Развивать музыкальные исполнительские способности.
Развивать творческую активность учащегося (подготовка к концертным выступлениям).
Воспитательная:
Воспитать в ребенке толерантное отношение к музыкальным традициям своего народа и мировой исполнительской культуре посредством игры на домбре.
Воспитать в ребенке усидчивость и трудолюбие
Реализуемые педагогические технологии и методы обучения:
Традиционные:
- информационно-рецептивный метод,
- словесные методы (объяснение, беседа, размышление о музыке),
- наглядные методы (иллюстрации, показ педагога),
- практические методы (упражнения).
Инновационные:
- личностно- ориентированная технология, развивающее обучение (ситуационный подход, создание ситуации успеха, опора на потенциальные возможности ученика),
- педагогика сотрудничества (единство обучения, развития творческих способностей, воспитания),
- метод создания проблемных ситуаций,
- здоровьесберегающая технология (создание комфортных, безопасных условий, смена видов деятельности, сохранение активности учащегося до конца урока).
Оборудование:
- домбра,
- нотный материал,
- пипитр,
- карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивать музыкальные исполнительские способности.
Развивать творческую активность учащегося (подготовка к концертным выступлениям).
Воспитательная:
Воспитать в ребенке толерантное отношение к музыкальным традициям своего народа и мировой исполнительской культуре посредством игры на домбре.
Воспитать в ребенке усидчивость и трудолюбие
Реализуемые педагогические технологии и методы обучения:
Традиционные:
- информационно-рецептивный метод,
- словесные методы (объяснение, беседа, размышление о музыке),
- наглядные методы (иллюстрации, показ педагога),
- практические методы (упражнения).
Инновационные:
- личностно- ориентированная технология, развивающее обучение (ситуационный подход, создание ситуации успеха, опора на потенциальные возможности ученика),
- педагогика сотрудничества (единство обучения, развития творческих способностей, воспитания),
- метод создания проблемных ситуаций,
- здоровьесберегающая технология (создание комфортных, безопасных условий, смена видов деятельности, сохранение активности учащегося до конца урока).
Оборудование:
- домбра,
- нотный материал,
- пипитр,
- карточки.
План урока
I. Побуждение
Психолого - педагогический настрой - 1 мин.
Подготовка игрового аппарата к уроку - 9 мин.
- гамма Соль мажор, арпеджио
- гамма Ре мажор, арпеджио
- гамма Ля минор, 3 вида, арпеджио
- В.Глейхман «Этюд», G-dur
II. Осмысление
Русс.нар.песня "Тау астындағы төбе" - 2 мин.
Латышская нар.песня "Петух" - 3 мин.
Польскаянар.песня "Веселый сапожник" - 3мин.
Каз. нар.песня «Еркемай» - 2 мин.
Разминка – 8мин.
В.Иванников «Паучок» - 6 мин.
Каз. нар.кюй "Кеңес"- 8 мин.
III. Рефлексия
Подведение итогов - 2 мин.
Домашнее задание - 1 мин.
Ход урока:
I.
Приветствие. Оглашение темы урока: «Особенности работы над звукоизвлечением с обучающимся младшего класса».
Урок проводится с обучающимися народного отделения по классу домбры.
Подготовка игрового аппарата :
- гамма Соль мажор, арпеджио.
- гамма Ре мажор, арпеджио.
- гамма Ля минор, арпеджио.
Обратить внимание на постановку обучающейся.
Гамма в одну октаву - достижение хорошего, качественного звука, ровной мелодической линии. Обучающаяся играет гамму приемам:
большим пальцем (Б Π) вниз .
Следует соблюдать грамотное исполнение аппликатуры.
-В.Глейхман"Этюд" C-dur
Объяснить значение понятия "Этюд"( о композиторе).
Обратить внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественном, собранном положении.
II.Русс.нар.песня «Тау астындагытобе»
Исполнение произведения с концертмейстером.
Народная песня - наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные. Чаще всего у народной песни нет определенного автора, или автор неизвестен. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.
"Мы ознакомились с понятием "народная песня".
Латышская народная песня "Петух"
Исполнение произведения с концертмейстером.
Работа над звуками, динамикой, фразировкой.
Уметь слушать концертмейстера.
2. Польская нар.песня "Веселый сапожник"
- работа над качеством звучания.
- работа различными приемами: над четкостью исполнения правой руки, точностью выполнения штрихов (акцентов). Выдерживать длительности нот.
- работа над динамическими оттенками.
Обучающаяся поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
Для осмысления образа используем рисунки обучающейся.
- работа с концертмейстером.
- работаем отдельно над особенно сложными местами исполняемого произведения.
- работа над качеством звучания.
4. Каз. нар. песня "Еркем ай"(Ласточка)
Игра в ансамбле с педагогом.
Слушать сопровождение, выразительность и плавность мелодии.
Уделить внимание к оформлению музыкальной фразы и достижения звукового баланса.
5.Физкультминутка
Помимо казахских народных песен, существуют народныекюи.Сегодня мы работаем над характером исполнения кюя "Каражорга "(Черный иноходец).
Под ритм музыки этого кюя танцуют народный танец "кара жорга".
Конь играл огромную роль в жизни казаха, поэтому танцующий подражал грациозным движениям человека, сидящего в седле.
"Для начала покажи мне элементы народного танца "Кара жорга" под мое исполнение этого кюя"
(Народ.танец "Кара жорга" в исполнении обучающейся)
Обучающаяся танцует под исполнение преподавателем кюя "Кара жорга".
6.Каз. нар.кюй "Кенес"
Беседа с ученицей о народном кюе.
Кюи бывают народными и авторскими. Народныекюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов.
Кюйпризван отражать состояние человеческой души, переживания человека, радость и боль, размышления о смысле жизни, а так же особую группу составляют кюи посвященныеживотным и птицам.
При разучивании кюя обратить внимание на работу над отдельными трудными эпизодами. Играть кюй по цифрам. Работа над звукоизвлечением, интонацией, ритмом, динамикой.
III.Подведение итогов урока, с указанием наиболее удачных моментов и обсуждение проблемных зон на которых необходимо заострить внимание во время занятий дома.