kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование разработано на основе авторской программы Музыка для Общеобразовательных учреждений  авторов Г.П.Сергеевой,Е.Д.Критской.

Цель программы-формирование музыкальной культуры школьников, как неотъемлемой части культуры учащихся.

задачи-развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса,музыкальной памяти,способности к сопереживанию,образного и социативного мышления и творческого воображения.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс»





Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка 5-7 кл.,/ Г.П. Сергеева, Т.С. Е.Д. Критская, Шмагина Т.С. – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

Примерная программа «Музыка» для основной школы Министерства образования РФ;

Авторская программа «Музыка 5 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. – М. Просвещение, 2010.


Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры учащихся.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством, формирование музыкальной культуры, как неотьемлимой части духовного развития В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия

Задачи: — развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся..

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Основные виды учебной деятельности школьников

слушание музыки

пение,

инструментальное музицирование,музыкально-пластическое движение и драматизация музыкальных произведений

музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий

Методы обучения.

Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа)

Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация).

Практические методы обучения (упражнения).

Индуктивные и дедуктивные методы обучения (от частного к общему, от общего к частному).

Проблемно- поисковые методы обучения.

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

(методы формирования познавательного интереса, познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации успеха в учении).

Методы контроля и самоконтроля в обучении. (устного контроля, письменного контроля, самоконтроль).


Общая характеристика предмета музыки 5 класс

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.


Описание места учебного предмета

5 класс

35 часа в год

1час в неделю


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Систематизация и углубление полученных знаний

Расширение опыта музыкально-творческой деятельности

Знакомство с жанровым и стилевым многообразием творчества композиторов

Разнообразие видов музыкально-творческой деятельности

Обогащение сферы художественных интересов учащихся

Активное развитие музыкального самообразования

Формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям


Требования к результатам обучения учащихся 5 класса

Знать/понимать:

специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

Уметь:

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейшихшумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения музыки в 5 классе являются: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров; принятие мультикультурной картины современного мира; становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умение познавать мир через музыкальные формы и образы; творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование духовно-нравственных оснований; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Метапредметными результатами изучения музыки являются: регулятивные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством; способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; способность занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения; умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ; коммуникативные УУД: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке; умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах; умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. познавательные УУД: способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; умение самостоятельно получать знания; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение находить главные идеи в текстовом материале; преобразование музыкального образа в пространственно-графический; потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др., взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. Предметными результатами изучения музыки являются: представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества; наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл художественного образа музыкального произведения; различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; различать основные жанры народной и профессиональной музыки; описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию; представлять систему общечеловеческих ценностей; осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства; воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п. Планируемые результаты изучения учебного предмета. 5 класс Обучающийся научится: находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, в подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков; определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров. извлекать информацию из различных источников, уметь вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным словарям, справочникам, Интернету). Обучающийся получит возможность научиться: проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания); задавать возможные решения проектных задач через систему и набор знаний с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Основные виды учебной деятельности школьников


На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся – слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений – добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально-образное пространство сети Интернет, познакомиться с современными технологиями в музыкальном искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге – полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека.

Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосном и двухголосном исполнении произведений отечественных  и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведений. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).

Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных элементарных музыкальных инструментах. Участие в ансамблевом исполнении народной музыки, классических и современных музыкальных произведений разных форм и жанров. Инструментальная импровизация и сочинение в процессе индивидуальной творческой деятельности.

Музыкально-пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально-творческой деятельности. Воспроизведение художественного замысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и современных музыкальных произведений.

Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Музыкально-образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.

В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.



Содержание программы предмета Музыка» 5 класс

тема года: “Музыка и другие виды искусства”

Тема I полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)

Урок 1. Что роднит музыку с литературой

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная музыка Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. н.р.к « Песни русские в березах».

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические пес»ни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игро-вые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. « Особенности музыкальной формы: романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Что за прелесть эти сказки «Шехерезада»

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая жизнь песни Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 9. Всю жизнь мою несу родину в душе

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 10. Писатели и поэты о музыке и музыкантахРомантизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Урок 11. Гармонии задуманный поэт. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. «Ты Моцарт» Писатели и поэты о музыке и музыкантах Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.



Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (19 часов)

Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках.)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 19. Звать через прошлое к настоящему.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 20. «За отчий дом за край родной»

Урок 21-22. Музыкальная живопись и живописная музыка . Дыхание русских песен

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусствеНародные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 25. Волшебная палочка дирижера.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусствеОсобенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 27. Застывшая музыкаОтечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 28 . Музыка на мольберте.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante

Урок 29. Импрессионизм в музыке и живописи.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 30. О подвигах, о доблести и славе... )

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.



Урок 31. В каждой мимолетности вижу я мирыБогатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Урок 31.Музыкальная живопись Мусоргского

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия



Урок 33- 34. Мир композитора. С веком наравне.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.



Урок 35. Заключительный урок – обобщение

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства

Основные разделы


1 «Музыка и литература» 16 часов


2 « Музыка и изобразительное искусство» 19 часов




«Учебно-тематический план



№ урока

Тема

Коли­чество часов






Тема I полугодия: Музыка и литература


1

Что роднит музыку с литературой?

1


2

Вокальная музыка

1


3

«Песня русская в березах, песня русская в хлебах.

1


4

« Особенности музыкальной формы: романс.


1


5

Фольклор в музыке русских композиторов

1


6

«Программная музыка.


«Что за прелесть эти сказки…»»

1


7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1


8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

1

9

«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»

1

10

«Писатели и поэты о музыке и музыкантах»


1

11

. «Гармонии задумчивый поэт». «

1

12

«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»


13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1


Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»


17

Что роднит музыку с ИЗО?»


1


18

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...»

1

19

Звать через прошлое к настоящему.

1

20

«За отчий дом, за русский край…»


1

21

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

22

«Фореллн-квинтет. Дыхание русской песенности.»


1

23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

25

Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»

1

26

Образы борьбы и победы в искусстве

1

27

Застывшая музыка . Полифония в музыке и живописи

1

28

Музыка на мольберте

»

1

29

Импрессионизм в музыке и живописи

1

30

«О доблестях, о подвигах, о славе...»

1

31

«В каждой мимолётности вижу я миры...»

1

32

«Музыкальная живопись Мусоргского»


1

33

Мир композитора.

1

34

С веком наравне

1

35

Урок концерт (обобщающий урок)

1

Итого


35









Календарно-тематическое планирование по музыке ( в соответствии ФГОС)

5 класс 35-часов 1 час в неделю


Кол-во часов и дата проведения

Тема

и

содержание урока


Цель урока

Планируемые результаты.

Понятия.

Предметные

результаты.

УУД

Личностные

результаты.


Форма организацпознават. Деятельн.


Форма контроля



ИКТ














1


















2
























3

























4
























5




















6



















7





















8























9




















10





















11


















12





















13





















14























15




















16




































































































































































































































































































































































«Что роднит музыку с литературой?»



Прослушивание:

М.Глинка «Жаворонок»

П.Чайковский

«Симфония № 4»

Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты.








«Вокальная музыка»



Прослушивание:

С.Рахманинов «Вокализ»

«Концерт № 3»

В.Гаврилин «Вечерняя музыка»















«Вся Россия просится в песню» «Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Звучащие картины.»



Прослушивание:

А.Лядов «Колыбельная»

Г.Свиридов «Коляда»

М.Мусоргский

«Песня Марфы»









« Особенности музыкальной формы: романс.

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»»



Прослушивание:

А.Варламов «Горные вершины»

А.Рубинштейн «Горные вершины»











«Фольклор в музыке русских композиторов»



Прослушивание:

А.Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора»











«Программная музыка.

«Что за прелесть эти сказки…»»



Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков

Симф. сюита «Шехерезада»









«Жанры инструментальной и вокальной музыки.


Прослушивание:

С.Рахманинов «Вокализ»

Г.Свиридов «Романс»

Ф. Шуберт «Баркарола»

Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

М.Глинка «Венецианская ночь»



«Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества»


Прослушивание:

П.Чайковский «Камаринская»,

«В церкви»,

«Концерт № 1»,

Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»,

«Проводы масленицы»

С.Рахманинов «Сюита для двух ф-но»

Э.Григ «Пер Гюнт»-фрагменты.



«Восприятие природы поэтами и композиторами.

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

Прослушивание:

В.Гаврилин «Вечерняя музыка»

В.Шукшин «Молитва»,

«Весело на душе»,

Г.Свиридов «Снег идет»

М.Глинка «хор «Славься!»






«Писатели и поэты о музыке и музыкантах»



Прослушивание:

Г.Свиридов «Романс», «Осень», «Пастораль»

«Снег идет», «Коляда»

П.Чайковский «Богородице Дево, радуйся»








«Гармонии задумчивый поэт…»



Прослушивание:

Ф.Шопен «Вальс», «Мазурка»,

«Прелюдия»

«Этюд»

«Полонез»








«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»



Прослушивание:

В.А.Моцарт «Рондо»

«Реквием»,

«День гнева».

Увертюра к оп. «Свадьба Фигаро»,

«Симфония № 40»









«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

)



Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков фрагменты из оп. «Садко»










«Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»



Прослушивание:

П.Чайковский балет «Щелкунчик» -фрагм.

Балет «Спящая красавица»-фрагм.












«Музыка в театре, в кино, на телевидении»


Прослушивание:

Фрагм. Муз. спект. кинофильмов,

ТВ-передач.













«Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»




Прослушивание:

Э.Уэббер мюзикл «Кошки







Выявить многосторонние связи музыки и литературы.













Воспитание любви и уважения к Родине на основе произведений музыкального и художественного искусства.



















Расширять знакомство с различными жанрами

РПН.




















Дать представление, как композитор передает лирическое настроение стихотворения и музыкально изобразил поэтическую мысль.








Познакомить с симфонической миниатюрой.

















Познакомить с симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шехерезада»













Углубить представление о вокальной музыке
















Углубить представления о музыке основанной на использовании народной песни.
















Познакомить с музыкальной формой -симфония-действо.

( «Перезвоны»)












Познакомить с творчеством Г.В.Свиридова.

















Познакомить с творчеством польского композитора Ф.Шопена.














Познакомить с творчеством австрийского композитора В.А.Моцарта.















На основе музыки Н.Римского-Корсакова познакомить с особенностями оперного жанра.












На основе музыки П.Чайковского познакомить с особенностями балета.














Дать представление о музыке звучащей в театре, кино и на телевидении.

















Познакомить с жанром в музыке -мюзикл, на основе произведения Э.Уэббера «Кошки»







Поэзия, проза, сказка, повесть, роман, песня, романс, опера, балет, кантата, интонация, симфония, сюита, концерт.












Жанр, музыкальная речь, художественность образа, музыкальность

























Жанры РНП: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные; песня-плач, песня-причитание,

Фольклор.

















Романс, дуэт, музыкальная форма, мелодика, ритм, ладовая окраска, интонация, аккомпанемент.














Народное сказание, симфоническая миниатюра, сюжет, приемы музыкального развития: контраст, повтор, вариационность, пиццикато, форшлаг, пикколо, регистр.













Программная музыка, симфоническая сюита, музыкальный колорит.















Вокализ, песня без слов, баркарола, романс.


















Интерпретация, обработка, трактовка, аранжировка, переложение.

















Программная симфония, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта, Средства музыкальной выразительности в сравнении с ИЗО: мелодия-рисунок, лад-окраска,

Тембр-колорит,

Форма-композиция,

Линия-ритм.










Кантата, хор, оркестр, тембр.





















Лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, вальс, этюд, мазурка,















Серенада для струнного оркестра, реквием, рондо, увертюра,

Симфония, контраст интонаций.
















Опера, либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, сцены из оперы, декорация, действо, хореография, бельканто, песня,

Инструментальные темы.











Балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, па-де-де, вариация, кордебалет, классический танец, характерный танец, хореограф.













Литературный сценарий, музыкальный фильм.



















Мюзикл, сцена, танец, жесты, речь, костюм, декорации, пение-шепот, восклицание, вскрики.








Четко представлять тесную связь музыки и литературы.














Понимать, как произведения музыкального и изобразительного искусства

помогают бережно относиться к природе и к Родине.





















Различать жанры РНП и выявлять их характер.
























Уметь различать с помощью каких музыкальных средств, композитор достигает муз. выразительности.













Уметь определять, как с помощью музыкальных средств выразительности создается музыкальный образ.

















Различать симф. сюиту от других жанров музыки.

















Уметь отличать песню без слов от романса, вокализ от баркаролы.

















Уметь различать основу каждой интерпретации.





















Уметь определять связь между художественным образом в музыке и народными традициями.















Понимать, что произведения Свиридова наполнены ярким национальным колоритом.

















Определять разно характерность музыки Шопена.
















Уметь отличать музыкальные сочинения Моцарта.



















Понимать основные особенности оперы.

















Понимать основные особенности балета.






















Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ.



















Определять разные характеры главных мелодик мюзикла.


Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.

П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.

К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии.


Р: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.

П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.

К: самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой.







Р: самостоятельно выявлять единство слов и мелодики в РНП.

П: четко понимать, что песня -хранительница истории, народных традиций и обрядов.

К: разучивание РНП.










Р: самостоятельно различать дуэт от одноголосного исполнения.

П: знать, для чего используется прием повторения слов в песне и романсе.

К:понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы.









Р: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ.

П: знать на основе каких муз. средств выразительности

(контраст , повтор, вариационность) создан образ.

К: отличать симфоническую миниатюру от других образов.





Р самостоятельно узнавать музыкальные образы героев сюиты.

П: определять, при помощи каких инструментов создается тот или иной образ героев сюиты.

К: сочинить сказку в восточном стиле.









Р: самостоятельно определять выразительные средства в музыке.

П: иметь четкое представление о том, что все муз. произведения звучат, как выразительная речь человека.

К: исполнение романса.



Р: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке.

П: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора.

К: на основе РНП придумать собственную интерпретацию.
















Р: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.

П: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.

К: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.








Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о смысле жизни, красоте, природы.










Р: самостоятельно определять смысл музыкального произведения.

П: различать музыкальные произведения по средствам музыкальной выразительности.

К: творческое задание.










Р: самостоятельно определять характер музыки Моцарта

П: отвечать на вопросы учителя.

К: читать самостоятельно сказку Г.Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта»










Р: самостоятельно определять инструментальные темы из опер

П: знать муз. термины.

К: выполнение творческого задания.










Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев из балета

П: знать музыкальные термины.

К: творческое задание.
















Р: самостоятельно определять формы музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д.











Р: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.

П: знать главные отличия мюзикла от оперы.

К: творческое задание.



















































Развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни.













Развивать любовь и уважение к Родине, через музыкальные и художественные произведения.























Гордиться и хранить нравственно-эстетическое наследие русского народа


















Уметь гордиться РНП; пропагандировать её сверстникам.














Уметь тонко воспринимать муз. произведения на основе русских народных сказаний.















Четко понимать, что программная музыка основана на интерпретации

Литературных произведений.












Расширять свой музыкальный кругозор.




















Развивать навыки определения основной мелодии в современных интерпретациях.















Ценить народно-песенное искусство, его истоки и традиции.















Расширять свой музыкальный кругозор.



















Уважать творчество зарубежных композиторов.
















Уважать творчество зарубежных композиторов.



















Расширять свой музыкальный кругозор.


















Расширять музыкальный кругозор.




















Посещать театры и кино.





















Расширять музыкальный кругозор.

Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни

































Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни













Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни

























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни





























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни






























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни

























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни







































Устный опрос















































Устный опрос























Устный опрос



































Устный опрос









































Устный опрос





















































Устный опрос





























Устный опрос
























Устный опрос

















Устный опрос


















Устный опрос























Устный опрос
















































СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ





























СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ












СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ






















СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ























СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ




























СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ





























СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ





















СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ











СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ















17





















18






















19





















20















21

























22


















23























24



















25





















26




















27






















28





















29













30














31














32















33














34











35

































































































































































































































































































































«Что роднит музыку с ИЗО?»

)



Прослушивание:

М.Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты.













«Небесное и земное в звуках и красках»


Прослушивание:

Музыка М.Мусоргского, С.Рахманинова,

П.Чайковского,

Г.Свиридова,

Дж.Каччини

Ф.Шуберта











«Звать через прошлое к настоящему…»



Прослушивание:

А.Бородин «Богатырская симфония»

С.Прокофьев фрагм. Кантаты «Александр Невский»









«За отчий дом, за русский край…»


Прослушивание:

С.Прокофьев кантата «Александр Невский»-фрагменты








«Музыкальная живопись и живописная музыка»



Прослушивание:

С.Рахманинов «Островок»

«Весенние воды»
















«Фореллн-квинтет. Дыхание русской песенности.»


Прослушивание:

Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет»

С.Рахманинов «Прелюдия»








«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»



Прослушивание:

Музыка С.Рахманинова и В.Кикты.














«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»



Прослушивание:

И.Бах «Чакона»

П.Чайковский «Мелодия»

А.Шнитке «Кончерто гроссо»

Н.Паганини

«Каприс № 24»

С.Рахманинов «Рапсодия»




«Волшебная палочка дирижера»



Прослушивание:

Л.Бетховен

«Симфония № 3»

( «Героическая») -2 часть












«Образы борьбы и победы в искусстве»


Прослушивание:

Л.Бетховен

«Симфония № 5»

(« Стук судьбы в дверь»)

Симфония № 3











«Застывшая музыка. Полифония в музыке и в живописи»



Прослушивание:

Греческий распев 17 века,

Музыка И.Баха, П.Чайковского.











«Музыка на мольберте.

Композитор-художник»


Прослушивание:

И. Бах. «Ария альта»

М.Чюрлёнис «Море»












«Импрессионизм в музыке и живописи»



Прослушивание:

Музыка К.Дебюсси.







«О подвигах, о доблести, о славе!»



Прослушивание:

Д.Кабалевский «Реквием»








«В каждой мимолетности я вижу миры…».


Прослушивание:

С.Прокофьев «Мимолетности»








«Музыкальная живопись Мусоргского»


Прослушивание:

М.Мусоргский «Картинки с выставки»

Фрагм. Оп. «Хованщина»





«Мир композитора»


Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.








«С веком наравне!»


Практическое занятие.







«Урок-концерт»




Прослушивание:

Музыка по выбору.










Выявление многосторонних связей между музыкой и ИЗО.















Раскрыть отношение композитора и художника к родной природе, к народным образам духовной культуры.














Познакомить с героико-эпической кантатой .















Познакомить с исторической личностью А.Невского.















Развивать музыкальное и образно –ассоциативное мышление.


















Дать представление о сопоставлении зримых образов муз. сочинений русских и заруб. композиторов.









Расширение представлений о народных истоках музыки.



















Расширить представление триединства – «композитор-исполнитель-слушатель».










Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки.















Познакомить с «Симфонией №5» и № 3 Л.Бетховена


















Углубить понятие гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыке, ИЗО.














Расширить представление о взаимосвязи музыки ИЗО и литературы.














Раскрыть особенности импрессионизма, как художественного стиля.





Углубить тему защиты Родины и познакомить с жанром – реквием.










Дать представление об образном мире музыки Прокофьева.










Дать представление о зримых образах музыки Мусоргского.








Закрепить полученные знания и навыки .










Обобщить музыкальные и художественные впечатления.









Выявление музыкальных пристрастий.






Живописная музыка, музыкальная живопись,

жанры ИЗО:

портрет, пейзаж, орнамент, рисунок, колорит, композиция, мелодичная линия, звуковысотный и ритмический рисунок, звуковая палитра, сюита.












Лейтмотив-главная мысль, цель;

Жанр пейзажа, песенность, знаменный распев,

Песнопение, унисон, а капелла,

Солист, хор, орган.
















Песенность, кантата, многочастность, триптих.
















Кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор, тенор, бас, сопрано, альт, выразительность, изобразительность, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано, баллада, сказ.









Мелодия, рисунок, романс, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок, песня.


















Квинтет, прелюдия, выразительность и изобразительность,

песня, вариации, вокальная миниатюра.














Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр, концертная симфония.



















Скрипка-соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет

( живопись, скульптура, музыка)












Симфония, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра,

дирижер
















Эскиз, этюд, набросок, зарисовка, симфония.




















Органная музыка, хор, а капелла, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, месса, хорал, кантата.















Симфоническая поэма, композиция, форма музыкальной живописи, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, аллегро, анданте, живописная соната.











Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы.







Реквием, речитатив, соло, баритон, сопрано,

Гравюра ( цветовая гамма черно-белая)











Фортепианная миниатюра, язык искусства.










Жанры: музыкальный пейзаж, бытовая картинка, сказочный портрет.

Приемы развития музыки, интерпретация, интермедия.






Кантата, симфония, реквием, опера, сюита, соната, жанр, прелюдия, изобразительность, выразительность,

Соло, баритон, тенор.







Музыкальный портрет,

муз. картина,

муз, пейзаж,

икона, храм, фреска, орнамент.







Концерт, солист, ансамбль, хор, слушатель, исполнитель.









Понимать, что музыка –это синтез искусств: литературы, ИЗО,

народного творчества, фольклора, эпоса и РНП

















Сопоставление языка музыки и ИЗО, выделяя средства их выразительности.















Уметь различать муз. способы раскрытия темы защиты Родины.















Знать и ценить героические образы в музыке.

















Различать изменение настроений муз. образов.




















Представлять муз. язык картин и изобразительность музыки.
















Уметь определять воплощение в музыке главных праздников русской православной церкви.



















Уметь сравнивать образный строй произведений искусства -концерта и живописного полотна.












понимать значение дирижера в оркестре.


















Отличать муз. интонации произведения и главные темы.




















Четко знать о связи искусств.

Вершина творчества Баха -органная музыка.

















Знать средства музыкальной выразительности.

Живописность симфонической поэмы и поэтичность живописной картины.












Знать, каким образом достигается колорит в музыке и живописи.








Знать принцип контраста в развитии музыки.















Анализировать муз .произведение методом сравнения.












Знать приемы развития музыки, которые использует композитор.









Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах.







Знать музыку великих композиторов и понимать её значимость.








Выявление музыкально-творческих способностей.


Р: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

П: выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности.

К: оценивать разнообразные явления муз. культуры.





Р: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.

П: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.

К:иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.




Р: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата.

П: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин.

К: осмысливать связь исторических событий с муз. образами.





Р: самостоятельно определять, какую роль играет контраст в муз. образе; и какую роль рондообразность.

П: знать муз. термины .

К: читать книги о Ледовом побоище и подвиге А.Невского.






Р: самостоятельно

определять ритмический рисунок и мелодическую линию.

П: знать отличие выразительности и

изобразительности в музыке.

К: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях.










Р: самостоятельно представлять муз. образы каждого персонажа.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.















Р: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений.

П: знать муз. термины.

К:закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства.





Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: выполнение творческого задания.














Р: самостоятельно

продирижировать главную мелодическую линию симфонии.

П: знать музыкальные термина.

К:знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.




Р: самостоятельно отличать звучание муз инструментов.

П: различат краски –тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы.

К: выдуматься, что роднит муз. произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело.






Р: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.

П: знать музыкальные термины.

К:ценить муз. шедевры музыкального искусства.







Р: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО

П: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море»

К: видеть зрительность муз. зарисовок и слышать музыку живописных картин.







Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.

П: знать характеризующие термины импрессионизма.

К: выполнение творческого задания.



Р: самостоятельно анализировать композиции гравюр.

П: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.

К: выполнение творческого задания.




Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.




Р: самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского.

П: знать приемы развития музыки.

К: уметь находить в других музыкальных произведениях картинки-образы.



Р: самостоятельно

узнавать муз. шедевры.

П: Отвечать на вопросы учителя.

К: четко знать о связи музыки и ИЗО.



Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: стремиться понять образы различных искусств.





Р: самостоятельно определять жанр музыки

П: ориентироваться в терминах.

К: повышать культурный уровень.








Расширять культурно-информационное представление о музыке.























Гордиться древнерусским и зарубежным искусством.














Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.














Осмысливать связь прошлого и настоящего.

















Развивать художественный вкус.





















Развивать образное мышление.

















Уважать традиции древней Руси





















Расширять музыкальный кругозор.
















Обращать внимание на язык жестов дирижера.

















Размышлять о грандиозном внутреннем мире Бетховена.



















Любить великое прошлое родной земли.


















Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО















Знать истоки зарождения джаза.










Быть достойным памяти павших.















Развивать образное мышление.













Расширять музыкальный кругозор.











Гордиться талантливыми композиторами.










Ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии.







Расширять музыкальный кругозор.






Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни











Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни




























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни






















Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни

























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни

























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни



























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни

























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни




























Слушание музыки,

наблюдение за музыкой,

размышление,

ответы на вопросы,

исполнение

песни





Устный опрос


























Устный опрос

















Устный опрос




















Устный опрос














Устный опрос


























Устный опрос


















Устный опрос



















Устный опрос

















Устный опрос



























Устный опрос















Устный опрос




















Устный опрос



















Устный опрос



















Устный опрос















Устный опрос






























Устный опрос












СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ









СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ


























СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ
























СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ























СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ

























СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ

























СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ
































СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ




















СД,

КОМПЬЮТЕР,

ИЛЛЮСТРАЦИИ,

УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ












Список литературы для педагога и обучающихся

Методические пособия для учителя

Программа «Музыка 5- 7классы. », М., Просвещение, 2010г.

Методическое пособие для учителя «Музыка 5 класс», М., Просвещение, 2009г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5класс», М., Просвещение, 2005г

Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.

учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000

Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г

«Музыка в 5 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина М.,Просвещение,1988г.


Литература для учащихся

учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г.

Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.


Средства обучения

Фортепиано, ,

набор шумовых инструментов,

таблицы «Музыкальные инструменты», «Состав оркестра» «Основные жанры вокальной и инструментальной музыки

портреты композиторов,

компьютер

экран для просмотра видеофильмов.



Методические пособия для учителя

Программа «Музыка 5- 7классы.», М., Просвещение, 2010г.

Методическое пособие для учителя «Музыка 5 класс», М., Просвещение, 2009г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5класс», М., Просвещение, 2005г

Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.

учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г. Учебники: Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000

Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г

«Музыка в 5 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина М.,Просвещение,1988г.



Литература для учащихся

Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. -М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.

Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г

Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.


Интернет-ресурсы

Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа : http://ru.wikipedia/org.wik

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Классическая музыка-Режим доступа : http://classic.сhubrik.ru

Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/



MULTIMEDIA – поддержка предмета



1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

2. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

8.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

9.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

10.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
методическая разработка Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс

Автор: Куландина Наталия Александровна

Дата: 17.02.2016

Номер свидетельства: 294868

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства