Просмотр содержимого документа
«Музыкальный репертуар концертмейстера на уроке классического экзерсиса у станка и на середине.»
Особенности музыкальных фрагментов для классического экзерсиса.
Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление пианистом-концертмейстером уроков классического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, то ритм должен быть простым, а мелодия не сложной и доступной. Затем, в процессе работы, следует усложнить музыкальный материал. В связи с этим усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках, или при соединении различных упражнений в единую комбинацию. Помимо использования нотного материала, возможны и желательны музыкальные импровизации концертмейстера.
Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны обладать следующими свойствами:
1. Квадратность.
На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается. Составляется, например, комбинация из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно движение – 1 такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам. На третьем году обучения классикой это свойство уже не имеет такого значения, как на первом, году, так как дети выучивают упражнения в чистом виде, а создаваемые комбинации становятся более сложными, и в них движения могут изменяться не по квадрату. Здесь берутся более сложные размеры: 3/4, 6/8 и т.д., и используется более быстрый темп.
2. Определенный ритмический рисунок и темп.
Для исполнения таких движений, как Adagio, tendus, Rond de jambe par terre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным, и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения battements tendus – необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).
3. Наличие затактов.
Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battements tendus, battements tendus jetes, battements frappe).
В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениях, так как с него легче начать исполнять движение.
4. Темповые и метрические особенности.
Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes могут исполняться в размере 2/4 в темпах allegro, moderato. А упражнения battements fondues, plie, passé par terre - в размере 2/4 в темпах adagio, lento. Rond de jamb par terre может исполняться в размере 3/4, то есть, одно движение на 1 такт. Таким образом, темп замедляется до adagio (или одно движение - полный круг - на 4 такта). То же самое происходит и с размером 4/4. Темп в этом размере может на различных движениях варьироваться от lento до andanteno.
5. Метро-ритмические особенности.
На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в 2 раза дольше, но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания движений темп ускоряется. На начальном этапе, когда идет разучивание движения, концертмейстер играет в медленном темпе, по мере выучивания темп ускоряется. То же самое происходит с preparation и при внесении в комбинацию поз.
Примерный музыкальный репертуар концертмейстера на уроке классического экзерсиса у станка и на середине.
Рассмотрим конкретно, по каким признакам я провожу отбор музыкальных фрагментов для основных упражнений классического экзерсиса у станка.
Plie – размер 4/4, 3/4; музыка плавная, мягкая, темп - moderato или adagio. Фрагмент должен быть квадратным, наличие четного ритмического рисунка не имеет значения. Желательно наличие затакта. Ритмическое разложение до более длинных длительностей не требуется, так как в размере 4/4 одно движение делается на 1 такт. На это упражнение подбирается музыкальный фрагмент на 4/4 в медленном темпе.
Для данного упражнения хорошо подходит Вальс из балета «Коппелия» Л. Делиба [1]. Эта пьеса написана в размере 3/4, имеет затакт и квадратную структуру. Так как вальс написан в подвижном темпе, то на начальном этапе разучивания упражнения исполнять его надо в медленном темпе, не спеша, плавно.
Battements tendus – размер 2/4; характер музыки - четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Для музыкального фрагмента желательна квадратность. Большое значение имеет ритмический рисунок. Кроме того, имеет значение возможность метроритмического разложения. На начальном этапе движение делается на 2/4 и 4/4 в медленном темпе, затем на 2/4 в быстром темпе. Так же большое значение имеет затакт и его акцентирование для точности исполнения и передачи характера движения.
При выборе произведений для этого упражнения я уделяла внимание наличию и отсутствию затактов, так как на разных этапах обучения battements tendus исполняют как с сильной, так и со слабой доли, из-за такта (не на «раз», а на «и»). Для аккомпанирования упражнению с сильной доли я выбрала Пиццикато из балета «Сильвия» Л. Делиба [2]. Пьеса обладает квадратностью, имеет размер 2/4, штрихи полностью соответствуют манере исполнения движений и отлично передают характер и настроение. Произведение, начинающееся со слабой доли – Вариация четырех солистов из балета «Раймонда» А. Глазунова [3] – имеет пунктирный ритмический рисунок, что помогает учащимся четче ощущать сильную долю и выполнять движения более качественно. Пьеса также написаны в размере 2/4, имеет квадратную структуру и богатую мелодико-гармоническую палитру.
Battements tendus jetes – размер 2/4; темп - allegro, четкий ритмический рисунок (по возможности, синкопированный), ударение на слабую долю. На начальном этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и». Наличие затакта необходимо с начального момента изучения. Возможно метроритмическое разложение до четверти. На начальном этапе темп в размере 2/4 медленный, затем быстрый.
Для изучения учащимися battements tendus jetes со слабой доли я остановила свой выбор на Вариациях «Феи Серебра» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского [4]. Партия левой руки четко организует движения детей, мелодия передает характер и художественный образ, а квадратная структура помогает педагогу-хореографу точно выстроить рисунок упражнения. Эту пьесу также можно использовать и в jetes на сильную долю.
Rond de jambe par terre – размер 2/4, 4/4, 3/4; характер мелодии - плавный, темп - andante. Метроритмическое разложение требуется лишь на начальном этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – не обязательно). Одно движение делается в этом случае на 1 такт, таким образом, замедляется темп. Если подобран фрагмент на 2/4, то темп должен быть медленным, а если размер 3/4 - более быстрым.
Для данного упражнения подходит Андантино из балета «Баядерка» Л. Минкуса [5]. Пьеса имеет размер 2/4, поэтому должна исполняться в медленном темпе, не спеша. Плавность арпеджированного аккомпанемента помогает учащимся правильно исполнять движения. Пьеса имеет квадратную структуру, но по материалу небольшое и исполнять его приходится 4 раза. Поэтому при повторении можно сыграть мелодию в октаву, чтобы скрасить однообразность музыкальной темы.
Battements fondues – размер 2/4 и 4/4; характер мелодии плавный, темпы - adagio, largo и andante. На начальном этапе требуется квадратность, определенный ритмический рисунок не имеет значения, возможен затакт. Метроритмическое разложение требуется на начальном этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – нет); в этом случае одно движение делается на 1 такт, таким образом, замедляется темп.
Экспромт Ф. Шуберта (соч. 142, №3) [6] прекрасно подходит для музыкального сопровождения упражнению fondues. Размер 4/4, квадратность формы, штрих non legato в партии мелодии, аккуратные басы в левой руке, новый материал во второй части произведения – все это помогает педагогу-хореографу правильно выстроить рисунок упражнения, а учащимся – понять характер и манеру исполнения движений.
Battement releve lent et battement developpe – размер 4/4, 3/4; характер музыки - плавный, спокойный, темп аdagio, lento. Так как это движение предшествует аdagio, то для лучшего усвоения следует подбирать квадратные музыкальные фрагменты. Ритмический рисунок не имеет значения. Возможно начало движения с затакта. Метроритмическое разложение музыкального материала не требуются. Темп исполнения медленный.
Для этого упражнения я выбрала Романс Д.Д. Шостаковича из к/ф «Овод» [7]. Эта пьеса не имеет четкой квадратной структуры, но в ней есть определенные части, которые можно исполнять, повторяя их несколько раз (первая половина романса). Партия левой руки имеет арпеджированный рисунок, что помогает плавному исполнению упражнения и правильному распределению движений в такте.
Battements frappes – размер 2/4; темп - allegro, четкий и мелкий ритм. Квадратность имеет значение лишь на начальном этапе. Ритмический рисунок желателен из мелких длительностей, лучше на staccato. Возможно наличие затакта. Разложение ритмически требуется больше на начальном этапе, когда темп медленный, чем тогда, когда движение уже «выработано».
Это упражнение резкого, четкого характера с акцентами в движениях, поэтому я остановила свое внимание на Вариации Зигфрида из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского [8]. Пьеса носит подвижный характер, острый аккомпанемент помогает четкости исполнения движений под музыку, организует резкое сгибание ноги. Мелодия вариаций как бы указывает учащимся на «расстановку точек» в упражнении.
Grant battements jetes – размер 2/4, 3/4; характер музыкального фрагмента - бодрый, энергичный; темп от allegretto до allegro moderato. На начальном этапе необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок играет немаловажную роль. Необходимы акценты на сильную долю. В размере 3/4 необходимо присутствие затакта. Разложение на более крупные длительности возможны на начальном этапе обучения темп варьируется в зависимости от технической «продвинутости» учащихся - от медленного до быстрого.
Так как Grant battements jetes представляет собой большие ритмичные взмахи ноги в воздух, то для данного упражнения Военный марш Ф. Шуберта [9] оказался самой подходящей пьесой. Здесь и четкий, активный ритм, аккордовое изложении, и акценты на сильную долю, помогающие правильно организовать движения, и торжественный праздничный характер мелодии.
Концертмейстеру хореографического коллектива следует помнить и о поклоне. Он выполняется в начале и конце занятий. Это организует и подготавливает учащихся к уроку. Поэтому музыка для поклона должна соответствовать не только характеру движений, но и обладать музыкальной выразительностью. Для поклона необходимо использовать музыкальное предложение в мажорной тональности, имеющее арпеджированный аккомпанемент. Квадратность такого фрагмента обязательна, т.к. поклон выполняется в правую и левую стороны.
Работая в классе хореографии, пианист-концертмейстер не должен забывать, что перед каждым упражнением учащиеся выполняют короткое движение – preparation, т.е. подготовка, приготовление к исполнению последующего упражнения. Для того, чтобы музыкально сориентировать детей, для preparation я использую последние 2-4 такта пьесы. Это помогает показать характер мелодии, ее темп и подготовить учащихся к правильному исполнению движений последующего упражнения.
Также надо помнить, что после каждого упражнения учащиеся должны снять руки со станка или опустить их в позицию, предложенную им педагогом-хореографом. Для этого я использую 2 аккорда в тональности проигранной пьесы: доминанту и тонику.
Я перечислила основные упражнения для классического экзерсиса и. Можно еще упомянуть о некоторых движениях, которые чаще всего исполняются учащимися на уроках хореографии. Это: Releve (Вариация из балета «Лебединое озеро» F-dur П.И. Чайковского), Port De Brasна середине (Вальс А. Грибоедова e-moll), Port De Brasу станка («Па-де-де» из балета «Дон-Кихот» Л. Минкуса), прыжки Saute («Танец Феи-драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского), прыжки на середине (Кода из балета «Дон-Кихот» Л. Минкуса) и др.
Литература.
1. Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. - СПб., 2005.
2. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца. // Вестник АРБ, № 7. – СПб., 1999.
3. Безуглая Г.А. Основы метроритмических взаимосвязей учебных хореографических комбинаций и их музыкального сопровождения. // Вестник АРБ, № 6. – СПб., 1998.
4. Безуглая Г. Фортепианный аккомпанемент уроку классического танца: музыкальное сопровождение прыжков и танцевальных движений на пуантах. // Вестник АРБ, № 11. – СПб., 1999.
6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность// Музыка в школе. – 2001.
7. Ладыгин Л. Методические рекомендации по музыкальному оформлению уроков классического танца. - М., 1980.
8. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические
основы. - Л.: Музыка, 1972.
9. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. /
Сост. И. Климкович, В. Малашева. - М.: Музыка, 1969-1971.
10. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / Сост. Л. Ладыгин, А. Школьников. – М.: «Сов. композитор», 1979.
11. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972.
12. Ревская Н.Е. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. – СПб.: «Композитор», 2004 г.
13. Смирнова М.В. Основные элементы классического танца. – Москва, 1979.
14. Хайкина Т.Я. Задачи концертмейстера-пианиста хореографического класса //Итоги смотра методических работ преподавателей учебных заведений культуры и искусства за 1995-96 учебный год. – Тамбов, 1997.
15. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления