Воспитывать бережное отношение к каждой минуте рабочего времени урока, чувства товарищества, аккуратность, ответственное отношение к предмету.
Тип урока: Расширение и закрепления новых знаний
Вид урока: урок применения практических и теоретических знаний.
Материл для слушания.: военный марш «Прощание славянки», спортивный марш Г. Абрамова, «Походный марш молодежи»
Исполнение песни Шаинского
« Вместе весело шагать»
Биллингвальный компонент:
приветствие на 2-х языках.
Ход урока
1 Орг момент. Приветствие на двух языках.
2. Муз дидактическая игра «Покажи музыку»
Дети показывают движения по характеру музыкальных произведений ( марш, колыбельная, танец)
3.Акуализация знаний.
- вспомним, какие дорожки есть в музыке.
Дадим им характеристику.
Дети дают словесное объяснение каждой дорожке.
- Всего три дорожки, они разыне.
3.Изучение нового материала.
Основу духового оркестра составляют широкомензурные духовые инструменты конического каналакорнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альтгорны, теноргорны, баритонфлюгельгоры, тубы.
Другую группу медных инструментов составляют обычные и для симфонических оркестров инструменты с цилиндрическим каналом трубы, тромбоны, и узкомензурным коническим каналом валторны. Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты: флейты, кларнеты, саксофоны, в больших составах — гобои и фаготы.
В начале XIX века под влиянием «янычарской музыки» в духовых оркестрах появились некоторые ударные музыкальные инструменты, прежде всего большой барабан и тарелки, дающие оркестру ритмическую основу. В современном духовом оркестре группа ударных обширна. Помимо симфонических инструментов (литавры, большой барабан, тарелки, малый барабан, треугольник, бубен, там-там) используются джазовые и латиноамериканские ударные (ритм-тарелки, конго и бонго, том-томы, клавес, тартаруга, агого, маракасы, кастаньетты, пандейра и др.). Из гармонических (многоголосных) инструментов раньше всех стала использоваться арфа, а в 20 веке и рояль. Сейчас иногда используются другие клавишные инструменты, и даже аккордеон.
Как правило, составы духовых оркестров изменчивы в отличие от симфонического оркестра, но некоторая унификация здесь есть.
Камерный (Садовый) духовой оркестр имеет 25 - 30 человек:Малый Духовой оркестр - 40-50 человек:
Большой духовой оркестр - 70-100 человек
Репертуар
В XIX веке основой репертуара духового оркестра были различные марши и другая военная музыка, вальсы и другие танцы так называемой садовой музыки, а также переложения симфонических и оперных сочинений, так как оригинальных сочинений для этого состава практически не существовало. Одни из немногих известных случаев применения духового оркестра в «серьёзной» музыке XIX века — операДжузеппе Верди «Аида», где для исполнения знаменитого Триумфального марша на сцену выводится духовой оркестр. И оркестрованный Римским-Корсаковым марш из оперы Бородина Князь Игорь (часто исполняемый в постановках духовым оркестром полного состава). Чаще в операх в соответствующих сценах вместо духового оркестра использовался простой ансамбль валторн, труб и тромбонов (называемый Банда).
С начала XX века некоторые композиторы обратили внимание на своеобразие состава и звучания духового оркестра и написали для него ряд оригинальных сочинений. Первым произведением такого рода считается Сюита № 1 Es-dur Густава Холста, написанная в 1909 году.
Среди других композиторов, писавших для духового оркестра — Николай Мясковский, Игорь Стравинский, Пауль Хиндемит, Алан Хованесс.
- Сейчас мы с вами послушаем марши:
Военный, спортивный, походный.
Бывают песни – марши.
Часто марши звучат в исполнении духовых оркестров.
Мелодия поручается флейте или трубе. А ритм отбивает барабан.
В музыке марша слышен четкий ритм шага.
Но есть еще и песни, маршевого характера. Под которые можно шагать и петь одновременно.
Музыкальная гимнастика профилактика сколиоза.
Сейчас мы с вами попробуем и петь, и шагать.
Песня В. Шаинского « Вместе весело шагать»
Т.е. в этой песне слышаться маршевый характер.
Четкий ритм, под который можно шагать.
5.Закрепление материала.
1.Какие инструменты входят в состав духового оркестра.
Работа по карточкам.
(Детям раздаются карточки с изображением духовых инструментов.
На обороте карточки ученики должны написать название инструмента)
2.Нарисуйте инструменты, которые отбывают ритм.
( барабан)
Нарисуйте инструменты, которые ведут мелодию
(это труба или флейта).
6.Итог урока. Фронтальный опрос.
Что такое оркестр?
Какие инструменты входят в состав духового оркестра?