-Игрушки дикие животные: белка, бельчонок, заяц, зайчонок и т.д.
-Грецкие орехи, шишки для массажа кистей рук;
-Музыка для релаксации;
-Шапочка ёжика, зайчика.
Ход.
Дети заходят в зал под музыку (по кругу, затем змейкой, выходят на круг)
Дефектолог: Ребята, сегодня нас с вами ждёт увлекательное путешествие в осенний лес! Мы увидим много интересного! И так отправляемся в путь! (Дети и дефектолог идут по кругу, поют, изображая движения по тексту)
Дефектолог и дети: На лошадке едем - цок, цок, цок, цок,
И до леса мы доедем - цок, цок, цок, цок (галопом по кругу)
-Ребята, а что запасают себе дикие животные на зиму? (Орешки, грибы, зёрнышки, ягоды)
-Сейчас мы с помощью нашего весёлого язычка покажем, какие орешки и грибочки собирают дикие животные! (Дети выполняют упражнения «Орешек во рту», «Грибок» - каждое упражнение 2-3 раза)
Дефектолог: Какие вы молодцы! Замечательно сделали упражнения для язычка!
-А теперь разомнём наши пальчики! (дети выполняют пальчиковую гимнастику «Сидит белка на тележке»)
-Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки (сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому (загибаем пальцы на обеих руках)
Кому в роток, кому в зобок,
Кому в лапочку (хлопаем в ладоши)
Дефектолог: Посмотрите, сколько орешков набрала белочка (Показываю корзину с орехами).
Дети делают массаж рук с грецким орехом и припевают:
-Я орех в руках катаю,
Между пальчиков кручу,
Непременно каждый пальчик быть послушным научу. (Движения руками вверх-вниз, круговыми движениями)
Дефектолог: А теперь пришло время отгадать загадки! Нужно животное отгадать и скорее показать! (Дети отгадывают загадку и имитируют под музыку повадки животного)
-Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
-В лесу обитает, дичью питается,
Да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется! (Лиса)
-Что за зверь лесной.
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди-уши больше головы? (Заяц)
-В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле, живёт в тепле? (Белка)
-Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны? (Медведь)
Дефектолог: Ребята, скажите, пожалуйста, а кто из животных засыпает на зиму? (Медведь, ёжик) Правильно молодцы!
-Давайте поиграем в игру «Ёжик»
-Сейчас с помощью считалки выберем ежа! (Одеваем водящему шапочку зайчика)
-Вышел зайчик погулять,
Ёжика дружка искать! Где ты, где ты мой дружок,
Выходи скорей в кружок! (Выбираем ребёнка, надеваем на него шапочку ёжика)
Игра «Ёжик»
-Это, что за колобочек,
Покатился под кусточек,
То клубком свернулся ёж
Лучше ты его не трожь! (Дети стоят в кругу взявшись и подняв их вверх, ребёнок - ёжик бегает между детьми. На последние слова, дети опускают руки и ловят ежа в круг.)
Дефектолог: Ребята, а кто на зиму засыпает в берлоге? (Медведь.)
-Вот уж и мишка в берлогу спать залез.
А мы ляжем на ковёр и увидим сладкий сон. (Релаксация - дети ложатся на ковёр, на спокойную музыку лежат с закрытыми глазами.)
С окончанием музыки, дети медленно открывают глаза и встают.
Дефектолог: Ребята, посмотрите, мы снова оказались в нашем любимом детском саду!
-Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей.)
-А что понравилось больше всего? (Ответы детей.)
-Когда мы уходили из леса, белочка угостила вас орешками! (Раздаю угощение.)