Цель: 1 Знакомство с творчеством выдающегося русского композитора Игоря Федоровича Стравинского. 2 Развитие творческих способностей и умение, анализировать сравнивать, проявлять интерес к одному из ярких произведений И.Ф. Стравинского балету «Петрушка». 3 Воспитание этетического вкуса, любовь и уважение к лучшим классическим образцам музыкальной культуры.
Тип урока: Изучение нового материала Оформление: Портрет композитора, иллюстрации главных героев оперы, фрагмент музыкальной темы «Народное гуляние на Масленой» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка», рисунки учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игорь Фёдорович Стравинский балет «Петрушка» »
Открытый урок по музыке с применением технологии «Канбан»Тема: Игорь Фёдорович Стравинский балет «Петрушка».
Я считаю, что Стравинский – истинно русский композитор. Прошло шестьдесят лет со времени появления «Петрушки», но и ныне стихия народного празднества, гуляния, карнавала слита в нашем представлении с именем автора этого сочинения. От влияния «Петрушки» до сих пор не может отделаться ни один русский композитор, когда он сочиняет такого рода музыку. Д. Шостакович
Цель: 1 Знакомство с творчеством выдающегося русского композитора Игоря Федоровича Стравинского. 2 Развитие творческих способностей и умение, анализировать сравнивать, проявлять интерес к одному из ярких произведений И.Ф. Стравинского балету «Петрушка». 3 Воспитание этетического вкуса, любовь и уважение к лучшим классическим образцам музыкальной культуры.
Тип урока: Изучение нового материала Оформление: Портрет композитора, иллюстрации главных героев оперы, фрагмент музыкальной темы «Народное гуляние на Масленой» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка», рисунки учащихся. Оборудование: Фортепиано, магнитофон, иллюстрации.
Ход урока:
I Организационный момент: Приветствие, проверить готовность учащихся к уроку
II Учитель: Тема нашего урока Игорь Федорович Стравинский балет «Петрушка». Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающегося русского композитора И.Ф. Стравинского, с одним из ярких его героев Петрушкой, узнаем, что такое балет.
Класс делится на 4 группы, с каждой группы выходят по одному спикеру и представляют самостоятельно подготовленную информацию - презентацию - презентацию: о творчестве композитора, о балете, о персонаже Петрушка и содержание балета «Петрушка». За правильный ответ на вопрос ученики будут получать нотку.
1 ученик 1 группы: И.Ф. Стравинский (1882-1971) – выдающийся русский композитор. Родился недалеко от Петербурга в семье известного оперного артиста Ф.И. Стравинского. Благодаря профессии отца он с детства знал многие оперы, часто бывал в театре. С девяти лет начал заниматься фортепианной игрой. Ещё не умея записывать свои нотные мысли, он увлекался импровизацией. После окончания гимназии поступил в юридический факультет Петербургского университета. Его сокурсником был сын Римского-Корсакова, через него он вскоре познакомился с великим композитором Н.А. Римским-Корсаковым. Около трёх лет Стравинский учился у него композиции и инструментовке. Первые его сочинения для оркестра оказались яркими и красочными: «Фантастическое скерцо», «Фейерверг». Решающую роль в судьбе Стравинского сыграло его знакомство с С.П. Дягилевым. Дягилев предложил Стравинскому сочинить музыку к фантастическим балетам по мотивам народных сказок о Жар-Птице и Кащее Бессмертном. Так, в1910г. появился балет «Жар-Птица». Ровно через год , в Париже был поставлен второй балет «Петрушка». Сказочные сюжеты были любимы Стравинским с детства. В последствии они стали основой для нескольких музыкально-сценических произведений- «Байка про лису, петуха, кота и барана», «История о беглом солдате и чёрте», «Свадебка», произведение для голоса «Прибаутки», «Кошачьи колыбельные песни», балет «Весна священная» .
1 ученик 2 группы: Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (16в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, в опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное народное зрелище. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине 17в. Появляются новые театральные жанры, такие, как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства главных героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Дальнейшее развитие балета происходит в эпоху романтизма. Ещё в 30-е годы 18в. французская балерина Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от высоких каблуков, что позволило ей ввести а свой танец заноски. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались вставать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тольони.
1 ученик 3 группы: Петрушка – один из персонажей народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщёвых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка – это кукла - перчатка. Петрушка, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп». Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине 19 века, - достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с 17века. Русские кукольники использовали марионеток и петрушек. До 19 века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трёх рам, скреплённых скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик начинал общаться с публикой.
1 ученик 4 группы: Впервые премьера балета «Петушка» состоялась в Париже в 1911 году. Тогда главные роли Петрушки танцевали непревзойдённые Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. В своих воспоминаниях Стравинский так описывает возникновение сюжета балета: «Когда я сочинял музыку, у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи…» Так появился Петрушка - вечный несчастный народный герой всех ярмарок во всём мире. Сюжет балета был прост и непритязателен: место действия - ярмарка во время народного гуляния на масленицу: толпа, балаган, маленький театр, ожившие ярмарочные куклы. Стравинский обозначил своё произведение как «русские потешные сцены». В основе сюжета разворачивается классическая любовная драма трёх персонажей: скромного Петрушки, его богатого красивого соперника Арапа и бойкой, ветреной и недалёкой кокетки Балерины, оказывающей знаки внимания то одному, то другому. В результате развития линии любовного треугольника главный герой, отвергнутый возлюбленной, погибает. Петрушка оказался сломанной куклой, единственной в балете, у которого есть любящая и страдающая душа.
Выходят следующие представители групп и показывают творческое задание: 2 спикер 1-ой группы показывает кроссворд по творчеству И.Ф. Стравинского, 2 спикер 2-ой группы кроссворд по жанру балет, 2 спикер 3-ей группы рисунок «Что бы это значило» по персонажу Петрука, 2 спикер 4-ой группы ребус по балету «Петрушка». IIIЗавершают цепочку каждый 3-ий спикер группы задавая вопрос 4-ым представителям каждой из групп, если он не сможет ответить на поставленный вопрос, ему помогает его команда.
1 группа: - Благодаря кому Стравинский знал с детства многие оперы? - По каким сюжетам Стравинский сочинял музыку к фантастическим балетам? - Назовите балеты Стравинского. - Назовите произведения которые написал Стравинский?
2 группа : - Где и когда зародился балет? - Что является основными видами танца в балете? - Как называется юбка балерины? Кто и когда укоротил юбку балерины? - Как называются туфельки балерины?
3 группа: - Когда состоялась премьера балета «Петрушка»? - Назовите характеристику образа Петрушки - Для чего использовали шарманщики куклу Петрушка? - Кто управляет куклой Петрушка? (куклой петрушка управляет шарманщик из-за ширмы)
4 группа: - Назовите главных героев балета «Петрушка» (Петрушка, кокетка балерина, соперник арап) - Где происходит место действие балета? - Что скрывается во внутреннем мире главного героя оперы «Петрушка»? Почему? - Назовите характер балета « Петрушка.
IV Учитель: Для наиболее полного закрепления темы сегодняшнего урока предлагаю вам послушать фрагмент из оперы И.Ф. Стравинского «Петрушка» тема «Потешные сцены». В снежно-солнечный сверкающий день на площади в Петербурге собралась весёлая, хохочущая толпа гуляющих. Звучит фрагмент из оперы И.Ф. Стравинского «Петрушка» тема «Потешные сцены».
- Назовите характер прослушанной темы? - Какие инструменты звучали в музыке? - При помощи каких средств музыкальной изобразительности композитор передаёт настроение «Потешных сцен»? - Какие краски вы будите использовать рисуя картинку по прослушанной музыке? ( Повторное звучание музыкальной темы, ученики рисуют на листах бумаги картинку своего воображения) «Тур по галерее»
Учитель предлагает ученикам исполнить песню из телефильма «Новые приключения Донни и Микки» музыка Ю. Чичкова, слова Ю. Энтина «Песенка про жирафа»
V Учитель: Для подведения итога сегодняшнего урока предлагаю вам ответить на несколько вопросов: - Назовите балеты Стравинского? - Почему Стравинский обратился к сказочному сюжету? - Какой народный праздник изобразил Стравинский в первой партии балета? - Какой праздник праздновали жители балета «Петрушка» ?
VI Домашнее задание: Написать рассказ-размышление на тему «Моё отношение к герою балета Петрушка».