1 | Что роднит музыку с литературой | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать Романс. Песня. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения. | Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке. Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем. | Устный опрос Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии | Личностные Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами. Предметные Работа с разными источниками информации. Метапредметные Выявление многосторонних связей музыки и литературы. | 5Б 02.09 |
5АВГ 02.09 |
2 | Вокальная музыка | Комбинированный урок | Знать понятия Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические, заклички. | Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста». | Работа с отрывком из рассказа В. Белова (с.10) | Предметные Воспитание любви и уважения к родному краю. Метапредметные Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей. Личностные Разыграть одну из песен с одноклассниками, сочетая пение с выразительными движениями. | 5Б 03.09 |
5АВГ 07.09 |
3 | Образ Отчизны в лирических песнях | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки. | Характерные музыкальные особенности жанров русских народных песен. Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картины. Дискуссия по теме: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» (Д.Лихачев). | Работа со справочной литературой, интернет ресурсами. | Предметные Воспитание любви и уважения к родному краю. Метапредметные Умение осуществлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. Личностные Чувство гордости за Россию и российский народ. | 5Б 09.09 |
5АВГ 09.09 |
4 | Жанры русских народных песен | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Уметь напевать народные песни | Дальнейшее углубление темы «Вокальная музыка»: знакомство с различными жанрами русской народной песни, формирование необходимых вокально-хоровых навыков. | Разучивание различных народных песен, связанные с различными сторонами общественного быта | Предметные Представление о миропонимании и верованиях народа Метапредметные Интерпретация содержания музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Личностные Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 5Б 10.09 |
5АВГ 14.09 |
5 | Камерное вокальное произведение. Романс | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, дуэт музыкальная картина определение: камерная музыка. | Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов. Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста». | Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте» и выполнить задания с.16 | Предметные Воспитание любви и уважения к родному краю. Метапредметные Передавать свои впечатления в узкой форме Личностные Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение? | 5Б 16.09 |
5АВГ 16.09 |
6 | Фольклор в музыке русских композиторов. А. Лядов. «Кикимора» | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать/понимать: народное сказание; симфоническая миниатюра | Определение симфонической миниатюры. Народное сказание – литературная первооснова произведения. Предугадывание музыкальных характеристик персонажей и основных приемов развития музыки по методу «Сочинение сочиненного», сравнение с музыкальными характеристиками А.К.Лядова при прослушивании музыки. Изобразительные импровизации главных персонажей сказания. | Слушать «Кикимору» А.Лядова. Прочитать волшебную сказку, подобрать к ней музыкальный ряд. | Предметные Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. Метапредметные Обогащение индивидуального музыкального опыта. Личностные Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости. | 5Б 17.09 |
5АВГ 21.09 |
7 | Фольклор в музыке русских композиторов. Н. Римский-Корсаков «Шехеразада». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Знать/понимать: программная музыка; симфоническая сюита | Характерные особенности программной музыки. Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения. Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады. | Слушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова. Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки. | Предметные Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. Метапредметные Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью. Личностные Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных. | 5Б 23.09 |
5АВГ 23.09 |
8 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Урок закрепления нового материала. | Знать/понимать:вокализ; песня без слов; баркарола | Определение романса, дуэта. Пластическое интонирование на текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете». Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного». | Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте» и выполнить задания с.16 | Предметные Воспитание любви и уважения к родному краю. Метапредметные Передавать свои впечатления в узкой форме Личностные Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение? | 5Б 24.09 |
5АВГ 28.09 |
9 | Вторая жизнь песни. На примерах музыки П. Чайковского и Э. Грига | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать:интерпретация; обработка | Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора. Джазовые обработки классической музыки. | Текущий - письменный. Тест Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. | Предметные Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки. Метапредметные Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Личностные Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни. | 5Б 30.09 |
5АВГ 30.09 |
10 | Вторая жизнь песни. Г. Свиридов. Симфония-действо «Перезвоны» | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Знать/понимать:программная симфония; Симфония-действо | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. | Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва». | Предметные Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. Метапредметные Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Личностные Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление. | 5Б 01.10 |
5АВГ 05.10 |
11 | Тема родины в творчестве писателей и музыкантов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать: кантата; струнные инструменты; челеста | Определение кантаты. Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста». Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений. Интонационно-образный анализ по вопросам учебника. | Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Поэтические страницы». | Предметные Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. Метапредметные Выделять отдельные признаки предмета и объединить по общему признаку. Личностные Передавать музыкальные впечатления на основе приобретённых знаний. | 5Б 07.10 |
5АВГ 07.10 |
12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Комбинированный урок. | Знать/понимать: лирическое стихотворение; Жанры фортепьянной музыки; серенада для струнного оркестра; контраст; интонация | Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема». Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста». Размышления о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена». | Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере». | Предметные Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов. Метапредметные Определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. Личностные Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | 5Б 08.10 |
5АВГ 12.10 |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать:опера; либретто; ария; песня; музыкальный портрет | Повторение оперных терминов: либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль. Повторение либретто оперы и музыкальных характеристик главных героев. Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картин. Определить музыкальные портреты каждого гостя, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста». | Выполнить задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила» М.Глинки. Прослушать песни Садко и «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко» | Предметные Более подробно ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) Метапредметные Выявлять характерные особенности оперы. Личностные Структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. | 5Б 14.10 |
5АВГ 14.10 |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать: белеет; развитие музыки; симфоническое развитие | Повторение либретто балета. Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста». Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами. Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке. | Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет» Спящая красавица» | Предметные Подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев) Метапредметные Выявлять характерные особенности балета. Личностные Структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. | 5Б 15.10 |
5АВГ 19.10 |
15 | Музыка в театре, кино и на телевидении | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать: литературный сценарий; Музыкальный фильм | Музыка – неотъемлемая часть произведений киноискусства. Динамика развития музыкального кинообраза. | Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей, фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь. | Предметные Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Метапредметные Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр, кино, телепередачи Личностные Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. | 5Б 21.10 |
5АВГ 21.10 |
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать: мюзикл | Знакомство с либретто мюзикла. Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла. | Прослушать фрагменты из мюзикла:» Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек» | Предметные Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, Метапредметные Выявлять характерные особенности мюзикла. Личностные Формировать уважение к различным музыкальным произведениям. | 5Б 22.10 |
5АВГ 26.10 |
17 | Мир композитора | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Знать: национальность и фамилии композиторов; угадывать на портретах | Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей. | Текущий - письменный. Тест Научиться понимать мировоззрение композитора. | Предметные Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. Личностные Формировать уважение к личности композитора. | 5Б 28.10 |
5АВГ 28.10 |
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать: связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки. Уметь: вслушиваться в музыку, представлять живописный образ, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. | Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм - ритм, форма – композиция, гармония, тембр – цвет, колорит, гамма, тон; фактура – штрих, мазок; темп – статика-динамика. Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д. Сопоставление музыкальных и художественных образов. Выявление стилистических особенностей музыки Рахманинова С.В. | Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. | Предметные Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства. Метапредметные Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам Личностные Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | 5Б 29.10 |
5АВГ 09.11 |
19 | Музыка в произведениях изобразительного искусства (Алеев стр.168-178) | Комбинированный урок. | Знать/понимать: связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки. Уметь: вслушиваться в музыку, представлять живописный образ, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. | Изображение музыкантов и музыкальных инструментов - как отражение эпохи. А так же взгляд художника на композиторов со стороны: их внутреннее состояние духа, на силу творческой энергии | Рассмотреть картины и определить темы и связь между ними. Рассуждать о музыкальности в портретном изображении | Предметные Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства. Метапредметные Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам Личностные Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | 5Б 11.11 |
5АВГ 11.11 |
20 | Небесное и земное в звуках и красках | Комбинированный урок. | Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция. | Повторение определений «а капелла, хор, солист». Сопоставление музыки русских и зарубежных композиторов на основе интонационно-стилевого анализа. Сопоставление музыкальных и художественных образов. | Найти в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям. | Предметные Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. Метапредметные Умение осуществлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. Личностные Адекватно оценивать явления музыкальной культуры; эмоционально выражать свои впечатления о музыке | 5Б 12.11 |
5АВГ 16.11 |
21 | Звать через прошлое к настоящему | Урок закрепления нового материала. | Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. | О определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы. Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты. Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции. Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем. Метод «сочинение сочиненного»: самостоятельный отбор музыкальных тем для финала кантаты. Дискуссия на тему «Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему?» | Найти в Интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества. | Предметные Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Метапредметные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Личностные Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям. | 5Б 18.11 |
5АВГ 18.11 |
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет» | Урок обобщения и систематизации знаний. | Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве. Композитор Ф.Шуберт, его творчество. Уметь: Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений. Узнавать на слух. | Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. | Текущий - письменный. Тест Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают особенности композиции романса, картины? | Предметные Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?» Метапредметные Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Личностные Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям. | 5Б 19.11 |
5АВГ 23.11 |
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Дыхание русской песенности | Урок обобщения и систематизации знаний. | Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. | Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников? Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам. Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения. Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В. Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения. Сравнение настроения романса с картинами Д.Бурлюка «Пейзаж» и А.Рылова «Буйный ветер». Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы. | Вспомнить музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спеть их главные темы. Сравнить выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску , динамику, форму, которые усиливают контраст этих двух образов. | Предметные Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта) Метапредметные Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Личностные Формировать уважение к личности композитора. | 5Б 25.11 |
5АВГ 25.11 |
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | Комбинированныйурок. | Знать/понимать:. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова.. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения | Определение жанра концертной симфонии. Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов. Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента. Определение сходства и различия художественного воплощения образов фресковой живописи и в музыке. | Выполнить в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…». | Предметные Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. Метапредметные Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархии. | 5Б 26.11 |
5АВГ 30.11 |
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Урок обобщения и систематизации знаний. | Знать/понимать: уровень триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей. Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки; | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки. Сравнение картин и музыкальных фрагментов на основе метода «сходства и различия».Понятия интерпретация, трактовка, версия, обработка. Что сохранили композиторы, а что подвергли изменению? В какой форме написаны произведения? Какая из версий ближе к образу, созданному Паганини? | Найти в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. Выполните задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок». | Предметные Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников. Метапредметные Самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Личностные. Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. | 5Б 02.12 |
5АВГ 02.12 |
|
26 | Дирижеры мира | Комбинированный урок. | Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, роль групп симфонического оркестра, Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности. | Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов. Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности. Интонационно-образный анализ произведений. | Посмотреть по телевизору выступление симфонического оркестра. Понаблюдать за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки? | Предметные Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. Метапредметные Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Личностные Формировать уважение к личности дирижёра. | 5Б 03.12 |
5АВГ 07.12 |
27 | Образы борьбы и победы в искусстве | Комбинированный урок. | Знать/понимать: роль групп сим-фонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации. Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности. | Образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки. Размышление на тему: Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? | Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр - единое целое». | Предметные Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. Метапредметные Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Личностные Формировать уважение к личности композитора. | 5Б 09.12 |
5АВГ 09.12 |
28 | Застывшая музыка в архитектуре | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать: понятие – полифония. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произведений с произведениями других видов искусств. Подбор музыкальных произведений, созвучных образному строю репродукций. Определение характерных особенностей музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа. | Объяснить смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…». | Предметные Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. Метапредметные Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Личностные Формирование и уважение к различным видам искусства. | 5Б 10.12 |
5АВГ 14.12 |
29 | Полифония в музыке и живописи | Урок обобщения и систематизации знаний. | Знать/понимать: понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств. Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения)? | Слушайть органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает? | Предметные Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой Метапредметные Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Личностные Формировать уважение к личности композитора. | 5Б 16.12 |
5АВГ 16.12 |
30 | Музыка на мольберте | Комбинированный урок | Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы, творчество М.Чюрлёниса. Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу. | Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса. Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы. Определение образов и жанровой основы народной музыки. Подбор картин, созвучных образному строю. Вывод об общности образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии М.Чюрлениса. | Рассмотреть картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них? | Предметные Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса Метапредметные самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Личностные Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику. | 5Б 17.12 |
5АВГ 21.12 |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать: особенности импрессионизма; творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. | Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи. Анализ цветового колорита, композиции. Сравнение выразительных средств музыки на основе метода «тождества и контраста». Сравнение, определение образов, жанровых особенностей на основе метода «тождества и контраста». Сравнение с «детской» музыкой П.И.Чайковского, С.Прокофьева. | Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку». | Предметные Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси. Метапредметные работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личностные Формирование и уважение к личности композитора. | 5Б 23.12 |
5АВГ 23.12 |
32 | Мимолетности. Миниатюра в музыке | Комбинированный урок. | Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. | Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева. Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла. Сравнение различных исполнительских трактовок. | Выполнить задания в творческой тетради на развороте | Предметные Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия его творчества. Метапредметные Осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. Личностные Формирование уважения личности композитора. | 5Б 24.12 |
|