Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя»»
Утверждаю
Директор ИСОШ М. Г. Гасанова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
музыкального воспитания по внеурочной деятельности
«Музыка вокруг тебя»
Составитель программы:
учитель музыки
Магомедова С. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нет человека, который не любит музыку. Сердце каждого ребенка открыто для музыки. Надо только верить, что все дети талантливы.
Очень важно, какую мы предлагаем музыку детям. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего. Пройти этот путь позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства. Музыка должна пробуждать в ребёнке чувство радости, стремления двигаться, улыбаться. Ведь именно те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее.
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
В основу музыкальной деятельности положены следующие принципы: - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; - принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство»; программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачивнеурочной деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Календарно-тематическое планирование работы на первый год обучения
Nп/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Примечание
1
Тема: «Звуки окружающего мира» Вводное занятие. Музыкальная игра «Звуки вокруг нас»
Групповая игра
1
Презентация музыкальной игры
2
«Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения.
Групповая и индивидуальная игра
1
3
«Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения.
Групповая и индивидуальная игра
1
4
«Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения.
Групповая и индивидуальная игра
1
5
«Шуршащие звуки».
Групповая игра
1
6
«Звуки природы»
Групповая и индивидуальная работа на улице
1
7
Тема: «Разбудим голосок».
Распевание.
Групповая игра
1
8
«Вокальная гимнастика»
1
9
Упражнение на развитие дыхания
1
10
Тема: Развитие голоса»
Вокально-хоровая работа
1
11-12
«Волшебные нотки»
2
13
«Музыкальные бусы»
Групповая игра
1
14
Тема: «Музыка вокруг тебя»
Встреча с юными музыкантами Школы искусств
Групповая
1
15
«Я хочу услышать музыку»
1
16
«Музыка осени»
Групповое и индивидуальное занятие
1
17
«Музыка зимы»
Групповое и индивидуальное занятие
1
18
«Музыка весны»
Групповое и индивидуальное занятие
1
19
«Музыка лета»
Групповое и индивидуальное занятие
1
20
Конкурс «Музыка природы»
Музыкальная игра (занятие на улице)
1
21
«Мир музыки»
Групповая игра
1
22
Концерт для родителей
1
23
Тема: «Фольклор»
Работа в парах. Сочинение частушек.
Парная деятельность.
1
24
Знакомство с русскими народными песнями
Хоровая деятельность
1
25-26
Музыкальные игры
Групповая игра
(занятие на улице)
2
27
Тема: «Творчество»
Музыкально-театрализованная импровизация.
Групповая и индивидуальная работа
1
28
«Я маленький композитор».
Работа в парах
1
29
«Детский оркестр». Игра на музыкальных инструментах
Групповая и индивидуальная работа
1
30
Презентация «Музыкальные инструменты»
Просмотр презентации
1
31
Тема: «Радуга талантов»
Репетиция концерта
1
32
Генеральная репетиция концерта
1
33
Отчетный концерт «Радуга талантов»
1
Календарно-тематическое планирование работы на втором году обучения
Nп/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Примечание
1
Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию»
Групповая игра
1
Презентация музыкальной игры
2
Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах.
Групповая и индивидуальная игра
1
3
«Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка.
Групповая игра
1
4
Тема: «Развитие и охрана голоса»
Групповая игра
1
5
«Вокальная гимнастика»
1
6
Упражнение на развитие дыхания.
1
7
Тема: «Звучащий мой голос»
1
8-9
Разучивание детских песен.
Занятие в классе
2
10-11
Работа над музыкальной сказкой «Бременские музыканты»
Групповое и индивидуальное занятие
2
Выбор главных героев
12-13
«Голос нежнейший и тончайший инструмент»
Групповая игра
2
14
Тема: «Музыка и ты». Встреча с музыкантами.
Групповая
1
15-16
Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки»
Групповая игра
2
17-18
«Музыка-здоровье-жизнь»
Групповая деятельность
2
19
«Я хочу услышать музыку»
1
20
«Композитор –исполнитель –слушатель»
Музыкальная игра
1
21
«Мир музыки»
Групповая игра
1
22
Концерт для родителей
1
23
Тема: «Ансамбль»
Игра в ансамбле
1
24
Русские народные песни и инструменты
1
25-26
Ансамбль русских народных инструментов
Групповая игра
2
27
Презентация «Тайны народного оркестра»
Просмотр презентации
1
28
Тема: «Творчество»
«Я маленький композитор».
Игра на музыкальных инструментах
Работа в парах
1
29-30
Музыкальные игры русского народа
Групповая игра (на свежем воздухе, в зале)
2
31
Тема: «Радуга талантов»
Репетиция концерта
Актовый зал.
1
Календарно-тематическое планирование работы на третьем году обучения
Nп/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Примечание
1
Тема: «Звуки, живущие в единстве»
Вводное занятие. Музыкальная игра «Проще простого»
Групповая игра
1
Презентация музыкальной игры
2
«Звукоряд»
Групповая и индивидуальная игра
1
3
«Волшебные нотки»
Групповая игра
1
4-5
«Хоровое сольфеджио»
Групповая и индивидуальная деятельность.
2
6
Тема: «Развитие и охрана голоса»
Групповая игра
1
7
«Вокальная гимнастика».
Вокально-хоровые и дыхательные упражнения
1
8
Упражнение на развитие дыхания.
Парная и индивидуальная деятельность.
1
9
Тема: «Я красиво петь могу»
Вокально-хоровая работа
Сольная и хоровая деятельность
1
10
Разучивание детских песен.
Занятие в классе
1
11-12
Работа над музыкально-театрализованной сказкой
Групповое и индивидуальное занятие
2
Выбор главных героев
13-14
«Мой голос - мой инструмент»
Сольная деятельность
2
15
Тема: «Мир музыки»
Групповая
1
16
Игра «Музыкальное лото»
Групповая игра
1
17-18
«Музыкальный букварь»
Групповое и индивидуальное занятие
2
19
«Я хочу услышать музыку»
1
20
«Я - композитор,
я - исполнитель,
я - слушатель»
Музыкальная игра
1
21
«Мир музыки»
Групповая игра
1
22
Концерт для родителей
1
23
Тема: «Тайны инструментов»
1
24
Инструменты симфонического оркестра
1
25-26
«Три оркестра»
Групповая игра
2
27
Презентация «Тайны симфонического оркестра»
Просмотр презентации
1
28
Тема: «Творчество»
Игра на музыкальных инструментах
Работа в парах
1
29-30
Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?»
Групповая и парная игра
2
31
Тема: «Радуга талантов»
1
Календарно-тематическое планирование работы на четвёртом году обучения