Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (балалайка)
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (балалайка)
Учебный предмет «Музыкальный инструмент (балалайка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на балалайке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (балалайка) »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
городского округа г. Урюпинск
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
Примерная программа
по учебному предмету
«Музыкальный инструмент»
(балалайка)
Урюпинск, 2014
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Структура программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам.
Требования к уровню подготовки учащихся
-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки.
Методическое обеспечение учебного процесса
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
«Балалайка - инструмент любительский: таким он и должен быть, в этом сила балалайки и её значение; но образцовое исполнение на ней, как показатель игры, должно существовать, иначе не может быть подражания...»
В.В. Андреев
Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она строится на принципе единства обучения и воспитания и ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного богатства творческих сил и художественных способностей.
Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.
Цель занятий искусством с детьми - пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.
В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально - эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство. Ученики и соратники В.В. Андреева: Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов - каждый по своему раскрывали выразительные возможности балалайки.
Школа П. Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие от существовавшей до него щипковой.
«Тихий и мягкий звук балалайки окреп, приобрел силу и резкость, стал богаче тембром. Таким образом, произошла переоценка критериев музыкальной выразительности инструмента, что сразу же сказалось на репертуаре балалаечников, он обогатился произведениями старых мастеров и современных композиторов...»
«Нечепоренко впервые широко внедрил в искусство игры на балалайке гитарную технику, расширив таким образом исполнительские возможности балалаечников. Например, стало возможным исполнение форшлагов, трелей, мордентов, характерных атрибутов старинной музыки...»2 Нечепоренко воспитал целую плеяду балалаечников по праву занимающих ведущее место в современном исполнительстве на инструменте. Среди его воспитанников
(их свыше пятидесяти - высококвалифицированных музыкантов народников) известные музыканты: 3. Ставицкий, А. Шалов, JI. Самсонов-Роговицкий, Н. Шубин, Н. Титов, Н. Свиридов, Ю. Данилов, известные педагоги, имеющие свой богатый исполнительский и методический опыт работы.
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» по виду инструмента «балалайка», далее - «Музыкальный инструмент (балалайка)», разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на балалайке в детских школах искусств.
Учебный предмет «Музыкальный инструмент (балалайка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на балалайке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 12 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (балалайка)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)» составляет 3 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)».
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная работа.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на балалайке произведения различных жанров и форм;
Задачи:
ознакомление детей с балалайкой, исполнительскими возможностями разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе – развитие практических форм музицирования на балалайке, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
6. Структура программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)».
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Музыкальный инструмент (балалайка)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательная организация должна обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также (по возможности) уменьшенных инструментов (балалаек), так необходимых для самых маленьких учеников.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:
Таблица 1
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1 – й год
2 – й год
3 – й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Количество недель
16
19
16
19
16
19
Аудиторные занятия
32
38
32
38
32
38
210
Самостоятельная работа
32
38
32
38
32
38
210
Максимальная учебная нагрузка
64
76
64
76
64
76
420
Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Первый класс (2 часа в неделю)
Знакомство с балалайкой, конструкцией, правилами эксплуатации и хранения, художественными и техническими ценностями. Выработка правильной посадки и постановки рук. Настройка инструмента. Изучение нот, нахождение их на грифе инструмента. Изучение простых приёмов игры: пиццикато большим пальцем, арпеджио, бряцание. Уяснение понятия аппликатуры. Формирование начальных навыков музыкально-образного мышления.
В течение 1 года обучения ученик должен пройти:
Мажорные однооктавные гаммы на одной струне: G-dur, C-dur и их арпеджио;
5 маленьких этюдов;
5 пьес-попевок на одной струне;
6 пьес разного характера
Примерные репертуарные списки:
Украинская народная песня «Женчичок-бренчичок»
Моцарт В.А. Игра детей
Козыренко В. Заводная мышка
Русская народная песня «Под горою калина»
Козыренко В. Полька
Гедике А. Заинька
Второй класс (2 часа в неделю)
Изучение основ музыкальной грамоты. Изучение и практическое освоение на базе конструктивного материала основных способов звукоизвлечения и приемов игры на балалайке: пиццикато большим пальцем, бряцание, знакомство с гитарным приемом, малой и большой дробью. Совершенствование работы над художественным образом. Формирование навыков самостоятельной работы над произведением. Изучение основных музыкальных терминов.
В течение второго года обучения учащийся должен пройти:
Мажорные однооктавные гаммы с открытой струны: E-dur, A-dur и их арпеджио;
3 этюда на различные виды техники;
6 пьес различного характера;
2 легкие обработки народных мелодий.
Примерные репертуарные списки:
Русская народная песня «Под яблонью кудрявою», обр. Камалдинова Г.
Моцарт В.А. Вальс
Шуман Р. Марш солдатиков
2. Кабалевский Д. Клоуны
Бах И.С. Менуэт
Украинская народная песня «По дороге жук», обработка Шутейко К.
Третий класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее изучение основ музыкальной грамоты. Продолжение обучения основных приёмов игры: бряцание, гитарный приём, малая, большая дробь, вибрато. Работа над качеством звука. Совершенствование работы над художественным образом с использованием выразительных исполнительских средств. Развитие навыков чтения с листа. Изучение основных музыкальных терминов.
В течение 3 года обучения ученик должен пройти:
Минорные однооктавные гаммы на одной струне (3 вида): a-moll, e-moll и их арпеджио;
3 этюда;
3-6 пьес различного характера;
1-2 легкие обработки народных мелодий.
Примерные репертуарные списки:
Русская народная песня «По улице мостовой», обработка Феоктистова Б.
Вебер К. Хор охотников
Куликов П. Плясовая
2. Русская народная песня «Метелица», обработка Тихомирова А.
Бетховен Л. Народный танец
Книппер Л. Полюшко-поле. Обработка Карги Н.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
• знать основные исторические сведения об инструменте;
знать конструктивные особенности инструмента;
знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на балалайке;
знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
уметь самостоятельно настраивать инструмент;
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
иметь навык игры по нотам;
иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
Реализация программы обеспечивает:
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
комплексное совершенствование игровой техники балалаечника, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности балалайки для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
знание репертуара для балалайки, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1 .Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)» позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой – посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей балалайки, рассказать о выдающихся исполнителях-балалаечниках и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третья – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Посадка, постановка
Необходимым условием для успешного обучения на балалайке является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
От правильной посадки и постановки во многом зависит музыкальное развитие, совершенствование исполнительских навыков учащегося; начиная с первых уроков и до конца обучения, на эти моменты нужно обращать самое серьезное внимание.
Посадка играющего — момент, организующий исполнителя на музыкальном инструменте. Учащийся должен быть внутренне подтянутым, собранным в процессе игры, как бы «слиться» с инструментом. От этого зависит развитие правильных мышечных, ощущений и, следовательно, качество исполнения. Педагог должен следить за тем, чтобы во время занятий ученик не уставал: правильная, без напряжения посадка обеспечивает наименьшую утомляемость во время игры.
Ученика нужно приучать сидеть на половине стула, слегка наклонившись вперед. Правая нога стоит перпендикулярно полу на всей ступне. Левая – ставится чуть впереди таким образом, чтобы ее пятка оказалась на уровне середины правой ступни.
Для правильной посадки учащегося необходимо обратить внимание на высоту стула: при стандартной его высоте учащемуся небольшого роста желательно подкладывать под ноги подставку (дощечку, низкую скамеечку), чтобы обеспечить правильное положение инструмента и корпуса исполнителя.
Важно следить и за тем, чтобы плечи учащегося находились на одном уровне. Не говоря о том, что поднятые или чрезмерно опущенные плечи вносят дополнительное мышечное напряжение, неправильная посадка, при которой одно плечо оказывается выше другого, может привести к серьезным костным изменениям, искривлению позвоночника.
Положение инструмента
Инструмент устанавливается учащимся таким образом, что нижний угол балалайки опускается примерно до уровня нижнего порожка. Ступни и колени находятся на одном уровне, от расстояния между ними зависит оптимальное положение инструмента; расстояние между ногами помогает найти устойчивое положение балалайки, при котором ученик не давит на угол инструмента. Таким образом, положение инструмента регулируется и корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей физического строения ученика.
Головка (в некоторых методических изданиях она называется «лопатка») инструмента должна находиться примерно на уровне плеча и на таком расстоянии от него, чтобы левая рука, поддерживающая гриф, не была прижата к туловищу или чрезмерно удалена от него, она слегка приподнята в локте.
Балалайка имеет две основные точки «удержания» (опоры): корпус ее слегка прижат к туловищу и удерживается правой и левой ногами. Третья, дополнительная точка опоры — внутренняя сторона предплечья правой руки, положенного примерно посередине между нижним порожком и верхним углом инструмента. (Положение предплечья зависит от особенностей физического сложения ученика.)
Инструмент должен быть обращен к исполнителю декой и плоскостью грифа так, чтобы он мог видеть лады, струны и деку. Дека с вертикальной плоскостью образует угол примерно в 40°
Постановка левой руки.
Плечо лавой руки должно без напряжения, свободно провисать вдоль туловища, локоть несколько отводится от корпуса исполнителя, его не следует прижимать к туловищу. Рука согнута в локте и ее предплечье направлено в сторону шейки грифа. Гриф балалайки помещается между фалангами большого и указательного пальцев и опирается на запястье ладони таким образом, чтобы большой палец прикасался внутренней стороной ногтевой фаланги к грифу на уровне третьего лада (при игре в 1 позиции), а указательный палец находился на уровне второго лада.
Гриф не должен ложиться во впадину между большим и указательным пальцами, а также на ладонь, т. к. это может привести к напряжению мышц, неправильному положению пальцев, а, следовательно — к формированию технического дефекта в развитии двигательных навыков.
Запястье находится на одной линии с локтем.
На балалайке играют всеми пальцами левой руки. Схематически при игре в первой позиции пальцы левой руки располагаются следующим образом: указательный (первый палец) - находится на втором ладу, средний (второй палец) - на третьем или четвертом ладах, безымянный (третий палец) - на пятом ладу, мизинец (четвертый палец) - на шестом, реже седьмом ладах, большой палец (б. п.), как было сказано выше, устанавливается на уровне третьего лада. Такое расположение пальцев на грифе инструмента сохраняется, в основном, при игре во всех позициях.
Пальцы ставятся на лады в полусогнутом положении подушечкой ногтевой фаланги (молоточком).
Прижимать струны на ладах следует с силой, необходимой для извлечения ясного, чистого звука, усилие должно быть направлено вдоль грифа. При исполнении не рекомендуется чересчур удалять пальцы друг от друга или их соединять. Нельзя прижимать третью струну большим пальцем при игре на первой струне или убирать этот палец под гриф, т. к. это мешает точной смене позиций и нарушает работу кисти в целом.
Педагог должен самое тщательное внимание обращать на то, чтобы в процессе занятий на балалайке ученик не поднимал высоко над грифом пальцы левой руки и не убирал их под гриф. Чтобы научиться удерживать пальцы, полезно поиграть специально подобранные для этого навыка упражнения и этюды. Работе третьего и четвертого пальцев, как наиболее слабым следует уделить самое серьезное внимание. Отсутствие тренировочного материала, способствующего совершенствованию постановки руки, может повлечь за собой крупные погрешности в техническом развитии, будет тормозить формирование позиционного чутья, приведет к неправильной фразировке. С самого начала педагогу следует требовать от ученика точного исполнения аппликатуры в разучиваемых этюдах, упражнениях, пьесах.
Постановка правой руки
Одним из важнейших условий исполнительского роста учащегося является правильное владение техникой движений правой руки. Только при наличии рационально, естественно организованных движений возможен сильный и в то же время мягкий, глубокий, красивый звук.
При правильном положении правой руки необходимо, чтобы предплечье своей естественной тяжестью легло примерно посередине между нижним порожком и верхним углом балалайки. Пальцы правой руки находятся ближе к концу грифа. Такая постановка руки обеспечивает наиболее качественное в тембровом отношении и удобное звукоизвлечение.
После того, как найдена точка опоры предплечья, производится естественный сгиб руки в запястье. Расстояние кисти от подставки регулируется педагогом в соответствии с индивидуальными особенностями строения руки ученика. Кисть не следует слишком сгибать и опускать, т. к. это мешает правильному исполнению штрихов. Точный угол сгиба — один из основных моментов, влияющих на свободу движения запястного сустава. Следует заметить, что в процессе игры необходимо следить, чтобы амплитуда движений кисти не увлекала за собой и предплечье: предплечье и локоть правой руки не должны повторять кистевых движений. При движении кисти в разные стороны (вниз и вверх) предплечье будет слегка разворачиваться, что и обеспечивает свободный ход кисти, при этом используется ее собственная сила тяжести.
В момент игры пальцы правой руки слегка присобраны, внешние очертания кисти - мягкие, без острых углов.
Звукоизвлечение на балалайке производится указательным пальцем, которому придается овальная форма. Большой палец в это время направляется к основанию верхней фаланги среднего пальца и обращен к внутренней стороне ладони. Все пальцы во время игры, как и кисть, мягкие.
При некоторых приемах игры и исполнении отдельных штрихов возможно легкое касание мизинцем панциря.
При постановке правой руки в начальной стадии обучения следует изучать удары вниз и вверх почти одновременно, причем по открытым струнам. Это позволяет учащимся сосредоточиться на выработке верных приемов игры.
Приемы игры и штрихи
Приемы звукоизвлечения и штрихи — основа музыкальной выразительности при игре на балалайке. Критерием правильно избранных приемов и штрихов
является хорошее звучание инструмента. В ходе обучения учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов.
Приемы игры
Арпеджиато (arpeggiato) — в нотах обозначается вертикальной волнистой чертой перед аккордом. Это прием скольжения подушечки большого пальца правой руки по открытым или прижатым на ладах струнам от более низкого к более высокому звуку. Исполняется скольжение не одновременно, а поочередно, от звука к звуку. Во время игры не рекомендуется сгибать большой палец в ногтевой фаланге. Ногтевые фаланги четырех остальных пальцев правой руки располагаются на корпусе инструмента, ближе к пятке грифа и опираются на запястье мизинца.
На этом приеме игры построен ряд пьес начального периода обучения.
Щипок большим пальцем - пиццикато одинарное - обозначается этот прием в нотах - рizz.(б.). Ногтевые фаланги четырех пальцев охватывают корпус балалайки у пятки грифа. Большой палец ударяет по одной из трех струн только в одном направлении (вниз). Кисть в этом движении не участвует. После удара по струне палец фиксируется: при ударе по первой струне - на панцире, по второй струне - на первой, по третьей - на второй струне.
Удар большим пальцем — в нотах он обозначается буквой «Б» над аккордом. Положение кисти правой руки такое же, как при рizz.(б). Звуки аккорда извлекаются быстрым движением большого пальца по всем струнам в одном направлении (вниз). Удар возможен с участием кисти и без нее в зависимости от характера произведения.
В процессе освоения оптимальной посадки и постановки рук особую роль играют названные выше три приема игры, которые являются переходными к освоению более сложных приемов звукоизвлечения.
Бряцание — один из ведущих приемов игры. Обозначается этот прием следующим образом: удар вниз — V, удар вверх — ^. Бряцание — одинарный удар по всем струнам указательным пальцем. Звукоизвлечение происходит посредством равномерных бросков кисти вниз и вверх, одинаковых по силе, при этом движении указательный палец задевает за струны, начиная от третьей струны к первой (при ударе вниз) и от первой струны к третьей (при ударе вверх). Равномерность движений особенно важна при ударах вверх.
Бряцание используется при исполнении пьес, которым не свойственна певучесть и кантиленность. У бряцания есть несколько вариантов исполнения:
непрерывное чередование ударов вниз и вверх;
смещение сильных долей на слабые;
удар вниз по всем струнам, вверх — только по первой струне;
удар большим пальцем по первой струне вниз, а указательным — по всем струнам вверх.
При бряцании необходимо следить за правильным положением кисти: она свободна и согнута в запястье, предплечье несколько помогает кистевому движению.
Достаточно часто в музыкальной литературе встречается так называемое бряцание с подцепом, оно исполняется следующим образом: щипок по одной струне снизу вверх чередуется с ударом по всем струнам сверху вниз. Собственно подцеп - это извлечение звука подушечкой указательного пальца по одной струне (правая рука движется снизу вверх). Данным приемом можно играть на первой и второй струнах.
Двойной щипок — двойное пиццикато — в нотах обозначается pizz.(2). Это поочередные удары по струне большим и указательным палицами вверх и вниз. Он относится к числу основных приемов игры. Движения кисти правой руки в основном должны оставаться такими же, как при игре бряцанием, но амплитуда движений значительно уже. Возможны два варианта исполнения этого приема:
а) большой палец находится немного впереди указательного— при таком положении легко играть на первой струне и значительно сложнее на других:
б) указательный палец находится несколько впереди большого— такое положение пальцев более удобно при игре на всех струнах.
Во время исполнения этого приема игры учащийся должен видеть внутреннюю сторону ладони. Все пальцы, кроме указательного и большого, полусогнуты и не прижаты к ладони.
Дробь — перебор — в нотах обозначается сокращенно «Др.» и волнистой чертой перед аккордом. Извлечение звука происходит за счет поочередных ударов по струнам пальцев правой руки сверху вниз и снизу вверх. Кистевое движение не носит быстрого характера, оно напоминает перебор струн, как при игре арпеджиато. Этот прием игры имеет четыре разновидности:
а) большая дробь — в нотах обозначается «Б. Др.» и волнистой вертикальной чертой перед аккордом. Звук извлекается посредством поочередных ударов ногтей пальцев от мизинца к указательному, завершает удар подушечка большого пальца;
б) малая дробь — в нотах обозначается «М. Др.» и волнистой вертикальной чертой перед аккордом; извлечение звука происходит за счет поочередных ударов ногтями четырех пальцев от мизинца к указательному, большой палец в исполнении малой дроби не участвует. При исполнении большой и малой дроби в исходном положении пальцы прижаты друг к другу, а затем следуют поочередные удары пальцев по струнам (от мизинца).
в) обратная дробь — обозначается в нотах вертикальной волнистой чертой; обычно перед ней используется удар вверх ( ), обратная дробь представляет собой поочередные удары подушечками четырех пальцев (без большого). Это яркий, эффектный прием исполнения. Дробь начинается с указательного пальца и кончается мизинцем, при этом пальцы разомкнуты, а суставы пальцев фиксированы. Дробь осуществляется кистевым движением с небольшим участием предплечья.
г) непрерывная дробь — обозначается также волнистой вертикальной чертой перед каждым аккордом. Этот прием исполнения возможен в двух вариантах:
указательный палец движется снизу вверх от первой к третьей струне, следом идет большая дробь вниз (с участием большого пальца); движение повторяется многократно, беспрерывно;
указательный палец движется от первой к третьей струне вверх, затем исполняется малая дробь сверху и большой палец выполняет прием арпеджиато, но в более быстром темпе. Чаще данный прием используется в ритмической последовательности «восьмая — четверть — восьмая».
Пиццикато левой рукой — в нотах обозначается знаком « + » над или под нотой и имеет два способа звукоизвлечения:
а) если нота, над или под которой значится « + », находится по написанию ниже предыдущей и связана с ней лигой, звук извлекается одергиванием пальца вниз со струны движением к ладони с предварительным энергичным ударом правой руки по предыдущей ноте;
б) если нота, над или под которой значится « + », находится по написанию выше предыдущей и связана с ней лигой, звук извлекается сдергиванием пальца левой руки вниз со струны на месте извлекаемого звука (движением к ладони). От силы сдергивания зависит сочность звука.
Тремоло — в нотах обозначается trem. или тремя диагональными линиями на штиле ноты или аккорда. Тремоло представляет собой быстрое равномерное чередование ударов по струне (в обе стороны) кисти правой руки, дающее возможность получить на инструменте непрерывный звук любой длительности. Тремоло — единственный прием игры для исполнения певучих, кантиленных произведений. Звукоизвлечение происходит за счет ударов указательного пальца (прием напоминает бряцание, только исполняется быстрее), амплитуда движения кисти короче, чем при бряцании. Различаются три вида тремоло:
а) игра по трем струнам;
б) игра по двум унисонным струнам (второй и третьей), в этом случае первая струна приглушается за счет прикосновения к ней пальцев левой руки;
в) тремоло по одной струне (первой) — здесь указательный палец выполняет функцию медиатора, при этом приеме игры мизинец, безымянный и средний пальцы слегка прижаты друг к другу и являются опорой для указательного пальца. Большой палец подведен к среднему, слегка прикасается к указательному (это придает упругость и гибкость указательному пальцу).
Глиссандо — в нотах обозначается gliss. и волнистой чертой от одного аккорда (звука) к другому аккорду (звуку). Глиссандо — это прием скольжения от одного звука (аккорда) к другому (в нисходящем или восходящем движении). Характерно, что при выполнении этого приема аккорд или нота звучит на протяжении всего пути от звука (аккорда) к следующему. Глиссандо не должно нарушать ритмическую структуру, оно исполняется за счет длительности первого звука (аккорда), причем скорость движения пальцев должна быть обязательно равномерной. В конце глиссандо звук или аккорд исполняется более частым тремоло.
Портаменто — обозначается волнистой чертой между нотами. Это быстрый скользящий переход от одного звука (аккорда) к другому. Обычно этот прием используется в скачкообразном, залигованном движении мелодии. Портаменто похоже на глиссандо, но более трудно в исполнении. Сила звука при исполнении портаменто в отличие от глиссандо во время скольжения уменьшается (прекращается давление пальцев на струны).
Вибрато — в нотах обозначается vibr., для получения вибрато слегка надавливают ладонью правой руки в запястье на струну за подставкой инструмента, одновременно большой палец извлекает звук приемом пиццикато. В том случае, когда вибрато исполняется указательным пальцем, запястье и основание мизинца нажимают струну за подставкой. Для того чтобы регулировать высоту звука, надавливают и на струну за подставкой, и на подставку. Вибрато во время исполнения тремоло достигается колеблющимся движением кисти и пальцем левой руки, при этом первая струна смещается поперек грифа, изменяется ее натяжение.
Гитарный прием — употребляется при наполнении аккордов: сначала следует щипок третьей струны большим пальцем, затем одновременно указательным — второй, а средним — первой струны. В данной ситуации третья струна играет как бы роль баса, а вторая и первая — аккомпанемента. Разновидностями гитарного приема являются также:
а) равномерный перебор по трем струнам;
б) равномерный щипок трех струн.
Флажолет обозначается кружочком над нотой. Извлечение звука происходит путем легкого прикосновения подушечки ногтевой фаланги одного из четырех пальцев левой руки к струне над металлической полоской и быстрого отстранения пальца от струны после удара по ней пальцев правой руки. Натуральные флажолеты извлекаются на 5-м, 7-м, 12-м, 17-м, 19-м, 24-м ладах. Исполнение искусственных флажолетов ввиду их большой технической сложности в музыкальной школе не рекомендуется.
Штрихи
В музыкальной школе изучаются три основных штриха — деташе, легато и стаккато.
Деташе — один из основных элементов техники правой руки балалаечника. Исполняется этот штрих приемом тремоло на каждой ноте или аккорде в пределах ее длительности. При этом аккорды не соединены друг с другом лигой. В тех случаях, когда необходимо выделить какой-либо аккорд или звук, над нотой или под ней ставятся горизонтальные черточки.
Легато — исполнение двух или нескольких нот или аккордов непрерывным тремоло. Как правило, любая лига (при исполнении на балалайке) заканчивается прекращением тремоло, причем последняя нота или аккорд несколько укорачивается и мягко снимается. Помимо прямого назначения (объединение нот), лига несет смысловую функцию: она помогает членению музыкальной мысли на фразы. Лига обозначается дугообразной линией над или под нотой (нотами).
Стаккато – короткое отрывистое извлечение звука. После удара по струне следует мгновенно уменьшить силу давления пальца на лад, чтобы струна отделилась от лада и прекратила свое звучание. Применяется стаккато только в медленных и умеренных темпах. Обозначается оно точкой над нотами или под ними.
Работа над инструктивным материалом
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - балалайки.
В классе балалайки при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-балалаечники, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Альбом балалаечника. Вып. 1. М., 1965
Альбом для детей. Произведения для балалайки и фортепиано. Вып. 1. Сост. В. Зажигин. М., 1986
Альбом для детей. Произведения для балалайки. Вып. 2. Сост. В. Медведев. М., 1989
Альбом начинающего балалаечника. Вып. 1. Сост. Н. Бекназаров. М., 1969
Альбом начинающего балалаечника. Вып. 2. Сост. Н. Бекназаров. М., 1970
Альбом начинающего балалаечника. Вып. 3. Сост. Б. Авксентьев. М., 1973
Альбом начинающего балалаечника. Вып. 7. Ред. И. Обликин. М., 1978
Альбом начинающего балалаечника. Вып. 8. Сост. В. Лобов. М., 1979
Альбом начинающего балалаечника. Вып.12. Ред. И. Обликин. М., 1988
Альбом ученика-балалаечника. Вып. 1. Сост. П. Манич. Киев, 1972
Альбом ученика-балалаечника. Вып. 2. Сост. П. Манич. Киев, 1974
Альбом ученика-балалаечника. Вып. 3. Сост. П. Манич. Киев, 1975
Андреев В. Вальсы. М., 1959
Андреев В. Пьесы. М., 1956
Балалаечнику – любителю. Вып. 8. Ред. И. Обликин. М., 1986
Белецкий В., Розанова Н. Пьесы-картины. М., 1961
Блинов Ю. Пьесы для балалайки и фортепиано. М., 1973
Блинов Ю. Пьесы для балалайки с оркестром. М., 1973
Букварь балалаечника. Для балалайки и фортепиано. I и II классы ДШИ. Л., 1988
Вязьмин Н. Избранные пьесы и обработки для балалайки в сопровождении фортепиано (баяна). М., 1970
Две русские песни. Л., 1965
Екимовский В. Детские картинки. М., 1972
Илюхин А. Курс обучения игре на балалайке. Часть 1., М., 1961
Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., 1975
Классик-дуэт. Концертные пьесы для балалайки и фортепиано. Из репертуара Андрея Горбачева и Татьяны Ханиновой. М., 1996
Концертные пьесы для балалайки. Вып. 1. М., 1965
Концертные пьесы для балалайки. Вып. 3. М., 1966
Концертные пьесы для балалайки. Вып. 4. М., 1966
Концертные пьесы для балалайки. Вып. 5. М., 1967
Концертные пьесы для балалайки. Вып. 6. М., 1967
Концертные пьесы для балалайки. Вып. 7. М., 1968
Концертные пьесы для балалайки. Вып. 8. М., 1969
Концертные пьесы для балалайки и фортепиано из репертуара Евгения Блинова. Екатеринбург, 1995
Концертный репертуар балалаечника. Вып. 1. М., 1969
Концертный репертуар балалаечника. Вып. 2. М., 1973
Легкие пьесы для балалайки. Вып. 1. Сост. А. Дорожкин. М., 1959
Легкие пьесы для балалайки. Вып. 2. Сост. А. Дорожкин. М., 1961
Легкие пьесы для балалайки. Вып. 3. Сост. Н. Бекназаров. М., 1963
Легкие пьесы для балалайки. Вып. 4. Сост. Н. Бекназаров. М., 1963
Легкие пьесы для балалайки. Вып. 6. Сост. Н. Бекназаров. М., 1965
Народные песни и танцы. Вып. 1. М., 1969
Народные песни и танцы. Вып. 2. М., 1971
Народные песни. Сост. В. Глейхман. М., 1964
Начинающему балалаечнику. Вып. 1. М., 1969
Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. М., 1991
Обработки русских народных песен. М., 1964
Осипов Д. Обработки и переложения для балалайки. Вып. 1. М., 1959
Педагогический репертуар балалаечника для ДМШ. Вып. 1. Сост. Н. Вязьмин. М., 1966
Педагогический репертуар балалаечника для ДМШ. Вып. 2. Сост. Н. Бекназаров. М., 1966
Педагогический репертуар балалаечника для ДМШ. Вып. 3. Сост. Н. Вязьмин. М., 1967
Педагогический репертуар балалаечника для ДМШ. Вып. 4. Ред. Н. Вязьмин. М., 1968
Педагогический репертуар балалаечника для ДМШ. Вып. 5. Сост. Д. Голубев. М., 1969
Педагогический репертуар балалаечника. 1 – 2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. В. Глейхман. М., 1972
Педагогический репертуар балалаечника. 1 – 2 классы ДМШ. Вып. 4. Сост. В. Глейхман. М., 1981