровья учащихся и развитие их творческих способностей.
Музыкальное искусство всегда органично вписывалось в воспитание подрастающего поколения. Музыкальное воспитание – это средство формирования и развития эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка. Не случайно, ещё в школе Пифагора, в число основных предметов была включена музыка, повышающая работоспособность и умственную активность.
Чтобы повысить энергетический запас детского организма и направить его на развитие, необходимо избавить детей от душевных переживаний и помочь им получить удовольствие и радость от жизни. В этом большую помощь им может оказать искусство.
Традиционно в школе музыка и изобразительное искусство используются, как средство формирования гармоничной личности.
Основная цель данного курса – это комплексная система терапии искусством: музыкой, пением, рисованием, театрализацией, движениями под музыку.
Учебная цель: расширение теоретических знаний о мировой художественной культуре, знакомство с шедеврами искусства.
Воспитательная цель: содействие формированию эстетического вкуса и умению разбираться в художественной ценности произведений искусства.
Задачи:
изменить душевное самочувствие каждого ученика, формируя положительные
эмоции;
помочь приобрести опыт самопознания и раскрыть индивидуальные возможности;
увеличить энергетический запас организма;
развивать чувство внутреннего контроля;
развивать внимание, память, мышление.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №5» на изучение факультативного курса в 5-х классах отводится 17 часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
Форма организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса - урок (вводные уроки, комбинированные уроки, интегрированные уроки, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-драматизации, обобщающие уроки).
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
Формы контроля:
1. Текущий контроль:
-тестирование;
-диагностические работы.
2. Итоговый контроль:
- урок-концерт «Пусть музыка звучит»
Контроль эмоционального состояния предполагается осуществлять по методике «Градусник».
Мониторинг состояния здоровья данной группы учащихся предполагается осуществлять совместно с медработником школы.
Учебно-методический комплекс
1. О.В.Кацер, «Музыка. Дети. Здоровье», 1,2 ч.,СПб., 2008 г.
2. Е.А.Лобанова, «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки, Образование в современной школе, №5, 2005 г.
3. А.А.Осипова. Общая психокоррекция - Учебное пособие.
4. Г.Г. Декер-Фойгт. Введение в музыкотерапию. Спб: Питер, 2003.
5.И.К.Милехина, Музыка и изобразительное искусство – сёстры, Музыка в школе, №6, 2010 г.
6.М.И.Чистякова. Психогимнастика, М.: Просвещение, 1995.
Направления работы:
Музыкотерапия
Арт-терапия.
Театральная импровизация.
Танцевальная терапия.
Содержание работы в системе арт-терапии.
1.Музыкотерапия
Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на человека является музыка. По мнению Пифагора, «музыка много даёт для здоровья, если пользоваться ею надлежащим образом».
Философ Востока Аль-Фараби в своих общепедагогических трудах о музыке отмечал её лечебную силу. «Кроме эстетического предназначения, музыка, музыкальная наука полезна в том смысле, что умеряет нравы тех, которые потеряли равновесие. Она делает совершенными тех, которые ещё не достигли совершенства, и сохраняет равновесие у тех, которые находятся в состоянии равновесия. Эта наука полезна и для здоровья тела, ибо, когда тело испытывает помехи, то испытывает помехи и душа». О чудесных исцелениях музыкой есть множество исторических свидетельств.
Изучение и исследование различных свойств музыки показывают, что музыка воздействует на человека в трёх плоскостях.
Во-первых, музыка моделирует эмоциональное состояние.
Во-вторых, воздействует на физическое тело человека.
В-третьих, музыка, как вибрация звуковых частот, способна влиять на биохимические процессы в организме человека.
Направления:
- рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи;
- активная музыкотерапия, включающая вокалотерапию и импровизацию на музыкальных инструментах.
3.Арт-терапия
Арт-терапия – это терапия средствами изобразительного искусства. Она способствует выходу сильных эмоций и внутренних конфликтов в социально приемлемой форме, помогает осознанию своих чувств, развивает художественные способности. В арт-терапии спонтанное рисование считается результатом «активного воображения», а не проявлением особых талантов, поэтому лечит сам процесс, а не результат.
Направления:
- изотерапия с использованием произведений изобразительного искусства;
- изотерапия, как побуждение к самостоятельному творчеству.
3. Театральная импровизация.
Театрализация в системе арттерапии решает такие задачи, как изучение собственных чувств; создание позитивного образа; развитие навыков общения.
Направления деятельности: - развитие коммуникативных навыков;
- развитие креативных способностей.
4. Танцевальная терапия.
Танцетерапия — это форма лечения при помощи движения. Теория, лежащая в ее основе, состоит в том, что тело и разум человека взаимосвязаны. Танец — это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела. Танец — это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе. Основная цель танцевальной терапии — достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца.
Направления:
- движения под музыку;
- танцевальные импровизации.
Музыкальный материал:
1. Н.Паганини «Рондо».
2. В.Моцарт «Колыбельная».
3. «Во кузнице» (р.н.п.).
4. «Посею лебеду на берегу» (р.н.п.).
5. «На горе-то калина» (р.н.п.)
6. «В тёмном лесе» (р.н.п.).
7. «Пойду ль, выйду ль я» (р.н.п.).
8. Органная музыка Баха.
9. Фортепианная музыка Моцарта.
10. С.В.Рахманинов «Богородице Дево Радуйся».
11. Духовные концерты.
12. Колокольные звоны.
13. А.Г.Рубинштейн «Мелодия».
14. Р.Шуман «Грёзы».
15. А.Дворжак «Юмореска».
16. П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
17. П.И.Чайковский «Грустная песенка».
18. П.И.Чайковский «Мелодия».
19. Ф.Шуберт «Аве Мария».
20. И.С.Бах «Ария» из сюиты № 3.
21. Ф.Шуберт «Серенада».
22. Ф.Шуберт «Баркарола».
23. И.Штраус «Марш Радецкого».
24. С.С.Прокофьев «Марш».
25. С.С.Рахманинов «Нежность».
26. Д.Д.Шостакович «Романс» из к/ф «Овод»\
27. А.Дворжак «Помню мать бывало»
28. Г.В.Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».
29. Ф.Шопен «Ноктюрн соль минор».
30. А.Я.Эшпай «Криницы».
31. И.Штраус «Венский вальс».
32. Ф.Шопен «Вальс до диез минор».
33. Вальс «Амурские волны».
34. Г.В.Свиридов «Ты запой мне ту песню».
35. Музыка для релаксации.
Наглядность и учебный материал:
1. Портреты композиторов и художников.
2. Вокальные упражнения (по методике Емельянова)
3. Упражнения дыхательной гимнастики (по методике Стрельниковой).
Оборудование:
1.Магнитола.
2. Ноутбук.
3. Проектор.
4. Фортепиано.
5. Детские музыкальные инструменты.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- названия произведений искусства, включённых в Программу, и авторов, их создавших;
- жанры искусства и структуру художественных произведений;
- значимость художественной культуры в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-поддерживать состояние эмоционального равновесия;
-сотрудничать и общаться друг с другом, с окружающими;
Тематическое планирование занятий
5 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Дата
По плану
По факту
1
Введение. «Из истории музыкальной терапии».
1
Исторические свидетельства о силе искусства. Презентация.
Тренинг.
2
3
«Воздействие музыки на человека».
2
Положительное и отрицательное воздействие музыки на здоровье человека. Современные исследования влияния видов искусств на душевное и физическое состояние человека. Понятие «музыкальные краски» и их воздействие на человека.
Тренинг.
Вокальные упражнения. Импровизация.
4
5
«Я рисую музыку»
2
Выразительность и изобразительность в музыке.
Творческие задания к прослушанной музыке. Тестирование.
Вокальные упражнения.
6
7
«Моя музыка»
2
Какую музыку я слушаю и почему.
Хоровод и марш.
Исследование по методике «Градусник».
Творческая работа на тему «Какой человек скрыт в этой музыке».
8
«Музыка и цвет»
1
Сочетание звуков и цвета.
Творческое задание «Подбери цветовую гамму».
Вокальные и музыкально-ритмические упражнения.
9
«Сочини мелодию»
1
Сочинение мелодий для определённых жизненных ситуаций («Колыбельная для брата», «Кукла заболела», «Сегодня у нас праздник» и др.) Сочини мелодию к своему рисунку.
10
11
Разыгрывание сказки.
2
Ролевые игры. Поделки и рисунки-иллюстрации.
Тренинг.
Движения под музыку.
12
«Духовная музыка».
1
Колокола на Руси. Колокола в музыке русских композиторов.
Музыка С.В.Рахманинова.
Вокальные упражнения. Хоровое пение.
13
«Музыка Моцарта»
1
Интонационно-образный анализ прослушанной музыки Моцарта.
Исследование по методике «Градусник».
Тестирование.
Хоровое пение.
14
«Музыкальные инструменты».
1
Группы инструментов.
Сказания и легенды о музыкальных инструментах и музыкантах.
Тембры инструментов (восприятие на слух).
Импровизация.
15
«Я танцевать хочу»
1
Танцевальные импровизации.
Песни с движениями.
16
«Слово о музыке»
1
Стихи о музыке. Рисунки о музыке. Музыкальная викторина.