kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Три кита в музыке и куда они нас ведут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа расширяет рамки  познаний в музыке,  и  знакомит  с  самыми  простыми,  но самыми важными  жанрами музыки: песней, маршем и танцем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Три кита в музыке и куда они нас ведут.»

Министерство образования Московской области

Управление образования г. Реутов

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Музыкальная хоровая школа «Радуга»









Методическая разработка сценария лекции - концерта

ТРИ КИТА В МУЗЫКЕ и КУДА ОНИ НАС ВЕДУТ?





















Выполнили:

преподаватели

теоретических дисциплин

Мокрова Л.В., Исаева Н.В.




Добрый день, дорогие наши гости!

Сегодня мы вместе с вами совершим путешествие в музыкальную страну. Эта страна особенная и царит в ней госпожа Музыка.

«А ведь кто-то проживает жизнь, не познав всей красоты и богатства музыки Баха, Моцарта, Чайковского, Шопена, но от этого не станут меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Чайковский, они останутся такими же великими и могучими, а вот кто пройдет мимо, не прикоснется к их искусству, - потеряет много» (Д. Б .Каба- левский). Пусть это не случится ни с кем из вас!! Главное – научится ее слушать , а для этого нужно желание, интерес и стремление узнать что-то новое, неизведанное.

Сегодня мы хотим расширить рамки ваших познаний в музыке, и разговор пойдет о самых простых, но самых важных жанрах музыки.

Но прежде, хочется вспомнить древние времена, когда древние люди не могли объяснить многие явления природы, как устроена Земля, не знали, что земля - шар, который вращается сам по себе, а еще и вокруг солнца и придумали, что Земля держится на спинах трех китов.

А причем тут музыка, спросите вы?

Да потому что в музыке существуют свои три кита и вы, наверняка, их знаете!

Это - ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.

Да, выражение «три кита» условное, образное. Это три основных жанра (вида) музыки. О характерных особенностях этих жанров вы хорошо знаете:

в жанре Песни – слышна напевность, плавность мелодической линии;

в Танце - ощущается движение

в Марше - поступь, шаг.

Но сегодня у нас другая задача, нам интересно, а куда нас могут привезти

три кита? Для этого нам помогут волшебные слова, которые придумали

сказочники Востока. Перед тем, кто их знал, раскрывались двери дворцов, заколдованных царств.

Эти волшебные слова звучали так: « Сезам, откройся!»


ВНИМАНИЕ! Первый кит - ПЕСНЯ


Давайте произнесем эти слова все вместе «Сезам откройся!»

Оказывается, с песней можно попасть в любую область музыки, в любую эпоху, в любую страну, например, в Испанию. Именно в Испании, в 18 веке появился удивительный жанр музыки романс, который стал очень популярен в Европе.

Романс, слово испанское, означает петь по-романски, а значит петь по - испански, петь на испанском языке под гитару.

И сейчас ученик 4 класса Булычев Аркадий исполнит на гитаре

«Романс» композитора Винценто Гомеса

И хоть не было слов, звучал инструмент, но хочется сказать ,что сочинение поет, как одна льющаяся песня, но это уже не песня и не просто мелодия, а нечто большее, вырастающее из песни, это то, что мы называем песенность, она пронизывает всю музыку, у разных народов по-разному. Итак: песня привела нас в жанр инструментальной музыки. То есть в музыку, которую исполняют разные музыкальные инструменты - флейта, фортепиано, скрипка….

А вы знаете, у музыки есть удивительные два свойства: выразительность и изобразительность, что помогает музыке создавать интереснейшие музыкальные образы. Например, в музыке французского композитора Сен-Санса песенность превращается в прекрасного белого лебедя, скользящего по глади воды.

Выразительная, пластичная мелодия скрипки создает образ совершенной красоты, а фортепиано подражает легкому плеску воды.

Камиль Сен-Санс «Лебедь»

Исполняет ученик 5 класса Бабыкин Дмитрий

А сейчас жаворонок пропоет свою песню. Мелодия будет украшена трелями, подражая пению певца полей.

П. И. Чайковский « Песня жаворонока».

Исполняет ученица 6 класса Тихонова Анна

А вот в симфоническом оркестре, в руках мастера – симфониста, песенность может превратиться в фейерверк, это светлый гимн добру, красоте и свету.

Прозвучит тема из 1-ого концерта для фо-но с оркестром П. И. Чайковс-

кого, в исполнении фортепианного ансамбля Тихоновой Анны и Тихоновой Татьяны.

У нас второй кит, скажем волшебные слова: « Сезам, откройся! »

Танец – он тоже откроет врата любой области музыки от маленькой фортепианной пьески до симфонии, балета, оперы.

Народно-танцевальная музыка в давние времена очень тесно была связана с пес-

ней позже она зажила самостоятельно, ее стали сочинять только для танцев и так она вошла в повседневную жизнь.

Вы знаете, даже в церковь проникла танцевальная музыка. В Италии 200 лет тому назад, в женском монастыре женщины играли на скрипках, флейтах, гобоях и Богу

молились под мелодию какого-нибудь менуэта или ригодона.

Вот таким, бесцеремонным, оказался в ту эпоху танец!

Все наши маленькие музыканты начинают с простых танцев, которые специально для них писали известные композиторы.

И начнем наш рассказ со старейшего танца 17 века МЕНУЭТ.

У него очень интересная история: сначала он был простой крестьянский танец, уж больно он нравился аристократам и прошли годы, прежде чем они решились танцевать менуэт на придворном балу. Постепенно из менуэта исчезли простонародные черты (например, притоптывание), он стал «школой изящных манер». Страстный любитель танцев король Людовик 14, правивший Францией в 17 веке, именно он открыл моду на этот танец. Движения танца замысловаты, поклоны ,реверансы, мелкие шаги и вы услышите, что этот танец- парный: верхний голос – витиеватая партия дамы, а нижний – размеренный спокойный - партия кавалера.

А оказаться в этой эпохе нам поможет старинный, популярный в то время инструмент – клавесин – прадедушка фортепиано. Клавесин - это щипковый инструмент клавиши приводили в движение упругие язычки, которые делали из птичьих перышек, они и цепляли струну, звук получался звенящим, напоминая струнные инструменты.

Композитор Скарлатти « Менуэт»

исп. Ученица 5 класса Волощенко Маша

Сейчас прозвучит еще один старинный танец 17 века, он тоже в прошлом был крестьянским ,а потом стал придворным танцем, но здесь все было наоборот:

Известная маркиза Мари Комарго хотела оставить в нем черты сельского веселого танца, для этого сняла каблуки с туфель, укоротила юбку и убрала лишние украшения, для удобства, и он стал легким и грациозным. Этот танец стал настолько популярен, что публика хотела его не только танцевать, просто слушать , так он попал в инструментальную сюиту – это еще один жанр музыки.

Вильгельм Фридеман Бах. «Ригодон»

Исполняет ученик 4 класса Николаев Матвей.

И нам придется только насладиться танцевальными интонациями этого

произведения.

В 19 веке вся Европа закружилась в вихре вальса, популярность была в простоте и изяществе.

П.И.Чайковский тоже внес этот модный в ту пору танец в свой «Детский альбом»,

чтобы пополнить детский репертуар начинающих музыкантов.

Мы его услышим в интересном исполнении - это ансамбль флейты и фортепиано.

Представьте : праздник – маскарад. Звучит ослепительный вальс. Заметьте, в середине вальса будет эпизод, в котором среди танцующих, появилась не знакомая причудливая маска…

П.И.Чайковский Вальс

Исполняют Рыбак Мила и Красицкая Алекандра.

А куда нам без русского задорного танца - никуда!!!!!

Поэтому сейчас прозвучит еще одно произведение П. И. Чайковского, и мы попадем еще в одну область музыки БАЛЕТ «Щелкунчик». И приведет нас туда русский танец ТРЕПАК - залихватский, удалой танец, с четким ритмом, он покоряет своим задором и удалью.

Чайковский «Трепак»

Исполнит его ученик 2 класса Плетнев Илья.

Не уступает своим задором и страстным характером еще один танец, но уже итальянский танец – ТАРАНТЕЛЛА, который родился в Италии ,городе Таранто.

Существует легенда. Человек, укушенный страшным пауком – тарантулом, может спастись от смерти только в «бешеном» танце.

Композитор Лак «Тарантелла»

исполняет ученица 3 класса Ларичева Аксинья

Бывают такие танцы, которые выходят за грань танца, они превращаются в яркий концертный номер, который хочется только слушать и наслаждаться за тем, как танец перерастает в танцевальность, а музыкальные звуки бисером рассыпаются по музыкальному инструменту.

Вот таким интересным концертным номером является «Итальянская полька» композитора С. В. Рахманинова. Как-то летом 1902 года С. В. Рахманинов отдыхал на море во Флоренции и там по вечерам к даче часто приходили уличные музыканты: певец с тросточкой в цилиндре и, сопровождавшая его жена с осликом, который вез маленькое механическое пианино, женщина его заводила раздавалась веселая полька.

Сергею Васильевичу очень понравилась эта бесхитростная мелодия, он ее запомнил и переложил для фортепиано. Как знаменитый музыкант он мог сделать из нее блестящую виртуозную пьесу, но тогда полька утратила бы свое очарование

простоты. Именно эти качества обеспечили ей такую любовь и популярность и сейчас вы в этом убедитесь…

С. В. Рахманинов «Итальянская полька»

Исполняет ученик 4 класса Малышев Никита

Ну и третий кит, скажем ему волшебные слова: «Сезам, откройся!»

Марш - он тоже может привести нас в любой жанр музыки.

И начнем знакомство со сказочного марша из оперы С. С. Прокофьва «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карла Гоцци.

Герой оперы - принц, он страшно болен и только смех может его исцелить.

И вот специально для него устроили бал. И сейчас мы услышим, как к нам приближается свита короля.

Это жизнерадостный, полный неутомимой энергии марш, в мелодии слышна дерзкая труба под дробь барабанчиков, он будто призывает покончить с нытьем и апатией, чтобы с радостью смотреть на жизнь.

Да в этом марше виден сам композитор Прокофьев, такой оптимист, как будто внутри его поселилось солнышко!

С. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Исполняет ученик 3 класса Копач Марк

Следующий марш С. С. Прокофьева приведет нас в балет. И вы услышите, какие

эти марши все разные!!!

Здесь нет солнца, здесь сгусток зла, которое вторглось в жизнь двух любящих героев Ромео и Джульетты .

Чопорная, жесткая мелодия, с рваным чеканным ритмом кружится по замкнутому кругу ,она как будто никого не хочет слушать, у нее нет развития, значит нет

будущего, подсказывает нам композитор. Она становится еще более агрессивной и воинственной, когда к ней присоединяется суровая ,песенная тема, вы ее

услышите в нижнем голосе.

Смотрите! Здесь встретились все наши ТРИ КИТА: и танец и песня, и марш. Значит, киты встречаются в одном произведении!

В балете этот номер называется «Танец рыцарей», построенный на маршевых и песенных интонациях.

Танец «рыцарей» из балета С. С. Прокофьева Ромео и Джульетта»

Исполняет ансамбль скрипачей.

Маршевые интонации звучат и в пьесе норвежского композитора Эдварда Грига. Дом для любого человека значит многое: это не только то место, где можно поесть поспать, еще древние люди видели в нем уют и красоту, а еще этот дом, по их мнению, кто-то должен охранять.

На Руси такого хранителя очага называли – домовым. Кстати, на него можно было списать все, что терялось в доме, чем часто пользуются наши ученики – то дневник пропал, то ноты где-то дома потерялись…

У скандинавских народов такой дух называют кобольд. А уж, какой он озорник, пока нет дома хозяев, давайте послушаем.

Эдвард Григ «Кобольд»

Исполняет ученица 5 класса Чаунина Светлана

Сегодня мы попытались расширить ваше представление о трех основных жанрах музыки : песня, танец, марш и с надеждой думаем о том, что они послужат волшебными мостиками и приведут вас в театр на оперу и балет или в концертный зал.

И в завершении, давайте представим, что мы сейчас в большом концертном зале, перед нами самый могущественный музыкальный инструмент – орган

и будет звучать удивительная музыка талантливейшего немецкого композитора

И.С. Баха . И нам очень хочется, чтобы она разбередила ваши фантазии и

побудила вас к стремлению больше знакомиться с музыкой, открывать в ней все новые и новые миры !!!!!!

И. С. Бах. Токката ре –минор

Исполняет уч.4 класса Николаев Матвей

Приходите к нам в гости, мы вместе с вами будем перелистывать музыкальные странички в этой удивительной стране «Музыка».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Три кита в музыке и куда они нас ведут.

Автор: Исаева Н.В. и Мокрова Л.В.

Дата: 29.06.2019

Номер свидетельства: 516229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Куда ведёт нас песня. "
    ["seo_title"] => string(24) "kuda-viediot-nas-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "106104"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402941998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства