kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий "Сказка про нотки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята прослушав все эти несколько сказок познакомятся с нотным станом, о звукоряде, о постановке голоса и с другими увлекательными и интиресными историями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Сказка про нотки"»

СЦЕНАРИИ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ГОСТИНЫХ

«Сказки про ноты, интервалы, знаки»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изначально, предмет сольфеджио как учебная дисциплина предполагало обучение пению по нотам. С течением времени рамки предмета расширились и в настоящее время сольфеджио является теоретической дисциплиной, включающей изучение нотной грамоты и основ хорового пения, развивающей творческие возможности обучаемого, его музыкальный слух и память.

Большая роль отводится начальному этапу обучения. Ведь дети младшего возраста имеют цепкую память, и то, что ребенок усвоит в детстве, явится хорошей базой для дальнейшего освоения предмета. При этом очень важным является эмоциональный аспект обучения: усвоение терминологии на занятиях сольфеджио, проводимых мною, идет через игру, связывается с эмоционально-звуковыми характеристиками интервалов, звукорядов, аккордов, которые я оформляю в виде сказочных историй. Иногда дети включаются в процесс изучения следующим образом: они импровизируют и дополняют мою сказку, предлагают свое видение тех или иных образов. Музыкальные сказки о различных теоретических понятиях воспринимаются детьми очень живо, непосредственно, и сложные термины становятся для них простыми и понятными. В процессе изложения сказки педагог исполняет музыкальные примеры, соответствующие тем или иным терминам и определениям. Для закрепления каждой темы проводится конкурс рисунков, дети вместе с родителями с большим удовольствием рисуют героев сказок, придумывая удивительные образы.

Сказки, представленные в данном материале, создавались Алиевой Т.Н. в течение 1992-1993 учебного года для группы ребят, обучающихся по экспериментальной программе . В течение многих лет материал дополнялся, практическое значение сказок осталось актуальным и востребованным и в настоящее время.



СКАЗКА ПРО НОТЫ

НОТА - знак для записи музыки. 

По латыни nota-письменный знак.

Сегодня я расскажу тебе историю, которая произошла в одной музыкальной стране – Нотляндии, все жители которой замечательно играли на разных инструментах и пели.

Жили они в небольших уютных городках, состоящих всего из нескольких улиц. В столице Нотляндии – славном городе Нотоносце – каждая семья занимала одну из улиц. Самая старая улица называлась Контроктава, От нее шел переулок – Субконтроктава, в котором располагались всего три дома. Бургомистр с семьей жил на улице Большая октава. А рядом, на улице Малая октава жили семь его сестер с семьями, собакой, кошкой и канарейкой.

Герои нашего рассказа жили на улице Первая октава – папа, мама, бабушка, дедушка и семь сестричек, семь веселых ноток - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. В доме было пять этажей и у каждой из сестричек была своя спаленка. Девочки-нотки Ми, Соль, Си занимали первый, второй и третий этажи. А нотки Ре, Фа и Ля облюбовали небольшие пролетики между этажами: Ре – между первым этажом и подвалом, Фа – между первым и вторым этажом а Ля – между вторым и третьим этажами. И только нотка До жила на добавочном этаже-линейке снизу. Дело в том, что она очень любила рано утром гулять в саду и, чтобы никому не мешать, поселилась так далеко.

Однажды, поздно вечером, когда мама уложила девочек-ноток в постель и пожелала им спокойной ночи, старшая нотка До услышала тихий стук в дверь ее спаленки. Открыв ее, она увидела крохотного человечка с огромной бородой в полосатом камзоле и таком же полосатом колпачке. - Добрый вечер,- серьезно промолвил он. - Меня зовут гном ТАКТ. Разрешите высказать вам свою просьбу.

Нотка До улыбнулась и так же серьезно ответила: «Слушаю Вас, сударь».

- Я живу в дупле старого дуба, что растет напротив вашего дома. Сегодня заболел мой младший брат ЗАТАКТ, а вылечить его можно очень просто - надо только рассмешить его. Вы и ваши сестрички такие веселые, помогите мне!.

Нотка До повернулась к своим сестричкам, которые давно проснулись и стояли рядом с ней.

- А как же мы попадем к вам в домик? Ведь дерево такое высокое, а дупло - на самом верху.

- Не волнуйтесь, сейчас я произнесу волшебное заклинание и вы мгновенно окажетесь в нашем домике,- ответил гном.

Гномик ТАКТ дотронулся до своего колпачка, что-то прошептал и все семь ноток, все семеро сестричек тут же оказались в дупле старого дуба, в домике у гномов. Младший гномик ЗАТАКТ полулежал в кресле-качалке и, казалось, дремал. Девочки неслышно подошли к нему, боясь нарушить тишину. Старший брат ТАКТ взял в руки гитару и начал подтягивать струны, настраивая ее. Затем он спросил у ноток, какую мелодию сыграть. Самая младшая из сестричек вышла вперед и спросила: «Можно, я первая спою песенку?» -Конечно, малышка,-ответил гном ТАКТ. -Сыграйте, пожалуйста,.. - следующие слова она прошептала на ухо гномику. Он улыбнулся и весело заиграл, а девочка - нотка запела: «Синичка за море летала, синичка дальние страны видала,

Синичка решила узнать,

почему никто никогда не видал ту страну,

Где мамы и папы, и дяди и тети все разрешают детишкам своим,

Где можно резвиться, кричать и шуметь, 1

И бегать, и прыгать, и песенки петь?»

Все заулыбались и захлопали в ладоши. Нотка Си смущенно замолчала. «Теперь твоя очередь, нотка ЛЯ», - сказала одна из сестер. Та вышла и запела:

Лягушка – квакушка на зависть соседям

Купила себе замечательный зонт.

Он ярко зеленый, красивый, нарядный,

И в дождь, и под солнцем лягушку спасет!

- «Замечательно!» - воскликнул гномик ТАКТ и выразительно посмотрел на своего брата. Но тот ничего не ответил.

Наступила очередь нотки Соль. Она мягко, чуть с хрипотцой запела:

Солнце по небу гуляло, солнце к вечеру устало.

Прошептало: «Спать пора», - и уснуло до утра.

- «Какая милая песенка», - тихо сказал гномик ЗАТАКТ, но не улыбнулся.

Нотка Фа сама взяла в руки гитару и стала играть, напевая без слов: «Фа, фа, фа, фа, фа, фа…»

Нотка Ре, видя, что гномик ЗАТАКТ вновь загрустил, громко запела:

Речка-реченька течет, круты берега,

Вброд ее не перейдешь – вымокнут бока!

Все рассмеялись, а громче всех–гномик ЗАТАКТ.

- Нотка Ре, кто сочинил эту смешную песенку?

-Я,- сказала та.

- «Молодец!»

Увидев, что гномик ЗАТАКТ развеселился, взяла нотка Ми подбежала к нему, взяла за руку и повела на средину комнатки.

- Пойдем, потанцуем, - сказала она, - и все нотки дружно запели:

Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри,

И в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают, раз - два- три!

Все девочки-нотки и гномик ЗАТАКТ так бойко выплясывали польку, что когда прозвучали последние звуки танца и гномик ТАКТ опустил гитару, все остановились и недовольно посмотрели на него. Гномик ТАКТ похвалил девочек, поблагодарил их за помощь и сказал, что уже поздно и всем пора спать. Старшая нотка До подошла к гномику ЗАТАКТУ и сказала: «Ты устал и должен отдыхать. Ложись, а я спою тебе колыбельную».

Подвела гномика к его кроватке, уложила его, накрыла одеяльцем и запела:

Доброй ночи желает вам ноточка

До, дорожите минутами сна.

В гости к вам прилетят разноцветные сны,

Свою песню споет нам сова.

Гномик ЗАТАКТ сладко зевнул, засыпая. Нотки на цыпочках вышли из домика. Гномик ТАКТ дотронулся до своего колпачка, что-то прошептал и девочки вновь оказались в своем домике. Они подошли к окну, на карнизе которого стоял крохотный гномик и низко кланялся им, благодаря за помощь. Девочки-нотки пожелали друг другу спокойной ночи и улеглись в свои постельки, Завтра утром они обязательно расскажут взрослым, что произошло с ними сегодняшней ночью.





КОРОЛЕВСТВО МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

Музыкальная форма – построение музыкального произведения, соотношение его частей. В современном искусстве существуют музыкальные формы, сложившиеся на протяжении веков в народном быту и творчестве композиторов.


В одной сказочной стране жили необыкновенные люди-звуки. Они были трудолюбивыми и веселым, любили петь песни и играть на различных музыкальных инструментах. Люди-звуки обладали удивительными способностями: каждый их шаг сопровождался звуком, они не говорили, а пели. Люди-звуки жили небольшими семьями- фразами, две-три-четыре фразы составляли одно небольшое семейство-предложение. Предложения жили дружно, ходили друг к другу в гости, дарили цветы и подарки, иногда даже одевались одинаково. Вот послушайте, как весело поют песню два предложения: (музыкальная заставка). А иногда, загрустив, предложения поют и такие песни: (музыкальная заставка).

Правила этой удивительной сказочной страной королева ФОРМА, да-да, такое необычное имя ей дали. Дело в том, что королева была очень умна, находчива, мудра. Она сама придумывала правила поведения в своем королевстве. Например, войдя в незнакомый дом, гость должен был сочинить песню о себе, своей семье, своих увлечениях, своих умениях. Одежда королевы Формы служила образцом для подданных, - все дамы, подражая королеве, носили платья только светлых тонов. В спорных случаях королева Форма умела дать мудрый совет тем, кто в этом нуждался. И еще, королева очень любила музыку. Она умела играть на скрипке, флейте, арфе, замечательно пела и по вечерам, когда на главной площади столицы, перед дворцом, устраивались представления и праздники, она выходила на площадь и веселилась вместе со всеми. Наблюдая за королевой, подданные, улыбаясь, говорили: «Наша Музыкальная Форма».

Однажды два семейства- предложения поспорили друг с другом. Вы помните, что предложения иногда бывали так дружны, что в одежде, манерах поведения и привычках очень походили друга на друга. И вот теперь, каждое семейство- предложение пыталось доказать свое превосходство, считая, что другое семейство- предложение лишь повторяет его. В спор вмешался главный советник королевы ПЕРИОД. Он объявил музыкальное состязание с условием: кто станет победителем, тот и получит титул НЕПОВТОРНОГО.

В состязании приняли участие не только два поспоривших семейства-предложения, но и их родственники. Первый тур предполагал сочинение песни с собственным аккомпанементом на слова ПЕРИОДА. Первое и второе предложение- главные спорщики- сочинили и спели совершенно одинаковые мелодии, но с разными окончаниями- канденциями. Они ужасно удивились этому обстоятельству.

Во втором туре семейства –предложения играли пьесы собственного сочинения. И опять у них получились одинаковые мелодии с разными каденциями. В третьем туре сочиняли стихи, а затем- мелодии к ним. И вновь произошло невероятное: оба семейства-предложения представили одинаковые сочинения.

Наконец, в состязании приняли участие третье и четвертое предложения. Во всех трех турах результат был одинаков: их сочинения были совершенно не похожи одно на другое.

ПЕРИОД, посовещавшись с Королевой, объявил свое решение: «Взять все четыре семейства - предложения под свое покровительство». Он присвоил двум первым предложениям титул ПОВТОРНОГО, а третьему и четвертому - титул НЕПОВТОРНОГО .



СКАЗКА О ТОМ, КАК КОРОЛЕВА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

ВЕРНУЛА ГОЛОС КОРОЛЮ ДИССОНАНСУ

Консонанс - сочетание 2-х или более звуков, образующих слитное звучание (латинское consono означает «слитно звучу».

Диссонанс - сочетание 2-х или более звуков, образующих резкое, напряженное, как бы «не слитное» звучание (латинское dissono - «нестройно звучу»).


Однажды в столице МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ появились бродячие музыканты. Остановившись на главной дворцовой площади, они настроили свои инструменты и начали концерт. Музыканты играли и пели так весело, что вокруг них вмиг собралась большая толпа. Люди-звуки сначала потихоньку, а затем все громче стали подпевать музыкантам, а самые смелые даже пустились в пляс. Королева Музыкальная Форма наблюдала за музыкантами с балкона своего дворца. Когда концерт закончился, она поприветствовала музыкантов и спросила, какие новости в свете. Гости рассказали о своих приключениях. Оказывается, еще вчера они чуть-было не угодили в тюрьму.

- Какое же преступление вы совершили? – воскликнула королева.

- Мы хотели выступать в королевстве славного короля ДИССОНАНСА, вашего соседа.- ответили музыканты. – Но появившаяся стража схватила нас. По дороге в тюрьму стражники рассказали, что король издал указ: всем жителям королевства запрещалось петь, играть на каком-либо инструменте, даже громко разговаривать и улыбаться. Всем предписывалось носить одежды темного цвета, быть печальными, грустными. За нарушение указа грозила тюрьма.

Услышав это, музыканты стали уговаривать стражу отпустить их, ведь они гости и не знали об указе. Стражники вообще-то были людьми добрыми и, сжалившись, они приказали музыкантам как можно быстрее покинуть пределы королевства. Так музыканты оказались во владениях королевы МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ.

- Но почему король ДИССОНАНС издал такой странный указ?

- С королем стали происходить странные вещи: когда он начинал петь, его голос становился таким резким и неприятным, что окружающие в страхе разбегались. А король так любил петь и каждый раз, когда кто-нибудь начинал петь или играть, он с трудом сдерживал себя. Старики говорят, что избавиться он может от своего неприятного голоса лишь в том случае, если его пение будут слушать сотни людей, но никто не обратит на резкие звуки никакого внимания.

- Надо помочь королю ДИССОНАНСУ, - решила королева МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА и приказала немедленно собираться в дорогу.

Спустя час длинная вереница карет и повозок отправилась в путь.


Король ДИССОНАНС был немного удивлен неожиданному приезду МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ, но встретил ее радушно. Во время их встречи никто не обратил внимания, как последняя повозка незаметно свернула в переулок. Из нее вышли несколько человек и вынесли три больших сундука. Люди вошли в дом, что напротив королевского замка.

Утром, как только солнце осветило башни дворца, в доме напротив отворились все окна, а перед дворцом, словно по указу, собралась толпа людей. Король ДИССОНАНС и королева МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА вышли на балкон и приветствовали собравшихся. В толпе началось какое-то движение, люди стали надевать на голову странные приспособления. И все придворные, и МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА их надели. То же сделал и король ДИССОНАНС. Как только он надел наушники, в доме напротив в проемах окон появились люди с гитарами, скрипкой и другими инструментами и в наушники полилась музыка, Король, у слышав первые звуки, хотел было рассердиться, но, глядя на радостные, веселые лица присутствующих, потихоньку запел. Мелодии сменяли одна другую, люди на площади слушали и улыбались, Король пел все громче, но никто не убегал от него в страхе, так как его пения не было слышно.

Музыканты играли и пели несколько часов. Наконец, затих последний аккорд, наступила тишина. Король стоял потрясенный. Он избавился от заклятия, которое наложила на него злая волшебница. Теперь все было позади. Король ДИССОНАНС снова мог петь и смеяться. Только когда он пел секунды и септимы, голос его немного дрожал и становился резким.



НАСМЕШНИЦА ИМИТАЦИЯ

Имитация – прием музыкального изложения, когда тема или небольшой

мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется

другим голосом, как бы подражая первому (по-латински imitatio - подражание ).


У королевы МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ было две сестры. Младшую звали ГОМОФОНИЯ. Она очень любила музыку, замечательно пела песни своим красивым нежным голосом и аккомпанировала себе на гитаре. Старшая сестра - ПОЛИФОНИЯ - обладала удивительным свойством: она пела сразу одновременно несколькими голосами. Голоса как будто вели разговор друг с другом, что-то рассказывали, спорили, словно каждый хотел доказать, что он самый главный и важный. Полифонию очень любили слушать старые музыканты, жившие во дворце королевы Музыкальной Формы.

Однажды на день рождения Полифонии съехалось много гостей. Среди них были и король ДИССОНАНС со своим братом КОНСОНАНСОМ, у которого был такой приятный мягкий голос, и принцесса ИМИТАЦИЯ, и красавица ФУГА с маленькой ФУГЕТТОЙ.

Вечером во время праздника Полифония пела и танцевала, загадывала загадки и устраивала веселые игры, розыгрыши, проявляя много выдумки и фантазии. Так, например, она придумала новую игру, которую назвала «ИНВЕНЦИЯ» (выдумка). Вместе с принцессой Имитацией она показала игру гостям. Согласно правилам игры, нужно было повторять голоса всех игравших, подражая их тембру и манере говорить, придумывая при этом веселые истории. Играя, все гости были поражены тем искусством, с которым Имитация подражала голосам Диссонанса и Консонанса, ФУГИ и ФУГЕТТЫ..

Наконец, праздник подошел к концу. Гости стали разъезжаться. Король ДИССОНАНС с братом остались погостить у МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ. Им отвели две дальние комнаты во дворце и они отправились отдыхать. Когда во дворце наступила тишина, к комнате короля КОНСОНАНСА подошла принцесса ИМИТАЦИЯ. Она решила подшутить над королем и, постучав, голосом одного из слуг попросила короля пойти к его брату. КОНСОНАНС конечно же откликнулся на эту просьбу. ДИССОНАНС был удивлен приходу Консонанса. Братья посмеялись веселой шутке слуги и КОНСОНАНС отправился спать. Спустя некоторое время к нему в комнату вновь постучали и голос его брата ДИССОНАНСА попросил его выйти из комнаты. КОНСОНАНС выглянул в коридор, но, естественно, никого не увидел. Поразмыслив, он решил, что это проделки принцессы ИМИТАЦИИ, которая обиделась на него – вовремя танца король дважды наступил ей на ногу. Ожидая прихода ИМИТАЦИИ в третий раз, он незаметно задремал. Ночь прошла спокойно. Рано утром в комнату короля Консонанса постучали. Консонанс просил минуту подождать, затем открыл дверь, за которой никого не оказалось. Через полчаса все повторилось. И в третий раз в дверь постучали. Однако король не откликнулся. Тогда постучали еще и КОНСОНАНС услышал голос ДИССОНАНСА. КОНСОНАНС улыбнулся, - ведь его брат стоял рядом с ним, ожидая принцессу – насмешницу. В ответ веселая подражательница чужих голосов услышала такие неприятные, резкие звуки, словно кто-то дул в трубу, извлекая из нее скрежет и шипение. ИМИТАЦИЯ зажала уши ладошками и помчалась в свою комнату. А вслед ей все неслись эти ужасные звуки…

За завтраком Имитация сидела грустная и рассеянно отвечала на вопросы, Она поняла, что братья КОНСОНАНС и ДИССОНАНС, в ответ на ее шутку, тоже решили пошутить. Наконец, выйдя из-за стола, оба весельчака подошли к ней и она услышала: «Принцесса, примите наши извинения за столь неудачную шутку». Улыбнувшись, ИМИТАЦИЯ ответила: «Никогда не думала, что меня побьют моим же оружием. Я вас прощаю!».

Так закончилась эта веселая история. Принцесса ИМИТАЦИЯ до сих пор удивляет нас своим уникальным искусством подражания.




ФУГА И ФУГЕТТА

Фуга – многоголосное полифоническое произведение, в основном, для 2-3-4 голосов. По-латински fuga означает «бег».

Фугетта – небольшая, несложная фуга. По-итальянски fugetta – маленькая фуга.

Каждый день королева Музыкальная Форма получала очень много писем. Несколько ее помощников целыми днями читали почту, затем кратко пересказывали содержание каждого послания. Недавно в одном из них они прочитали, что старая тетушка ФУГА ожидает в гости свою племянницу ФУГЕТТУ.

Тетушка Фуга по случаю приезда племянницы затеяла ремонт. Надо сказать, что была она женщиной энергичной и хозяйственной, любила чистоту и порядок. По утрам тетушка Фуга занималась спортом. Она бегала в парке вокруг пруда, прыгала с шестом и играла в волейбол. Получив утром такой заряд бодрости, Фуга сохраняла его до вечера. Она все делала быстро, умело, без суеты и, устав за целый день от хлопот, садилась вечером у камина и читала. Отблески пламени освещали ее умное лицо и казалось, что все маленькие морщинки продолжают бег, который начался еще утром…

Итак, в доме начался ремонт. Срочно были приглашены лучшие мастера, которые активно взялись за работу. Две недели они трудились, не покладая рук и, наконец, объявили, что все готово к приезду племянницы.

Наутро тетушка ФУГА нарядилась в свои лучшие одежды и вот уже карета, запряженная четверкой лошадей, подъехала к крыльцу. Тетушка и племянница увидели друг друга и обнялись. Как они были похожи в эту минуту! ФУГЕТТА была уменьшенной копией тетушки ФУГИ. Позже оказалось, что и характеры у них тоже одинаковые. Обе они любили петь на два голоса, а когда приезжали гости, тетушка и племянница устраивали настоящие концерты и пели с кем-нибудь из гостей на три голоса. Как же замечательно они пели! Слушая их, казалось, что ты погружаешься в море звуков самых разных: веселых и грустных, смешных и печальных, торжественных и насмешливых…

Прошло несколько дней и маленькая ФУГЕТТА заскучала. Ведь она так любила шумные игры, веселье, смех, а в доме у тетушки ФУГИ было тихо и спокойно, мерно тикали часы в гостиной, гости бывали редко – только по праздникам.

Однажды ФУГЕТТА гуляла в саду и забрела в дальний его уголок. Остановившись, она подняла голову и увидела высоко в небе странный предмет. Он был похож на облако, кудрявое, веселое облако, только почему-то зеленого цвета. Странное ОБЛАКО мягко опустилось на дорожку прямо перед девочкой и помахало ей своей пушистой лапкой. ФУГЕТТА немного испугалась. Никогда прежде она не разговаривала с облаками, только видала их в небе.

И вдруг ОБЛАКО заговорило: «Поиграй со мной, девочка, мне так скучно одному». ФУГЕТТА вздохнула в ответ: «Мне тоже», - и спросила: «А в какую игру мы с тобой будем играть?»

- «Давай поиграем в догонялки».

- «Нет, лучше давай поиграем в игру «Громко-тихо».

- «А как в нее играют?»

- «Ты отвернешься и не будешь подглядывать, а я в это время спрячу свою ленту. Затем ты будешь ее искать, а я тебе буду подсказывать: если я буду напевать песенку потихонечку, значит ты очень далеко от моей ленты; а если ты услышишь, что я пою громче, значит, ты где-то рядом с ней».

- «Хорошо, я согласно»…

ФУГЕТТА и ОБЛАКО играли целый день, девочка придумывала все новые игры, фантазировала, ей было так весело и смешно, что она и не заметила, как солнце спряталось за большую гору, птицы перестали громко петь и в лесу, в парке, во всей округе наступили сумерки. Наконец, ОБЛАКО, оглянувшись вокруг, спохватилось: «Уже поздно, тебе пора домой, родные, наверное, волнуются».

ФУГЕТТА вздохнула: «Как жаль, что нам пора расставаться. А завтра мы с тобой встретимся?»

- «Конечно, приходи сюда днем».

ФУГЕТТА и ОБЛАКО попрощались. Вечером она рассказала тетушке ФУГЕ об этой необычной встрече, а ночью ей снились веселые зеленые сны…




СОНАТА


Соната – в современном понимании – произведение для одного или двух

инструментов, написанное в форме сонатного цикла (слово «соната» происходит от итальянского sonare – играть на каком-либо инструменте).


Однажды в гости к МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ приехала её давняя подруга СОНАТА. В юности она играла на всех музыкальных инструментах и все музыканты её именем стали называть любую музыку для всех инструментов. С годами СОНАТА играла всё реже, многое позабыла и её именем стали называть только определённую музыку, которая состояла из трёх частей: быстрой, медленной и снова быстрой, а первую часть стали называть сонатное аллегро («аллегро» означает «скоро»).

Королева МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА часто устраивала праздники. И в этот раз в честь приезда своей подруги она решила устроить концерт, на который пригласила лучших музыкантов. А поскольку концерт – это соревнование. То каждый музыкант решил продемонстрировать своё мастерство на каком-либо одном инструменте.

Это был замечательный концерт! Великолепие звуков. фейерверк созвучий-аккордов, яркие динамические оттенки – всё поражало слух присутствующих. Трудно было отдать предпочтение кому-либо одному, ибо это было состязание равных.

В заключение выступила СОНАТА. В её исполнении музыка жила, боролась, страдала, радовалась, негодовала и вновь ликовала. Это был рассказ о судьбе трудной и суровой, о жизни, наполненной борьбой, порывами к счастью и свету, взрывами отчаяния и скорби, и в конце – радость и упоение победой, ощущение наконец-то достигнутого желанного берега мечты…

Давай-ка повнимательнее вслушаемся в музыку первой части. Она состоит из трёх этапов: первый этап борьбы – ЭКСПОЗИЦИЯ, в которой первая тема (Главная) и вторая тема (Побочная) рассказывают о себе, показывают свой характер.

Во втором этапе – РАЗРАБОТКЕ – первая (Главная) тема развивается, меняя свой характер.

Третий этап – РЕПРИЗА – повторение. Однако зачастую это не просто повторение экспозиции, а завершение борьбы. Успокоение же и восстановление мира наступает в заключительном разделе – КОДЕ.

Вторая часть Сонаты – размышление о том, что случилось в жизни. Музыка звучит спокойно, неторопливо.

В третьей части Сонаты возвращается быстрый темп, активный ритм, музыка звучит ярко, победно, ликующе…

Вот такую удивительную историю рассказала СОНАТА с помощью музыкальных звуков.



АЛЬТЕРАЦИЯ


Альтерация – от латинского alterare - изменять – хроматическое повышение

или понижение на полутон основных ступеней лада.

В стране Музыки жила-была одна нотка, звали её СОЛЬ. Была она весёлая, жизнерадостная хохотушка, очень любила всех своих сестричек. А ещё нотка СОЛЬ любила мастерить шляпки. Она придумывала такие разные фасоны шляпок с диковинными украшениями из перьев птиц, бисера, пуговиц, цветами из ткани, что всем сестричкам они очень нравились, - ведь это были настоящие произведения искусства! Да к тому же в шляпках все девочки-нотки оказывались выше своих сверстниц – ноток из других октав! И когда в праздничные дни нотки-сестрички выходили на прогулку в своих замечательных шляпках, все окружающие говорили: «Какая выдумщица эта нотка СОЛЬ! Она настоящая фея АЛЬТЕРАЦИЯ!» А все нотки в шляпках получали интересную приставку к своему имени – ДО ДИЕЗ, РЕ ДИЕЗ, МИ ДИЕЗ, ФА ДИЕЗ, СОЛЬ ДИЕЗ, ЛЯ ДИЕЗ, СИ ДИЕЗ.

Однажды на прогулке девочек-ноток увидел злюка БЕКАР и закричал: «Немедленно снимите свои легкомысленные шляпки, иначе я вас буду наказывать в школе каждый день!» Девочки-нотки испугались и тут же сняли свои шляпки. Но БЕКАР на этом не успокоился. Он придумал наказание для всех семи ноток: каждый раз при встрече с ним девочки должны были приседать в реверансе, низко склонять голову и не поднимать её до тех пор, пока он не исчезнет из виду, при этом он их называл совершенно другими именами: ДО БЕМОЛЬ, РЕ БЕМОЛЬ, МИ БЕМОЛЬ, ФА БЕМОЛЬ, СОЛЬ БЕМОЛЬ, ЛЯ БЕМОЛЬ, СИ БЕМОЛЬ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий "Сказка про нотки"

Автор: Юнусова Айгуль Мидхатовна

Дата: 07.10.2019

Номер свидетельства: 521880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Сценарий праздника "Прощай, Букварь!" "
    ["seo_title"] => string(37) "stsienarii-prazdnika-proshchai-bukvar"
    ["file_id"] => string(6) "166090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422899621"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Сценарий выпускного праздника " На острове Детство" "
    ["seo_title"] => string(53) "stsienarii-vypusknogho-prazdnika-na-ostrovie-dietstvo"
    ["file_id"] => string(6) "189217"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426842788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) ""От загадкино до трудовой". Внеклассное мероприятие."
    ["seo_title"] => string(54) "ot_zaghadkino_do_trudovoi_vnieklassnoie_mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "368753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481544145"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Праздник 1 Сентября (2 класс, 2 урока) "
    ["seo_title"] => string(38) "prazdnik-1-sientiabria-2-klass-2-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "238342"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444553835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства