№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы урока и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Музыка и литература. |
1. | 1. | Что роднит музыку с литературой. | Учатся понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Размышляют о знакомых музыкальных произведениях, высказывают суждение об основной идее. Узнают на слух изученные произведения, эмоционально откликаются на содержание услышанного произведения. Вспоминают литературные произведения-былины, стихотворения, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах. Симфония №4 П. Чайковский(финал), «Пер Гюнт» Э Григ(фрагменты), р.н.п. «Во поле березы стояла». | Развивать эмоциональное отношение к произведениям музыки, литературы, живописи. | Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. | Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. Узнавать на слух изученные произведения. |
2. | 2. | Вокальная музыка. | Знакомятся с основными жанрами вокальной, народной и профессиональной музыки. Учатся выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | Формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Знать определения: романс, камерная музыка. Уметь объяснить что такое «музыкальный фольклор». Знать основные жанры народных песен. |
3. | 3. | Узнают основные жанры народных песен, их особенности. Рассуждают о многообразии музыкального фольклора России. Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении. Учатся обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. |
4. | 4. | Знакомятся с основными жанрами вокальной профессиональной музыки – романс, с определением: камерная музыка. Романс «Горные вершины» А. Варламов и А Рубинштейн, песни о родном крае. |
5. | 5. | Фольклор в музыке русских композиторов. | Знакомятся с особенностями русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знакомятся с пьесами А.К. Лядова «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». С сюитой Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». Учатся сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Учатся по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. А.К. Лядова «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Н. Римский-Корсаков «Шехеразада». | Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. | Определять на слух произведения А.К. Лядова «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Н. Римский-Корсакова «Шехеразада». |
6. | 6. |
7. | 7. | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | Знакомятся с жанрами светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Учатся размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. Вспоминают мелодии известных вокализов и песен без слов («Вокализ» С . Рахманинов, «Романс» Г. Свиридов, «Вечерняя музыка» Гаврилин.) «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсон, «Баркарола» П.И Чайковский. «Венецианская ночь» М. И. Глинка, «Баркарола» Франц Шуберт. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Анализировать музыкальные произведения. Определять настроение, выделять характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем. | Знать определение терминов: вокализ, романс, серенада. Узнавать на слух знакомые произведения («Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсон, «Баркарола» П.И Чайковский. «Венецианская ночь» М. И. Глинка, «Баркарола» Франц Шуберт). |
8. | 8. | Вторая жизнь песни. | Знакомятся с особенностями русской народной музыкальной культуры.. Слушают произведения П. Чайковского и Э. Грига, рассуждают каким песням дали вторую жизнь эти произведения. Сочинения Э Грига, П. Чайковский «Детский альбом», «В церкви». | Развивать этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Воспитывать любовь к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны, оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников. | Исполнять изученные песни. Называть их авторов. |
9. | 9. |
10. | 10. | Всю жизнь мою несу родину в душе… | Знакомятся с понятием – программная симфония, симфония-действо. Слушают, рассуждают о чем рассказали части этого произведения. В.А. Гаврилин симфония «Перезвоны». | Эмоционально воспринимать музыку, высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. | Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: программная симфония, симфония-действо. |
11. | 11. | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | Знакомятся с творчеством композиторов – романтиков: Ф.Шопен, Г Свиридов, В.А Моцарт. С жанрами фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия,серенада. | Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. | Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. | Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия, серенада, реквием. |
12. | 12. | С понятием – реквием. Г. Свиридов « Снег идет», Ф. Шопен «Ноктюрн», В.А. Моцарт «Реквием». | | | |
13. | 13. | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | Знакомятся с особенностями оперного жанра, узнают разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Термин либретто. Опера-былина «Садко» Н.А. Римский-Корсаков. | Развивать этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Знать основные понятия оперного жанра: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Термин либретто. |
14. | 14. | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | Знакомятся с именами лучших отечественных хореографов, танцоров, с особенностями балетного жанра, его спецификой. Вспоминают музыкальные фрагменты из знакомых балетов. Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковский. | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. | Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий). | Знать имена известных хореографов, узнавать отрывки из знакомых балетов. |
15 | 15. | Музыка в театре, кино, на телевидении. | Узнают о роли литературного сценария и значении музыки в: театре, кино, телевидении. Вспоминают и исполняют песни из кинофильмов, теле- и радиопередач. Музыка из «Бременских музыкантов», «Пер Гюнт», «Карнавальная ночь» и т.д. | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | Ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. | Исполнять песни из кинофильмов, теле- и радиопередач. Объяснять музыкальные термины. Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям. |
16 | 16. | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | Знакомятся с особенностями жанра – мюзикл. Выявляют связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью. Разучивают и исполняют мелодии из мюзикла «Кошки». Мюзикл «Кошки» Э.Л. Уэббер | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. | Участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов произведений. | Знать особенности жанра : мюзикл, исполнять мелодии из мюзикла «Кошки» Э. Л. Уэббера. |
17 | 17. | Мир композитора. | Рассуждают о взаимодействии музыки и литературы, называют имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводят примеры их произведений. Передают свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Обобщение полученных знаний. | Выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация). | Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. | Знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. |
Музыка и изобразительное искусство. |
18. | 18. | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | Рассуждают о выразительности и изобразительности в музыке. Учатся вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. М. Мусоргский «Картинки с выставки». | Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. | Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. | Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад. Определять на слух отрывки из альбома М. Мусоргского «Картинки с выставки». |
19. | 19. | Небесное и земное в звуках и красках. Комбинированный урок. | Учатся эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; рассуждают о том, как образы разных искусств рассказывают нам о неповторимой красоте родной природы. С. Рахманинов «Фортепианный концерт №3», произведения И.С Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. | Знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. |
20 | 20. | Звать через прошлое к настоящему. | Учатся понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Сопоставляют героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства (триптих П. Корина). С. Прокофьев кантата «Александр Невский». | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину. | Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. | Уметь объяснить что означает термин: кантата. Уметь на слух определять изученные отрывки из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». |
21 | 21. |
22 | 22. | Музыкальная живопись и живописная музыка. | Учатся рассуждать о выразительных возможностях музыки и ее изобразительности, находить общее и различное в русском и западно европейском искусстве, различных стилевых направлениях. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. С. Рахманинов «Островок», «Весенние воды», Ф. Шуберт «Форель». | Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Находить общее и различное в русском и западно европейском искусстве, различных стилевых направлениях. | Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. |
23 | 23. |
24 | 24. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Узнают какие бывают колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Знакомятся с характерными чертами творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. «Фантазии» С. Рахманинов | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. | Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. | Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Знать какие бывают колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. |
25 | 25. | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Осознание связи музыки и изобразительного искусства. Рассуждают о триединстве «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знакомятся с именами великих скрипичных мастеров, скрипачей. И. С. Бах «Чакона», П. Чайковский «Мелодия», А. Шнитке «Концерт №1», Н. Паганини «Каприс № 24». | Развивать этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. | Знать ФИО композитора и его музыку, звучащую на уроке. Определять настроение музыки и передавать ее особенности через словесные характеристики. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей. |
26 | 26. | Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. | Узнают имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. «Симфония №3», «Симфония №5» Л. Бетховен. | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | Обобщать характеристику музыкальных произведений, анализировать, строить рассуждения. | Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфония, музыкальная тема, взаимодействие тем. |
27 | 27. |
28 | 28. | Застывшая музыка. | Слушают произведения, которые написаны для церковного богослужения. Узнают понятие – а капелла, органная музыка. | Эмоционально воспринимать музыку, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | Уметь размышлять о музыке, делать слуховой анализ выразительных средств музыкального произведения. | Объяснить понятие духовная музыка. Знать понятия : а капелла, органная музыка. |
29 | 29. | Полифония в музыке и живописи. | Знакомятся с понятиями – полифония, фуга, органная музыка. Узнают интересные факты из жизни И.С Баха. И.С. Бах «Токката и фуга ре минор». | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. | Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. | Знать ФИО композитора и его музыку, звучащую на уроке. Знать понятия: полифония, фуга, органная музыка. |
30 | 30. | Музыка на мольберте. | Учатся рассуждать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Сравнивают общность образов в музыке, живописи, литературе. «Фуга» И. Бах и картина М. Чюрлёниса «Фуга» | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности. | Знать авторов и названия изученных произведений. Объяснять что такое изобразительность и выразительность в музыке. Объяснять понятия изученных музыкальных терминов. |
31 | 31. | Импрессионизм в музыке и живописи. | Учатся понимать особенности импрессионизма, как художественного стиля на примере творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Определяют характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. К. Дебюсси «Диалог ветра с морем», прелюдия «Лунный свет», сюита «Детский уголок». | Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. | Обобщать характеристику музыкальных произведений, анализировать, строить рассуждения. Формулировать собственное мнение и позицию. | Объяснить понятие: импрессионизм в музыке на примере творчества К. Дебюсси. |
32 | 32. | О подвигах, о доблести и славе... | Устанавливают взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжают знакомство с жанром реквиема. Д. Кабалевский «Реквием» | Уважительно относится к музыке разных композиторов. | Ставить вопросы, формулировать собственное мнение, строить понятные высказывания. | Знать ФИО композитора и его музыку, звучащую на уроке. Определять настроение музыки и передавать ее особенности через словесные характеристики. Смысл понятия: реквием. |
33 | 33. | В каждой мимолетности вижу я миры… | Понимать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Фортепианная миниатюра «Мимолетности» С. Прокофьев, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргский | Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. | Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. Слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. | Различать особенности музыкального языка разных композиторов, слушать и называть авторов музыкальных произведений. |
34 | 34. | Мир композитора. С веком наравне. Обобщение. | Обобщение музыкальных впечатлений пятиклассников за 4 четверть и год. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. Музыкальная викторина, знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. | Развивать этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. | Исполнять ранее изученные песни. Объяснять музыкальные термины. Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям. |
10.10 – больничный лист, 31.10 – каникулярное время. Темы пройдены за счет объединения материала: