Календарно-тематический план по музыке 5 класс по программе В.В, Алеева
Календарно-тематический план по музыке 5 класс по программе В.В, Алеева
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план по музыке 5 класс по программе В.В, Алеева »
Календарно-тематический план 5 класс
Дата
№ урока
Кол-во часов
Тема урока
Элемент содержания
Характеристика деятельности учащихся
Примечания.
Д/з.
Раздел 1: «Музыка рассказывает обо всём».
1
1
Музыка рассказывает обо всём.
Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).
И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).
Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.
Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.
§1
2
1
Истоки.
Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства.
Музыкальный материал:
К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола» (слушание).
Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка» (пение).
Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.
Понимать единство истоков различных видов искусства.
Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.
§2
3
1
Искусство открывает мир.
Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства.
Художественный материал:
Музыка
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).
Литература
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;
X. К. Андерсен. «Соловей».
Живопись
Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого;
И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна.
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение)
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.
Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.
§3
4
1
Искусства различны, тема едина.
Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).
Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).
Литература
А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...»
Живопись
А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».
Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.
Выявлять связи между музыкой,
литературой и изобразительным искусством на уровне темы.
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме.
§4
Раздел 2: «Музыка и литература».
5
1
Два великих начала искусства.
Слово и музыка – могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...»;
Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь». Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание).
«Веселый мельник», американская народная песня (пение).
Живопись
Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.
Исследовать значение литературы
для воплощения музыкальных образов.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки
и литературы.
Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.
§5
6
1
«Стань музыкою, слово!»
Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта). Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).
Музыкальный материал:
В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть, фрагмент; П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, фрагмент
(слушание).
«Веснянка», украинская народная песня (пение)/
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.
Исследовать значение литературы
для воплощения музыкальных образов.
Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.
Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.
§6
7
1
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла
«Детская» М. Мусоргского).
Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.
Музыкальный материал:
М. Мусоргский, «Кот Матрос», из вокального цикла «Детская» (слушание). «Веселый мельник», «Веснянка» (пение).
Исследовать значение литературы
для воплощения музыкальных образов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
Ставить учебные цели, выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.
§7
8
1
Заключительный урок по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка»
Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.
Игра .
Контролировать и оценивать свою деятельность.
Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
9
1
Песня – верный спутник человека.
Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю. Нагибина и В. Астафьева).
Художественный материал:
Литература
Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, « Последний поклон», фрагмент.
Музыка
В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?» (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня» (пение).
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра).
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей), развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
§8
10
1
Мир русской песни
О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И. Козлова).
Художественный материал:
Музыка
русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон» (слушание). А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).
Живопись
И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».
специфические черты
русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.
Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.
Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, договариваться, находить общее решение в коллективной музыкально-
творческой деятельности.
§9
11
1
Песни народов мира.
Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения.
Музыкальный материал:
Польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).
Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).
Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.
Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Находить ассоциативные связи
между художественными образами
музыки и другими видами искусства.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.
§10
12
1
Романса трепетные звуки.
Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); Живопись
И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Находить ассоциативные связи
между художественными образами
литературы и музыки.
Раскрывать особенности музыкального воплощения.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
§11
13
1
Мир человеческих чувств.
Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).
М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (пение).
Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.
Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений искусства к изучаемой теме.
§12
14
1
Народная хоровая музыка.
Хоровая музыка в храме.
Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.
Художественный материал:
Музыка
Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» (слушание).
Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).
Живопись
К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».
Изучать специфические черты
русской народной музыки.
Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки,
Формулировать проблему, задавать вопросы, оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
§13
15
1
Что может изображать хоровая музыка.
Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.
Музыкальный материал:
Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание).
Канон «С весёлой песней» (пение)/
Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
§14
16
1
Заключительный урок 1 полугодия.
Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».
Повторение пройденного музыкального материала. Пение: по выбору учащихся.
Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.
Повторить темы.
17
1
Самый значительный жанр вокальной музыки
Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка (слушание).
М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение).
Живопись
А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора».
Исследовать значение литературы
и изобразительного искусства для
воплощения музыкальных образов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы
и изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.
Сотрудничать со сверстниками
в процессе исполнения высокохудожественных произведений.
§15
18
1
Из чего состоит опера.
Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).
С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).
Живопись
А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка», Н. Рерих, «Сеча при Керженце».
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Наблюдать за развитием одного
или нескольких образов в музыке.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.
Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.
§16
19
1
Единство музыки и танца.
Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор (слушание).
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).
Живопись
С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане».
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.
Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное,
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении.
§17
20
1
«Русские сезоны» в Париже.
«Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.
Художественный материал:
Музыка
И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).
Живопись
Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Воспринимать разные по смыслу
музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа
(танцевальная импровизация).
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения,
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности
§18
21
1
Музыкальность слова.
Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя.
Художественный материал:
Музыка
М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер» (пение).
Литература
А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент.
Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
Расширить опыт адекватного восприятия устной речи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.
§19
22
1
Музыкальные сюжеты в литературе.
Художественный материал:
Музыка
К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).
Литература
И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».
Исследовать значение музыки
для воплощения литературных
образов и наоборот.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека.
Сотрудничать со сверстниками
в процессе исполнения высокохудожественных произведений,
высказывать свои впечатления прослушанных произведениях искусства, оценивать их.
§20
23
1
Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина и др.. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.
Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу интонации.
Передавать в музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. Воплощать различные по смыслу интонации в творческой деятельности. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.
Повт темы.
Раздел 2: «Музыка и изобразительное искусство».
24
1
Живописность искусства.
Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты.
Художественный материал:
Музыка
С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо» (слушание).
Г. Струве, «Весёлое эхо» (пение).
Живопись
И.Грабарь, «Иней»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах».
Поэзия
А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».
Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать
их в исполнении.
Высказывать личностно-оценочные суждения о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
§21
25
1
«Музыка – сестра живописи».
«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).
Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).
Живопись
К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.
Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки
и живописи.
Выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение, самостоятельно решать творческие задачи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
§22
26
1
Может ли музыка выразить характер человека?
Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:
Музыка
М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).
Живопись
Н. Репин, «Протодьякон».
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки видов искусства.
Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные
интонации в процессе слушания музыки.
Работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения, самостоятельно решать творческие задачи.
§23
27
1
Образы природы в творчестве музыкантов.
Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная» (слушание).
В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей» (пение).
Живопись
В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли».
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки
и изобразительного искусства.
Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные про-
изведения к изучаемой теме.
Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация)
Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме,
сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
§24
28
1
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.
Художественный материал:
Музыка
М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).
Р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).
Живопись
В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».
Понимать характерные черты
музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Воспринимать внутренние связи
между музыкой и изобразительным искусством.
Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения.
§25
29
1
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках.
Художественный материал:
Музыка
Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик (слушание).
С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт» (пение).
Живопись
Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко».
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.
Понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы.
Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, импровизировать в соответствии со зрительным или литературным образом.
§26
30
1
Сказочные герои в музыке.
Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов.
Художественный материал:
Музыка
И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках» (слушание).
А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник» (пение).
Живопись
А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы.
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Ориентироваться в специфике
выразительных средств музыки.
Выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, .сотрудничать со сверстниками.
§27
31
1
Тема богатырей в музыке.
Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.
Художественный материал:
Музыка
М. Мусоргский, «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).
Былина о Добрыне Никитиче (пение).
Живопись
В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.
§28
32
1
Что такое
музыкальность
в живописи
Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.
Художественный материал:
Музыка
Ф. Торрес, «Danza Alta» (слушание).
В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Живопись
Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы»; М. Пепейн, «Придворный бал».
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством.
Устанавливать ассоциативные
связи между художественными образами музыки и искусства.
Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.
§29
33
1
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.
Художественный материал:
Музыка
П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Живопись
Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
Исследовать значение изобрази-
тельного искусства для воплощения
музыкальных образов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобрази-
тельного искусства.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.
§30
34
1
Заключительный урок года.
Обобщение по теме «Музыка и другие виды искусства». Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.
Музыкальный материал
Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
Различать характерные признаки видов искусства.
Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника.
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.
Осознавать и рассказывать о влиянии искусства на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.