kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мастерская вокалиста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Академическое пение является одним из важнейших факторов детского музыкального воспитания и образования. Сольное и ансамблевое пение развивает художественный вкус детей, расширяет  и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.

Программа " Мастерская вокалиста" по типу - модифицированная.

За основу взята программа хорового отделения детской музыкальной школы. Однако данная программа предполагает только групповые занятия. В ней не предусмотрены индивидуальные занятия по постановке голоса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мастерская вокалиста" »

Авторская программа

«Мастерская вокалиста»



Пояснительная записка



Академическое пение является одним из важнейших факторов детского музыкального воспитания и образования. Сольное и ансамблевое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.

Программа «Мастерской вокалиста» по типу – модифицированная.

За основу взята программа хорового отделения детской музыкальной школы. Однако данная программа предполагает только групповые занятия. В ней не предусмотрены индивидуальные занятия по постановке голоса.

Программа «Мастерская вокалиста» позволят дифференцированно подходить к каждому воспитаннику, строя занятия с учетом индивидуальных способностей и природных данных, дает возможность приобрести более углубленные и расширенные знания и навыки, тем самым готовя детей к сольному вокальному творчеству.

По уровню освоения программа профессионально-ориентированная, по педагогическим целям – образовательная, по характеру деятельности – развивающая художественно-эстетического направления.

Программа рассчитана на учащихся от младшего школьного до юношеского возраста. По срокам реализации – долгосрочная, предполагает семилетний срок реализации.

В «Мастерскую вокалиста» принимаются дети от 7 до 12 лет. Для организации набора детей создается приемная комиссия в составе: заведующий сектором вокально-хоровой музыки, педагоги по вокалу.

По форме и способу организации содержания программа комплексная, так как включает в себя занятия по различным дисциплинам: вокал, ансамблевое пение, игра на музыкальном инструменте, ритмика (хореография), сценическое движение и актерское мастерство.

Программа составлена с учетом психо-физиологических возрастных особенностей. Программа позволяет гибко изменять недельную нагрузку каждого воспитанника в зависимости от физиологических изменений певческого аппарата в мутационный период.

Цель программы – сформировать гармонично развитую творческую личность ребенка – грамотного слушателя и исполнителя с максимальным учетом индивидуальных музыкальных способностей.

Задачи:

- обучить воспитанников основам академического сольного и ансамблевого пения, привить вокально-технические и сценические навыки;

- раскрыть индивидуальные данные воспитанников и развить творческие музыкальные, вокальные, артистические способности;

-сформировать социально-адаптированную личность воспитанника с высоки уровнем культуры и широким музыкальным кругозором.

Актуальность данной программы определяется необходимостью повышения общего культурного уровня детей и подростков. Программа дает широкую возможность для развития творческих индивидуальных способностей у детей школьного возраста.

Новизна данной программы заключается в том, что она в рамках дополнительного образования готовит детей к самостоятельной деятельности в области вокального искусства на профессиональной основе. Освоение программы «Мастерская вокалиста» дает возможность продолжить вокальное образование в средних и высших музыкальных учебных заведениях.







Учебный план



№ п/п

Название предмета

I

II

III

IV

V

VI

VII

Итого

1

Вокал

17

17

34

51

68

68

102


2

Ансамбль

34

34

34

51

68

68

68


3

Музыкальная грамота

34

34

34

34

34

34

34


4

Общее фортепиано

17

17

17

17

34

34

34


5

Ритмика

34

34

17

17





6

Сценическое движение Актерское мастерство



17

17

34

34

34




ПРОГРАММА

По классу постановки голоса (вокала) и вокального ансамбля



Занятия в «Мастерской вокалиста» предполагают индивидуальную работу с каждым учащимся по постановке голоса и ансамблевое пение – микрогрупповые занятия (группы не более 6 человек, что дает возможность уделять достаточно внимания каждому воспитаннику, а также осуществлять работу по партиям – сопрано, альты – в многоголосных произведениях).

Предмет «вокал» должен быть тесно связан с другими дисциплинами – ритмикой, сценическим движением, слушанием музыки, чтобы, развивая музыкальность и артистические способности детей, готовить их к последующим публичным выступлениям. Планирование работы «Мастерской вокалиста» предусматривает не только серьезные и последовательные занятия учебной деятельностью, но и концертные выступления, отчетные показы: ежегодные вокально-хоровые фестивали , концерты перед родителями, участие в праздничных представлениях, в просветительных лекциях – концертах. Также предполагается выход на концертные площадки и конкурсные выступления городского, областного, регионального уровней.

Нельзя недооценивать воспитательную функцию публичных выступлений. Концертная деятельность несомненно сплачивает коллектив, формирует традиции, служит стимулом к дальнейшей творческой работе. Ситуация успеха повышает веру детей в свои возможности, помогает учащимся преодолеть состояние скованности, неуверенности в своих силах, сомнения в собственных исполнительских возможностях. Также концертная деятельность активно формирует сценическую культуру, чувство ответственности, уважение к сцене, слушателям, сотоварищами по творчеству.

Поскольку занятия по вокалу (постановке голоса) проводятся индивидуально, вокальный класс создает возможность последовательного обучения академической манере звукообразования. Посредством индивидуальных занятий выявляются природные данные, физиологические особенности, степень подготовленности, возможные пути воспитания певческих навыков непосредственно у каждого обучающегося, а также совершенствуются способности и устраняются имеющиеся деффекты (ритмические, слуховые, речевые, физиологические).

На занятиях учащиеся знакомятся со строением голосового аппарата, то есть «певческим инструментом» человека и механикой певческого процесса, знание которых необходимо для квалифицированной работы с поющим. При планировании работы вокального класса в первую очередь необходимо учитывать возраст детей, так как физиологическое развитие учащихся разного возраста различно; помнить о требованиях валеологии.

Чрезвычайно осторожного отношения требуют к себе детские голоса в возрасте 13-15 лет, вошедшие в мутационный период. Занятия во время мутации прекращать нельзя, но следует очень бережно относится к голосовому аппарату, исключить произведения с частым использованием крайних звуков диапазона, напряженной динамики, твердой атаки звука. Возможно индивидуальное сокращение времени занятий тем учащимся, у которых мутационный период проходит особенно болезненно.

Также необходимо помнить, что дети не имеющие достаточной подготовки обычно не в состоянии полноценно и без перегрузки постичь сложные произведения. Недооценка, особенно систематическая, фактора психологической и технической готовности ведет к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы детей. Опасно и превышение нормы выступлений, которое беспощадно истощает неокрепший детский организм, сказывается на голосе.

В связи с возрастными физиологическими изменениями, перестройкой голосового аппарата интонация у несформировавшихся голосов довольно часто бывает неустойчивой. Поэтому необходимо продолжать работу по выработке навыков чистого музыкального интонирования и овладения основными принципами звукообразования.

Осваивая с учащимися основы звукоизвлечения и звукообразования необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности обучения.

Очень важно научить исполнителей осмысленному интонированию не только музыкального, но и поэтического текста. С самого начала дети должны понимать о чем и как они поют. Необходимо добиваться выразительного, эмоционального, сознательного, живого, естественного исполнения.

Большое внимание в вокальном классе уделяется развитию активности мышления, способности оперировать музыкальными представлениями, вникать в содержание произведения. Воспитанники «Мастерской вокалиста» учатся анализировать изучаемые сочинения, что способствует развитию слухового внимания и наблюдательности, способности к аналитическому мышлению, умению слышать во время исполнения все голоса (себя, аккомпанемент, партнеров), так называемой «полифоничности» слуха, способности контролировать течение исполнения.

Кроме метода анализа на занятиях вокала используются различные методы и формы, способствующие развитию музыкального мышления, слуха, памяти, а также навыков исполнительства:

- внутреннее пропевание (оно сосредотачивает детей и вызывает у них представление мелодии, приучает их думать о том, что они поют);

- работа над произведением небольшими фрагментами;

- метод сопоставления различных исполнительских вариантов (это повышает творческую направленность детей, приучает к самостоятельному выбору лучшего);

- метод временного упрощения исполнительских задач (вычленению пассажа, пение в медленном темпе, в другой, более удобной тесситуре и.т.п);

- использование вспомогательных упражнений, где технические элементы даны в концентрированном виде.

Принцип индивидуального подхода к развитию голоса учащегося должен лежать в основе занятий. Необходимо сохранить индивидуальность окраски голоса, свойственный каждому юному певцу тембр.

Занятия по постановке голоса должны быть тесно связаны прежде всего с классом ансамбля, где воспитанники осваивают навыки коллективного музицирования, умения слышать и слушать окружающих исполнителей, соразмерять свою художественную индивидуальность со стилем, приемами исполнительства партнеров. Ответственность исполнения в ансамбле возрастает из-за малочисленности участников, поскольку каждый певец является и солистом и участником коллективного творчества.

Занятия ансамбля проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных воспитанников.

Пение в ансамбле служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности, помогает формированию интонационных навыков. Параллельно с индивидуальными занятиями коллективное пение способствует развитию важнейших навыков – дыхания, звуковедения, дикции, ансамбля, строя и т.д.

При грамотном подборе распевочного материала и репертуара развиваются не только вокально-технические способности детей, но и расширяет музыкально-художественный кругозор, чувство стиля, знание жанров.

Педагог должен ежегодно отслеживать уровень творческого роста воспитанников. Необходимо в начале учебного года проводить прослушивание всех детей с фиксацией недостатков и достижений в певческой практике каждого ребенка. Данные такой диагностики необходимо фиксировать в специальных диагностических картах.

В течении учебного года проводятся промежуточные контрольные срезы в виде концертов, открытых уроков и т.д. очень полезны аудио и видеозаписи исполнения с последующим прослушиванием и обсуждением записанного с воспитанниками. По возможности такой анализ желательно делать дважды в год: в первом и втором полугодии. Результаты контрольных срезов, как и данные диагностики, необходимо фиксировать в специальных картах (см. приложение).

Возможность слышать и видеть картину развития каждого учащегося позволяет проверять правильность применяемой методики.

Программа включает в себя три основных этапа:

  1. Подготовительный, цель которого – диагностика способностей воспитанников, выявление мотивации к участию в учебно-воспитательном процессе, анализ познавательного интереса к данному виду деятельности.

  2. Основной, цель которого – формирование необходимых навыков, развитие творческого потенциала детей, выработка потребности в систематических занятиях по программе «Мастерская вокалиста».

  3. Итоговый, цель которого – анализ результативности реализации программы, соответствия приобретенных навыков, знаний и умений по прохождению программы воспитанником прогнозируемым результатам.



Содержание курса



  1. Подготовительный этап работы рассчитан на 1 учебный год.

Знакомство со строением голосового аппарата и механикой певческого процесса. Выяснение степени музыкальной подготовки и вокально-технических возможностей учащихся. Выявление естественного, легкого, полетного звучания детских голосов.

Освоение приема прикрытого, округленного посыла звука. Выработка навыков пения с преимущественным использованием головных резонаторов в объеме первой октавы (и больше, в зависимости от индивидуальных голосовых возможностей воспитанников).

Осмысленное интонирование музыкально-поэтического текста. Овладение навыками певческого дыхания, мягкой атаки звука. Знакомство с понятием «опора звука». Овладение высокой певческой позицией. Освоение звуковедения legato. Исполнение упражнений и репертуарных произведений в нюансе mf. Привитие навыка чистого интонирования (в ладах(мажор, минор)). Развитие музыкально-слуховых данных путем использования упражнений и попевок без сопровождения. Исправление отдельных дефектов дикции с помощью специальных упражнений.

Прежде чем начать практические занятия по вокалу, целесообразно провести с начинающими певцами теоретическое занятие, на котором воспитанники познакомятся со строением голосового аппарата, его специфическими особенностями, механикой певческого процесса.

Практические занятия, особенно первоначальные, рекомендуется проводить в строго индивидуальном порядке, так как только на индивидуальных занятиях возможно до конца выявить психофизические особенности учащихся.

На индивидуальных занятиях педагог выявляет, какой тип дыхания наиболее естественен и оптимален для каждого конкретного учащегося, какие вокально-педагогические приемы необходимо избрать для работы именно с этим воспитанником, на репертуар какой степени сложности надо опираться при воспитании тех или иных вокальных навыков.

Первые занятия целесообразно строить, опираясь лишь на специальные вокальные упражнения и попевки и не спешить приступать к разучиванию намеченного репертуара, поскольку у начинающего певца еще не выработаны элементарные вокально-технические навыки.

Важным моментом уже в первоначальной стадии обучения является воспитание навыка высокопозиционного пения с наличием в голосе высокой певческой форманты, которая создает возможность звонкого полетного звучания.

Ансамбль. Выработка навыков одновременного и единообразного вдоха и выдоха, навыки задержки дыхания, использование удержанного выдоха. Развитие певческих навыков – работа над унисоном, формирование различных гласных и слогов.

Формирование артикуляционного аппарата с помощью гимнастики. Выработка единой артикуляционной манеры. Работа над дикцией на скороговорках и попевках. Дикционный ансамбль.

Развитие чувства ритма. Выработка ритмического ансамбля через ролевые игры, деление группы на подгруппы (ритмическая полифония), использование шумовых инструментов в оформлении песен и попевок.

Расширение эмоционального поля воспитанников. Обыгрывание скороговорок и попевок с различной эмоциональной окраской. Работа над художественным образом в изучаемых произведениях. Развитие музыкальности и эстетического вкуса.



  1. Основной формирующий этап реализации программы рассчитан на 5 лет.

Углубление знаний о строении голосового аппарата, механике певческого процесса. Теоретические сведения о гигиене детского голоса, профилактике болезней певческого аппарата.

Закрепление, расширение и развитие ранее полученных навыков и умений. Расширение диапазона головного, грудного и смешанного звучания.

Освоение различных видов звуковедения – legato, non legato, staccato. Закрепление навыков мягкой атаки звука, освоение навыка твердой и придыхательной атаки.

Работа над дикцией в упражнениях и произведениях. Сглаживание регистров голоса. Расширение используемого нюансового диапазона, овладение подвижной и контрастной динамикой. Работа над фразировкой.

Исполнение разнообразных по характеру, жанрам, средствам художественной выразительности произведений. Расширение эмоциональной сферы, развитие умения проникновения в образный строй произведений.

Ансамбль. Работа над цепным дыханием. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации. Выработка дикционного ансамбля в различных темпах и при различных динамических нюансах.

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкальной выразительности. Выработка чистой интонации при 2-х, 3-х и 4-х голосном пении. Развитие гармонического слуха.

Владение навыками пения a cappella. Умение анализировать форму, структуру исполняемого произведения, используемые средства выразительности, тонального плана, ладового строя.

Владение при исполнении навыками фразировки, фелировки звука, возможностями динамики и агогики.

Сознательное осмысление раскрытие художественно-образного содержания исполняемых произведений. Воспитание чувства стиля.



  1. Этап реализации программы – итоговый. В течении последнего года занятий в «Мастерской вокалиста» анализируется результативность обучения и воспитания каждого учащегося, соответствие приобретенных воспитанником знаний, умений, навыков прогнозируемым результатам. Соответственно анализируются методы и формы, используемые при реализации программы, их эффективность и продуктивность.

Отслеживается рост каждого воспитанника путем анализа всех диагностических материалов, результатов контрольных срезов за каждый год.

На последнем году, увеличивается роль концертных выступлений, благодаря которым вырисовывается четкая картина овладения каждым воспитанником определенных певческих и сценических навыков.

Также последний этап включает в себя диагностическо-аналитическую деятельность с целью выявления воспитанников, для которых возможно и необходимо продолжение вокальной подготовки в специальных музыкальных учебных заведениях (муз. и муз.-пед.колледж, институт культуры или искусства).


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Мастерская вокалиста"

Автор: Топчанова Ольга Владимировна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238322


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства