№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | УУД | Домашнее задание |
1. | Вся Россия просится в песню… Мелодия. | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С. Рахманинов - «Вокализ». | Знать/понимать: название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Найти стихи о Родине, родном крае. Биография Рахманинова. |
2. | Как сложили песню. Звучащие картины. | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. «Ты, река ль, моя – реченька» - Солдатушки, бравы ребятушки. | Знать/понимать: жанры народных песен. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Песни о России. |
3 | На великий праздник- собралася Русь! | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Духовная музыка в творчестве композитора - (по выбору учителя). |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Музыкально-поэтические образы. - «Осенняя песня» П.Чайковский; - «Пастораль» Г.Свиридов; - «Осень» Г.Свиридов. | Знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, Уметь: сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. | Чайковский П.И. - биография. |
5 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. - «Богородице Дево, радуйся!» - С.В. Рахманинов. | Знать/понимать: музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов; Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Название изученных произведений. |
6 | Родной обычай старины. | Праздники Русской православной церкви. Пасха. - Сюита для двух фортепиано - С. Рахманинов. | Знать/понимать: жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Название изученных произведений С. Рахманиного. |
7 | Кирилл и Мефодий. | Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. - «Гимн Кириллу и Мефодию». П.Пипков, сл.С.Михайловский | Знать/понимать: романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Романс, гимн – что зто? |
8 | В краю великих вдохновений. | Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении. | Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов. | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Знать текст песен. |
9 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | Выразительность и изобразительность в музыке. - «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков. Г.Свиридов. | Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле; Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Нарисовать рисунок по теме |
10 | Ярмарочное гулянье. | Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. - Русские народные наигрыши; - Светит месяц – р.н.п. - Камаринская – П.Чайковский. - Пляска скоморохов Н.Римский-Корсаков. | Знать/ понимать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Оркестр народных инструментов. Музыкальные инструменты. |
11 | Святогорский монастырь. Обобщение. | Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. - Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров . | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. | М.И. Глинка-краткая биография. |
12 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Выразительность и изобразительность в музыке. -«Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский; «Зимняя дорога» В.Шебалин; -«Зимний вечер» М.Яковлев, А.Пушкин. - «Зимний вечер» - р.н.п. | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (песня, романс, вокализ, сюита); Уметь: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Произведения Чайковского. |
13 | Приют, сияньем муз одетый. | Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. - Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. «Девицы, красавицы». П.Чайковского. «Камаринская | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма); Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Опера Чайковского «Евгений Онегин» -либретто. |
14 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. -«Старый замок» М.Мусоргский; -«Сирень» | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (соната), Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | Мусоргский – биография. |
15 | Оркестр русских народных инструментов. | Музыкальные инструменты. П. Чайковский «Вариации на тему рококо» | Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | 1 Произведения Чайковского. 2 Симфонический оркестр его инструменты. |
16 | Народные праздники. «Троица». | Музыкальный фольклор народов России. р.н.п. Симфония№4 П.Чайковский - Троицкие песни. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты. - «Шутка» И.Бах - «- «Утро» Э.Григ. - «Пожелание друзьям» Б.Окуджава - «Песня о друге» В.Высоцкий. | Знать/понимать: названия изученных жанров; опера, полонез, мазурка, балет. Уметь: определять, оценивать, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения | Видео балета «Шутка» Баха. |
18 | Счастье в сирени живет… | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. -«Венецианская ночь» М. Глинка-Арагонская хота М. Глинка | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; ария,опера… Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | Аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Произведения М. Глинки. |
19 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Шопен. Полонез №3, вальс №10, Мазурка. | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; песня-ария, куплетно-вариационная форма. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Придумать ритмический рисунок – проиграть его хлопками. |
20 | «Патетическая» соната. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Патетическая соната – Л.Бетховен; | Знать/ понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изучаемых жанров и форм музыки; восточные интонации Уметь: продемонстрировать определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | Биография Бетховена. |
21 | Царит гармония оркестра. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. -Исполнение разученных произведений, | Знать/ понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Вокальная музыка. |
22 | Опера «Иван Сусанин». | Песенность, танцевальность, маршевость. Опера - Драматургическое развитие в опере. -опера «Иван Сусанин». М.Глинка. | Знать/ понимать: названия изученных жанров музыки; оперетта, мюзикл. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров . | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Либретто оперы «Иван Сусанин» |
23 | Исходила младешенька. | Народная и профессиональная музыка. - «Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского. | Знать/ понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | Мусоргский – биография. Его произведения. |
24 | Русский восток. | Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. - «Пляска персидок» Мусоргский; - «Персидский хор» М.Глинка; - «Танец с саблями». | Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара). Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | Балет в операх композиторов… |
25 | Балет «Петрушка» Обобщнеие. | Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. - Ярмарка («Петрушка») И.Стравинский. | Знать/понимать: названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | Балет – что это? |
26 | Театр музыкальной комедии. | Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. -«Вальс» И. Штраус – оперетта. | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | |
27 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Прелюдия –И.С.Бах. | Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | Орган - произведения Баха. |
28 | Исповедь души. Революционный этюд. | Интонация как внутреннее озвученное состояние -«Прелюдия» Ф. Шопен. -«Этюд№12» Ф. Шопен; -«7 вальс»-балет. | Знать/понимать: религиозные традиции, гимн, величание. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | Шопен - |
29 | Мастерство исполнителя. | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты. - «Вишня» - японская песня - Концерт №1- П. Чайковский; | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Различия в музыке: Народная и классика. ОРКЕСТРЫ – 3 вида. |
30 | В интонации спрятан человек | Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Опера - балет – танцы – марши. |
31 | Музыкальные инструменты- гитара. | - «Шахерезада» Римский-Корсаков; - «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». - вступление к опере «Садко». | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий: музыкальная живопись; музыкальная сказка. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | Композитор - Сказочник. Биография. |
32 | Музыкальный сказочник | Выразительность и изобразительность в музыке. Римского-Корсакова. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий – симфоническая картина. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Произведения Римского-Корсакова. |
33 | «Рассвет на Москве-реке» | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. - «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский. | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, продемонстрировать знания о различных видах музыки, ,музыкальных инструментах, составах оркестров. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Разные оркестры и их инструменты. |
34 | Повторение пройденного материала | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Исполнение разученных произведений участие в коллективном пении, | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
ИТОГО: 34 часа в год.