Методическая разработка "Рабочая программа "Мир гитары"
Методическая разработка "Рабочая программа "Мир гитары"
Программа «Мир гитары» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента; разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Рабочая программа "Мир гитары" »
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир гитары» художественной направленности, вид деятельности – гитара разработана на основе государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Музыка”. (Издание третье, дополнительное). М.: Просвещение,2005. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы, авторскую песню. Программа «Мир гитары» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента; разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной.
Новизна программызаключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают, спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её пределами. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Актуальность программы заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи. Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни , создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение песен в молодежную среду.
Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются обучающемуся в процессе занятий и в ходе работы над произведением.
Педагогическая целесообразность программы направлена на учет особенностей обучающихся подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях дополнительного образования, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в сборах ученического самоуправления, акциях, слётах и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре.
Основные направления деятельности
Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях. Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов. Программа построена на следующих принципах:
доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей);
заинтересованности;
наглядности;
индивидуальности;
комплексности, системности и последовательности;
преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала).
Цель программы: Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, привитие любви к игре на гитаре. Задачи:
развивать интерес к музыке;
развивать музыкальный слух, чувства ритма, музыкальной памяти;
обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре;
обогатить знания воспитанников в области бардовских, туристских и авторских песен;
приобщить к концертной деятельности посредством их участия в конкурсах, фестивалях;
формировать навыки игры в ансамбле;
формировать у воспитанников коммуникативную, социальную, этическую и гражданскую компетентности;
Отличительной особенностью программы является не только содействиев обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения обучающихся на сцене и в жизни. В основе построения программы лежит концентрический принцип, который заключается в постепенном изучении, закреплении и совершенствовании приобретенных ранее знаний, навыков и умений, с учетом возрастных особенностей и пола обучающегося. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься игрой на гитаре.
Программа «Мир гитары» предназначена для обучающихся от 10 до18 лет.
В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный.
Программа рассчитана на 3 года обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в группе) и индивидуальная работы. В учебном плане группы по годам обучения предусмотрено 144 часа учебных занятий на год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. На каждом году обучения отводятся часы индивидуальной работы с обучающимися. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: репетиции к подготовке выступлений, концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, творческие встречи с различными детскими коллективами, посещение концертов, театров с последующим обсуждением
К концу 1 года обучения обучающиеся
Знают:
устройство инструмента;
основы правильной посадки и постановки рук;
правила записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;
общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения.
Умеют:
ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
играть осмысленно и выразительно простые произведения;
Владеют:
владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения;
К концу 2 года обучения обучающиеся
Знают:
произведения классиков;
приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте;
основы коллективного музицирования;
Умеют:
свободно разбираться в буквенном обозначении аккордов;
характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку музыке;
оценивать качество своего исполнения в пределах своего общего и музыкального развития;
играть эмоционально, осмысленно и выразительно
Владеют:
техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми на втором этапе обучения;
самопрезентацией в различных ситуациях взаимодействия.
К концу 3 года обучения обучающиеся
Знают:
основы сочинительства;
ряд возможных динамических оттенков;
условные обозначения тональностей и аккордов;
Умеют:
различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа;
самостоятельно подбирать аккомпанемент для песен;
настраивать инструмент;
Владеют:
Навыками игры в ансамбле;
техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте в пределах программы обучения;
В результате изучения программы «Мир гитары» обучающиеся
Знают:
устройство гитары, разновидности гитар;
основные способы звукоизвлечения;
аккорды и их буквенные обозначения;
общие аппликатурные закономерности;.
правила ТБ и правила поведения в кабинете;
Умеют:
настраивать инструмент;
легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;
самостоятельно подбирать мелодию и аккомпанемент на слух;
исполнять произведения;
Владеют:
навыками выступлений на сцене;
навыками игры в ансамбле;
навыками аккомпанемента, как к своему пению, так и в компании сверстников;
навыками участия и организации концертов разного уровня;
способами рефлексии;
Критерии и формы оценки усвоения знаний:
диагностика;
контрольное прослушивание;
самостоятельная работа;
наблюдение.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, и т.д.;
демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов;
Критерии оценки по уровням
Знание теории:
Высокий: дается полный ответ на поставленный вопрос.
Достаточный: знание в основном теоретического материала, допускаются ошибки.
Низкий: ответы на вопросы не даются.
Выполнение практических заданий.
Высокий: правильное выполнение задания полностью;
Достаточный: выполнение задания с незначительными ошибками.
Низкий: задание не выполнено.
Учебно-тематический план первого года обучения
Содержание
Количество часов в год
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
2
-
2
2.
Знакомство с музыкальным инструментом
4
10
14
3.
Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения
4
20
24
4.
Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры
4
10
14
Итого:
38
106
144
Содержание занятий первого года обучения 1. Вводное занятие(2 часа) Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете. 2. Знакомство с музыкальным инструментом(14 часов) Теория: Истории создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части. Расположение нот на грифе. Расположение нот на нотоносце. Табулатура. 3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения(24 часа) Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. Практика: Аппликатурные обозначения аккордов. Постановка аккордов на инструменте. 4. Обучение основам техники игры на гитаре(46 часов) Теория: - функции правой и левой руки, - название струн, - расположение нот на соответствующих ладах, - различие октав, - диапазон инструмента, - изучение условных обозначений. Практика: 1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения. 2. Положение правой руки при исполнении упражнений. 3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: - игра ровным звуком; - простые переборы; - свобода исполнительского аппарата; - постепенное подключение большого пальца; - изучение техники боя. 4. Начальная постановка левой руки: - простые аккорды; - чередование басов и аккордов. 5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.
5. Изучение простых и легких песен(24 часа)
Теория: 1. Развитие умения определять характер музыки. 2. Определение по слуху направления мелодии. 3. Накопление простейших музыкальных впечатлений. 4. Понятие о музыкальных жанрах: - знакомство с буквенным обозначением аккордов; - ритмический рисунок пьесы; - отработка несложных динамических изменений; Практика: 1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. 2. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). 3. Формирование чувства целостности исполняемых песен. 6. Учебно-тренировочные задания(20 часов) Теория: 1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. 2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. 3. Отработка правильного ритма. Практика: 1.Упражнения для правой руки: - правильное положение правой руки на инструменте. - правильная постановка пальцев. 2. Воспроизведение звучания открытых струн. 3. Упражнения на смену пальцев. 4. Овладение основными переборами: - прямой, обратный, сложный; 5. Отработка в упражнениях техники боя: простой и сложный. 7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры(14 часов) Теория:Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений. Примерный репертуарный список : - «Во саду ли в огороде» (2 аккорда); - «Тонкая рябина» (4 аккорда); - «Во поле берёзка стояла » (3 аккорда); - «В траве сидел кузнечик» (4 аккорда); - «Частушки» (6 аккордов); - «В лесу родилась ёлочка» (3 аккорда); - «Клён ты мой опавший» (5 аккордов).
Учебно-тематический план второго года обучения
Содержание
Количество часов в год
теория
практика
Всего
1.
Вводное занятие
2
-
2
2.
Повторение изученного материала
2
6
8
3.
Обучение игре на гитаре
6
24
30
4.
Особенности вокального и инструментального исполнения
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры
2
4
6
7.
Репетиции и концертные выступления
2
6
8
Итого:
28
116
144
Содержание занятий второго года обучения
Вводное занятие(2 часа)
Правила поведения на занятиях и инструктаж по технике безопасности. 2. Повторение изученного материала I этапа(8 часов) Теория: Повторение теоретического материала начального этапа. - основные приемы звукоизвлечения; - буквенное обозначение аккордов; расположение нот на гифе; - расширение и углубление музыкальных знаний. Практика: Закрепление практических умений 1 этапа обучения.
3.Обучение игре на гитаре(30 часов)
Теория: 1. Продолжение работы по воспитанию навыков грамотного и точного прочтения текста. 2. Расширение знаний об основных средствах музыкальной выразительности. 3. Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об известных авторах-исполнителях (бардах) и исполняемых песнях. Практика: 1. Продолжение работы над совершенствованием умений и навыков игры на инструменте, приобретенных на первом этапе обучения. 2. Приобретение навыков аккомпанирования под собственное пение. 3. Дальнейшее развитие способности эмоционально воспринимать музыку. 4. Формирование и развитие слуховых навыков: вслушивание в звуки; различение их выразительного значения; смысловой контроль над звучанием исполняемых песен. 5. Совершенствование техники правильной координации рук. 6.Дальнейшее развитие умения работать самостоятельно.
Особенности вокального и инструментального исполнения(40 часов)
Теория: Понятие об интонации. Основные вокальные навыки. Практика: - соединение вокальной и инструментальной партии; - обучение вокальному мастерству; - исполнение песен под свой аккомпанемент. 5. Учебно-тренировочные задания (50 часов) Теория: 1. Расширение и углубление объема теоретических знаний, полученных на первом этапе обучения: изучение тональностей; 2. Дальнейшее развитие чувства лада и метроритма. 3. Разбор и уяснение свойств мелодии: звуковысотных (лад, мелодия); временных (метр, ритм). 4. Воспитание стремления к самостоятельному мышлению, творчеству. Практика: 1. Дальнейшее овладение основными аккордами при исполнении песен. 2. Развитие подвижности пальцев обеих рук: упражнения на беглость;· переборы, бой, подцепы.· 3. Дальнейшее совершенствование аппликатурной дисциплины. 4. совершенствование аппликатурной дисциплины. 6. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (6 часов) Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений. 7. Репетиции и концертные выступления (8 часов) Теория: Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях. Практика: Сольные и ансамблевые выступления на мероприятиях разного уровня, в том числе и районных. Примерный репертуарный список песен: 1. «Кораблик детства»; 2. «Жизнь»; 3. «Детство» 4. «Фестивальная» О. Митяев 5. «Обычный автобус» 6. «Милая моя» Б. Окуджава 7. «Если собираются старые друзья» О. Филичкин 8. «Акварель» 9. «Колокола»
Учебно-тематический план третьего года обучения
Содержание
Количество часов в год
Теория
практика
всего
1.
Вводное занятие.
2
-
2
2.
Упражнения для развития техники рук
2
18
20
3.
Развитие творческих навыков
8
30
38
4.
Особенности ансамблевого исполнения
6
40
46
5.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
4
6
10
6.
Репетиции и концертные выступления
8
20
28
Итого:
30
114
144
Содержание занятий третьего года обучения
1. Вводное занятие(2 часа) Правила поведения на занятиях и инструктаж по технике безопасности. Беседа об охране здоровья. 2. Упражнения для развития техники рук(20 часов) Теория: Повторение и закрепление ранее полученных знаний и умений в технике легато, баррэ и пальцевой техники. Практика: Упражнения для развития беглости пальцев. Упражнения на развитие легато и баррэ. 3. Развитие творческих навыков(38 часов) Теория: 1. Закрепление теоретического материала всех этапов обучения. 2. Дальнейшее формирование умения самостоятельно производить разбор более сложных музыкальных произведений. 3. Развитие навыков подбора по слуху знакомых песен. 4. Основы сочинительства. Практика: 1. Освоение трудных технических особенностей во время отработки упражнений для дальнейшего их использования в исполнении песен. 2. Подбор мелодии и аккомпанемента на слух. 3. Сочинение своих песен. 4.Особенности ансамблевого исполнения(46 часов) Теория: Разбор музыкальных произведений. Распределение партий между участниками ансамбля. Практика: Исполнение мелодии, аккомпанемента и басовой партии. Развитие умения играть и держать партию в ансамбле. 5. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (10 часов) Теория:Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений. 6. Репетиции и концертные выступления(28 часов) Теория: Развитие ранее полученных навыков сценического поведения на концертных выступлениях. Практика:Сольные и ансамблевые репетиции на сцене и выступления на концертах, конкурсах, фестивалях. Примерный репертуарный список песен: 1. «Костёр» 2. «Непогода» 3. «Замыкая круг» К. Кельми 4. «Пора» 5. «Парапет» В. Ланцберг 6. «Перевал-2» 7. «Я иду по ночному городу» 8. «Я хочу быть с тобой» В. Бутусов 9. «В этот зимний вечер» 10. «Я живу в России» С. Трофимов
Методическое обеспечение программы
Общеразвивающая программа «Мир Гитары» составлена с учётом требований времени и интересами обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Для успешной реализации программы используются современные методы и формы занятий:
Основная форма обучения – учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики.
Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:
Методические комплексы, состоящие из:
информационного материала и конспектов;
технологических и инструкционных карт;
методических разработок и планов - конспектов занятий;
Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.
Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, кроссворды.
Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
Зрительный ряд: видеофильмы, журналы.
Литературный ряд: тексты песен, стихи, высказывания.
Музыкальный ряд: аудио и видео материал, с подбором мелодий, соответствующих темам занятий
Техническое и материальное оснащение.
Оборудование: гитары, компьютер, силовая установка, музыкальная фонотека и т.д.
Занятия должны проходить в специально оборудованном, просторном, хорошо проветриваемом помещении.
Список литературы для педагога
1. Абрамин Г. Солнечный круг [Текст]: музыкальная азбука / Г. Абрамин. – М., 2005. 2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов [Текст]: книга для обучающихся старших классов / С. Газарян. – М., 2009. 3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей [Текст] – М.: Народное образование, 2002. 4. Павленко Б.М. Поем под гитару [Текст] / Б.М. Павленко. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004. 5. Захаров В.В. Лучшие песни под гитару [Текст] / В.В.Захаров. – М.: АСТ, 2007. - 62 с. 5. Лихачев Ю.Г. Экспресс-курс игры на гитаре [Текст] / Ю.Г. Лихачев. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с. 6. Лихачев Ю.Г. Шпаргалка гитариста [Текст]: иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих / Ю.Г. Лихачев. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 64 с.
7. «Музыка в школе» [Текст]: журнал, № 1-6 . -М. 2007. 8. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст] / П. Агафошин. - М.: «Музыка»,2003
9. Виницкий А. Джазовый альбом [Текст]: вып.1,2 / А. Виницкий. - М.: «Престо», 2004
10. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре [Текст] / А. Гитман. - М.: «Музыка», 2005
11. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов [Текст] / А. Гитман. - М.: «Музыка», 2003
12. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст] / М. Каркасси. - М.: «Музыка», 2006
13. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре [Текст] / Н.Кирьянов - М.: «Тоника», 2009
Приложение 1
Авторской, а также самодеятельной, а также туристской называют песню, которая поется под простую акустическую гитару хоpом или сольно. Можно добавлять сюда и другие инструменты, но в отличие от эстрадной, в этой песне главное значение придается словам, смыслу, содержанию, именно поэтому ее так любят туристы, геологи, альпинисты, студенты и представители других опасных профессий. Именно они, не профессионалы в музыке, и сочиняют эти песни и поют о том, что им близко, понятно и дорого, а слова и мелодии в них так просты, что их может петь любой, у кого есть хоть какой-то музыкальный слух. В этой же манере исполняются простые романсы, песни старых лет, многие песни из кинофильмов. Аккорды - это сочетания нескольких звуков сразу. Каждая мелодия имеет свой характер звучания. Он может быть веселым или грустным, иногда - меланхоличным, но одноголосая мелодия плохо передает это звучание. Аккорды помогают украсить мелодию, а в аккомпанементе они также помогают поддержать нужный ритм, заполняют паузы. Обычно в аккорде бывает три или больше звуков. Три звука, это как будто три точки в геометрическом пространстве, они звучат объемно и красиво. Самые простые аккорды - это чистые трезвучия. Они бывают "мажорными", то есть веселыми и торжественными или "минорными", то есть грустными.
«Ансамбль» – это значит «вместе» Задачи ансамблевого исполнения: Развитие гармонического слуха, ритма, памяти, музыкального воображения.· Формирование навыков синхронного исполнения: темпа, метроритма, синхронности, уровня динамики, единого понимания работы со звуком, атаки звука, артикуляции (степень произношения мелодии, штрихов).· Развитие навыка восприятия не только своей партии, но и партии своего партнера.· обеспечить психологическую совместимость ребят в ансамбле (очень важно, чтобы воспитанники дружелюбно относились друг к другу);·В работе с ансамблем необходимо решить следующие важные проблемы: учитывать возрастные и физиологические особенности воспитанников (гарантировать примерную равномерность физического развития и комплекции детей);· обеспечить ансамбль инструментами одного класса и, желательно, одной фирмы.· Наряду с индивидуальным планом, педагог отрабатывает с каждым воспитанником его партию в ансамбле и, на определённом этапе, объединяет участников ансамбля для совместного проигрывания произведения. Сначала преподаватель знакомит исполнителей с намеченным для работы музыкальным произведением (в оригинальном звучании: в записи, если это возможно, или самостоятельно исполняя её). Полезен также и рассказ педагога о содержании, стиле, эпохе возникновения данного музыкального произведения, о композиторе. Эта информация расширяет кругозор обучающихся, вызывает у них интерес, будит творческую фантазию. Единое понимание содержания исполняемого произведения, единая трактовка его всеми участникам – это одно из основных условий успешной ансамблевой игры. Вот почему, исполняя свою партию и определяя её место и функцию в общем звучании, важно уметь воспринимать и другие голоса, ведь только соединив все вместе можно услышать подлинное звучание. Первую репетицию не следует делать долгой, полезно её закончить пораньше, чтобы дети ждали следующего занятия. Нельзя переутомлять исполнителей; работа коллектива должна быть всегда активной, а программа – насыщенной, однако занятие следует прерывать для отдыха, иногда отвлекая внимание коротким рассказом или шуткой. Важно, чтобы в ансамбле сохранялась рабочая атмосфера. Уже в начальной стадии обучения необходимо разъяснить участникам ансамбля, что нет «лёгких», «незначительных» партий, что творческая ответственность лежит на всех исполнителях без исключения. Это чувство способствует развитию взаимопомощи между участниками ансамбля. Коллективные выступления сплачивают ребят, увлекают их одним делом, а концертная программа заинтересовывает их и повышает ответственность каждого за исполнение произведения. Особое значение в развитии участников коллектива как музыкантов играет репертуар. В репертуар ансамбля входит музыка самых разных стилей, жанров, сочинения зарубежных и российских композиторов и авторов - исполнителей. Важно ещё раз подчеркнуть, что игра в ансамбле – это очень важная часть общевоспитательного процесса: она способствует развитию музыкального мышления обучающихся, расширению их художественного кругозора, совершенствованию эстетического вкуса, воспитывает детей в духе товарищества и прививает интерес к коллективному творчеству. Результативная индивидуальная работа в классе влияет на общее звучание ансамбля, нейтрализует естественный отсев учащихся, обеспечивает исполнительскую стабильность коллектива. Преподаватель сам определяет место обучающегося в ансамбле, и не только развивает его навыки игры на инструменте, но и обеспечивает технический разбор партий, прививает навыки чтения с листа, выделяет перспективных исполнителей и солистов. Аппликатура — это способ расположения и порядок чередования пальцев. Распределение (расстановка) пальцев во время игры называется аппликатурой. Аппликатура обозначается в нотах цифрами. Гитара - уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотками, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого. Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях, где поют, в походах и у костра.
Приложение 2
Краткие сведения из истории гитары
Гитара – струнный щипковый инструмент из семейства лютневых. Слово «гитара» - санскритского происхождения (от слова «кутур», что означает «четырехструнный»). История ее возникновения уходит вглубь тысячелетий и ведет свое начало от колыбели человеческой цивилизации – Древнего Востока. В XVI веке в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, известным еще с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй (E, H, G, D, A) и название испанской гитары. Струны на ней были сдвоенными, и только первая оставалась иногда одинарной. Пятиструнная гитара начинает успешно конкурировать с популярными в то время лютней и виуэлой, своими ближайшими родственниками. Появляются учебные пособия и табулатурные сборники (табулатуры – запись музыки, распространенная до начала XVIII века), где печатались старинные испанские танцы: чаконы, пассакалии, сарабанды, фолии, а также испанские песни и романсы. В конце XVIII века гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е), сдвоенные струны заменяются одинарными. С этого времени гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира. В первой половине XIX в. в Европе наступает «золотой век» гитары. Для нее пишут музыку такие замечательные композиторы, как Ф.Шуберт, Г.Берлиоз, К.М.Вебер. Гениальный скрипач Н.Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, и так как многие технические приемы перенес с нее на скрипку. Паганини написал для гитары 140 сольных пьес, две сонаты для гитары и скрипки. В это время выдвигается целый ряд выдающихся исполнителей – виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической музыкальной литературы для нее.
Приложение 3
УСТРОЙСТВО ГИТАРЫ
Приложение 4
Обозначение пальцев правой и левой руки и струн
Мизинец правой руки не участвует в игре на гитаре и не обозначается. Незажатые струны называются открытыми. Постановка правой руки Постановка правой руки является основой построения всех движений пальцев. Рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Кисть является как бы продолжением предплечья. Для её удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Постановка левой руки Плечо должно быть опущено, рука согнута в локте, предплечье, запястье и кисть должны представлять единую линию. Большой палец помещается на шейке грифа между первым и вторым пальцами. При игре на шестой струне кисть выносится вперед. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, запястье становится более плоским, а пальцы больше сгибаются.
Приложение 5
Буквенное обозначение аккордов. C - до мажор, бас 5-4 Dm - ре минор, бас 4-5 D7 - ре минор(септ), бас 4-5 E - ми мажор, бас 6-5 E7 - ми мижор (септ), бас 6-5 Em - ми минор, бас 6-5 F - фа мажор, бас 6-5 G - соль мажор, бас 6-5 G7 - соль мажор(септ), бас 6-5 Am - ля минор, бас 5-4 A7 - ля мажор(септ), бас 5-4 H7 - си мажор(септ), бас 5-4 Hm - си минор, бас 5-4 Необходимые схемы квадратов: Аm – Dm Em - Am G7 – C D7 - G Am – Dm Em - Am E – Am H7 – Em
Приложение 6 Советы начинающему гитаристу Тот, кто готов отдать все свои силы и способности, чтобы работа была плодотворной, должен руководствоваться следующими правилами: Необходимы систематические и правильные занятия. Лучше заниматься один час ежедневно, чем семь часов один раз в неделю. Все технические трудности преодолимы, но успех зависит только от тебя! Следует избегать лишних и бесполезных усилий и движений. Необходимо внимательно следовать указаниям педагога. Надо постоянно вслушиваться в свою игру, чтобы своевременно исправлять ошибки и улучшать исполнение. Необходимо с самого начала заниматься внимательно, так как если будут усвоены неправильные привычки, то исправить их будет трудно или даже невозможно.
Приложение 7 Обязательный репертуар ВСЕ РАССТОЯНЬЯ Am E Все расстоянья когда-нибудь в круг замыкаются. E Am Все из разлук обязательно встречей кончаются. A7 Dm G7 Должны, проплыв вокруг Земли, C Am Вернуться в гавань корабли, 2 раза Dm E Am Все поезда в свои вернуться города. Шумный вокзал, то встречает друзей, то прощается. Мы расстаемся, но снова назад возвращаемся. Чтоб снова встать в орлятский круг, Чтоб снова знать, что рядом друг, 2 раза И песни петь, чтоб больше не было разлук. Все расстоянья когда-нибудь в круг замыкаются, Все из разлук обязательно встречей кончаются. И через год, и через пять Мы с вами встретимся опять 2 раза Ничто не сможет нашей встрече помешать.
ЧЕТЫРЕ СТЕНЫ Am Dm Мне бы сейчас убежать далеко, E Am Чтобы никто не нашел. Am Dm Пусть будет мне не легко - не легко G7 C Пусть будет мне хорошо.
Припев: A7 Dm G7 C - E Я не хочу четыре стены, пол, потолок Am Dm E Am 2 раза Солнце хочу, небо хочу, радуг хочу и дорог. Здесь, как всегда, и тепло и уют Люстра, кровать и сервант. Стены в обоях дышать не дают Юнгой возьми меня Грант. Припев: Палубу драить иль парус чинить, Или обеды варить. Все я смогу, ну возьми меня в путь Так не могу больше жить. Припев:
ЖИЗНЬ Am E Жизнь, это я, это мы с тобой Am Жить и гордиться своей судьбой А7 Dm G7 C Людям и свет, и радость приносить, Am Dm E Am 2 раза Жить надо так, чтоб небо не коптить. Ты не один в этот трудный миг, Рядом герои любимых книг, Мой милый друг гордись своей судьбой, В книге напишут и о нас с тобой. 2 раза Пусть ты не раз попадёшь в беду, Знай, в трудный час я к тебе приду. Слышишь, походная труба зовёт, 2 раза Вот и настал сегодня наш черёд.
ФЕСТИВАЛЬНАЯ Сл. и муз. О.Митяева Am Dm E7 Am Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно, Dm G7 C Струна осколком эха пронзит тугую высь... A7 Dm G7 C Качнется купол неба, большой и звездно-снежный... Dm Am E7 F(Am) 2 раза Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет... Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись! И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! 2 раза И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним... Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! 2 раза
ЗЕМНОЙ ПРОСТОР Em Мы пройдем сквозь земной простор
Am H7 Em По равнинам и перевалам. Em По вершинам огромных гор, Am H7 Em Сквозь земной простор небывалый Припев: C D7 G Ведь недаром встает заря, C D7 G Небосвод от зари весь красный Am H7 Em Только знать бы, что все не зря! Am H7 Em 2 раза Только знать бы, что не напрасно!
Не бывает на свете чудес
Все ты сделай своими руками Города¸ что встают до небес, Никогда не построятся сами. Припев:
Мы пройдем сквозь земной простор
Будет много нас, будем мы вместе. Ну а те, что придут потом,
Пусть подхватят вот эту песню.
КОСТЕР
Я подозвал коня... муз. В. Черницкого сл.: В. Большакова