4. Использование ногтей в звукоизвлечении на гитаре………………..13-14
5. Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения….15-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..18
2
Введение.
«Что такое музыка?! Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев; Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу; Это любовь!»
Сергей Васильевич Рахманинов
Гитара – инструмент уникальный и грациозный! Звучание её завораживает и вдохновляет! Но за всей этой красотой и простотой скрывается титанический труд педагога и обучающегося, требующий определённых знаний, невероятной усидчивости, работоспособности и взаимопонимания.
В данной работе я хочу поделиться своим опытом и рассказать, как и при помощи каких способов и приёмов возможно научить ребёнка правильно извлекать звуки из инструмента, чтобы получать огромное удовольствие от освоения классической гитары.
Начнём с того, что звукоизвлечение – одна из самых важных и самых сложных составляющих искусства игры на гитаре. Трудность получения красивого, чистого, богато окрашенного обертонами громкого звука требует особого внимания к работе над ним, в особенности на первых этапах обучения. К сожалению в современной методике гитарного исполнительства нет понятия «постановка звука». Но при этом предполагается использование определённых норм и критерий правильного звукоизвлечения, которые основаны как на объективных законах акустики, так и на личных ощущениях. Нельзя забывать, что хороший звук достигается только упорным трудом, который неразрывно связан с психологическими, физиологическими и слуховыми качествами учащегося.
Звучание классической гитары разнообразно. Она обладает ярким, плотным, «круглым» звуком, тем, который мы слышим в исполнении таких мастеров, как Дж. Брим, А. Сеговия, А. Диас, Дж. Вильямс. Такое звучание гитары признано во всем мире академическим, и при обучении игре на классической гитаре необходимо придерживаться именно этих критериев.
Цель данной работы – сформулировать и объяснить основные способы и приёмы звукоизвлечения, а также некоторые общие правила постановки правой руки для формирования полноценного звука на начальном этапе обучения, основываясь на современных тенденциях мирового гитарного исполнительства.
3
1. Звук и способы звукоизвлечения
Каждая гитара индивидуальна и отличается от другой своим неповторимым тембром, а каждый исполнитель обладает своими незаурядными особенностями звукоизвлечения, связанными, прежде всего, с физиологическим строением и силой рук, формой ногтей и т. д. Однако общие тенденции формирования полноценного звука, как правило, одинаковы. В их основе лежит красота звука академической, классической музыки, основные признаки которой – однородность тембра, строгость, плотность и «округлость» звучания.
Конечно этому должна предшествовать правильная посадка, правильная постановка рук. Звук на гитаре извлекается посредством щипка, или, точнее, удара по струнам кончиками пальцев правой руки. Движение пальцев при игре вызывается сокращением мускулов. Большой палец производит щипок от себя, указательный, средний и безымянный пальцы производят щипок к себе ( мизинец в игре не участвует ).
Сила удара исходит от третьего сустава. Приготовленный для удара палец должен находиться перпендикулярно по отношению к струне. При таком положении соприкосновение придаёт большую силу удару, делая его более богатым обертонами.
Извлекать звук на струне можно от подставки и до грифа и отрезок этот разграничить нужно на три части. (Рис. 1)
Рис. 1
Чтобы инструмент звучал ровно и ярко нужно помнить следующее:
4
1. Удары пальцев по одной струне должны быть сосредоточены в одной точке. (Рис. 2)
Рис. 2
2. При ударе по разным струнам (когда звуки извлекаются отдельно или вместе) пальцы должны располагаться по прямой, перпендикулярной струнам. (Рис. 3, 4)
Рис. 3 Рис. 4
Если пальцы расположились в разных точках, звучание будет плохое. (Рис. 5)
Рис. 5
Чем меньше задерживаются пальцы на струнах во время удара, тем сильнее и яре звучит инструмент.
Известны два способа извлечения звуков:
5
1. Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки.
2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью пальцев правой руки).
Первый способ является наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн и почти одновременно струна скользит под ноготь, который и заставляет струну звучать. От такого удара звук делается сильным и ярким. При игре ногтевым способом, ногти не должны быть длиннее 1,5 – 2 мм над уровнем подушечек пальцев, должны иметь полукруглую форму и концы их должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способе извлекает звук краешком подушечки. За ногтями нужно тщательно следить, придавая им одну и ту же форму, размер, и ни в коем случае не допускать шероховатостей – всё это отражается на звуке.
Второй способ звукоизвлечения состоит в том, что кончики пальцев правой руки при игре касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей. Этим способом концертанты почти не пользуются, потому что инструмент звучит гораздо тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти разумеется должны быть коротко острижены.
При извлечении звуков надо овладеть двумя приёмами, так как на них построена вся техника правой руки: apoyando и tirando.
В процессе своего развития искусство игры на гитаре разделилось по принципу звукоизвлечения на две большие ветви: так называемую испанскую и итальянскую школы. Главное их различие состоит в использовании (или неиспользовании) способа apoyando, при котором отыгравший палец правой руки останавливается на соседней струне. Этот прием заимствован у фламенкистов и в испанской школе является определяющим. В итальянской школе Apoyando изначально не применялось, так как в основе ее лежит арпеджио (игра на разных струнах), исполняемое только приемом Tirando, когда палец правой, не задевая соседнюю струну, проходит выше неё внутрь ладони.
Можно задать вопрос, что же важнее– Tirando или Apoyando? Но практика показывает, что никаких явных предпосылок к преимуществу какого-либо из них нет. Важно лишь то, что звукоизвлечение выполняется правильно. Отличие заключается лишь в том, что способ Tirando – универсальный, им можно исполнить любую фактуру без исключения; тогда как Apoyando невозможно при игре аккордов, арпеджио, двойных нот, многих видов полифонической фактуры.
6
Аpoyando – приём скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию гитары. Аpoyando иногда называют – «удар», «щипок с опорой», «скользящий удар». Удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть по направлению к деке, состоит из трёх моментов:
1. Подготовительный момент – палец над струной в полусогнутом положении.
2. Удар кончиком пальца по струне, причём сила удара исходит от третьего сустава пальца.
3. После удара палец останавливается на соседней струне, опираясь на неё в том же положении, как во время удара и затем снова принимает положение подготовительного момента.
Условные обозначения этого приёма «V». Так же Аpoyando используется большим пальцем.
Tirando – удары указательного, среднего, безымянного пальцев направленные снизу вверх, то есть от деки.
Этот приём состоит из двух моментов:
1. Подготовительный момент – пальцы над струнами в полусогнутом положении, так же как в первом приёме.
2. Удар по одной или нескольким струнам, сила удара исходит от третьего сустава, пальцы остаются в полусогнутом положении, после чего опять занимают подготовительный момент.
Условное обозначение этого приёма «^».
Способом Tirando играют аккорды, арпеджио, аккомпанирующие звуки как аккордовые, так и одиночные. Большой палец правой руки в основном извлекает звук краешком подушечки или Аpoyando.
Очень часто учащиеся испытывают большие трудности при освоении Tirando, а вот Apoyando они овладевают намного легче и быстрее. Но, не смотря, на некоторые преимущества в качестве звука и сроках освоения, быстрее и легче большинство учащихся овладевает неправильным Apoyando, при этом приобретая негативные навыки, от которых впоследствии бывает очень трудно избавиться. Правильное Apoyando – способ не менее трудный для усвоения и по сложности движения, и по мышечной деятельности, нежели Tirando, поэтому к работе над ним, как и над Tirando, нужно подходить так же, вдумчиво, аккуратно и основательно, выполняя все необходимые правила. К тому же увлечение на первых порах Apoyando часто приводит к почти полному отсутствию серьезных занятий приемом Tirando. Обычно результатом этого является хорошее владение звуком при исполнении отдельных нот, гамм, но весьма посредственное звучание аккордов и арпеджио.
7
Работая с учениками над постановкой рук, посадкой и освоением теоретического материала, я использую вначале приём Tirando, а позже перехожу на приём Apoyando. Так обучающийся может овладеть Apoyando и Tirando в совершенстве и впоследствии грамотно применять их.
Я считаю, что оба способа звукоизвлечения в современной методике становятся равноправными звукообразующими элементами мировой гитарной школы, вобравшей в себя лучшие достижения гитарного искусства.
8
2. Постановка правой руки
Постановка правой руки является одним из важнейших компонентов, определяющих качество гитарного звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев. Современная постановка базируется на принципах, отчасти изложенных в «школах» Ф. Сора и Д. Агуадо, а также применявшихся ранее при игре на струнных щипковых инструментах (виуэла, лютня). Главное отличие такой постановки от той, что была выработана Ф. Таррегой, – в «непереломленном» запястье, при котором кисть представляет собой как бы продолжение предплечья, что ведет, в свою очередь, к диагональному, а не перпендикулярному направлению оттягиванию струны. Преимущество ее в том, что она дает впоследствии возможность корректировать звукоизвлечение в зависимости как от музыкально-художественных задач, так и от физиологических особенностей строения руки, формы и состояния ногтей исполнителя путем лишь незначительных отклонений кисти от основного положения.
Наиболее важные, ключевые правила данной постановки таковы:
1. «Руку надо чувствовать всю от плеча, держа ее как бы навесу, хотя предплечье и касается корпуса гитары»; нельзя опираться на корпус гитары всем весом руки.
2. Кисть, являясь как бы продолжением предплечья, «не висит свободно, а… держится в нужном положении»; для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение.
3. Запястье должно быть слегка выпуклым, оно может находиться чуть выше пястных суставов относительно деки гитары, но ни в коем случае не ниже. Пясть обычно располагается параллельно деке.
Соблюдение данных правил постановки обеспечивает достаточную неподвижность кисти, способствует четкой работе пальцев, облегчает контроль над их местонахождением, освобождает пальцевые мышцы от лишнего напряжения и создает условия для правильного звукоизвлечения. Закреплению постановки правой руки помогает игра арпеджио на открытых струнах без прикосновения предплечья к корпусу гитары, для чего вначале можно ставить гитару на левое колено вертикально, располагая правую руку согласно изложенным выше правилам. Ощутив вес руки, можно играть затем простые арпеджио, постепенно переходя к обычному положению гитары. Важно сохранить чувство удержания руки в тот момент, когда предплечье начнет касаться корпуса гитары.
9
От правильной постановки и технического развития пальцев правой руки зависит и исполнительская свобода игрового аппарата в целом, и качественное звукоизвлечение и координация обеих рук, и исполнение сложных полифонических фактур и многое другое. Следовательно, необходимо уделить особое внимание упражнениям для правой руки и доведения их до автоматизма.
10
3. Принципы звукоизвлечения
Работая над правильной постановкой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка – не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей остается формирование основ звукоизвлечения, культуры звука.
В современном исполнительстве сложились определенные критерии качества звучания: насыщенность и многообразие тембра, сравнительно большой динамический диапазон, ясность артикуляции, минимум посторонних призвуков, глубина и плотность тона. Что касается последнего, то для получения полноценного звука следует предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. В этом случае все участки струны приходят в колебание равномерно, так что основной тон преобладает над обертонами. Если же струна приведена в колебание ударом, то возрастает количество ненужных обертонов и звук получается жестким и некрасивым.
Для оттягивания струны необходим важный предшествующий этап – установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. На первый взгляд может показаться, что это «усложнение» игрового действия, которое приведет к ненужным задержкам пальца, тормозящим беглость. Безусловно, оттягивание струны требует большего усилия, нежели легкое «проскальзывание» или удар, однако при целенаправленных занятиях оно становится привычным и не влияет на скорость исполнения. Кроме того, удар не обеспечивает должного звукового контроля, который возможен только при предварительном контакте со струной.
При описанной выше постановке правой руки в процессе звукоизвлечения одновременно участвуют и подушечка пальца, и ноготь. Кончик пальца нажимает на струну, подушечка проминается, ноготь касается струны, которая оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.
Почти все пальцы производят движение от пястного сустава. Исключение составляет большой палец, действующий от запястья. Движения «целых» пальцев наиболее естественны (таким же образом мы берем предметы), в действие при этом вовлекаются межкостные ладонные мышцы, сгибающие основную фалангу, а с ней и весь палец, работающий как длинный рычаг. Развитость этих мышц является одним из главных условий беглости. Напомню, что при игре на классической гитаре основными способами звукоизвлечения является Tirando и Apoyando. Конечно, имеются и другие способы игры, но они применяются не столь часто.
11
При извлечении приемом Apoyando звуки получаются четко выделяющиеся, ясные и громкие. Такое звукоизвлечение можно применять и в упражнениях и гаммах, и в проигрывании мелодий, там, где требуется громкое выделение звуков. Техника исполнения звукоизвлечения приемом Apoyando следующая:
1. Палец правой руки, который должен извлечь звук из струны, прикладывается к струне с выпрямленным последнем суставом, а предпоследний сустав должен быть немного согнут
2. Защипление струны происходит за счет сгибания пальца в предпоследнем суставе по направлению «к себе». Защипление струны нужно производить таким, чтобы после щипка палец останавливался на следующей, более толстой струне, вот именно следующая струна и является опорой.
3. Щипок струны нужно производить только при помощи пальца руки. При этом необходимо следить за тем, чтобы кисть оставалась расслабленной и неподвижной.
4. Не нужно сильно и рывками вырывать звук из струны.
5. Сам щипок нужно производить быстрым движением, и не задерживать палец на струне долго, а иначе при касании пальцем звучащей струны для извлечения звука будет происходить приглушение струны, что будет вызывать посторонний неприятный призвук.
Техника звукоизвлечения приемом Tirando заключается в том, что палец, который извлекает звук, сгибается в последнем суставе и после щипка уходит в сторону, а не опирается на соседнюю струну. Способ звукоизвлечения приемом Tirando применяется для проигрывания аккордов и созвучий на соседних струнах. При таком извлечении большой палец правой руки действовать должен независимо от других пальцев. Техника звукоизвлечения следующая:
1. Большой палец должен быть отдален от кисти, к струне он должен прикасаться краем последней фаланги.
2. Защипление струны должно производиться как бы по направлению к более тонкой, нижней струне, не задевая последнюю струну.
При таком звукоизвлечении большой палец можно использовать в качестве опоры, только в том случае, когда он не извлекает звуков.
Извлечение звуков можно производить и с помощью кончиков пальцев, так и при помощи ногтей. При извлечении звука ногтями звук будет получаться более звонким и ярким.
12
4. Использование ногтей в звукоизвлечении на гитаре
Говоря о звукоизвлечении, нельзя обойти стороной вопрос использования ногтей. В настоящее время профессиональная игра на гитаре осуществляется преимущественно ногтевым способом.
Вопрос о том, использовать ли ногти вообще, вероятно столь же стар, сколь и сам инструмент. История этого вопроса была исследована Пухолем, и аргументы «за» и «против» рассматривались с точки зрения убежденного «игрока мякотью». Его исследование, совершенно естественно, было главным образом субъективно; действительно, любыми другими методами отстоять необходимость не использовать ногти достаточно сложно. Мякоть кончика пальца, по сравнению с ногтем хорошей формы, представляет очень грубый инструмент. Она не имеет многосторонности ногтя, который можно поворачивать под разными углами для получения звуков в диапазоне от мягкого и шелковистого до острого и металлического. При использовании мякоти вопрос о достижении реальной яркости звука практически не стоит (поскольку подавляются высшие обертоны), а игра вблизи подставки просто обречена на провал.
Мякоть ни чем не поддерживается. Мякоть поддерживается костью
Полный или скругленный кончик пальца, похожий на Рис. 3, не сможет в значительной мере направить струну вниз, если только не защипывать струну достаточно глубоко, чтобы мякоти помогала кость, как показано на схеме. В этом случае струне предстоит долгий путь под кончиком пальца, что даст реальное преимущество при игре apoyando на полной громкости. Проблемы возникают, когда нужно получить более тихие звуки, которые, тем не менее, должны быть плотными и чистыми. Особенно трудно таким кончиком пальца извлечь полный звук tirando, так как, если будет использовано слишком мало мякоти, струна будет соскальзывать с пальца, не будучи отведенной в достаточной степени вниз, а если использовать слишком много, то существует риск отвести струну вверх, от верхней деки, перед высвобождением, что может привести к пагубным последствиям.
Справедливости ради следует заметить, что кончики пальцев, так же как и ногти, сильно различаются. Наихудшим вариантом будет широкий, выпуклый и мягкий, возможно с некоторым количеством омертвевшей кожи, добавляющей шум. К счастью, природа редко бывает настолько недоброй, и иногда встречаются кончики пальцев, как будто специально сделанные для игры на гитаре. Они прочные, но тонкие и сужающиеся по направлению к ногтю. Такой кончик пальца является превосходным естественным пандусом, ноготь при этом только поддерживает мякоть.
13
При наличии подобных пальцев, использование только мякоти имеет много преимуществ. Исполнитель ощущает более плотный контакт со струнами, и иногда звук имеет уникальные характеристики – обычно мягкий и нежный, но иногда мужественный и приземленный. Некоторые готовы пожертвовать яркостью, чистотой и разнообразием ногтевых звуков ради этих качеств, но подавляющее большинство серьезных исполнителей в настоящее время считают это слишком высокой платой, что, возможно, отражает общий отход от романтического подхода, имеющего достаточно узкие представления о красоте звуков.
Ни одно из различий в техниках различных состоявшихся исполнителей, использующих ногти, не удивляет так сильно, как разнообразие используемых длин ногтей.
Часто рекомендуется, чтобы ногти выдавались над подушечкой пальца примерно на полтора миллиметра (следует признать, что это разумная длина), а, например, Дуарте, настоятельно рекомендовал стачивать ногти настолько коротко, насколько это возможно. Проблема с конкретными советами такого рода заключается в том, что мало кому из исполнителей помогло точное следование им. Определение оптимальной длины каждого ногтя в значительной мере является результатом экспериментирования, и может занять весьма много времени.
14
5. Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения
К сожалению в настоящее время практически отсутствует литература, посвященная методике обучения игре на классической гитаре в первый год обучения. Существующие «Школы игры...» и «Самоучители» недостаточно подробно освещают именно этот этап. Зачастую отсутствует вовсе (или описана поверхностно) постановка игрового аппарата. В современных изданиях также практически не упоминается специфика гитарной аппликатуры, методика «контактного» звукоизвлечения и «техника глушения баса», метод игры с «готовых» пальцев и т. п., хотя подобная исполнительская техника используется во всем мире и не вызывает сомнений в своей эффективности.
Начальный этап обучения на любом инструменте включает «донотный» и «нотный» периоды.
Первый – игровой по своему характеру, в основном используется на занятиях с детьми дошкольного возраста. «Нотный» период включает в себя объяснение преподавателем записи звучания открытых струн, размера и т. п. Однако именно в этот момент, когда ребенок получил первые теоретические знания, творческое и игровое начала должны доминировать на уроке. Варианты ведения урока могут быть следующие:
«я педагог» - ученик в роли педагога: он рассказывает, показывает и объясняет, что и как надо делать;
«я юный исполнитель» - урок-концерт, на котором ученик исполняет ряд несложных пьес или упражнений;
«я юный композитор» - звучат пьесы или упражнения собственного сочинения;
«я исполнитель в ансамбле» - ученик и педагог играют вместе.
Дети довольно быстро запоминают «имя» струны и находят эту ноту по записи и на инструменте, соблюдают длительность. Дома и на уроке они продолжают сочинять свои пьесы, пытаются записывать, увлекаясь этой работой, им не скучно, а самое главное, у преподавателя есть возможность корректировать игровые движения учащихся.
Когда ученик освоил движение пальцем р, сразу должны быть даны простейшие задания, направленные на усвоение навыков звукоизвлечения пальцем р. Артикуляция баса – это работа, требующая постоянного внимания, являющаяся проблемной в исполнительстве на классической гитаре. Данный навык нужно формировать уже на самом раннем этапе обучения.
Параллельно с работой над звукоизвлечением пальца p, учащийся осваивает применение пальцев i, m, a.
15
Прежде чем приступить к этой работе, необходимо объяснить учащемуся, как палец касается струны и в какую сторону ее направляет. Щипок пальцами i, т, а для детей возможно правильнее будет назвать «толчком», т. к. палец как бы толкает, нажимает на струну. При этом палец p лучше держать с опорой на вышестоящей струне, что бы избежать «подпрыгивания» кисти или проваливания запястья. Если ученик к этому моменту освоил запись длительностей и открытых струн, то эти упражнения нужно записать со всеми соответствующими обозначениями.
Необходимыми двигательными ощущениями являются, так называемые, «контактная игра» и «игра с опережением». Звукоизвлечение с замахом перед струной нежелательно. Ведь звук появляется только после того, как палец нашел струну, т. е. подготовился, «толкнул» ее и вернулся опять на струну или передал эстафету другому пальцу. Автор называет этот прием «ловушкой», дети быстро понимают, что надо «поймать» струну пальцем. Ученики лучше усваивают принцип подготовленной контактной игры на простейших арпеджио. После приобретения этого навыка сначала на одиночных звуках, а затем в арпеджио, ученик без особых затруднений переходит к следующему этапу работы над звукоизвлечением – двухголосию, которое лучше начинать осваивать с положения пальцев через струну: 3 и 1 струна; 4 и 2 струна; 6 и 4 струна.
Следующим этапом будет знакомство с такими аккордами, когда пальцы i, m, а извлекают звук одновременно. Так же, как в двухголосии и арпеджио, основным здесь является приготовление пальцев. Только потом можно добавить палец a, исполняя аккорды четырьмя пальцами. Ученик должен осознанно играть аккорды, выполняя подготовку пальцев, научиться ставить на струны все пальцы, и играть по очереди. Когда этот этап звукоизвлечения освоен, игра четырёхзвучных аккордов не будет представлять трудности для учащегося.
16
Заключение
Шестиструнная гитара инструмент трудный в техническом отношении. Начинать обучение нужно с овладения элементарными навыками и приёмами. Каждый новый приём и навык должен отрабатываться отдельно и потом закрепляться в упражнениях, этюдах, пьесах. В этюдах ученик изучает приёмы игры на гитаре и овладевает исполнительскими штрихами. В начальных классах это работа над освоением аккордов и несложных арпеджио, со второго класса больше внимания нужно уделять левой руке (знакомство с баррэ, легато).
Вряд ли найдется гитарист, оспаривающий важность постановки рук. Однако постановка звука подчас остается за пределами учебного процесса, особенно на ранних этапах обучения. Научить хорошему звуку трудно, многое зависит от ученика, но работать над техникой движений пальцев можно и нужно с самого начала. Такая работа представляется мне весьма необходимой, даже если она не приносит быстрых результатов.
В данной работе я определила приёмы и способы работы над звукоизвлечением на начальном этапе обучения, общие правила постановки правой руки для формирования полноценного звука. При этом я не рассматривала тему тембральной игры, работы над арпеджио и аккордами, постановки и принципов работы левой руки.
Практика показывает, что скрупулёзное овладение основами правильного звукоизвлечения впоследствии окупается сторицей, расширяя звуковые и технические возможности, способствуя повышению уровня исполнительского мастерства.
17
Список литературы:
1. Тейлор Джон. Звукоизвлечение на классической гитаре. – Коллективный перевод посетителей сайта http://demure.ru – 61 с.
2. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
3. Гитман А. Начальное обучение шестиструнной гитаре. – М.: Престо,
4. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.
5. В.М. Колосов «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». – М.: «Крипто – логос», 1997. – 64 с.4. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006, - 200 с.
6. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008. – 248 с.
7. Шумидуб А. Школа игры на гитаре.- М.: Шумидуб, 2002, - 127 с.
8. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007, - 165 с.