№ п/п | № урока | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Задания для учащихся | Формы контроля |
Специальные | Общеучебные |
1 раздел: “ Мир образов вокальной и инструментальной музыки ” |
1. | 1. | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | 05.09 (6А, 6Б) 04.09 (6В) | Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Уметь: Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез. Умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы. Формирование у учащихся представлений о художественной картине мира; Овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа; Обобщение получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; Формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами; Приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации. Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует: - овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; - определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; - совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. - расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; - совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; | Стр. 6-7 | Устный опрос. |
2. | 2. | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | 1 | 12.09 (6А, 6Б) 11.09 (6В) | Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Знать известные русские романсы. Понимать специфику и особенности романса ( лирический, драматический, эпический). Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. | Стр. 8-13 | Устный опрос. |
3. | 3. | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея. | 2 | 19.09 (6А,6Б) 18.09 (6В) | Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки. Уметь определять музыкальные формы романса. | Стр.14-19 | Устный опрос. |
4. | 4. | 26.09(6А, 6Б) 25.09 (6В) | Стр.20-23 | Устный опрос. |
5. | 5. | «Уноси мое сердце в звенящую даль…». | 1 | 03.10 | Знать/понимать: Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский - Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | Стр. 24-25 | Устный опрос. Рисунок. |
6. | 6. | Музыкальный образ и мас-терство испол-нителя. | 1 | 17.10 | Знать/понимать: термины ария, песня, речитатив, рондо, бас. Творчество известного великого русского певца Ф.Шаляпина. Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Стр. 26-29 | Устный опрос. |
7. | 7. | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов. | 1 | 24.10. | Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных). Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. | Стр. 30-37 | Устный опрос. Практика. |
8. | 8. | Образы песен зарубежных ком-позиторов. Ис-кусство прекра-сного пения. | 1 | 07.11 | Знать/понимать: известных исполнителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусства в создании единого образа. | Стр. 38-39 | Тест. Практика. |
9. | 9. | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». | 1 | 14.11 | Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада. Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме. | Стр. 40-47 | Устный опрос. |
10. | 10. | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | 21.11 | Знать/понимать: особенности народного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная или духовная. | Стр. 48-53 | Устный опрос. Практика. |
11. | 11. | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1 | 28.11. | Знать/понимать: особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Творчество композитора М.Березовского. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная, религиозная. | Стр. 54-57 | Устный опрос. |
12. | 12. | «Фрески Софии Киевской». | 1 | 05.12. | Знать/понимать: какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусства в создании единого образа на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. | Стр. 58-61 | Устный опрос. Рисунок. |
13. | 13. | «Перезвоны» Молитва. | 1 | 12.12 | Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Стр. 62-65 | Устный опрос. Отзыв. |
14. | 14. | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. | 2 | 19.12. | Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Стр. 66-67 | Устный опрос. |
15. | 15. | 26.12 | Стр. 68-71 | Устный опрос. Практика. |
16. | 16. | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бура-на». | 1 | 16.01 | Знать/понимать: особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония. Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки. | Стр. 72-79 | Устный опрос. Оформление афиши. |
17. | 17. | Авторская музыка: прошлое и настоящее. | 1 | 23.01. | Знать/понимать: определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни. Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. | Стр. 80-87 | Устный опрос. Беседа. |
2 раздел “ Мир образов камерной и симфонической музыки ” |
18. | 18. | Джаз – искусство 20 века. | 1 | 30.01 | Знать/понимать: истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен. | Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез. Умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы. Формирование у учащихся представлений о художественной картине мира; Овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа; Обобщение получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; Формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами; Приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации. Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует: - овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; - определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; - совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. - расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; - совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем. | Стр.88-93 | Устный опрос. Беседа. |
19. | 19. | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | 06.02 | Знать/понимать: что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки. Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Стр.96-97 | Устный опрос. |
20. | 20. | Образы камерной музыки. | 1 | 13.02. | Знать/понимать: жанры камерной музыки: инструментальная баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация. Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора. | Стр. 98-101 | Устный опрос. |
21. | 21. | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | 20.02 | Знать/понимать: что баллада один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен. Понятия: ноктюрн, квартет, повтор, контраст, вариационность. Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора. | Стр.102-103 | Устный опрос. |
22. | 22. | Инструменталь-ный концерт. «Итальянский концерт». | 1 | 27.02 | Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальный концерт, особенности стиля барокко. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музы-кальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Стр.108-113 | Устный опрос. |
23. | 23. | «Космический пейзаж». Картинная галерея. | 1 | 06.03 | Знать/понимать: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор. Творчество композиторов 20 века Ч.Айвза и Э.Артемьева. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Стр.114-119 | Устный опрос. Рисунок. |
24. | 24. | Образы сим-фонической му-зыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. | 2 | 13.03 | Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки. Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений. | Стр.120-125 | Устный опрос. Рисунок. |
25. | 25. | 20.03 | Стр.126-131 | Беседа. |
26. | 26. | Симфоническое развитие музы-кальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». | 2 | 03.04 | Знать/понимать: имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях. Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям. Уметь: осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | Стр.132-133 | Устный опрос. Отзыв о произведении. |
27. | 27. | 10.04 | Стр.134-137 | Тест. |
28. | 28. | Программная увертюра. Увер-тюра «Эгмонт». | 2 | 17.04 | Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры «Эгмонт». Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения. | Стр. 138-139 | Устный опрос. |
29. | 29. | 24.04 | Стр.140-141 | Устный опрос. |
30. | 30. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 2 | 08.05 | Знать/понимать: имена выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора. Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности. | Стр.142-149 | Устный опрос. |
31. | 31. | 15.05 | Стр. 148-149 | Устный опрос. |
32. | 32. | Мир музыкального театра. | 2 | 22.05 | Знать/понимать: имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений. Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. | Стр.150-155 | Беседа. |
33. | 33. | . | Стр. 156-159 | Тест. |
34 | 34. | Образы кино-музыки. Урок-обобщение. | 1 | | Знать/понимать: Знать имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский, Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн и их произведения. Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время. | Стр.160-165 | Беседа. Тест. Игра. |
10.10 – больничный лист, 31.10 – каникулярное время. Темы пройдены: Мир музыкального театра – два урока объединены в один, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - два урока объединены в один.