kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народная музыка- основа нравственно-эстетического воспитания будущего учителя музыки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая статья. раскрывающая проблему изучения народной музыки в общеобразовательной школе. Рекомендована для учителей музыки и руководителей кружков внеурочной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народная музыка- основа нравственно-эстетического воспитания будущего учителя музыки.»

Барышева Г.А.,

Трубчевский профессионально-педа-

гогический колледж


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В СОВРЕМЕННОЙ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ НАРОДНОГО КОЛЛЕКТИВА



Взаимодействие-диалог культур как мировая тенденция последних нескольких десятков лет привел к тому, что в народной культуре сложились самостоятельные фольклористические направления, такие как этнофолк, этноджаз, музыка кантри и т.п. Все это позволяет расширять рамки использования народной музыки в современной исполнительской практике, а саму музыку сделать активной художественной силой.

Одно из таких направлений – этнофолк, связан с деятельностью фольклорного коллектива «Трубеж» Трубчевского профессионально-педагогического колледжа. Его участниками являются студенты колледжа, в основном из числа местных жителей. Сложившаяся здесь традиционная песенная культура ярка и самобытна. Желание сохранить традиции, донести их до современного человека, приводит к необходимости естественным образом сочетать теорию и практику. Изучая песенную культуру Трубчевского района Брянской области можно выделить ряд особенностей бытования и своеобразия музыкального жанра. Хочется отметить, что на песенную культуру и местный диалект повлияло то, что Трубчевский район граничит как с Украиной, так и с Белоруссией, в том числе в ней нашли отражение диалектные особенности фонетической системы (яканья, произношение с сильно свистящим звуком ц/, д/, з/, использование повелительного наклонения, употребления вместо слов огурец - гурок, дом – хата и др., безударная «е» в середине слова заменяется на «я», «о», «а», «ы»: дяревня – деревня, молыдца – молодца, табе – тебе; изменение корневой гласной «а» на «о»: садят – содют, дарят – дорют, шипящее гуканье, смягчение окончания слов: спросят – спросють, приедут – приедуть и т.д.) Залогом успеха вокально-хоровой работы, исполнительского процесса в фольклорном коллективе «Трубеж» является постановка голоса. Исполнение песни напряженным звуком наносит неисправимый ущерб как исполнителю, так и слушателю, поэтому за десять лет существования ансамбля «Трубеж» к его участникам предъявляются такие требования как:

- умение работать над формированием гласных звуков;

- умение «огласовывать» согласные;

- умение добиваться чистого интонирования в многоголосии;

- свободное, естественное исполнение песен с движением.

Как известно, для пения в народном жанре характерно формирование «близкого», естественного звучания. Поэтому в ансамбле, работая со студентами, мы используем такой прием: при помощи кончика языка «ложечкой» упирающегося в основание нижних зубов и артикулирующего экономно, упруго и точно, одновременно стремиться к выравниванию гласных, чтобы они звучали легко и в унисон. При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы в звуках присутствовали обертоны грудного и головного резонирования. Важно научить участников петь «на опоре» (а не кричать) ровным красивым звуком и для этого нами используются вокальные упражнения.

Ценность используемого нами песенного материала заключается в том, что, несмотря на наличие архаичных по истокам и структуре напевов, и сегодня эти песни бытуют в селах, причем бытуют полноценно, как подлинно художественное явление. Многие песни не только поются со сцены, а действительно «играются» по праздникам земледельческого календаря. Эти песни привлекают также театральным моментом: они разыгрываются, включая то или иное действо. Именно поэтому, с началом разучивания народных песен, первыми уроками усвоения принципов народного пения, участники нашего ансамбля пробуют себя и в хореографии. На наш взгляд, с первых занятий следует соединять осмысленное пение с элементами народного танца. Начиная с простого шага, постепенно раскрепощая студента, надо добиваться, чтобы при разучивании песни в нем рождалась непринужденность шага, положения рук, свойственные местной традиции. В дальнейшем это способствует гармоничности в синкретизации танца и песни. Следует обратить внимание на выработку правильной красивой осанки, умение легко, бесшумно двигаться, держать спину.

Не все песни, собранные в с.Сагутьево и с. Хотьяновка Трубчевского района, включенные в репертуар нашего коллектива, можно назвать архаичными. Во многих из них живая жизнь, живая связь поколений, излюбленный, проверенный веками способ эмоциональной реакции на окружающую действительность, на родную природу.

Участвуя в фольклорных экспедициях по деревням, слушая и записывая наших бабушек-дедушек, поражаешься тому, как сумели сохраниться эти удивительные песни! Как колоритно они исполняются и как можно запомнить эти все созвучия, подголоски, слова?! Их передавали из поколения в поколение, и, слава Богу, еще живы те, немногие «хранители» исполнения традиционных песен. Многие песни привлекают своим колоритом, игровыми моментами. Например, «Махоня» содержательно образно похожа на Кострому. Песня «Зашло солнце за оконце» очень лирична и требует непосредственного и искреннего исполнения. В репертуаре «Трубежа» есть старинные обрядовые песни. Можно отметить, что во всех песнях календарного цикла земледелец пел славу хлебу, здоровью и это естественно, так как все старинные обряды и песни в прошлом имели аграрный смысл: земледелец верил в то, что обрядовое действо поможет плодородию земли, скота. О плодородии и вечной молодости поется в песнях и обрядах, которые исполняются на грядной недели. Это пора, когда зелень распускает свою листву, украшают молодой зеленью крестьянские избы, молодые девушки и женщины идут в рощи завивать березки – связывать концы веток в кольцо, чтобы сохранить силу их роста и в виде венков передать силу жизни полю и воде, людям. Единением природы и человека, связью реальности и фантасмогоричности проникнуты песни «Сидела русалка на березе», «Не буря березу ломила», «Холодок батюжке рядила», которые исполняются нашими участниками.

Сохраняя первозданное, аутентичное звучание народной песни наш коллектив старается передать индивидуальные и самобытные черты каждой песни. Но, несмотря на особую значимость и красоту народной песни, мы понимаем, что в народный фольклор, исполняемый со сцены, невольно привносятся какие-то детали, штрихи новых исполнителей - студенческой молодежи и, он принимает весьма специфические черты, с соответствующим арсеналом выразительных средств как эстетических, так и технических. Проблема интерпретации фольклора, при безусловном сохранении всех его привлекательных сторон, связана как с интересами слушателя, зрителя, их способностью воспринимать инновационные формы народного искусства, так и самого исполнителя-интерпретатора, носителя определенного художественного кредо. Однако эта уже отдельная тема.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народная музыка- основа нравственно-эстетического воспитания будущего учителя музыки.

Автор: Барышева Галина Анатольевна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 530983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства