kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игорь Фёдорович Стравинский балет «Петрушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель:      1  Знакомство с творчеством выдающегося русского композитора                         Игоря Федоровича Стравинского.                                                                2  Развитие творческих способностей и умение, анализировать                    сравнивать, проявлять интерес к одному из ярких произведений                 И.Ф. Стравинского балету «Петрушка».                                                            3 Воспитание этетического вкуса, любовь и уважение к лучшим                     классическим образцам  музыкальной культуры.

Тип урока:          Изучение нового материала                                                     Оформление:     Портрет композитора, иллюстрации главных героев оперы, фрагмент музыкальной темы «Народное  гуляние на Масленой» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка», рисунки учащихся.                                    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игорь Фёдорович Стравинский балет «Петрушка» »

Открытый урок по музыке с применением технологии «Канбан» Тема: Игорь Фёдорович Стравинский балет «Петрушка».

Я считаю, что Стравинский – истинно русский композитор. Прошло шестьдесят лет со времени появления «Петрушки», но и ныне стихия народного празднества, гуляния, карнавала слита в нашем представлении с именем автора этого сочинения. От влияния «Петрушки» до сих пор не может отделаться ни один русский композитор, когда он сочиняет такого рода музыку. Д. Шостакович

Цель: 1 Знакомство с творчеством выдающегося русского композитора Игоря Федоровича Стравинского. 2 Развитие творческих способностей и умение, анализировать сравнивать, проявлять интерес к одному из ярких произведений И.Ф. Стравинского балету «Петрушка». 3 Воспитание этетического вкуса, любовь и уважение к лучшим классическим образцам музыкальной культуры.

Тип урока: Изучение нового материала Оформление: Портрет композитора, иллюстрации главных героев оперы, фрагмент музыкальной темы «Народное гуляние на Масленой» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка», рисунки учащихся. Оборудование: Фортепиано, магнитофон, иллюстрации.

Ход урока:

I Организационный момент: Приветствие, проверить готовность учащихся к уроку

II Учитель: Тема нашего урока Игорь Федорович Стравинский балет «Петрушка». Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающегося русского композитора И.Ф. Стравинского, с одним из ярких его героев Петрушкой, узнаем, что такое балет.

Класс делится на 4 группы, с каждой группы выходят по одному спикеру и представляют самостоятельно подготовленную информацию - презентацию - презентацию: о творчестве композитора, о балете, о персонаже Петрушка и содержание балета «Петрушка». За правильный ответ на вопрос ученики будут получать нотку.

1 ученик 1 группы: И.Ф. Стравинский (1882-1971) – выдающийся русский композитор. Родился недалеко от Петербурга в семье известного оперного артиста Ф.И. Стравинского. Благодаря профессии отца он с детства знал многие оперы, часто бывал в театре. С девяти лет начал заниматься фортепианной игрой. Ещё не умея записывать свои нотные мысли, он увлекался импровизацией. После окончания гимназии поступил в юридический факультет Петербургского университета. Его сокурсником был сын Римского-Корсакова, через него он вскоре познакомился с великим композитором Н.А. Римским-Корсаковым. Около трёх лет Стравинский учился у него композиции и инструментовке. Первые его сочинения для оркестра оказались яркими и красочными: «Фантастическое скерцо», «Фейерверг». Решающую роль в судьбе Стравинского сыграло его знакомство с С.П. Дягилевым. Дягилев предложил Стравинскому сочинить музыку к фантастическим балетам по мотивам народных сказок о Жар-Птице и Кащее Бессмертном. Так, в1910г. появился балет «Жар-Птица». Ровно через год , в Париже был поставлен второй балет «Петрушка». Сказочные сюжеты были любимы Стравинским с детства. В последствии они стали основой для нескольких музыкально-сценических произведений- «Байка про лису, петуха, кота и барана», «История о беглом солдате и чёрте», «Свадебка», произведение для голоса «Прибаутки», «Кошачьи колыбельные песни», балет «Весна священная» .

1 ученик 2 группы: Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (16в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, в опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное народное зрелище. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине 17в. Появляются новые театральные жанры, такие, как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства главных героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Дальнейшее развитие балета происходит в эпоху романтизма. Ещё в 30-е годы 18в. французская балерина Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от высоких каблуков, что позволило ей ввести а свой танец заноски. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались вставать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тольони.

1 ученик 3 группы: Петрушка – один из персонажей народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщёвых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка – это кукла - перчатка. Петрушка, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп». Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине 19 века, - достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с 17века. Русские кукольники использовали марионеток и петрушек. До 19 века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трёх рам, скреплённых скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик начинал общаться с публикой.

1 ученик 4 группы: Впервые премьера балета «Петушка» состоялась в Париже в 1911 году. Тогда главные роли Петрушки танцевали непревзойдённые Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. В своих воспоминаниях Стравинский так описывает возникновение сюжета балета: «Когда я сочинял музыку, у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи…» Так появился Петрушка - вечный несчастный народный герой всех ярмарок во всём мире. Сюжет балета был прост и непритязателен: место действия - ярмарка во время народного гуляния на масленицу: толпа, балаган, маленький театр, ожившие ярмарочные куклы. Стравинский обозначил своё произведение как «русские потешные сцены». В основе сюжета разворачивается классическая любовная драма трёх персонажей: скромного Петрушки, его богатого красивого соперника Арапа и бойкой, ветреной и недалёкой кокетки Балерины, оказывающей знаки внимания то одному, то другому. В результате развития линии любовного треугольника главный герой, отвергнутый возлюбленной, погибает. Петрушка оказался сломанной куклой, единственной в балете, у которого есть любящая и страдающая душа.

Выходят следующие представители групп и показывают творческое задание: 2 спикер 1-ой группы показывает кроссворд по творчеству И.Ф. Стравинского, 2 спикер 2-ой группы кроссворд по жанру балет, 2 спикер 3-ей группы рисунок «Что бы это значило» по персонажу Петрука, 2 спикер 4-ой группы ребус по балету «Петрушка». III Завершают цепочку каждый 3-ий спикер группы задавая вопрос 4-ым представителям каждой из групп, если он не сможет ответить на поставленный вопрос, ему помогает его команда.

1 группа: - Благодаря кому Стравинский знал с детства многие оперы? - По каким сюжетам Стравинский сочинял музыку к фантастическим балетам? - Назовите балеты Стравинского. - Назовите произведения которые написал Стравинский?

2 группа : - Где и когда зародился балет? - Что является основными видами танца в балете? - Как называется юбка балерины? Кто и когда укоротил юбку балерины? - Как называются туфельки балерины?

3 группа: - Когда состоялась премьера балета «Петрушка»? - Назовите характеристику образа Петрушки - Для чего использовали шарманщики куклу Петрушка? - Кто управляет куклой Петрушка? (куклой петрушка управляет шарманщик из-за ширмы)

4 группа: - Назовите главных героев балета «Петрушка» (Петрушка, кокетка балерина, соперник арап) - Где происходит место действие балета? - Что скрывается во внутреннем мире главного героя оперы «Петрушка»? Почему? - Назовите характер балета « Петрушка.

IV Учитель: Для наиболее полного закрепления темы сегодняшнего урока предлагаю вам послушать фрагмент из оперы И.Ф. Стравинского «Петрушка» тема «Потешные сцены». В снежно-солнечный сверкающий день на площади в Петербурге собралась весёлая, хохочущая толпа гуляющих. Звучит фрагмент из оперы И.Ф. Стравинского «Петрушка» тема «Потешные сцены».

- Назовите характер прослушанной темы? - Какие инструменты звучали в музыке? - При помощи каких средств музыкальной изобразительности композитор передаёт настроение «Потешных сцен»? - Какие краски вы будите использовать рисуя картинку по прослушанной музыке? ( Повторное звучание музыкальной темы, ученики рисуют на листах бумаги картинку своего воображения) «Тур по галерее»

Учитель предлагает ученикам исполнить песню из телефильма «Новые приключения Донни и Микки» музыка Ю. Чичкова, слова Ю. Энтина «Песенка про жирафа»

V Учитель: Для подведения итога сегодняшнего урока предлагаю вам ответить на несколько вопросов: - Назовите балеты Стравинского? - Почему Стравинский обратился к сказочному сюжету? - Какой народный праздник изобразил Стравинский в первой партии балета? - Какой праздник праздновали жители балета «Петрушка» ?

VI Домашнее задание: Написать рассказ-размышление на тему «Моё отношение к герою балета Петрушка».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Игорь Фёдорович Стравинский балет «Петрушка»

Автор: Куцина Ольга Анатольевна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165656


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1450 руб.
2070 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства