Сценарий первого урока музыки в III классе может включать в себя разнообразные формы общения детей с музыкой: рассказы о летних музыкальных впечатлениях (которые может озвучивать учитель и сами учащиеся), восприятие новых музыкальных произведений, исполнение уже известных и разучивание новых сочинений. Знакомство ребят с новыми для них Учебником и Рабочей тетрадью можно связать с той музыкой, которая созвучна рисункам художника на их обложках: здесь и народные танцевальные наигрыши, сочинения для скрипки, произведения для голоса в сопровождении гитары. Можно привлечь внимание ребят к стихотворению, которое дано в обращении к учащимся – «Дорогой друг!»:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспекты уроков музыки в 3 классе»
Урок № 1. «Россия – Родина моя»
Сценарий первого урока музыки в III классе может включать в себя разнообразные формы общения детей с музыкой: рассказы о летних музыкальных впечатлениях (которые может озвучивать учитель и сами учащиеся), восприятие новых музыкальных произведений, исполнение уже известных и разучивание новых сочинений. Знакомство ребят с новыми для них Учебником и Рабочей тетрадью можно связать с той музыкой, которая созвучна рисункам художника на их обложках: здесь и народные танцевальные наигрыши, сочинения для скрипки, произведения для голоса в сопровождении гитары. Можно привлечь внимание ребят к стихотворению, которое дано в обращении к учащимся – «Дорогой друг!»:
Печальна и чиста, Как жизнь, людьми любима, Как жизнь ты непроста, Как жизнь непостижима,
Работа с разворотом Учебника «Мелодия – душа музыки» продолжает линию знакомства учащихся с известными мелодиями русской классической музыки. В центре разворота – мелодия 2-й части Симфонии № 4 П. Чайковского. Можно перед прослушиванием фрагмента симфонии спеть главную мелодию 2-й части с ориентацией на нотную запись (с. 7). Какие свойства мелодии следует подчеркнуть при исполнении? Напевность, песенность, ее кантиленный характер. Следует обратить внимание учащихся на то, что мелодия звучит неторопливо (темп), тихо (динамика). Развитие мелодии можно сравнить с мягкими, плавными изгибами реки на рисунке художника. После прослушивания главной мелодии 2-й части Симфонии № 4 в записи нужно подчеркнуть ее характер: спокойная, задушевная, мечтательная она создает образ размышления, раздумья, воспоминания. Какому музыкальному инструменту поручает композитор исполнение этой мелодии? Пусть ребята решат, к какой группе инструментов – струнные или деревянные духовые – принадлежит тембр этого инструмента. Учитель называет им его «имя» – гобой.
На этом уроке можно ввести понятия «лирика», «лирический образ». Лирика в музыке, литературе, живописи – это отражение внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, настроений, особых состояний души. Пусть ребята задумаются над вопросом: какие образы возникают в их воображении под впечатлением музыки Чайковского? Наверняка, третьеклассники назовут картины родной русской природы, «увидят» в ней образ человека – мечтательного, задумчивого, спокойного. Прослушивание более протяженного фрагмента 2-й части симфонии поможет детям убедиться в том, что в музыке происходит развитие: мечтательный образ начала симфонии сменяется музыкой другого характера – более подвижной с танцевальными интонациями и ритмами. Яркие краски мажора приходят на смену светлому минору. Таким образом, прослушивание фрагмента симфонии приводит ребят к определению его трехчастной формы.
Можно предложить учащимся сравнить главную мелодию 2-й части Симфонии № 4 П. Чайковского с другими известными им песенными мелодиями лирического характера, устроив при этом своеобразную викторину: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Осень» Г. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др. Заключительная часть первого урока может быть связана с размышлениями детей над словами П. Чайковского: «Я еще не встречал человека более меня влюбленного в матушку Русь!» и исполнением всем классом знакомых песен о родном крае, природе, детстве: «Добрый день» Я. Дубравина, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомского, «Здравствуй, детство!» И. Космачева (1 класс), «Моя Россия» Г. Струве, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова.
Урок № 2. «Россия – Родина моя»
При входе учащихся в класс на второй урок может вновь прозвучать фрагмент 2-й части Симфонии № 4 П. Чайковского. Пусть ребята вспомнят фамилию композитора, сочинившего это произведение, его жанровую принадлежность – симфония. Переход к лирическим образам романсов русских композиторов, представленных на развороте Учебника «Природа и музыка» при этом будет очень органичным и естественным. Пусть ребята в связи с музыкой П. Чайковского вспомнят понятие «лирический образ». Подготовительным этапом к прослушиванию романса «Благословляю вас, леса» П. Чайковского (стихи А.К. Толстого) может послужить знакомство детей со стихотворным текстом, который прочитает учитель. Пусть ребята выскажут свои предположения о том, музыку какого характера они сочинили бы на эти стихи, если бы были композиторами. Третьеклассники, несомненно, услышат песенную мелодию своего будущего произведения, его неторопливый темп, торжественный, возвышенный характер высказывания. Нужно связать их раздумья с восторгом человека-путешественника, любующегося природой, с неспешностью и сдержанностью его размышлений, благоговейным отношением к красоте жизни.
Познакомившись в Учебнике с определением жанра романса, можно послушать романс «Благословляю вас, леса» в записи. Будет интересным услышать сопоставление характера и музыкального языка сочинения П. Чайковского с размышлениями детей. Нужно отметить контраст различных настроений в музыке вступления, а также разучить мелодию романса. Мужской голос, который исполняет романс, называется баритон.
Контрастом к романсу Чайковского послужит музыка другого романса – «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова (на стихи того же поэта – А.К. Толстого). Стремительная мелодия, быстрыйтемп, энергичные ритмы сопровождения, яркий мажорный колорит музыки также передают восторг человека, наблюдающего за весенним пробуждением природы («И звучит свежо и юно новых сил могучий строй»). Пусть ребята вспомнят название высокого женского голоса (сопрано) исполнительницы романса Римского-Корсакова. Возможно также разучить начальные фразы романса с ребятами. При разучивании следует стремиться к яркому, но не форсированному звучанию детских голосов, к ритмической точности исполнения мелодии.
Знакомство с лирическими романсами можно продолжить на примере фрагмента инструментального «Романса» Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Пусть ребята сами определят, что этот романс звучит в исполнении симфонического оркестра, без слов. Предложите им найти нотную запись мелодии романса на с. 9 Учебника. Каков характер звучания романса? Какие средства выразительности использует композитор в этой музыке? Какие чувства передает эта музыка? Какому из романсов, прослушанных на этом уроке, близок по характеру и настроению романс Свиридова? Ответы на эти вопросы помогут детям усвоить особенности романсовой лирики русских композиторов.
Дома ребята могут выполнить задания, предложенные на разворотах Учебника «Звучащие картины» и в Рабочей тетради «Я люблю тебя, Россия».
Завершить урок можно исполнением одной из знакомых лирических песен, которые ребята разучивали в предыдущих классах: «За рекою старый дом» И.-С. Баха, «Колыбельная» Б. Флисса–В.-А. Моцарта, «Вечерняя песня» А. Тома, «Реченька» А. Абрамова» и др.
Урок № 3. Россия – Родина моя
Тема первого раздела учебника «Россия – Родина моя» раскрывается в процессе знакомства детей с музыкой патриотического характера, в которой отражены важные события русской истории: защита Новгородской земли от тевтонских рыцарей-крестоносцев войском Александра Невского в XIII в., подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII в., военные победы Петра I, полководца А. Суворова в XVIII в., подвиги русских воинов в войне с Наполеоном в 1812 г.
Разворот Учебника «Виват, Россия!» знакомит детей с новым для них жанром многоголосной бытовой песни XVIII в. – виватный (хвалебный) кант. Ребятам предлагается послушать два канта Петровского времени неизвестных авторов: «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.), «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).
Освоение особенностей жанра канта можно начать с выявления характера речевых интонаций призывного возгласа: «Vivat!» ( «Да здравствует!»). Пусть ребята найдут нужную интонацию голоса, которой они передадут торжественный, праздничный, ликующий строй этих слов, а затем сравнят речевую интонацию с музыкальной (с. 12) в процессе ее пропевания.
После восприятия двух кантов XVIII в., посвященных победам русского оружия, необходимо выяснить с детьми жанровые признаки (песня-марш), особенности интонаций, лежащих в основе их мелодий (сыграть или спеть призывную квартовую зерно-интонацию), состав исполнителей (мужской хор без сопровождения), переменный лад(мажор сменяется минором).
На развороте Учебника «Наша слава – русская держава»представлены русские народные солдатские песни, в которых запечатлены чувства и настроения защитников Отечества – «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу». При разучивании этих песен уместным будет сравнение их мелодики, ритмов, формы с особенностями кантов.
Рассматривая иллюстрации Учебника, ребята увидят изображения великих полководцев прошлого – Петра I. А.В. Суворова, М.И. Кутузова. Из программы предыдущих классов можно также вспомнить русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки», а также песни «Учил Суворов» А. Новикова, «Песню о маленьком трубаче», Можно предложить детям дома расспросить своих бабушек и дедушек о том, какие песни времен Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) они помнят и любят, найти записи песен военных лет, а также песен современных композиторов. Эта работа может завершиться организацией в конце 3-й четверти встречей в семейном клубе на тему: «А музы не молчали…».
Итак, основным методическим принципом создания сценариев описанных выше уроков становится принцип «тождества и контраста», сходства и различия.
Урок № 4. «Россия – Родина моя»
Разворот учебника «Кантата “Александр Невский”» продолжает линию изучения образов защитников Родины. Можно войти в класс под музыку знакомой учащимся «Патриотической песни» М. Глинки, обратить внимание детей на торжественный гимнический характер этой музыки, предложить учащимся высказать свое мнение о том, почему композитор назвал эту песню патриотической. Ребята уже знакомы с именем Александра Невского, великого полководца и святого земли русской, с воплощением его образа в произведениях различных видов искусства – в музыке (кантата С. Прокофьева «Александр Невский»), в изобразительном искусства (картины П. Корина, М. Нестерова)1. На этом уроке рекомендуется еще раз обратиться к прослушиванию хоров из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4). В первом хоре отметить повествовательный характер главной мелодии, которая сродни старинным былинам. Средняя часть хора рисует картину битвы: слышны маршевые ритмы, изобразительные интонации, акценты. Хор «Вставайте, люди русские» также, как и «Песня об Александре Невском» имеет трехчастнуюформу. И это не случайно. Осмыслить выразительное значение музыкальной формы может помочь непосредственная исполнительская деятельность учащихся. Пусть ребята споют главную мелодию хора с ориентацией на нотную запись (с. 17). В нотной записи они увидят те «подсказки», которые помогут им передать характер этой темы: темп – решительно, мужественно; динамика – громко (форте), особенности ритма (акценты). На слух ребята могут определить колорит сурового минорного лада.
Контрастом к главной мелодии хора звучит тема средней части, которую начинает петь женская группа хора – «На Руси родно, на Руси большой не бывать врагу». Предложите третьеклассникам подумать над тем, какое вступление могло бы предшествовать появлению главной темы хора в кантате (значение термина «кантата» объясняется в Учебнике на с. 16). После высказываний детей предложите им послушать фрагмент хора – вступление и первую тему. Во вступлении дети, наверняка, услышат звучание колокола. Что передает звучание колокольного звона во вступлении: радость? тревогу? взволнованность? призыв? Пусть ребята выразительным активным движением руки изобразят под музыку вступления партию оркестрового колокола. Трудность выполнения этого задания будет заключаться в том, что нужно «уловить» удары колокола, которые звучат неравномерно, несимметрично.
Зрительный ряд этого разворота представлен двумя изображениями Александра Невского – иконой «Святой благоверный князь Александр Невский» и фрагментом живописного батального полотна В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Строгий, суровый лик Александра Невского на иконе можно сопоставить с изображением Александра-воина, с мечом на коне в разгаре битвы.
Информация для учителя.
Икона – переделанное на русский лад греческое слово «эйкен», что значит образ, изображение, подражание. Происхождение свое иконопись ведет от эллинистической портретной живописи. В частности, значительную роль сыграли туту так называемые фаюмские портреты I–III вв. н.э. Свое название они получили по оазису Фаюм в Египте, где были найдены. Фаюмские портреты были написаны на досках восковыми красками. В этой же технике были выполнены древнейшие из дошедших до нас икон. Обыкновение поклоняться иконам, возникло, видимо, из обычая почитать портретные изображения цезарей и прославленных полководцев, распространенного в Римской империи.
Первые иконы «греческого письма» появились на Руси с принятием христианства. Однако в XI в. вместе с греками работали русские мастера, рождались иконописные русские школы: Новгородская, Псковская, Владимиро-Суздальская, Тверская и т.д.
Для церкви икона является не произведением изобразительного искусства, а молитвой, материализованной при помощи линий и красок. Древнерусская икона поражает зрителей своей духовностью, «тонкостью чувств», отрешенностью от всего плотского, земного. Иконописцу запрещалось описывать божество «самомышлением» и предписывалось строго взирать на «образцы» [следовать канону – Г.С.], но он всегда находил свой подход к изображению, изменяя порой незначительные детали, которые вносили новые черты в иконные изображения2. На древнерусских иконах изображались Иисус Христос, Богоматерь, русские святые. Среди известных мастеров иконописи имена Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека.
Завершить урок можно продолжением работы над исполнением русских народных песен – «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу». Дома учащиеся могут выполнить задание в Рабочей тетради на развороте «Наша слава – русская держава».
Урок № 5.
Россия – Родина моя
Этот урок посвящен образам патриотической оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).3 На развороте Учебника «Родина моя! Русская земля…» представлена нотная запись тем хора из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…», а также тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной».
Интонациями русской народной песенности пронизаны эти темы. В нотной записи мелодии мужского хора русских воинов-ополченцев ребята смогут увидеть многочисленные распевы, которые роднят ее с народными песнями. При разучивании этой мелодии следует обратить внимание на широту мелодии, которая требует навыка распределения дыхания на фразу, а также навыка цепного дыхания. Эта тема должна звучать величественно и спокойно.
Тема средней части хора «На зов своей родной земли…», которая исполняется женским хором (девушки встречают отважных бойцов) требует иных вокально-хоровых умений и навыков: светлого, полетного звука, интонационно точного пропевания (а не проговаривания) распевов, короткого дыхания между фразами.
После прослушивания хора из пролога оперы «Родина моя!» можно прочитать учащимся высказывание исследователя творчества М. Глинка академика Б. Асафьева о том, что русские сцены в опере «Иван Сусанин» создают впечатление «фресковой композиции».4 Музыковед пишет, что «оно достигается масштабами действия, участием масс, величием и дерзновенной предприимчивостью характеров, размахом музыкального развития и музыкального зодчества. Слушая такую композицию большого, насыщенного музыкой пространства и напряженной длительности, испытываешь высокое наслаждение: от нее, от музыкальной фрески, исходит совершенно особое воздействие как от величавых явлений природы».5
Прежде чем услышать ответ Ивана Сусанина полякам – врагам, требующих показать дорогу на Москву, можно обраться с учащимися к чтению стихотворного фрагмента из «Думы» русского поэта К. Рылеева (с. 19). Стихотворение можно прочитать с детьми «по цепочке», строка за строкой, сохраняя при этом его возвышенный, страстный характер. После этого можно пропеть тему ответа Сусанина и выявить общность литературных и музыкальных интонаций, которые создают образ гордого и бесстрашного человека.
Следующий разворот Учебника «Да будет во веки веков сильна…» знакомит учащихся с главной музыкальной характеристикой Сусанина – арией из 4-го действия оперы. Ария– это большая песня главного действующего лица оперы, в которой он раскрывает свои мысли, чувства, переживания. Перед восприятием арии целесообразно познакомить третьеклассников с ее главной темой, спеть ее, выявляя в процессе исполнения те особенности, которые роднят арию с народной песней – напевность, широта дыхания, распевы, неторопливый темп.
Можно также исполнить (с помощью выразительных движений рук) вступление к арии, изобразив нисходящее движение мелодии – от света (заря, наступление нового дня) к мраку (прощание с жизнью, смерть), смену регистров (высокий – низкий), смену лада (мажор – минор).
После прослушивания арии Сусанина следует обратить внимание на контраст крайних частей и середины в трехчастной форме арии. В средней части дети услышат большую взволнованность, растревоженность, накал чувств главного героя, молитвенное обращение к Богу.
Завершит урок сопоставление двух контрастных образов оперы – арии Сусанина и хора из финала (эпилога) оперы – «Славься!». Хор «Славься!» рекомендуется разучить в классе, подчеркивая его праздничный, гимнический характер. Сравнение темы хора с мелодией ответа Сусанина полякам убедит детей в интонационном единстве образов оперы. Уместны будут сравнения этого хора с виватными кантами Петровского времени, с «Патриотической песней» М. Глинки, с хором «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева.
Интонационно-образному анализу музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения может помочь обращение к развороту Рабочей тетради «Волшебный цветик-семицветик».