Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа начального общего образования по музыке 1 класс для обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата»
1.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с НОДА по учебному предмету «Музыка» в 1 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ).
- Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Т.С.Шмагина)- 4-е издание -Москва: «Просвещение», 2013. – 64с.
- Адаптированной основной образовательной программой МБОУ Колюдовской ООШ для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
Цели и задачи изучения предмета.
Цель обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачимузыкального образования:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата;
- достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с нарушением опорно – двигательного аппарата , индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося с нарушением опорно – двигательного аппарата в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата;
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и
контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Адаптированная рабочая программа по музыке в 1 классе рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
6. Содержание учебного предмета.
Основное содержание предмета представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
1.Музыка вокруг нас (16час)
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсуду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыгрвй песню. Пришло Рождество, начинай торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.
2.Музыка и ты (17час)
Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера.Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба – Яга.русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Чудесная лютия ( по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыка в цирке.Дом, который звучит. Опера – сказка. Ничего на свете лучше нету.
Учебно – тематический план.
№п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов (всего)
1.
Музыка вокруг нас
16ч
2.
Музыка и ты (17час)
17ч
Всего
33ч
7.Тематическое планирование.
№п/п
Тема урока
Кол- во час
Основные виды учебной деятельности.
Дата проведения
По плану
Фактически
Тема первого полугодия: «Музыка вокруг нас» 16ч
1
Урок - путешествие. И муза вечная со мной.
1
Наблюдают за музыкой в жизни человека.
2
Урок – экскурсия. Хоровод муз.
1
Различают настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
3
Урок – игра. Повсюду музыка слышна.
1
Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применяют словарь эмоций.
4
Урок – путешествие. Душа музыки мелодия.
1
Исполняют песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.
5
Урок- экскурсия. Музыка осени.
1
Сравнивают музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
6
Урок – игра. Сочини музыку.
1
Осуществляют первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
7
Азбука, азбука каждому нужна.
1
Инсценируют песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
8
Музыкальная азбука.
1
Участвуют в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
9
Обобщающий урок 1 четверти.
1
Закрепляют основные термины и понятия музыкального искусства.
10
Музыкальные инструменты: свирель, гусли, жалейка, пастуший рожок, дудочка.
1
Знакомятся с элементами нотной записи.
11
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
Выявляют сходство и различие музыкальных и живописных образов.
12
Музыкальные инструменты: пастуший рожок, варган, гусли, арфа.
1
Расширяют запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
13
Звучащие картины .
1
Подбирают стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
14
Разыграй песню. Почему медведь зимой спит.
1
Моделируют в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
15
Пришло Рождество. Начинай торжество. Родной обычай старины.
1
Определяют жизненную основу музыкальных произведений.
16
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
1
Инсценируют песни и пьесы программного характера.
Тема второго полугодия «Музыка и ты» 17ч
17
Край, в котором ты живёшь.
1
Сравнивают музыкальные произведения разных жанров.
18
Поэт, художник, композитор.
1
Исполняют различные по характеру музыкальные сочинения.
19
Музыка утра.
1
Сравнивают речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
20
Музыка вечера.
1
Импровизируют (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
21
Музы не молчали.
1
Разучивают и исполняют образы музыкально – поэтического творчества(скороговорки, хороводы, игры, стихи).
22
Музыкальные портреты.
1
Разыгрывают народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
23
Разыграй сказку «Баба яга» русская народная сказка.
1
Подбирают изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
24
Мамин праздник.
1
Воплощают в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представляют их на выставках детского творчества.
25
Обобщающий урок.
1
Инсценируют песни, танцы, марши из детских опер из музыки к кинофильмам и демонстрируют их на концертах для родителей. Школьных праздниках и т.п.
26
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
1
Составляют афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
27
Музыкальные инструменты.
1
Выражают своё эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений(пение, игра на детских элементарных )
28
«Чудесная лютия» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
1
Соотносят характер звучащей музыки с её нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках.
29
Музыка в цирке.
1
Выявляют настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
30
Дом, который звучит.
1
Узнают изученные на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов.
31
Опера – сказка.
1
Эмоционально откликаются и выражают своё отношение к музыкальным образам оперы.
32
«Ничего на свете лучше нету».
1
Оценивают собственную музыкально- творческую деятельность.
33.
Обобщающий урок.
1
Участвуют в подготовке и проведении заключительного урока- концерта.
8. Описание материально – техническое обеспечения.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Учебник по музыке для 1 класса М.: Просвещение, 2011г
3. Примерная программа начального общего образования по музыке.
4.Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Т.С.Шмагина Музыка Рабочие программы Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской 1-4 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М «Просвещение» 2013г
5.Поурочные разработки по музыке для 1 класса Москва «Вако» 2012г