kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование учебного материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование учебного материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование учебного материала»

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор гимназии Зам. дир. по УВР Руководитель кафедры

Черемисина Н.П. Самарина С.Ю. Фролова И.И.

«___»____________20___г. «___»____________20___г. «___»____________20___г.



Календарно-тематическое планирование учебного материала

на 2015/2016 учебный год


Предмет: музыка


Классы: 5А;Б;В;Г


Учитель: Морскова А.А.


Количество часов: всего за год 32 часа, в неделю 1 час


Плановых контрольных уроков _____, зачетов ______, тестов 4


Планирование составлено на основе программы по музыке для общеобразовательных учреждений 5-6 кл. (Автор программы «Музыка» для 5-6 классов» – Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская; Москва «Просвещение» 2012 год.)

УМК: Учебник «Музыка» 5 класс, творческая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, ОМС; пособие для учителя.




Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы содержания



Формы контроля

УУД




Дата

1

Что роднит музыку с литературой

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Знать Романс. Песня. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения.

Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке.

Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем.

Устный опрос Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии

Личностные Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами.

Предметные Работа с разными источниками информации.

Метапредметные Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

02.09

5АВГ


02.09

2

Вокальная музыка

Комбинированный урок

Знать понятия Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические, заклички.

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

Работа с отрывком из рассказа В. Белова (с.10)

Предметные Воспитание любви и уважения к родному краю.

Метапредметные Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Личностные Разыграть одну из песен с одноклассниками, сочетая пение с выразительными движениями.


03.09


5АВГ


07.09

3

Образ Отчизны в лирических песнях

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.


Характерные музыкальные особенности жанров русских народных песен.

Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картины.

Дискуссия по теме: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» (Д.Лихачев).

Работа со справочной литературой, интернет ресурсами.

Предметные Воспитание любви и уважения к родному краю.

Метапредметные Умение осуществлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.

Личностные Чувство гордости за Россию и российский народ.


09.09

5АВГ



09.09

4

Жанры русских народных песен

Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Уметь напевать народные песни

Дальнейшее углубление темы «Вокальная музыка»: знакомство с различными жанрами русской народной песни, формирование необходимых вокально-хоровых навыков.

Разучивание различных народных песен, связанные с различными сторонами общественного быта

Предметные Представление о миропонимании и верованиях народа

Метапредметные Интерпретация содержания музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Личностные Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


10.09

5АВГ


14.09

5

Камерное вокальное произведение. Романс

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся


Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс,

дуэт

музыкальная картина

определение: камерная музыка.


Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов.

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте» и выполнить задания с.16

Предметные Воспитание любви и уважения к родному краю.

Метапредметные Передавать свои впечатления в узкой форме

Личностные Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?


16.09

5АВГ


16.09

6

Фольклор в музыке русских композиторов. А. Лядов. «Кикимора»

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать/понимать: народное сказание;

симфоническая миниатюра

Определение симфонической миниатюры. Народное сказание – литературная первооснова произведения.

Предугадывание музыкальных характеристик персонажей и основных приемов развития музыки по методу «Сочинение сочиненного», сравнение с музыкальными характеристиками А.К.Лядова при прослушивании музыки.

Изобразительные импровизации главных персонажей сказания.

Слушать «Кикимору» А.Лядова. Прочитать волшебную сказку, подобрать к ней музыкальный ряд.

Предметные Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Метапредметные Обогащение индивидуального музыкального опыта.

Личностные Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.


17.09

5АВГ


21.09

7

Фольклор в музыке русских композиторов.

Н. Римский-Корсаков «Шехеразада».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать/понимать: программная музыка;

симфоническая сюита

Характерные особенности программной музыки.

Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения.

Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады.


Слушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.

Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки.

Предметные Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Метапредметные Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью.

Личностные Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных.


23.09

5АВГ


23.09

8

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Урок закрепления нового материала.

Знать/понимать:вокализ;

песня без слов;

баркарола

Определение романса, дуэта. Пластическое интонирование на текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете».

Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного».

Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте» и выполнить задания с.16

Предметные Воспитание любви и уважения к родному краю.

Метапредметные Передавать свои впечатления в узкой форме

Личностные Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?


24.09

5АВГ


28.09

9

Вторая жизнь песни. На примерах музыки П. Чайковского и Э. Грига

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знать/понимать:интерпретация;

обработка

Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора.

Джазовые обработки классической музыки.

Текущий - письменный. Тест


Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов.

Предметные Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки.

Метапредметные Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Личностные Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.


30.09

5АВГ


30.09

10

Вторая жизнь песни. Г. Свиридов. Симфония-действо «Перезвоны»


Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Знать/понимать:программная симфония;

Симфония-действо

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.


Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».

Предметные Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

Метапредметные Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Личностные Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление.


01.10

5АВГ


05.10

11

Тема родины в творчестве писателей и музыкантов


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать/понимать: кантата; струнные инструменты;

челеста

Определение кантаты.

Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста».

Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.

Интонационно-образный анализ по вопросам учебника.

Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Поэтические страницы».

Предметные Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

Метапредметные Выделять отдельные признаки предмета и объединить по общему признаку.

Личностные Передавать музыкальные впечатления на основе приобретённых знаний.


07.10

5АВГ


07.10

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах


Комбинированный урок.

Знать/понимать: лирическое стихотворение;

Жанры фортепьянной музыки;

серенада для струнного оркестра;

контраст;

интонация

Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема».

Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста».

Размышления о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена».

Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

Предметные Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов.

Метапредметные Определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.

Личностные Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

08.10

5АВГ


12.10

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знать/понимать:опера;

либретто;

ария;

песня;

музыкальный портрет

Повторение оперных терминов: либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Повторение либретто оперы и музыкальных характеристик главных героев.

Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картин.

Определить музыкальные портреты каждого гостя, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Выполнить задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила» М.Глинки.

Прослушать песни Садко и «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко»

Предметные Более подробно ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)

Метапредметные Выявлять характерные особенности оперы.

Личностные Структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.


14.10

5АВГ

14.10

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знать/понимать: белеет;

развитие музыки;

симфоническое развитие

Повторение либретто балета. Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами.

Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке.

Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет» Спящая красавица»

Предметные Подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

Метапредметные Выявлять характерные особенности балета.

Личностные Структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.


15.10

5АВГ

19.10

15

Музыка в театре, кино и на телевидении

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знать/понимать: литературный сценарий;

Музыкальный фильм

Музыка – неотъемлемая часть произведений киноискусства. Динамика развития музыкального кинообраза.

Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей, фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь.

Предметные Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Метапредметные Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр,

кино, телепередачи

Личностные Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.


21.10

5АВГ

21.10

16

Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знать/понимать: мюзикл

Знакомство с либретто мюзикла.

Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.

Прослушать фрагменты из мюзикла:» Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек»

Предметные Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера,

Метапредметные Выявлять характерные особенности мюзикла.

Личностные Формировать уважение к различным музыкальным произведениям.


22.10

5АВГ

26.10

17

Мир композитора

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Знать: национальность и фамилии композиторов;

угадывать на портретах

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Текущий - письменный. Тест


Научиться понимать мировоззрение композитора.

Предметные Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

Личностные Формировать уважение к личности композитора.


28.10

5АВГ


28.10

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Знать/понимать: связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку, представлять живописный образ, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм - ритм, форма – композиция, гармония, тембр – цвет, колорит, гамма, тон; фактура – штрих, мазок; темп – статика-динамика.

Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д.

Сопоставление музыкальных и художественных образов. Выявление стилистических особенностей музыки Рахманинова С.В.

Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

Предметные Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства.

Метапредметные Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам

Личностные Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.


29.10

5АВГ


09.11

19

Музыка в произведениях изобразительного искусства

(Алеев стр.168-178)

Комбинированный урок.

Знать/понимать: связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку, представлять живописный образ, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Изображение музыкантов и музыкальных инструментов - как отражение эпохи. А так же взгляд художника на композиторов со стороны: их внутреннее состояние духа, на силу творческой энергии

Рассмотреть картины и определить темы и связь между ними. Рассуждать о музыкальности в портретном изображении

Предметные Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства.

Метапредметные Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам

Личностные Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.


11.11

5АВГ


11.11

20

Небесное и земное в звуках и красках

Комбинированный урок.

Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.

Повторение определений «а капелла, хор, солист». Сопоставление музыки русских и зарубежных композиторов на основе интонационно-стилевого анализа.

Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Найти в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям.

Предметные Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Метапредметные Умение осуществлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.

Личностные Адекватно оценивать явления музыкальной культуры;

эмоционально выражать свои впечатления о музыке


12.11

5АВГ


16.11

21

Звать через прошлое к настоящему

Урок закрепления нового материала.

Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

О определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы.

Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты.

Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции.

Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем.

Метод «сочинение сочиненного»: самостоятельный отбор музыкальных тем для финала кантаты.

Дискуссия на тему «Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему?»

Найти в Интернете

пословицы и поговорки о защитниках Отечества.

Предметные Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Метапредметные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Личностные Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям.


18.11

5АВГ


18.11

22

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет»

Урок обобщения и систематизации знаний.


Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве. Композитор Ф.Шуберт, его творчество.

Уметь:

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений. Узнавать на слух.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Текущий - письменный. Тест


Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают особенности композиции романса, картины?

Предметные Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»

Метапредметные Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Личностные Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям.


19.11

5АВГ


23.11

23

Музыкальная живопись и живописная музыка. Дыхание русской песенности

Урок обобщения и систематизации знаний.


Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.


Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников?

Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам.

Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения.

Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В.

Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения.

Сравнение настроения романса с картинами Д.Бурлюка «Пейзаж» и А.Рылова «Буйный ветер».

Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы.

Вспомнить музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спеть их главные темы. Сравнить выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску , динамику, форму, которые усиливают контраст этих двух образов.

Предметные Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)

Метапредметные Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Личностные Формировать уважение к личности композитора.



25.11

5АВГ


25.11

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Комбинированныйурок.

Знать/понимать:. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова.. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения

Определение жанра концертной симфонии.

Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов.

Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента.

Определение сходства и различия художественного воплощения образов фресковой живописи и в музыке.

Выполнить в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…».

Предметные Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

Метапредметные Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархии.



26.11

5АВГ


30.11

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Урок обобщения и систематизации знаний.


Знать/понимать: уровень триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки.

Сравнение картин и музыкальных фрагментов на основе метода «сходства и различия».Понятия интерпретация, трактовка, версия, обработка.

Что сохранили композиторы, а что подвергли изменению?

В какой форме написаны произведения?

Какая из версий ближе к образу, созданному Паганини?

Найти в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. Выполните задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок».

Предметные Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

Метапредметные Самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Личностные. Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.



02.12

5АВГ


02.12


26

Дирижеры мира

Комбинированный урок.

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, роль групп симфонического оркестра,

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов.

Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности.

Интонационно-образный анализ произведений.

Посмотреть по телевизору выступление симфонического оркестра. Понаблюдать за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки?

Предметные Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

Метапредметные Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Личностные Формировать уважение к личности дирижёра.


03.12

5АВГ


07.12

27

Образы борьбы и победы в искусстве

Комбинированный урок.

Знать/понимать: роль групп сим-фонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

Образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки.

Размышление на тему: Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр - единое целое».

Предметные Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

Метапредметные Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Личностные Формировать уважение к личности композитора.


09.12

5АВГ


09.12

28

Застывшая музыка в архитектуре

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать/понимать: понятие – полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произведений с произведениями других видов искусств.

Подбор музыкальных произведений, созвучных образному строю репродукций. Определение характерных особенностей музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа.

Объяснить смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…».

Предметные Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

Метапредметные Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Личностные Формирование и уважение к различным видам искусства.


10.12

5АВГ


14.12

29

Полифония в музыке и живописи

Урок обобщения и систематизации знаний.


Знать/понимать: понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.

Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения)?

Слушайть органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает?

Предметные Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

Метапредметные Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Личностные Формировать уважение к личности композитора.


16.12

5АВГ


16.12

30

Музыка на мольберте

Комбинированный урок

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы, творчество М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.


Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса.

Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.

Определение образов и жанровой основы народной музыки.

Подбор картин, созвучных образному строю.

Вывод об общности образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии М.Чюрлениса.

Рассмотреть картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?

Предметные Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

Метапредметные самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Личностные Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику.


17.12


5АВГ


21.12


31

Импрессионизм в музыке и живописи

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать/понимать: особенности импрессионизма; творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Анализ цветового колорита, композиции.

Сравнение выразительных средств музыки на основе метода «тождества и контраста».

Сравнение, определение образов, жанровых особенностей на основе метода «тождества и контраста».

Сравнение с «детской» музыкой П.И.Чайковского, С.Прокофьева.

Выполнить задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку».

Предметные Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

Метапредметные работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные Формирование и уважение к личности композитора.


23.12

5АВГ


23.12

32

Мимолетности. Миниатюра в музыке

Комбинированный урок.

Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева.

Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла.

Сравнение различных исполнительских трактовок.

Выполнить задания в творческой тетради на развороте

Предметные Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия его творчества.

Метапредметные Осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Личностные Формирование уважения личности композитора.

24.12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование учебного материала

Автор: Морскова Алла Анатольевна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства