: «Музыкальный калейдоскоп»
Оборудование: Мультимедийное оборудование, ноутбук,экран, музыкальный центр,фортепиано .Осенние листья , ваза. Петушок ( мягкая игрушка ). Бубен, погремушка, металлофон, колокольчики , барабан , трешотки.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем « подъезжают» к залу на поезде. Паровоз гудит. Музыкальный руководитель выходит из зала.
Музыкальный руководитель : (удивлённо)
- Кто это приехал?
Дети отвечают :
- Мы приехали !
Музыкальный руководитель :
Это же мои дети ! Я вас так ждала !
Давайте друг друга поприветствуем.
Звучит музыкальное приветствие ( Муз и движения Е.Матвиенко )
Здравствуйте,мои хорошие, проходите! (на полу разбросаны осенние листья .) Посмотрите , ребятки, как у нас красиво ! Это осень разбросала свои подарки ! Давайте посмотрим на волшебный экран и полюбуемся её красотами !
(на слайдах проецируются пейзажи осенней природы)На его фоне звучат слова музыкального руководителя:
Осень красит золотомРощи и леса.
Слышаться прощальныеПтичьи голоса.Алые и жёлтые,Ветер листья рвёт,Кружит ,кружит в воздухеПёстрый хоровод.( И.Плакида)
Ребятки ,посмотрите, сколько листочков у нас ветерок набросал! Пойдём гулять, листочки собирать! Брать нужно по одному листочку. А теперь будем медленно гулять и осеннюю песенку напевать. ( дети ходят спокойным шагом по музыкальному залу)Все исполняют « Осеннюю песенку». Педагог следит за тем , чтобы дети двигались в темпе музыки , хорошо ориентировались в пространстве.
Музыкальный руководитель : Теперь я сыграю вам другую мелодию – ласковую, плавную. Нежную. Потанцуйте с листьями так, чтобы они у вас плавно кружились ,полюбуйтесь на них.
Как пёстрые платочки,Осенние листочки,
По воздуху кружатсяНам под ноги ложатся.
Листочки мы поднимем,Гулять пойдём мы с ними,Листочками помашем
И весело попляшем.( И.Черницкая)
Исполняется вальс «Листики» , муз Р.Рустамова ( Праздники в детском саду : Сб. М.,1976)
Обращает внимание на эмоциональность исполнения , непринуждённость , лёгкость , на мимику , показывая детям наиболее удавшиеся варианты со словами : « Посмотрите, как плавно кружится листик у Насти ,как она любуется им!»
Музыкальный руководитель : Давайте соберём букет из листьев и поставим его в вазу. (Дети собирают листики в вазу и садятся на стульчики.)
Музыкальный руководитель :Ребятки , я вас очень ждала и приготовила к вашему приходу сюрприз! (Вносит столик , на котором за ширмой в виде домика спрятаны музыкальные инструменты.) Посмотрите, это домик.
- Кто в нём живёт? (Делает загадочное лицо ? )
- Не скажу Сами догадаетесь, когда услышите, чей это голосок.
(Играет на фортепиано мелодию песни « Петушок « Дети узнают её ,называют. Если они делают это во время исполнения , необходимо напомнить , что слушать мелодию нужно молча до конца.
Музыкальный руководитель : Молодцы , узнали ! Давайте споём песенку о Петушке , он и появится. Нет его ! Наверное , мы спели недружно , неласково.
Давайте попробуем ещё раз. ( Добиваться выразительного исполнения , чистого интонирования .) А во и он!
Предлагает детям поздороваться с Петушком своей собственной песенкой, например « Здравствуй , петушок «! « Петя , здравствуй! « , «Петушок, добрый день!», « Кто Петушку споёт, у того он зёрнышки и поклюет».
Музыкальный руководитель : (заглядывает в домик и обращается к Петушку)
Петушок , какой у тебя музыкальный домик ! Каких только инструментов тут нет! А наши дети тоже знают многие музыкальные инструменты. Давайте снова обратимся к волшебному экрану. Что же он нам покажет ( На экране проецируется музыкальный инструмент –бубен. ) Музыкальный руководитель напевает весёлую плясовую мелодию играя на бубне. Спрашивает у детей : На каком музыкальном инструменте я сейчас играла ?
Дети отвечают : Бубен !
Музыкальный руководитель : Правильно , бубен ! Сейчас я вам раздам несколько инструментов и попрошу мне помочь исполнить эту плясовую. Я буду играть на фортепиано , а вы на бубнах. Дети исполняют плясовую в дуэте с музыкальным руководителем.
Теперь снова обратим своё внимание на волшебный экран. На экране проецируется новый музыкальный инструмент – погремушка..Музыкальный руководитель напевает другую плясовую играя на погремушках. Спрашивает у детей : Что это за музыкальный инструмент ?
Дети отвечают : Погремушка..
Музыкальный руководитель :
- Конечно , погремушка! Кто же поможет мне исполнить эту песенку ? Дети с удовольствием аккомпанируют весёлую музыку. А теперь снова посмотрим на экран. На нём проецируются барабан и трещотки. Раздаёт инструменты детям и мелодию исполняет уже вместе с детьми.
Практически звучит оркестр музыкальных инструментов.( музыкальный руководитель напоминает детям , что играть нужно слаженно , всем вместе.Только тогда у них получится настоящий оркестр и песенка будет слаженной и красивой.)
Музыкальный руководитель : А теперь , ребятки, закрыли глазки и внимательно послушаем. Я буду играть на музыкальном инструменте, а вы отгадывайте, на каком инструменте я сейчас играю. Проводится игра на слуховое восприятие знакомого тембра музыкального инструмента.( Каждый ответ подтверждает картинкой на слайде.)
Какие же вы молодцы ! Все инструменты отгадали!
Музыкальный руководитель : Исполняет на металлофоне песню «Дождик» .Дети отгадывают.
Что за умники! Какую песенку я сыграла ? Правильно ,это «Дождик»
Споём её весело и шутливо.( музыкальный руководитель учит предовать характер песни. Петь слаженно,естественно, в умеренном темпе . )
Послушайте и скажите, какой инструмент прозвучит сейчас.
(Исполняет любую мелодию на колокольчиках)
Правильно.это колокольчики. У меня два колокольчика – большой и маленький . У большого колокольчика .как у большого Петушка, голос низкий. А у маленького голос высокий , звонкий , как у маленького Петушка.
А теперь снова посмотрите на волшебный экран. Он хочет у вас спросит…( на экране появляется Мама -мышка.
Музыкальный руководитель : (спрашивает)А каким голосом она зовёт своих деток-мышат?
Дети отвечают : Низким,ведь она большая ,взрослая.
Музыкальный руководитель : правильно. А каким голосом отвечают мышатки ?
Дети отвечают: высоким.Они ведь маленькие.(На экране появляются картинки мышат.
Музыкальный руководитель хвалит детей за внимательность.
Снова обращается к экрану.( на нём картики щенят)
Музыкальный руководитель : А тперь потерялись щенята. Как же им найти свою маму. Как они кричат каким голосом? Высоким или низким?
Дети отвечают : Конечно высоким .
Музыкальный руководитель предлагает детям спеть несколько высоких звуков имитирующих щенят.
Дети отвечают
Музыкальный руководитель на слайде показывает картинку мамы –собаки.Дети активно отвечают , что мама откликается низким голосом. Музыкальный руководитель делает вывод : Все взрослые говорят низким голосом , а все дети разговаривают высоким голосом .
Прислушайтесь . Хорошо! Все музыкальные инструменты узнали по звучанию , порадывали нас с Петушком. Теперь давайте поиграем: пойдём погулять ,а если пойдёт дождик , то мы с ним быстро сладим . Мы тучку прогоним прочь, а сами будем радоваться солнышку и дождику.
Проводится игры « Срдитая тучка» и « Солнышко и дождик»
Педагог наблюдает , как дети самостоятельноменяют движения при смене характера музыки и музыкального сопровождения.
Погулял с нами петушок , наклонил свой гребешок и ушёл в домик спать . Пусть отдыхает, не будем его будить. Давайте лаского споём ему « Досвидания, Петушок»
. До свидания, приходите ещё, я вас буду ждать!.