kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы развивающего обучения в классе фортепиано ДШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальной задачей современного музыкального образования является применение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся. Работа посвящена развитию методов комплексного развивающего  обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы развивающего обучения в классе фортепиано ДШИ»

МАУ ОО ДО

«Детская школа искусств №3» им.М.И.Глинки

г.Ижевска















МЕТОДЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДШИ

Доклад

Преподавателя фортепиано

Зверчуковой И.М.

























г.Ижевск 2021г.



Тема организации развивающего обучения в классе фортепиано ДШИ остается актуальной уже в течение многих десятилетий. Особенно остро эта проблема проявилась в последние 20-30 лет. В этот период музыкальная педагогика пришла к выводу, что сложившиеся в середине 20 века традиционные, направленные в основном на исполнительское обучение методы занятий в классе фортепиано, не могут быть использованы для всех детей, пришедших в музыкальную школу. Проблемой современного музыкального образования является то, что сегодня в класс фортепиано приходят дети, не имеющие к моменту поступления в школу ни необходимого уровня развития музыкальных способностей, ни умения учиться. Задачи общего музыкального воспитания поставили перед преподавателями необходимость изменения методов музыкального обучения. Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка, превращение обучения в увлечение, обеспечение активного участия учащегося в учебной деятельности, повышение личного интереса к музыкальным занятиям, развитие самостоятельности и творческой инициативы ребенка. Традиционное обучение игре на инструменте, к сожалению, не создает полноценных условий для решения этих задач. Чтобы достичь значимых результатов и развить разностороннего и творческого музыканта, в своей работе преподаватели используют различные методы развивающего обучения, которые оказывают значительное влияние на развитие музыкального и обще-интеллектуального уровня ученика. 

Методы развивающего обучения можно разделить  на три группы:

1. активизация логического мышления;

2. практическое освоение музыкальной информации;

3. развитие творческих способностей.

1. Методы активизации логического мышления основаны на использовании различных аналитических приемов - наводящих вопросов, сравнений и обобщений. Преподаватель помогает формировать ученику понятия и умозаключения, учит  выражать свои мысли в словах.

Метод наводящих вопросов настраивает ученика на размышление, необходимое для ответа. Лучше всего ставить вопросы в «совещательной» форме: «Не кажется ли тебе…?» «Как ты думаешь...?» и так далее. Метод наводящих вопросов может быть хорошим вспомогательным средством для развития навыков слухового анализа музыки, умения слышать и одновременно думать.

На примере пьес Кабалевский «Ёжик» и Филипп «Колыбельная» можно привести несколько вопросов, которые сам ученик должен задать себе при работе над разнохарактерными произведениями с разными штрихами: «Каким штрихом я должен сыграть, чтобы мои пальцы смогли изобразить ёжика или покачивание колыбели? Должны ли мои пальцы плотно или легко соприкасаться с клавиатурой? Как я будут играть: подушечками или только кончиками пальцев?». Главная цель - направить внимание ученика на осознание собственных действий. Развитию воображения, раскрытию образа в произведении помогает подтекстовка. Сочиняем слова с ребенком на уроке.

Надо как можно раньше постараться обратить внимание ребенка на то, как «сделана» музыка, которую он играет. На легких примерах учимся сравнивать речь с музыкой, говорим о фразировке и осмысленной интонации. Например:

В речи - звук, в музыке - музыкальный звук; соответственно, в речи – слово, предложение, в музыке – мотив, музыкальная фраза.

Здесь нам опять поможет прием подтекстовки, который является одним из способов осознания музыкального синтаксиса, весьма распространенный в начальном обучении.

На уроках полезно сопоставлять контрастный материал и схожий. 

Работа по осознанию строения музыкального произведения активизирует мышление ученика. 

Так же на уроках учимся определению на слух музыкальных жанров.

 

2. Методы практического освоения музыкальной информации.

Содержанием учебного процесса ребенка становится практическая деятельность, когда он самможет производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом.

В работе над ритмом и ритмическими фигурами можно использовать следующий вариант работы:

-Прошу ребенка запомнить слова с прохлопыванием ритма: Стоп, Шагом, Девочки-мальчики, Побежали. (Эквивалент длительностей половинная, четверть,триоль, восьмая).

- Далее хлопаем эти слова по порядку.

-Когда учащийся запомнит на слух звучание слов-хлопков, то переходим к игре «Угадай-переведи». Преподаватель хлопает несколько слов в разном порядке, а ребенок их называет, потом происходит смена ролями.

- Второй вариант игры на координацию: преподаватель называет слова, а ребенок прохлопывает их на столе двумя руками. Далее игра усложняется, одной рукой хлопаем постоянно слово Стоп, а другая рука накладывает все слова по порядку.

- Третий вариант: отрабатываем ритмический рисунок на хроматической гамме от ноты «Ре» в расходящемся движении, исполняем гамму проговаривая слова вслух.

Разнообразие  ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты.

Освоение различных знаков нотного текста происходит эффективнее при помощи наглядных пособий (ребусов, загадок, кроссвордов).

Решение  загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Разгадывая кроссворды или ребусы, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления.



Практическая деятельность за фортепиано.

Формирование игровых ощущений необходимо для развития пианистических навыков, организующих работу пальцев и руки. Используя на фортепиано технические упражнения в занимательной форме для «осознания» каждого пальчика, предлагается детям «проговорить» – простучать, а затем проиграть отдельные слова и попевки, знакомые стишки.

Развитие  навыка игры по слуху на первом этапе заключается в освоении клавиатуры без нот. Идеальной последовательностью действий при игре является «слышу – играю».  Ученик повторяет мелодию за педагогом на клавиатуре, постепенно подбирая  ее от разных клавиш.

Для формирования навыка подбора по слуху нужно как можно раньше начинать транспонирование мелодии, басов и целостной фактуры.

При подборе аккомпанемента к мелодии, происходит знакомство с понятиями «тоника», «субдоминанта», «доминанта», используя разные варианты звучания на инструменте.

3. Методы развития творческих способностей.

Все занятия по подбору приближаются к сочинению, что придает этой работе творческий характер. Ребенок должен на опыте познать, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Наиболее интересное и сложное задание – это сочинение музыки, создание собственной песенки на стихи.

Дети придумывают  очень интересные названия своим небольшим сочинениям.

Транспонирование, музицирование и сочинение музыки творчески развивает детей, делает учебный процесс более интересным, пробуждает внутренние силы ученика и доставляет удовольствие.​

Воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий.​

Сегодня педагог - пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников.​

Список литературы:

1. Аврамкова, И.С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано: на материале современных учебно-методических пособий: автореферат дис. канд. пед. наук / И.С. Аврамкова. – СПб. 2007. – 54 с.

2. Емельянова, Г.А. Упражнения-трансформеры: учебное пособие / Г.А. Емельянова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 84 с.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы развивающего обучения в классе фортепиано ДШИ

Автор: Зверчукова Ирина Михайловна

Дата: 10.06.2021

Номер свидетельства: 583158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства