kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематический план по музыке 5 класс по программе В.В, Алеева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание  программы  базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным  наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план по музыке 5 класс по программе В.В, Алеева »

Календарно-тематический план 5 класс



Дата

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Элемент содержания

Характеристика деятельности учащихся

Примечания.

Д/з.







Раздел 1: «Музыка рассказывает обо всём».





1

1

Музыка рассказывает обо всём.

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).

И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).

Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.

Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.

§1



2

1

Истоки.

Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола» (слушание).

Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка» (пение).

Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.

§2



3

1

Искусство открывает мир.

Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства.

Художественный материал:

Музыка

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).

Литература

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;

X. К. Андерсен. «Соловей».

Живопись

Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого;

И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна.

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение)

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.

§3



4

1

Искусства различны, тема едина.

Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).

Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).

Литература

А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...»

Живопись

А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

Выявлять связи между музыкой,

литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме.

§4







Раздел 2: «Музыка и литература».









5

1

Два великих начала искусства.



Слово и музыка – могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...»;

Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь». Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание).

«Веселый мельник», американская народная песня (пение).

Живопись

Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и литературы.

Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.

§5



6

1

«Стань музыкою, слово!»

Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта). Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть, фрагмент; П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, фрагмент

(слушание).

«Веснянка», украинская народная песня (пение)/

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.

§6



7

1

Музыка «дружит» не только с поэзией.



Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла

«Детская» М. Мусоргского).

Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский, «Кот Матрос», из вокального цикла «Детская» (слушание). «Веселый мельник», «Веснянка» (пение).

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

Ставить учебные цели, выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.

§7



8

1

Заключительный урок по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка»



Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.

Игра .

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.





9

1

Песня – верный спутник человека.



Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю. Нагибина и В. Астафьева).

Художественный материал:

Литература

Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, « Последний поклон», фрагмент.

Музыка

В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?» (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня» (пение).

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра).

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей), развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

§8



10

1

Мир русской песни

О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И. Козлова).

Художественный материал:

Музыка

русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон» (слушание). А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).

Живопись

И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».

специфические черты

русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, договариваться, находить общее решение в коллективной музыкально-

творческой деятельности.

§9



11

1

Песни народов мира.

Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения.

Музыкальный материал:

Польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и другими видами искусства.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.

§10



12

1

Романса трепетные звуки.

Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); Живопись

И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи

между художественными образами

литературы и музыки.

Раскрывать особенности музыкального воплощения.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

§11



13

1

Мир человеческих чувств.



Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (пение).

Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость

к музыкальным произведениям при их восприятии.

Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений искусства к изучаемой теме.

§12



14

1

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.



Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.

Художественный материал:

Музыка

Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» (слушание).

Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).

Живопись

К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».



Изучать специфические черты

русской народной музыки.

Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.


Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки,

Формулировать проблему, задавать вопросы, оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

§13



15

1

Что может изображать хоровая музыка.




Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.

Музыкальный материал:

Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание).

Канон «С весёлой песней» (пение)/

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

§14



16

1

Заключительный урок 1 полугодия.

Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

Повторение пройденного музыкального материала. Пение: по выбору учащихся.

Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Повторить темы.



17

1

Самый значительный жанр вокальной музыки



Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка (слушание).

М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение).

Живопись

А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора».

Исследовать значение литературы

и изобразительного искусства для

воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы

и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожественных произведений.

§15



18

1

Из чего состоит опера.

Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).

С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).

Живопись

А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка», Н. Рерих, «Сеча при Керженце».

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Наблюдать за развитием одного

или нескольких образов в музыке.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.

§16



19

1

Единство музыки и танца.



Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор (слушание).

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).

Живопись

С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане».

Анализировать и обобщать

многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания.

Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное,

творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении.

§17



20

1

«Русские сезоны» в Париже.



«Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.

Художественный материал:

Музыка

И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).

Живопись

Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Воспринимать разные по смыслу

музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа

(танцевальная импровизация).

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения,

творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

§18



21

1

Музыкальность слова.

Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя.

Художественный материал:

Музыка

М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер» (пение).

Литература

А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент.

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Расширить опыт адекватного восприятия устной речи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.

§19



22

1

Музыкальные сюжеты в литературе.



Художественный материал:

Музыка

К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).

Литература

И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».

Исследовать значение музыки

для воплощения литературных

образов и наоборот.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека.

Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожественных произведений,

высказывать свои впечатления прослушанных произведениях искусства, оценивать их.

§20



23

1

Искусство исполнительской интерпретации в музыке.



Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина и др.. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.



Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу интонации.

Передавать в музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. Воплощать различные по смыслу интонации в творческой деятельности. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Повт темы.







Раздел 2: «Музыка и изобразительное искусство».







24

1

Живописность искусства.

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты.

Художественный материал:

Музыка

С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо» (слушание).

Г. Струве, «Весёлое эхо» (пение).

Живопись

И.Грабарь, «Иней»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах».

Поэзия

А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».

Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать

их в исполнении.

Высказывать личностно-оценочные суждения о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

§21



25

1

«Музыка – сестра живописи».



«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).

Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).

Живопись

К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.

Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки

и живописи.

Выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение, самостоятельно решать творческие задачи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

§22



26

1

Может ли музыка выразить характер человека?

Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).

Живопись

Н. Репин, «Протодьякон».



Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки видов искусства.

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные

интонации в процессе слушания музыки.

Работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения, самостоятельно решать творческие задачи.

§23



27

1

Образы природы в творчестве музыкантов.



Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная» (слушание).

В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей» (пение).

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли».

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные про-

изведения к изучаемой теме.

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация)

Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме,

сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

§24



28

1

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.

Художественный материал:

Музыка

М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).

Р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».

Понимать характерные черты

музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать внутренние связи

между музыкой и изобразительным искусством.

Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения.

§25



29

1

Волшебная красочность музыкальных сказок.



Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках.

Художественный материал:

Музыка

Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик (слушание).

С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт» (пение).

Живопись

Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко».

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.

Понимать стилевые черты русской

классической музыкальной школы.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, импровизировать в соответствии со зрительным или литературным образом.

§26



30

1

Сказочные герои в музыке.



Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов.

Художественный материал:

Музыка

И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках» (слушание).

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник» (пение).

Живопись

А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы.



Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Ориентироваться в специфике

выразительных средств музыки.

Выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, .сотрудничать со сверстниками.

§27



31

1

Тема богатырей в музыке.



Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).

Былина о Добрыне Никитиче (пение).

Живопись

В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.

§28



32

1

Что такое

музыкальность

в живописи



Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.

Художественный материал:

Музыка

Ф. Торрес, «Danza Alta» (слушание).

В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).

Живопись

Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы»; М. Пепейн, «Придворный бал».

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством.

Устанавливать ассоциативные

связи между художественными образами музыки и искусства.

Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.

§29



33

1

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».



Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).

Живопись

Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобрази-

тельного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

§30



34

1

Заключительный урок года.



Обобщение по теме «Музыка и другие виды искусства». Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Музыкальный материал

Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.



Различать характерные признаки видов искусства.

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Осознавать и рассказывать о влиянии искусства на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.

§31




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Календарно-тематический план по музыке 5 класс по программе В.В, Алеева

Автор: Худина Наталья Николаевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193811


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства