Просмотр содержимого документа
«Парциальная программа Танцевального кружка «Непоседы»»
Парциальная программа
Танцевального кружка
«Непоседы»
Музыкальный руководитель: Потапчук С.В
п.Сарыколь
ясли - сад «Балдаурен»
Пояснительная записка
«Танцевальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее поколение,
взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Известно, что эффективность образования детей во многом зависит от состояния их здоровья. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения их здоровья.
Воспитанники ясли сада имеют ограниченный запас двигательных навыков, нарушения осанки, координации движений. Одни скованы, неподвижны, медлительны, суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе и т.п.
Для детей посещающих кружок необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков, выполняя специальные ритмические упражнения.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укрепление детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно- творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия в кружке направлены на воспитание организационной, гармонически развитой личности.
При разработке своей программы учитываю способности детей, их индивидуальные возрастные особенности.
В кружке могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 3 до 6 лет два раза в неделю.
Дети показывают свои способности на открытых занятиях, концертах, праздниках.
Срок реализации программы – 3 года
Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами хореографического искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
2. Развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умение согласовывать движения с музыкой.
3. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества, танцевальных движений и танцев.
4. Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность.
5. Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
6. Воспитывать умение эмоционального выражения раскрепощенности и творчества в движениях.
Направления работы:
▪ Знакомство с русскими, казахскими и другими народными танцами.
▪ Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и
инсценировок.
▪ Развитие творческих способностей.
Принципы:
▪ Творческой направленности.
▪ Игрового познания.
▪ Максимальной самореализации с учётом индивидуальных способностей ребёнка
Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что до сих пор существовали программы по хореографии для профессионального образования, а в дошкольном учреждении были только программы по музыкальным ритмическим движениям.
Однако у современных дошкольников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные костюмы. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах, утренниках.
Данная программа построена на изучении народного танца. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народных танцев. Целью данной программы является не танец, а ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционных казахской, русской и других культур.
Основной формой работы в кружке «Топотушки» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в младшей группе (1 ступень) и 2 раза в неделю в старшей группе (2 ступень). Продолжительность занятий 35 – 40 минут: младшая группа - 30-35 минут, старшая группа – 35-40 минут. Расширяя кругозор детей, знания о фольклоре и в целом о народной и классической культуре использую такие формы:
▪ демонстрация техники исполнения основных движений танца;
▪ демонстрация вариаций;
▪ отработка движений;
▪ постановка танца;
▪ репетиции;
▪ знакомство с народным костюмом.
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца, рекомендую использовать на занятиях:
▪ коллективные танцевальные игры («Лавата», «Я хочу с тобой танцевать» и
т.д.);
▪ массовые танцы («Танец утят» «Айгөлек»);
▪ ритмические упражнения;
▪ создание собственных танцевальных элементов.
Структура программы:
Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – младшая группа коллектива.
Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику казахского и русского народного танца.
2 ступень – старшая группа коллектива.
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени. Знакомство с более сложными танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Продолжить изучение традиций народной культуры. Проявление творческой инициативы.
Данная образовательная программа построена на основе изучения многонациональных танцев. Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа рассчитана:
на 1,5 года обучения для детей от 3 до 4,5 лет (младшая группа);
на 1,5 года обучения для детей от 4,5 до 6 лет (старшая группа) с музыкально – слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания танцевального восприятия в дошкольном общеобразовательном учреждении.
В соответствии с этой же системой построены и сквозные темы для творческих импровизаций детей.
Первый год обучения дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создаёт небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.
Сквозная тема второго года обучения. Хореографический материал на древнейших видах казахских русских народных танцев: «Камажай», «Русская полька», «Қара жорға», хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. На основе обычаев и культового материала создаются хореографические композиции.
Третий год обучения. Хореографический материал базируется на казахских и русских народных танцах: массовых и сольных. В задачи этого года входит знакомство детей с танцами народов мира. Изучается более трудный технически хореографический материал. Дети творят на базе всего пройденного материала.
Занятия в кружке развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.
Методы работы:
▪ Объяснительно – иллюстративный
(показ элементов, объяснение, использование фольклора).
▪ Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
▪ Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
▪ Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
▪ Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с детьми использую (технические средства обучения).
(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон)
▪ для отработки элементов танца;
▪ в ритмической тренировке;
▪ при знакомстве с музыкальным репертуаром;
▪ для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы,
анализируют);
▪ на праздничных выступлениях, концертах, утренниках.
Ожидаемый результат:
▪ танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп
музыкальные фразы;
▪ уметь воспринимать и передавать в движении образ;
▪ уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе
освоенных на занятиях движений;
▪ ритмично двигаться;
▪ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в
коллективе.
Методы оценки результативности программы:
Качественный анализ
Муз. Руководителя.
Качественный анализ
Детей.
1.
Посещаемость, статические данные
Форсирование навыков и умений
2.
Фиксация занятий в рабочем журнале
Анализ успеваемости деятельности и достижения цели
3.
Отслеживание результатов
( наблюдение, диагностика)
Анализ диагностического материала
4.
Практический результат
Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы
Критерии определения результативности программы:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
Память – способность запоминать музыку и движения.
Способы определения результативности программы:
Сольное и коллективное исполнение народных танцев (младшая и старшая группы);
Выступления танцевального коллектива «Топотушки» на дошкольных утренниках, праздниках (День Независимости Казахстана, Новый Год, 8 марта, Наурыз, 9 мая, 1 июня и т.д.), участие в конкурсных программах.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:
▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
▪ праздничные выступления («День знаний», «8 марта», «День пожилых людей» и т.д.);
▪ фольклорные праздники («Масленица» и т.д.);
▪ развлечения и досуги;
▪ отчётные концерты;
▪ участие в смотрах, конкурсах, фестивале «В мире танца».
Тематический план занятий кружка «Топотушки»
Старшая группа
№
Месяц
Виды
деятельности
Задачи
Репертуар
1.
Сентябрь – октябрь
Вводные упражнения: ходьба, бег.
2. Прыжковые движения: подскоки, прямой галоп.
3. Упражнения на построения и перестроения
4. Имитационные движения
5. Музыкальная игра
Координация движения рук и ног.
Уметь согласовывать свои движения с музыкой, передавать динамические оттенки.
Координация движений, ориентировка в пространстве.
Выполнять имитационные движения, передавая игровой образ.
Развитие творческого воображения, эмоциональности.
Марш Ф. Шуберт
“Игра в жмурки” Р. Шуман
“Цирковые лошадки”
“Юмореска” А. Дворжак
“Стирка”
“Тучи, молния, гром”
“Ворон” (п. и. п.)
2.
Ноябрь
1. Вводные упражнения: ходьба с остановкой, приставным шагом, на пятках и носках.
2. Плясовые движения: хороводный, дробный шаг.
3. Имитационные движения (рече-двигательные упражнения)
Развитие слухового внимания, координации движений; различать динамические оттенки музыки
Выполнять различные плясовые движения.
Выполнять имитационные движения, передавая игровой образ; развитие эмоциональности.
Упражнять в плясовых движениях.
Развитие творческого воображения.
“Пойду ль я, выйду ль я” (р.н.м.)
Ф. Шуберт “Экосез”
“Волынка” И.С. Баха
“Возле речки, возле моста” (р.н.м.)
“Колоть дрова”
“Ветер, дождь, пузыри” (без муз.)
Р. Рустамова “Под яблонькой”
3.
Декабрь – январь
1. Ходьба вперед, назад, с высоким подниманием колен.
2. Плясовые движения.
3. Пальчиковые игры “Танцы рук”
4. Пластические этюды “Ночное небо и звезды”
5. Массажная игра.
Учиться различать громкую и тихую музыку; развивать умение переключаться с одного вида движения на другой; учиться различать характер музыки.
Придумать пляску, комбинируя знакомые плясовые движения.
Развитие мелкой моторики, переключение с одного вида деятельности на другой.
Развитие творческой фантазии.
Расслабление мышц рук и ног.
Марш М. Робер
Н. Римский-Корсаков “Золотой петушок” (фрагмент)
“Плясовая” А. Лядов
“Веселые дети”
“Пять обезьянок”
“Улитка”
песня без слов. Муз. Ф. Мендельсен.
“Зайкин огород”
4.
Февраль – март
1. Ходьба с ускорением и замедлением темпа.
2. Упражнения с предметами (мячом, перекатывание мяча).
3. Музыкально-ритмичные композиции.
4. Пантомима.
5. Игра со словами.
Те же
Развитие у детей внимания, слушать музыку.
Развитие образного мышления, выразительности движений; формирование навыков кружения на месте на носках, способности к импровизации.
Развитие творческого воображения, пластики движений, эмоциональности; согласование движений с темпом.
Те же
Музыкально-ритмичные задания
“Мячик”,
“Волшебный цветок”
“Пирожки”
“Анко – дранко”
5.
Апрель – май
1. Ходьба под музыку в заданном темпе; смена ходьбы при смене темпа музыки.
2. Музыкально – ритмичные композиции
3. Упражнения на развитие мышц рук и ног (ритмо-речевые упражнения)
4. Танцы в стиле “Мюзикл”
5. Сюжетные танцы.
Развитие чувства музыкального темпа.
Развитие музыкальности, способности к импровизации, мягкости и плавности движений.
Отработка правильного дыхания, различные музыкальные фразы и их выполнение, плавный подъем рук. Развитие чувства ритма, слуха, речи.
Развитие эмоциональности, отработка элементов парного танца
Праздничные вечера, развлечения.
Упражнения с цветами Г. Гладкова
“Кот-царапка” Боромыковой
“Добрая фея”
“Плавный подъем рук”
“Ветер и эхо” сл. Пляцковского
“Трик – трак” (рус. фольклор)
“Смехота”
“Солнечный зайчик” муз. Равоса и Нилссон
Тематический план занятий кружка «Топотушки»
Старшая группа
№
месяц
Виды
деятельности
Задачи
Репертуар
1.
Сентябрь
1. Ходьба (бодрый шаг, спокойный; высокий шаг, шаг на носках, пружинистый)
2. Пальчиковая разминка “Танцы рук”
3. Музыкально-ритмичные композиции
4. Музыкальная игра.
Координация движений, ориентировка в пространстве относительно друг друга.
Развитие мелкой моторики.
Формирование навыков ходьбы, исполнение ритмичных подскоков, развитие чувства ритма, координации движений.
Развитие танцевального творчества, импровизация внимания.
Марш “Вместе весело шагать” В. Шаинский
“Грустная песенка” П. Чайковский
“Домовой”, “Круглый кот”, “Лисичка-сестричка”
Марш “Вместе весело шагать” В. Шаинский
“Запрещенное движение”
2.
Октябрь
1.Упражнения (основные, шаг, бег, подскоки)
2. Музыкально-ритмичные композиции.
3. Музыкальные и пластические этюды.
4. Музыкальная игра
Научиться переключаться с одного ритма в другой.
Развитие музыкальности, умение координировать свои движения с музыкой; развитие чувства ритма, внимания, памяти.
Развитие творческого воображения, фантазии; самостоятельно создавать пластический образ.
Развитие музыкального слуха, выразительных движений, творческого воображения.
Марш “Щелкунчик”
Бег “Счастливое детство”
Марш “Утки”, “Скакалка”
“Цыплята” (азербайджанская народная песня)
“Красная шапочка” муз. А. Рыбникова
“Цветы спят” муз. Григ (Песня Сольвейг)
“Козочки и волк” (программа Буренина)
муз. из к/ф “Звуки музыки”.
3.
Ноябрь
1. Музыкальные движения, упражнения.
2. Образные упражнения под слово (поговорки)
3. Музыкально-ритмичные композиции
4. Сюжетные танцы
5. Музыкальная игра
Развитие общей моторики, координация движений рук и ног.
Развитие творческого воображения; развитие эмоциональности.
Развитие чувства ритма, координации движений, памяти, внимания; развитие способности к импровизации.
Научиться передавать характер музыки, двигаться легко, изящно, менять направление движений под музыкальные фразы.
Научиться согласовывать свои движения с характером музыки.
“Часы”
“Мы петрушки”
“Маляры”, “Кошка”, “Качели”, “Сапожок”
“Кот Леопольд” муз. Б. Савельева
“Три поросенка” Н. Ефремова
“Ни кола, ни двора”
Танец “Осенних листочков” муз. из к/ф “Щербургские зонтики”.
“Игра с султанами”
“Во саду ли в огороде” обр. Н. Римского-Корсокого
русский народный танец “Барыня”
4.
Декабрь
1. Упражнения на построение в шеренгу, колону.
2. Рече-двигательные упражнения
3. Музыкально-ритмичные композиции
4. Танцевальная импровизация
5. Музыкальная игра
Научиться изменять свои движения, согласуя их с формой музыкального произведения; переключаться с одного вида движений на другой.
Движение группой в заданном темпе; сопровождение движений вперед жестами и звуками; координация движений.
Развитие выразительных движений, формирование навыков кружения на подскоках, развитие памяти и внимания.
Развитие танцевального творчества
Согласовывать движения с музыкой
“Шествие кузнечиков”
С. Прокофьев
Экосез № 2
Ф. Шуберт
“Острова”
“Обезьянки”
“Мячик” муз. М. Минкова
“Снежинки” муз. Шопена (ноктюрн)
“Мячики и дети”
“Полька” Глинка
5.
Январь
1. Упражнения на построение и перестроение
2. Музыкально-ритмичные упражнения с перестроением
3. Сюжетно-образные движения, имитация
4. Танец сюжетный.
5. Хороводная игра
Свободно ориентироваться в пространстве; перестраиваться из положения “врассыпную” в круг.
Тренировка направленности слуха, чувства ритма, координации движений рук и ног.
Развитие образности мышления, эмоциональности.
Научиться передавать ритм музыки хлопками, согласовывая свои движения рук и ног.
Развитие сообразительности, согласовывая свои движения с движениями партнеров, пением.
“К нам приходит Новый Год” В. Перчик
“Кто живет в лесу” муз. И. Манукян.
“Хлопушки”
Н. Кизевальтер
“Метелица”
6.
февраль
1. Комплекс гимнастических упражнений
2. Упражнения с предметами (с мячами, с флажками)
3. Музыкально-ритмичные композиции.
4. Игры и хороводы.
Развитие ритмичности, точности движений.
Развитие мелкой моторики, эмоциональности.
Развитие выразительных движений, творческого воображения, способности к импровизации, быстроты реакции, координации движений.
Свободно ориентироваться в пространстве; передавать в связи с музыкой игровые образы; заканчивать движения с окончанием музыки.
Муз. Ф Шуберта
“Марш”, “Вальс”
Экосез №3, №4
Упражнения с мячами
“Как у наших у ворот” (р/н песня)
“Вальс” Глинки
Свиридов “Военный марш”
“Кукляндия” муз. П. Овсянникова
“Мячик” муз. М. Минкова.
“Мы военные” Л. Сидельникова
хоровод “В лесу”
5. Музыкальная игра.
Развитие устойчивости внимания
“Запрещенное движение”
7.
Март
1. Упражнения (основные плясовые с элементами народных плясок).
2. Перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротики, спираль).
3. Пляска – игра.
Парный танец.
4. Танец тройками.
5. Упражнения на расслабление.
Передавать в пластике музыкальный образ.
Развитие умения ориентироваться в пространстве.
Научиться различать две разнохарактерные части песни.
Разучивание. Развитие чувства ритма, координации движений, внимания, памяти.
Расслабление мышц рук и плечевого пояса по контрасту с напряжением.
“Полька” (хорв. н. м.)
“Гопак” (укр. н. м.)
“Русская плясовая” В. Золотарева.
Русские народные песни “У нас в округе”, “Милый мой хоровод”.
“Приглашение”
“Гречаныки” (укр н. п.)
“Кадриль”
Упражнения: “Силачи”, “Пушинки”
8.
Апрель
1. Упражнения основные, элементы плясок.
2. Музыкально-ритмичные упражнения.
3. Имитационные движения.
4. Танец тройками.
5. Расслабление.
Те же
Умение быстро перестраиваться в пространстве, развитие чувства ритма, быстроты реакции.
Развитие эмоциональности, раскрепощение мышц, развитие мелкой моторики.
Закрепление танцевальных композиций.
Полное расслабление мышц тела по контрасту с напряжением.
Те же
“Полька” муз. Арскос (болгар. пляс. мелодия)
“Лошадка”, “Жуки”, “Аист”, “Лягушка”.
“Кадриль”
“Отдых в тени”
“Загораем”
9.
Май
1. Музыкально-ритмичные композиции.
2. Рече-двигательные упражнения.
3. Музыкально-пластические этюды
4. Танцы сидя.
5. Танец игра.
Повторение разученных танцев, композиций.
Сопровождение речевого упражнения жестами и звуками
Развитие фантазии, мышления
Развитие координации движения рук и ног.
Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных качеств, способности к импровизации
“Кукляндия”
“Танец с султанчиками”
“Три поросенка”
“Вот взяла лисичка скрипку”
“Два дружка – два петушка”
“Клоуны”
муз. Конкан
“Дам доде”
“Найди себе пару”
муз М. Спадавеккла
“Добрый жук”
Методическое обеспечение
▪ Примерный репертуар.
Танцевальная композиция «С веерами»,
Шуточный танец,
«Русская полька»,
Плясовая «Украинский танец»,
Танец «Қара жорға»,
Цыганский танец,
«Весёлая кадриль»,
Танец с платочками,
Кадриль «Течёт ручей»,
Восточный танец,
Танец «Камажай»
Танец «Солнечные лучики»
▪ Игры на развитие музыкального слуха и ритма.
На развитие чувства ритма.
На развитие памяти и слуха.
Игры с палочками.
Танцевальные игры.
▪ Казахские народные праздники.
Наурыз.
День республики.
День независимости.
День языков.
Айтыс.
▪ Русские народные праздники.
Пасха.
Рождество.
Новый год.
Масленица.
▪ Дополнительное обеспечение:
- аудиокассеты, диски с записями народной музыки, песен, танцев;
- видеокассеты с записями выступлений танцевального кружка «Топотушки»;
- костюмы для конкурсных выступлений;
- элементы народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, , косынки;
- атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, инсценировок: различные маски, лошадка на палочке, деревянные домбры, гармошки, корзинки, ложки и т.д.
Рекомендации к оцениванию знаний и умений воспитанников
Для диагностики музыкально-ритмических способностей предлагаются следующие параметры:
Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
Сольное исполнение – умение исполнять танец сольно в музыкальном сопровождении или без него.
Исполнение в ансамбле – исполнение одного танца совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.
Ожидаемые результаты:
Умение слушать педагога, быть внимательным при выполнении заданного материала.
Умение исполнять пройденный материал самостоятельно.
Улучшение и развитие показателей основных физических данных: подъем,
выворотность, гибкость вперед, назад, шаг, прыжки др.
Свободный перенос веса с одной ноги на другую, устойчивость и координация в танцевальных движениях.
Координация в пространстве (знание точек музыкального зала, движение по диагоналям, умение держать интервал, перестроение в круг, в 2 круга, из круга в шахматном порядке, в колонны)
Наличие подтянутого корпуса (опущенные и растянутые плечи, втянутый живот, подтянуты икроножные, бедренные и ягодичные мышцы), вытянуты колени и стопы.
Сформированы эстетический вкус, культура поведения.
Используемая литература:
1. И.А. Буренина. Методическое пособие «Танцевальная ритмика». Выпуск 1.Москва,2005г.
2. И. Каплунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева. Методическое пособие (Танцы в детском саду) «Топ-топ, каблучок», выпуск № 1, № 2. Москва, 2006г.
3. И. Цыпина. Программно-методические материалы (коррекционно-развивающее обучение).Москва, изд-во «Дрофа», 2001г.
4. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1 издательство “Музыка”. Москва 1972 год.
5. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Москва 1973 год.
6. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год.
8. Н.В. Зарецкая. Пособие для практических работников ДОУ «Танцы для детей младшего дошкольного возраста»-2 издание. Москва, изд-во «АЙРИС- пресс», 2008г.
9. Т.А. Суворова. Методическое пособие с нотным приложением «Танцевальная ритмика» Выпуск № 3, № 4, № 5. Санкт-Петербург, 2007г.