№ | Дата | Тема урока | Элементы урока и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Формы контроля |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Россия-Родина моя. |
1 | | Мелодия. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).Песенность как отличительная черта русской музыки. Узнавают изученные музыкальные сочинения, называют их авторов. Учатся понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Понимать что мелодия – это основа музыки, Участвуют в коллективном пении. - «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский. «Моя Россия» Г.Струве | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину. | Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | Уметь подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни. Воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. | |
2 | | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Вспоминают изученные музыкальные сочинения, называют их авторов; закрепляют систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент. - «Моя Россия» Г.Струве. - «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | Ориентироваться в нотном письме при пении. Уметь объяснить что такое запев, припев, мелодия, аккомпанемент. | |
3 | | Гимн России. | Знакомятся с сочинениями отечественных композиторов о Родине «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.). | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать. Уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. | Исполнять Гимн своей страны, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. | текущий |
«День, полный событий» |
4 | | Музыкальные инструменты (фортепиано) | Музыкальные инструменты (фортепиано). Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные возможности. Элементы нотной грамоты. Понимать: «композитор», «исполнитель», «фортепиано». Уметь продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. - «Детская музыка» С.Прокофьев - «Детский альбом» П.Чайковский | Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Формулируют собственное мнение и позицию. | Знать названия изученных произведений и их композиторов (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано; названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. | |
5 | | Природа и музыка. Прогулка. | Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; - «Утро – вечер» С.Прокофьев. - «Прогулка» С.Прокофьев - «Прогулка» М.Мусорского | Проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов, соотносить графическую запись музыки с музыкальной речью композитора, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. | Иметь представление о творчестве отечественных композиторов - классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М. Мусоргского, С.С.Прокофьева. Объяснять термины песенность , танцевальность и маршевость. | текущий |
6 | | Танцы, танцы, танцы… | Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Продемонстрировать знания о различных видах музыки (определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш) - «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковский. - Тарантелла» С.Прокофьев | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. | Выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание музыкальных произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников. | Уметь определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. | |
7 | | Эти разные марши. Звучащие картины. | Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. Знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов -«Марш деревянных солдатиков». П.Чайковский - «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С.Прокофьев | Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. | Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности. | Слушать и исполнять песни, различать музыкальные жанры: песня танец, марш. | |
8 | | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Передают собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности. «Нянина сказка» П.Чайковский «Сказочка» С.Прокофьев «Мама». П,Чайковский «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов | Выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация). | Формировать интерес к музыкальным занятиям и позитивный отклик на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности. | Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. | текущий |
9 | | Обобщение. Урок-концерт. | Обобщают музыкальные впечатления, исполняют изученные песни. | Развивать этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Воспитывать любовь к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны, оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников. | Исполнять изученные песни. Называть их авторов. | |
«О России петь – что стремиться в храм». |
10 | | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Изучают новый материал. -«Великий колокольный звон» М.Мусоргский. - «Праздничный трезвон» | Развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину. | Установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности. | Знать, что такое колокола. Уметь определять, о каких событиях рассказывает музыка. | |
11 | | Святые земли Русской. Князь Александр Невский. | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Знакомятся с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение. - Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев - «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские» | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. | Знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. . | текущий |
12 | | Святые земли Русской. Сергий Радонежский. | Знакомятся с народными музыкальными традициями Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. -Народные песнопения о Сергии Радонежском. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы. | Знать понятие религиозные традиции. Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, продемонстрировать знания о различных видах музыки. | |
13 | | Молитва. | Знакомятся с духовной музыкой в творчестве композиторов. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. - «Утренняя молитва», «В церкви» П.Чайковский. | Эмоционально воспринимать музыку, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | Углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека 19 века и нашего современника, уметь размышлять о музыке, делать слуховой анализ выразительных средств музыкального произведения. | Объяснить понятие духовная музыка. Знать названия и автора произведений. | |
14 | | С Рождеством Христовым! Обобщение. | Знакомятся с народными музыкальными традициями: праздники Русской православной церкви, Рождество Христово. - «Рождественская песенка» П.Синявский - Рождественские песни: «Добрый тебе вечер». - «Рождественское чудо» , - Тихая ночь. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Эмоциональный отклик на музыку духовного содержания, воспитание уважения к культурным традициям своего народа и страны. | Знать народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
15 | | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | Совершают путешествие в мир народных музыкальных инструментов и узнают их роль и место в жизни русского народа. «Калинка» Р.н.п. «Светит месяц» - вариации на тему р.н.п. «Камаринская» Р.н.п | Уважительное отношение к истории и культуре своего народа. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Объяснить какие инструменты входят в состав оркестра народных инструментов. Различать рожок, жалейку, трещетку, балалайку, рубель, бубен. Объяснить что такое вариации. | текущий |
16 | | Разыграй песню. | Обобщают свои музыкальные впечатления. «Камаринская» -р.н.п. Песня – игра: «Бояре, а мы к вам пришли»; «Выходили красны девицы» . – игра. | Находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Выразительно исполнять р.н.п, определять инструменты, которыми можно украсить игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные). | |
17 | | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | Наблюдение народного творчества. Продолжают знакомиться с русскими народными инструментами. С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами». «Камаринская» -р.н.п. П.Чайковский: «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» | Уважительное отношение к сочинениям своих одноклассников. | Осуществлять опыт сочинения мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок – попевок. | Демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; Исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация и др.). | |
18 | | Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны. | Обобщают знания о музыкальных и исторических традициях и обычаях русского народа. Масленичные песни «Блины» р.н.п. Весенние заклички «Ой, кулики, жаворонушки» | Желание принимать участие в играх, песнях, танцах. | Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни. | Объяснить что такое песня - закличка. Рассказать о Масленице, о народных гуляниях. Исполнять масленичные песни. | |
«В музыкальном театре» |
19 | | В гостях у сказки. | Знакомятся с сюжетом литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев | Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. | Дать объяснение : музыкальному жанру – балет. Балерина. Кордебалет. | текущий |
20 | | Музыкальный театр. Детская опера. | Дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Знакомятся с сюжетом литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения. «Песня – спор» Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы. | Участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | Знать понятия: музыкальный жанр – опера. Музыкальный театр. Музыкальные и речевые интонации. Хор. Солист. Ария. | |
21 | | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Знакомятся с ролью дирижера в создании музыкального спектакля. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов опер. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. | |
22 | | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.. | Осуществляют музыкально -творческую деятельность. Знакомятся с новыми понятиями: опера, увертюра, оркестр, дирижёр, партитура, музыкальный размер. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила | Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. Характеризовать образ-портрет. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. | Уметь объяснить понятия: опера, увертюра, оркестр, дирижёр, партитура, музыкальный размер. | |
23 | | «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. | Осуществляют музыкально -творческую деятельность. Знакомятся с новыми понятиями: опера, увертюра, оркестр, дирижёр, партитура, музыкальный размер. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка Заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы. | Узнавать, называть героев музыкального произведения. Проводить анализ произведения. | Знать ФИО композитора и его музыку, звучащую на уроке. Определять настроение музыки и передавать ее особенности через словесные характеристики. деятельность. | текущий |
«В концертном зале». |
24 | | Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). | Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Знакомятся с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. - Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | Рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах. | Знать ФИО композитора и его музыку, звучащую на уроке. Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | |
25 | | Симфоническая сказка (обобщение). | Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Продолжают знакомство с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. - Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев. | Выступать в роли слушателя, эмоционально откликаться на исполнение музыкальных произведений. | Рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах (муз.викторина) | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | Викторина. |
26 | | «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Выявляют изобразительные и выразительные интонации в музыке. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, - М.Мусоргский «Картинки с выставки». - «Песня о картинах» Г.Гладков. Обобщение музыкальных впечатлений | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения. Выражать свои впечатления от музыки к рисунку; формулировать свою току зрения. | Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | текущий |
27 | | «Звучит нестареющий Моцарт». | Симфонический оркестр. Знакомятся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта. - Увертюра «Свадьба Фигаро», Сифония№40; Моцарт.И. | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. | Обобщать характеристику музыкальных произведений, анализировать, строить рассуждения. | Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. | |
28 | | Симфония № 40. Увертюра. . | Продолжают знакомство с творчеством В.Моцарта. - Увертюра «Свадьба Фигаро», Сифония№40; Моцарт.И. | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. | Знать ФИО композитора и его музыку, звучащую на уроке. Определять настроение музыки и передавать ее особенности через словесные характеристики. Смысл понятия: увертюра. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». |
29 | | Волшебный цветик – семицветик. И все это – Бах! | Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Знакомятся с произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха. -«Менуэт» И. -С.Бах. - «За рекою старый дом» - «Токката» И.-С.Бах. | Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. | Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. | Знать ФИО композитора и его музыку, звучащую на уроке. Определять настроение музыки и передавать ее особенности через словесные характеристики. | |
30 | | Все в движении. Попутная песня. | Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. «Тройка» Г.Свиридов «Попутная песня» М.Глинка. | Рассказывать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. | Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. | Узнавать и называть изученные муз.произведения и их авторов. Уметь объяснить как развивается музыка на примере «Тройка» Г.Свиридова, «Попутная песня» М.Глинка. | текущий |
31 | | Музыка учит людей понимать друг друга. | Выразительность и изобразительность в музыке. -Тройка» Г.Свиридов. -«Попутная песня» М.Глинка. | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство. | Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. | Объяснять триединство композитор - исполнитель — слушатель; доказать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах | |
32 | | «Два лада». Природа и музыка. | Мелодия, интонация, ритм, темп, лады: мажор и минор. Знакомятся с новыми терминами. «Весна. Осень» Г.Свиридов «Жаворонок» М.Глинка. «Колыбельная», «Весенняя» В.Моцарт | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | Формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Определять на слух основные лады: мажор и минор. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | текущий |
33 | | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений за 4 четверть и год. -Концерт №1 для фортепиано с оркестром. П.Чайковский. | Способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Анализировать муз. произведения, определять настроение, выделять характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем. Слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. | Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: мажор, минор, тембр, музыкальная окраска. | |
34 | | Могут ли иссякнуть мелодии? (обобщение) | Повторение музыкального материала за 2 класс. Обобщение полученных сведений в области музыкального искусства. | Развивать этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. | Исполнять ранее изученные песни. Объяснять музыкальные термины. Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям. | |