Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по предмету «Специальность и чтение с листа» «Фортепиано»
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по предмету «Специальность и чтение с листа» «Фортепиано»
Контрольно-измерительные материалы по предмету "Специальность и чтение с листа" к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства (Фортепиано)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по предмету «Специальность и чтение с листа» «Фортепиано»»
Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
по предмету «Специальность и чтение с листа»
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»
преподавателя по классу фортепиано : Валын Е.В.
Назначение КИМ - определяет уровень достижения планируемых результатов учащихся. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» разработаны с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 № 162. Исполнительское продвижение учеников в Павлоградской ДШИ проверяется на технических зачётах два раза в год, на академических концертах два раза в год, согласно плану контрольных точек. Количество исполняемых произведений утверждено в плане работы музыкального отделения Павлоградской ДШИ. Контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачётах, экзаменах, но также учитываются выступления в концертах, тематических вечерах, конкурсах. Контрольные уроки проводятся с отстающими учащимися и с учащимися, пропускающими занятия по уважительной причине. Программа предмета рассчитана на обучение детей с различной степенью одаренности, физических и интеллектуальных возможностей. Каждому ученику подбирается музыкальный репертуар с различным уровнем сложности, с учётом методической целесообразности и индивидуальных способностей ребенка.
В содержание КИМ включены основные критерии оценки, позволяющие выявить у учащихся комплекс необходимых знаний, умений, навыков, предусмотренных программой по фортепиано. Содержание и структура мониторингов соответствует программным требованиям. Структура КИМ Структура КИМ состоит из 6 пунктов – выступление оценивается по 6 критериям.
Задание 1. Постановка пианистического аппарата
Задание 2. Стабильность исполнения. Точность исполнения музыкального материала мелодической и гармонической линий. Ведение музыкальных фраз без лишних остановок и спотыканий, ошибок.
Задание 3. Чувство метроритма
Задание 4. Использование средств музыкальной выразительности для раскрытия художественного образа
Задание 5. Техническая оснащённость исполнителя. Артикуляционные приёмы игры.
Задание 6. Артистизм исполнения. Эмоциональная подача материала. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Согласно программным требованиям учащиеся исполнением своей программы должны показать следующие результаты.
Результаты обучения в 1 классе
Учащийся должен знать:
строение инструмента, его выразительные возможности;
ноты и их расположение на клавиатуре;
основы нотной грамоты;
правила посадки за инструментом, положение корпуса, рук, ног;
элементарные музыкальные термины;
основные способы звукоизвлечения;
уметь: правильно и удобно сидеть за инструментом;
контролировать свободу аппарата;
воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;
читать с листа легкий текст;
выразительно исполнять несложные музыкальные произведения в полном соответствии с их художественными и техническими задачами;
слушать мелодическую линию;
соотношение мелодии и аккомпанемента;
осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
эмоционально воспринимать музыки;
передавать характер музыкального произведения;
играть в ансамбле с педагогом;
подбирать и транспонировать от разных звуков короткие попевки и знакомые мелодии;
Иметь навыки: (формирование комплекса специальных навыков)
звуковысотного слуха;
ладового чувства;
элементарного чувства ритма;
формирование навыка слухового контроля;
формирование музыкально-исполнительских навыков;
проявление интереса к музыкальным знаниям;
формирование навыков чтения с листа, подбора по слуху;
культуры поведения на сцене.
За год учащийся должен пройти 15-25 различных по форме музыкальных произведений. В репертуаре предполагаются пьесы песенного и танцевального характера, народные песни, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, легкие сонатины и вариации.
Результаты обучения во 2 классе
Учащийся должен знать:
закрепление основ нотной грамоты;
приемы организации пианистического аппарата;
основные музыкальные термины;
строение музыкальных фраз, простых форм;
круг тональностей и технических формул гамм.
Уметь:
слушать мелодическую линию;
контролировать свободу аппарата;
выразительно исполнять музыкальные произведения;
выполнения художественных и технических задач при исполнении выученных произведений; концертного выступления;
закрепление навыков педализации;
совершенствовать навыки чтения с листа, подбора по слуху.
В течение учебного года ученик должен пройти различные по форме музыкальные произведения: Этюды – 6-8. Полифония – 2-3. Крупная форма – 2-3. Пьесы – 6-8.
Результаты обучения в 4 классе
Учащийся должен знать:
стилевые особенности исполняемого произведения;
понимать содержание и средства художественной выразительности для воплощения музыкальных образов;
закономерности ладотональных соотношений;
основные аппликатурные формулы;
основные звуковые задачи, стоящие перед пианистом.
Иметь навыки: (развитие всех навыков, полученных в предшествующий период на более сложном репертуаре)
исполнения более сложных полифонических произведений и произведений крупной формы;
закрепление навыков педализации;
самостоятельного творчества;
более цельного охвата текста при чтении с листа и ансамблевом музицировании.
В течение года ученик должен освоить различные по форме музыкальные произведения: Этюды – 5-6. Полифония – 2-3. Крупная форма – 2-3. Пьесы – 5-6.
Результаты обучения в 5 классе
Учащийся должен знать: (расширение знаний фортепианного репертуара)
знать авторов исполняемых произведений и их основные произведения;
терминологию;
понимать особенности содержания и стиля исполняемого произведения, выразительные возможности фортепиано;
исполнительские и технические приемы работы над произведениями;
методы самостоятельной домашней работы над произведениями;
строение музыкальной формы, фразировки, закономерности динамического развития;
приемы осознанного контроля над пианистическими движениями и двигательными ощущениями;
многообразие звуковых задач, стоящих перед пианистом.
Уметь:
реализовать выразительные возможности фортепиано при исполнении;
представлять целесообразность использования исполнительских и технических приемов работы над произведениями;
передавать самостоятельность голосоведения при исполнении полифонических произведений;
охватить в целом произведения крупной формы;
воплощать многообразие звуковых задач, стоящих перед пианистом.
применять приемы осознанного контроля над пианистическими движениями и двигательными ощущениями;
использовать методы самостоятельной работы в домашней работе над произведениями.
Иметь навыки: (закрепление и развитие всех навыков, полученных в предыдущий период)
устойчивое закрепление навыков педализации;
закрепление и осознанное применение исполнительских приемов и навыков;
расширение навыков самостоятельного творчества;
углубление навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования.
Примерное количество произведений, рекомендованных для исполнения в течение года: Этюды 5-6. Полифония 2-3. Крупная форма 2-3. Пьесы 5-6. Результаты обучения в 6 классе
Учащийся должен знать: (углубление и расширение знаний фортепианного репертуара)
уверенное знание и применение терминологии;
особенности стилей и направлений на лучших образцах классической и современной музыки;
исполнительские и технические приемы работы над произведениями;
методы самостоятельной домашней работы над произведениями;
Уметь:
ориентироваться в стилях и направлениях на лучших образцах классической и современной музыки;
применять исполнительские и технические приемы работы над произведениями;
контролировать полифоническое звучание,
владеть тембровой окраской звуковой палитры;
передавать соответствие исполнительских намерений и реализации исполнительского замысла;
настраиваться перед концертным выступлением;
использовать методы самостоятельной работы в домашней работе над произведениями;
проявлять свою индивидуальность в самостоятельном творчестве;
передавать характерные жанровые особенности при чтении с листа и ансамблевом музицировании.
Иметь навыки: (закрепление и развитие всех навыков, полученных в предыдущий период)
осознанное применение исполнительских приемов и навыков;
дальнейшее развитие технических навыков исполнительства;
закрепление навыков концертного выступления;
расширение навыков самостоятельного творчества;
углубление навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования.
Примерное количество произведений, рекомендованных для исполнения в течение года: Этюды 5-6. Полифония 2-3. Крупная форма 2-3. Пьесы 4-5. Результаты обучения в 7 классе
Учащийся должен знать:
богатые традиции в создании фортепианного репертуара;
уверенное знание и применение терминологии;
особенности стилей и направлений на лучших образцах классической и современной музыки;
исполнительские и технические приемы работы над произведениями;
методы самостоятельной домашней работы над произведениями.
Уметь:
ориентироваться в стилях и направлениях на лучших образцах классической и современной музыки;
применять исполнительские и технические приемы работы над произведениями;
доносить до слушателя концепцию музыкального произведения;
исполнять программы большей степени сложности и объема;
преодолевать волнение в концертном выступлении;
использовать методы самостоятельной работы в домашней работе над произведениями;
проявлять свою индивидуальность в самостоятельном творчестве;
передавать характерные жанровые особенности при чтении с листа и ансамблевом музицировании.
Иметь навыки: закрепление и развитие всех навыков, полученных в предыдущий период, осознанное применение исполнительских приемов и навыков; дальнейшее развитие технических навыков исполнительства; практического использования полученных знаний, открывающих путь дальнейшему развитию. Закрепление навыков концертного выступления; расширение навыков самостоятельности и самоконтроля в работе; углубление навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования. Развитие навыков творчества и музицирования; овладение навыками коллективного исполнительства. Примерное количество произведений, рекомендованных для исполнения в течение года: Этюды 5-6. Полифония 2-3. Крупная форма 2-3. Пьесы 4-5.
Результаты обучения в 8 классе Главная задача 8 класса – представить выпускную программу в максимально готовом виде.
Учащийся должен знать: (богатые традиции в создании фортепианного репертуара)
уверенное знание и применение терминологии;
особенности стилей и направлений на лучших образцах классической и современной музыки; традиции исполнения фортепианных концертов;
исполнительские и технические приемы работы над произведениями;
методы самостоятельной домашней работы над произведениями.
Уметь: ориентироваться в стилях и направлениях на лучших образцах классической и современной музыки; применять исполнительские и технические приемы работы над произведениями; максимально возможное развитие технических навыков исполнительства; воспитание художественного вкуса на лучших образцах классической и современной музыки; донести до слушателя концепцию музыкального произведения; исполнять программы большей степени сложности и объема; преодолеть волнение в концертном выступлении; использовать методы самостоятельной работы в домашней работе над произведениями; проявить свою индивидуальность в самостоятельном творчестве; передать характерные жанровые особенности при чтении с листа и в ансамблевом музицировании. Иметь навыки: (закрепление и развитие всех навыков, полученных в предыдущий период). Осознанное применение исполнительских приемов и навыков, дальнейшее развитие технических навыков исполнительства; практического использования полученных знаний, открывающих путь дальнейшему развитию; расширение навыков самостоятельности и самоконтроля в работе; углубление навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования.
Примерное количество произведений, рекомендованных для исполнения в течение года: Этюды 5-6. Полифония 2. Крупная форма 2. Пьесы 4-5 Результаты обучения в 9 классе. Предполагается, что в 9 классе обучаются учащиеся, поступающие в музыкальное училище. Требования к программе такие же, что и в 8 классе с учетом уровня сложности программы, соответствующей требованиям для поступления в профессиональное учебное заведение. Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения, сверх вышеуказанных навыков, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства.
Учащийся должен знать:
знание основного фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого; показать наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры; знание профессиональной терминологии; знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений; традиции исполнения фортепианных концертов; исполнительские и технические приемы работы над произведениями; методы самостоятельной домашней работы над произведениями; уметь: умение исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на хорошем художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями. Выбирать вариант исполнения, соответствующей трактовке музыкального произведения; достаточный технический уровень владения фортепиано для передачи художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов. Максимально возможное развитие технических навыков исполнительства - донести до слушателя концепцию музыкального произведения; исполнять программы повышенной текстовой сложности и объема; проявить собственное отношение к исполняемым произведениям; использовать методы самостоятельной работы в домашней работе над произведениями; проявить свою индивидуальность в самостоятельном творчестве; показать осознанность выбора профессиональной ориентации.
Иметь навыки: закрепление и развитие всех навыков, полученных в предыдущий период; представление экзаменационной программы в максимально готовом виде. Осознанное применение исполнительских приемов и навыков; дальнейшее развитие технических навыков исполнительства; практического использования полученных знаний, открывающих путь дальнейшему развитию; владеть навыками исполнения фортепианных партий с оркестром; закрепление навыков концертного выступления; расширение навыков самостоятельности и самоконтроля в работе; углубление навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования. развитие навыков творчества и музицирования; овладение навыками коллективного музицирования. Соответствия требованиям для поступающих в средние специальные учебные заведения.
Примерное количество произведений, рекомендованных для исполнения в течение года: Этюды 4-5. Полифония 2. Крупная форма 2. Пьесы 4-6. Распределение заданий по уровням сложности
Образовательная программа по предмету «Специальность и чтение с листа»» рассчитана на 8 (9) лет, отражает не только академическую направленность, но и знакомит обучающихся с лучшими образцами современной и популярной музыки. Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся. Она составлена таким образом, что даёт возможность для одного и того же класса варьировать репертуарные комплексы по уровню трудности, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Репертуар подбирается исходя из индивидуальных возможностей учащихся, и принципа целесообразности. Уровень сложности исполняемой академической программы зависит от профессионального роста каждого учащегося, развития пианистических навыков, уровня музыкальных способностей, индивидуальных особенностей. В образовательной программе при распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического, постепенного и последовательного обучения в усложнении художественных и технических задач. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно.
Время выполнения варианта КИМ Мониторинги проводятся по плану ДШИ. О дате, времени, учащиеся оповещаются заранее. На исполнение программы время не ограничивается.) Мониторинги проводятся в классе № 3, оснащенном фортепиано, стульями для зрителей.
Условия проведения (требования к специалистам)
Время проведения технических зачётов и академический концертов назначает директор школы искусств, учитывая работу общеобразовательной школы. Место проведения академического концерта – класс № 3 ДШИ. Рекомендации по подготовке к работе.
1.Правильно выбрать репертуар, доступный учащемуся с технической и эмоциональной стороны, раскрывающий его сильные стороны. 2.Предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач. Успеть пройти все стадии разучивания от тщательного разбора текста до овладения метроритмическими, техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки пьесы по частям и их объединения в целое произведение с единым художественным замыслом, выучивания наизусть.
3.Спланировать работу над произведением, чтобы оно было готово примерно за месяц
4. Старательно готовиться к выступлению.
5.Для тренировки уверенного исполнения пьесы поиграть перед своими родителями, товарищами, в соседних классах, на разных инструментах. Полезна игра перед воображаемой публикой.
6. Провести ряд репетиций в классе, в котором будет проходить выступление, которые развивают адаптацию детей к изменяющимся условиям, устойчивость их внимания, умение охватить пьесу целиком и яркого воссоздания музыкального образа, способствуют формированию их сценической уверенности. Сначала поиграть отдельные места, попробовать другие темпы, даже другие пьесы, чтобы приспособиться к инструменту. 7.Перед проигрыванием пьесы целиком должна быть установка на единичное исполнение.
8.Очень важна правильно спланированная и проведённая генеральная репетиция. Она требует от ученика концентрации всех его эмоциональных сил, и лучше проводить её за 1-2 дня до выступления, чтобы он успел полностью восстановиться.
9. Важно научить ребёнка правильно себя вести в дни перед концертом. Лучше не менять привычный режим дня. Заниматься не намного больше, чем обычно. Полезны прогулки, необходим полноценный сон. В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния. Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу. Полезно просмотреть её по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления. Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких вздохов. Инструкция для обучающихся
Перед выступлением сосредоточиться на художественном содержании пьес, отвлечься от излишнего волнения и переключиться на творческие задачи. Спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно, стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере, темпе. После проигрывания первой пьесы снять руки с клавиатуры, мысленно настроится на исполнение второй пьесы. После выступления ещё раз поклониться, поблагодарив таким образом слушателей. Во время выступления нельзя что-то исправлять, повторять. Если вкралась случайная ошибка, даже сбой в тексте, нужно играть дальше, помня, что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями.
Критерии оценок
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. При оценивании учащегося следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте, экзамене выставляется оценка. По сложившейся в школе традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения дополнена системой « + » и « - », что дает возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Отлично «5» Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Требования к качеству исполнения и отработке навыков сохраняются. Особо нужно учитывать трудолюбие, заинтересованность ученика в занятиях, его понимание и его личный эмоциональный отклик на исполняемую музыку.
Отлично с минусом «5-» Яркая игра, но есть некоторые неточности в исполнении произведений (технические, динамические, интонационные, смысловые, текстовые и т. д.). Качество исполнения должно соответствовать следующим требованиям: грамотно выученный текст, эмоциональность, владение звукоизвлечением, плавное легато, ровное звучание в технике, выразительность исполнения, владение интонированием . Особо нужно учитывать трудолюбие, заинтересованность и активное участие в концертах класса, музыкальных вечерах.
Хорошо с плюсом «4+» Репертуарное продвижение должно соответствовать классу, как и количество проходимого материала. Оценку «4+» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно. Снижается оценка за стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения.
Хорошо «4» Хорошая, «крепкая» игра с ясным художественномузыкальным намерением. Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами.
Хорошо с минусом «4-» Игра музыкально выразительная, но много разного рода ошибок. Наблюдаются симптомы зажатости игрового аппарата. Есть предположение, что ученик недостаточно внимания уделяет самостоятельной работе. Качество исполнения должно соответствовать следующим требованиям: грамотно выученный текст, наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения, возможны умеренные темпы
Удовлетворительно с плюсом «3+» Недостаточное репертуарное продвижение (трудность произведения). Погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное легато, отсутствие интонирования, плохая артикуляция. Непонимание формы, характера исполняемого произведения - жесткое звукоизвлечение, грубая динамика. Удовлетворительно «3» Слабое, невыразительное выступление, технически вяло, музыкально пассивно, пусто (либо с намерением играть выразительно, но чрезмерным количеством недоработок, текстовых неточностей). Облегченный репертуар. Отсутствие эмоциональности и музыкального мышления. Ошибки в нотном тексте, связанные с недоработкой. Похоже, что исполняемой программе не уделялось должного внимания. Удовлетворительно с минусом «3-» Очень слабое выступление, без стремления играть выразительно, отсутствует художественно-музыкальное намерение. Большое количество разного рода ошибок. Слабое владение нотным текстом и игровыми навыками. Непонимание смысла произведения. Отсутствие отношения к исполняемому произведению.
Неудовлетворительно «2» Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий