№ п./п | Дата | Тема, тип урока. (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы; цель деятельности учителя | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
план | факт |
Понятия | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | Личностные результаты |
-
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
«Россия – Родина моя!» (4 часа): |
1 | | | Мелодия. (стр.8-11) (вводный урок) | «Вся Россия просится в песню». Как мелодия передает душевное состояние композитора? | Мелодия. С.В.Рахманинов. Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России». В.Локтев. Куплетная форма. | Научатся слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта. Получат возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. | Регулятивные: Целеполагание в постановке учебных задач. Познавательные: Владение навыками речевого высказывания. Коммуникативные: Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. |
2 | | | Вокализ. стр.12-13 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» Как звучит вокализ? | Вокализ. С.В.Рахманинов, капелла. А.В.Нежданова. Сопрано. | Научится определять новый жанр музыки. Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос. | Регулятивные: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. Познавательные: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество со сверстниками. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. |
3 | | | Как сложили песню. Звучащие картины. (урок расширения и углубления знаний) | Цель: дать понятие народного творчества, народная и композиторская музыка, куплетная форма. | Рассказ М Горького «Как сложили песню», К. Петров-Водкин «Полдень», Народные песни. | Получат возможность познакомиться с особенностями музыкального и поэтического фольклора России; вспомнят понятия выразительности и изобразительности в музыке. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. чувства и мысли. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач, продуктивно сотрудничать со сверстниками | Осознание своей этнической и национальной принадлежности, целостный социально-ориентированный взгляд на мир. |
4 | | | Кантата. стр.20-23 | «Я пойду по полю белому…» Как композитор рассказывает о защитниках нашей Родины в кантате? | Кантата. «Ал. Невский» С.С.Прокофьев. Меццо-сопрано. Альт. | Научатся воспринимать музыку кантаты. Получат возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. |
«О России петь – что стремиться в храм» (3 часа): |
5 | | | Стихира стр.26-27 | Как звучит стихира? Святые Земли Русской. | Стихира. Пение а, капелла. Икона «Всех святых в земле Русской просиявших». | Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Узнавать, называть жанры духовной музыки. Коммуникативные: Формулировать свои затруднения. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. |
6 | | | «Былинные наигрыши и напевы». стр. 28-29 | Как жанр былины раскрывает образ былинного героя? | Былинный напев. Песнь-сказание. А.П.Бородин «Богатырская» симфония. | Научится узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: Воспитание патриотических чувств. Коммуникативные: участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
7 | | | Тропарь. стр.32-39 | Как звучит тропарь? Праздников праздник, торжество из торжеств. | Тропарь. Молитва. Песнопение. Пасхальное Богослужение. Икона «Воскресенье». | Научится воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения. | Регулятивные: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. Познавательные: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки. Коммуникативные: совершенствование представлений о рус. муз. культуре. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. |
«День, полный событий» (7часов) |
8 | | | Осень в творчестве русских композиторов. Стр.42-43 | Как композитор передает осеннее настроение? | Лирика в поэзии и музыке. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». Г.В.Свиридов «Осень», «Пастораль». | Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения. | Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. Познавательные: Владение навыками интонационно-образного анализа муз. произведения. Коммуникативные: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. | Наличие эмоционального отношения к искусству. |
9 | | | Зимнее утро. Стр.44-45 | Как композитор изображает утро? Как передает настроение зимнего утра? | Выразительность. Изобразительность. П.И.Чайковский «Зимнее утро». Зимний пейзаж. | Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Регулятивные: Развернутость анализа музыкального сочинения. Познавательные: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. Коммуникативные: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней. |
10 | | | Зимний вечер. Стр.46-47 | Как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения? | Музыкальное прочтение стихотворения. П.И.Чайковский «У камелька». А.С.Пушкин «Зимний вечер». | Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве. Получит возможность реализовывать творческий потенциал в пении. | Регулятивные: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней. Познавательные: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз. сочинения. Коммуникативные: Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Развитие мотивов музыкальной учебной деятельности. |
11 | | | Музыкальная живопись. Три чуда. Стр.48-51 | Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы? | Музыкальная тема. Регистры. Тембры. Н.А.Римский-Корсаков. | Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов. | Регулятивные: Обобщенность действий, критичность. Познавательные: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. Коммуникативные: Оценка действий партнера в групповой деятельности. | Развитие эмоциональной отзывчивости. |
12 | | | Ярмарка в искусстве. Стр.52-53 | Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского? Какая музыка звучит на ярмарках? | Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. | Научится сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни. | Регулятивные: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. Познавательные: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. Коммуникативные: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
13 | | | Один день с А.С.Пушкиным. Стр.54-55 | Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта? | Вступление к опере. Имитация колокольных звонов. | Научится соотносить выразительные и изобразительные интонации в музыке. | Регулятивные: Установка на внимательное восприятие музыки. Познавательные: Приобретение информации о значении колокола в жизни человека. Коммуникативные: Речевые высказывания. Умение петь в хоре. | Понимание жизненного содержания музыки. |
14 | | | Русский романс. Стр.56-57 | Как композитор выражает свои чувства, переживания в романсе? | Романс. М.И.Глинка «Венецианская ночь». Муза. Дуэт. | Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, знать отличительные особенности жанра романса. | Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Познавательные: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. Коммуникативные: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся. |
В концертном зале (8 часов) |
15 | | | Струнный квартет. Стр.74-75 | Как композитор в музыке передает ночной пейзаж? | Струнный квартет. А.П.Бородин. Ноктюрн. | Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз. инструментов, пению в ансамбле. | Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. Познавательные: Умение сравнивать музыкальные образы. Коммуникативные: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия. | Понимание жизненного содержания музыки. |
16 | | | Вариации. Стр.76-77 | Как определить музыкальную форму вариаций? | Музыкальная форма: вариации. Стиль рококо. Штрихи: легато, стаккато, акценты. | Научится определять форму вариаций. Возможность научиться оценивать явление муз. культуры. Возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему). | Регулятивные: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. Познавательные: Владение музыкальным словарем в процессе размышлений о музыке. Коммуникативные: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Мотивация учебной деятельности. Я – слушатель. Реализация творческого потенциала. |
17 | | | Сюита. «Старый замок» Стр.78-79 | Как звучит музыка средневековья? Как услышать звуки старого замка? | Сюита. Трубадуры, менестрели. М.П.Мусоргский. Музыка средневековья. | Научится воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизированию. | Регулятивные: Вопросы учащихся к анализу музыкальной пьесы. Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. Познавательные: Приобретение информации о временах замков, трубадуров. Коммуникативные: Музицирование по группам. | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Творческое развитие. |
18 | | | Романс «Сирень». Стр.80-81 | «Счастье в сирени живет…». Как композитор наполнил музыку теплом и светом? | Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. С.В.Рахманинов. Сопрано. | Научится воспринимать музыку вокальных жанров. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. | Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Познавательные: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. Коммуникативные: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни. |
19 | | | Мир Шопена. Стр.82-83 | Как композитор передает в музыке свое отношение к Родине? | Музыкальный жанр: полонез. Судьба Ф.Шопена. | Научится определять муз. язык, стиль композитора, жанр музыки. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: Активизация творческого мышления. Коммуникативные: Умение учитывать разные мнения. | Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. |
20 | | | Мир Шопена. Стр.84-85 | Как композитор использует интонации польских народных танцев? | Мазурка. Трехчастная форма музыки. | Научится определять танцевальные жанры музыки, форму муз. произведения. Возможность научится оценивать явления музыкальной культуры Польши. | Регулятивные: Р.: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения. Познавательные: Умение проводить сравнения музыкальных произведений. Коммуникативные: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог. | Уважительное отношение к культуре польского народа. |
21 | | | Патетическая соната. Стр. 86-87 | Как изменяются и развиваются интонации в сонате Бетховена? | Музыкальный жанр: соната. Главные темы экспозиции Людвиг ван Бетховен. | Научится узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена. | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи. Познавательные: Активизация творческого мышления. Коммуникативные: Умение слушать друг друга. | Усвоение жизненного содержания музыкальных образов . |
22 | | | Симфоническая увертюра. Стр.88-89 | Как композитор подчеркивает национальный колорит в музыке? | Симфоническая увертюра. Хота. Кастаньеты. | Научится взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественного творчества. | Регулятивные: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. Познавательные: Выбор способов решения учебных задач. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и сверстниками. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. |
В музыкальном театре (8 часов): |
23 | | | Музыкальная характеристика героев оперы. Стр.94-95 | Как композитор охарактеризовал стан противника? | Музыкальный образ. М.И.Глинка «Иван Сусанин». Полонез. Мазурка. | Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: Узнавать и называть танцевальные жанры. Коммуникативные: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Ценностное отношение к музыкальной культуре. |
24 | | | Музыкальная драматургия оперы «Иван Сусанин» Стр.96-97 | Как звучат сольные и хоровые сцены в опере? Как развиваются муз.темы главных героев? | Музыкальная драматургия. Контраст. | Научится наблюдать за развитием драматургии оперы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Умение вести диалог. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
25 | | | Ария. Сцена в лесу. Стр.98-99 | Как ария характеризует Ивана Сусанина? Какая интонация пронизывает оперу? | Ария. Речитатив. Ф.И.Шаляпин. | Научится определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание арии. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. |
26 | | | Роль дирижера в создании музыкального спектакля. Стр.90-91 | Как дирижер управляет симфоническим оркестром? | Симфонический оркестр. Орхестра. Дирижер. | Научится понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом этюде. | Регулятивные: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. Познавательные: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике. Коммуникативные: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Мотивация учебной деятельности. |
27 | | | Русский Восток. Стр.102-103 | Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита. | Восточные интонации. Вариации. Орнамент. | Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского. | Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. Познавательные: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. Коммуникативные: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | Готовность выражать свое отношение к искусству. |
28 | | | Восточные мотивы. Балет «Гаянэ» Стр.104-105 | Как развиваются музыкальные образы героев балета? | Контрастные образы. А.И.Хачатурян. Мелодический рисунок. | Научится следить за развитием музы-кального образа, слышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. Познавательные: Активизация творческого воображения. Коммуникативные: Учитывать разные мнения. | Понимание чувств других народов (эмпатия). |
29 | | | Балет «Петрушка». Стр.106-107 | Как композитор изобразил сцену Масленицы? | И.Ф.Стравинский. Оркестровые тембры. Музыка в народном стиле. | Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека. | Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: Узнавать, называть знакомые интонации. Коммуникативные: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. |
30 | | | Оперетта. Стр.108-109 | Как ориентироваться в мире музыки? Как исполняют оперетту? | Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл. И.Штраус. Ф. Лоу. | Научится ориентироваться в разнообразии музы- кального искусства, сравнивать жанры. | Регулятивные: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. Познавательные: Узнавать, называть жанры. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. |
| « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов): |
31 | | | Прелюдия. Стр.112-113 | Как звучат прелюдии Рахманинова? Как меняются чувства от части к части? | Музыкальный жанр: прелюдия. С.В.Рахманинов. Форма музыки: трехчастная. | Научится передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму. | Регулятивные: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. Познавательные: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. Коммуникативные: Определение способов взаимодействия . | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
32 | | | Исповедь души. Стр.114-115 | Как звучат прелюдии Шопена? | Развитие музыкального образа в прелюдии. Ф.Шопен. | Научится размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. Познавательные: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. Коммуникативные: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. | Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. |
33 | | | Этюд. Стр.116-117 | Как звучит речь композитора в пьесе? Как передал автор свое душевное состояние? | Музыкальный жанр: этюд. Ф.Шопен «Революционный этюд». | Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения. | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи. Познавательные: Активизация творческого мышления. Коммуникативные: Умение слушать друг друга. | Развитие эмоциональной отзывчивости. |
34 | | | Музыкальный сказочник. Стр.124-125 | Как композитор рисует сказочные музыкальные образы? | Музыкальная сказка. Н.А.Римский-Корсаков. Опера. | Научится видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения. | Регулятивные: Развернутость анализа музыкального сочинения. Познавательные: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. Коммуникативные: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. |
35 | | | Заключительный урок-концерт. | Как правильно держаться на сцене? | Программа концерта. | Научится правильно держаться на сцене, петь эмоционально, выразительно. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. Познавательные: Контролировать и оценивать результат деятельности. Коммуникативные: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. | Развитие эмоциональной отзывчивости. |