Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Первые шаги музыки"»
ПЕРВЫЕ ШАГИ МУЗЫКИ
Цель: создание благоприятной обстановки во избежание стрессовых ситуаций, «сценобоязни» детей для первого публичного выступления за инструментом.
Образовательная: обобщить и закрепить, полученные теоретические и практические знания, умения, навыки, приобретенные в школе искусств.
Воспитательная: воспитание у учащихся любви и интереса к музыкальному искусству, приобщение детей к миру прекрасного.
Оборудование: музыкальный центр, фонограммы песен, музыкальное сопровождение, наглядные пособия.
Зал оформлен к празднику. На сцене находятся наглядные пособия: стенд, к которому прикреплены музыкальные обозначения. Звучит муз. произведение Э.Грига «Утро».
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет, -
Только прислушаться надо.
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня?
Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все «Спасибо!» - говорим
И веря в торжество её, - творим!
Звучит хор мальчиков из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Под тихо звучащую музыку выходит в зал королева Музыки.
Королева музыки:
- Что это за прекрасные звуки? (подходит к инструменту, гладит)
- Это мой самый любимый инструмент. Ребята, а что у вас здесь происходит? Почему вы здесь собрались? (ответы детей)
Выходят учащиеся первого класса.
Чтецы:
Почему и отчего
К нам пришло веселье?
Ведь уже не новый год
И не новоселье?
Но не зря нам сейчас
Весело с друзьями.
Что у нас? Что у нас?
Догадайтесь сами.
Почему и отчего
Мы довольны очень?
И сегодня без конца
Весело хохочем?
И не зря нам сейчас
Весело с друзьями.
Что у нас? Что у нас?
Догадайтесь сами.
Ведущий: Уважаемая, Королева музыки, мы сегодня собрались на Праздник Первого Концерта. В жизни каждого музыканта, у каждого в свое время, бывает первый концерт. Вот и ребята сегодня выходят на большую сцену. Их будут слушать не только педагоги и родители, но и одноклассники. Ребята в нашей школе попадают в прекрасный мир музыки.
Выходят учащиеся первого класса.
Чтецы:
Опускаешь на струны руки
Волшебство совершается вдруг
И рождаются чистые звуки
От простого касания рук.
Ровно семь цветов у радуги
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет
Королева музыки: Ребята, но чтобы попасть в прекрасный мир музыки вам надо доказать мне, что вы многое уже знаете и умеете. Я вижу у вас здесь есть стенд с музыкальным произведением. Я сейчас заберу все муз. знаки.
(снимает со стенда муз. знаки). А вам устрою музыкальные испытания. Если вы с ними справитесь, то я вам буду отдавать эти карточки, и вы сможете исполнить эту детскую песенку на инструменте и попасть в музыкальную страну.
Ведущий: Королева музыки, не сердись, наши первоклассники уже многое знают. Давай проверим, и загадаем им загадки.
А за правильные ответы Королева музыки будет возвращать музыкальные знаки. Ребята, согласны?
Загадывает загадки.
1.Ну-ка, кто скорее скажет,
Сколько рук имеет каждый? (2)
2. Сколько пальцев на руке? (5)
3. Ну-ка, кто сказать сумеет,
Кто быстрей ответит нам:
Сколько в стане есть линеек? (5)
4. Пятиструнная дорожка,
И по ней идут кружочки. (кружочки – ноты, дорожка – нотный стан)
5. Этот ключ не откроет дверь
Невозможно, но поверь.
Первый слог от инструмента,
Прибавляйте к слогу - чный
И придет к нам симпатичный
Музыкальный ключ….. (скрипичный )
Королева музыки:
Я Королева Волшебной страны,
В ней звуки и ноты со мною живут.
Здесь споров, угроз не услышите вы,
Повсюду порядок, лад и уют.
Хочу познакомить с Нотками я,
Их шумно и дружно встречайте, друзья !
Игра про ноты.
В дом вошли мы необычный:
Пять линеек! Вот так дом!
Дом открыл нам ключ скрипичный-
Он хозяин в доме том:
«Перед вами нотный стан.
Ну-ка, ноты, по местам!»
До: Меня ты первую узнал,
Впервые клавишу нажал.
Но чтоб меня изобразить
Линейку надо начертить.
РЕ: Я вторая по порядку
Утром делаю зарядку,
На лужайке, на траве,
И зовусь я нотой РЕ.
МИ: С меня вы начнете такие слова:
Мир, милая, миг и минутка.
Музыканты всей земли,
Называют нотой МИ.
ФА: Я выгляжу важно и основательно
Меня в нотном тексте ищи ты внимательно.
Отыскать меня сумей – ка,
Между первой и второй линейкой.
Соль. Не приправа я для супа,
Не порошок, не антимоль,
Не диез я, не бемоль,
Зовусь я просто нотой Соль.
Ля. Где поют «тра-ля-ля-ля»,
Без меня никак нельзя.
Вам знакома я, друзья,
Ведь зовусь я нотой Ля.
Си. Завершаю звукоряд,
Где семь подружек звонких в ряд.
Хоть кого сейчас спроси,
Как зовусь я? Нотой Си.
Дети меняются местами.
Ведущий: Наши ноты перепутаны. Ну-ка, кто из первоклассников или из родителей наших учеников сможет правильно расставить ноты. (Из зала выходит один из первоклассников или родитель, и правильно расставляет ноты).
Но кроме нот исполнитель должен знать еще об одних знаках, о которых нам расскажут….
(выходят учащиеся первого класса)
Чтецы:
Дирижеру кляузу
Написали ноты:
«Нам мешают паузы!
Не дают работать!»
Дирижер ответил так:
«Ноты! Все ж имейте такт!
Звукам пауза нужна,
Как паруснику парус.
И не может быть одна,
Музыка без пауз!»
Если нота замолчит,
Значит, пауза «звучит!»
Ведущий:
Как вы уже знаете, звуки бывают долгими и короткими. Очень большую роль в сочинении музыки играет - ритм. В нотах ритм выражается длительностями. Давайте их повторим.
Если нота белая
Это нота – целая.
Разделим ноту целую
На половинки белые,
Палочкой отметим,
Чтоб с той не спутать этих.
В каждой ноте половинки-
По две черных… четвертинки.
В каждой четвертушке –
По две …восьмушки.
Ведущий выносит плакат, на котором написан
ритмический рисунок р.н.п. «Веселые гуси»
Ведущий: Ребята, перед вами ритмическая загадка. В этих палочках зашифрована детская песенка. Сейчас я вам прохлопаю ритм этой песенки, а вы должны будете отгадать ее. Затем попробуем исполнить ее на шумовых и ударных музыкальных инструментах.
Помощники ведущего раздают
первоклассникам шумовые, ударные инструменты. В их исполнении звучит р.н.п. «Веселые гуси».
Ведущий:
Ребята, у Королевы музыки есть два вот таких знака (показывает карточки f и р).Что это? (ответы). Сейчас я прочитаю вам сказку «Про кота». Когда будет звучать слово – тихо – руки поднимают дети справа от меня, когда звучит слово – громко – руки поднимают дети, находящиеся слева от меня.
Игра «Динамические оттенки».
Сказка про Кота
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что.
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,До вечера громко над ним потешались.
Ведущий: Королева музыки! Наши дети освоили не только ноты, знаки альтерации, паузы, ключи, но и успели подружиться со своими инструментами. Послушай, каких успехов достигли наши ребята.
Концерт учащихся первого класса.
Все учащиеся первого класса исполняют выученные произведения.
1. Дунюшкин Федор (скрипка)
Р.Н.П. « Колыбельная»
Магиденко «Петушок»
2. Султанов Данияр (скрипка)
Моцарт «Пастушья песенка»
Бел.н.п. «Савка и Гришка»
3. Чернов Андрей (флейта)
4. Нурланкызы Енлик (скрипка)
После окончания концерта учащихся первого класса
на сцену выходит королева музыки.
Королева музыки: Ребята, вы молодцы. Мне очень понравилось, как вы научились играть на своих инструментах. Своим знакомством с музыкой мы обязаны своим первым учителям.
(выходят учащиеся первого класса)
Чтецы:
Наставникам – стихи и песни;
Сверканье вдохновенных строк-
Мудрейших изо всех профессий
С названьем гордым Педагог!
Спасибо Вам за вдохновенье,
За свет душевной красоты,
Желаем радости, терпенья
И бесконечной доброты!
Королева музыки: Ваше первое выступление запомнится вам надолго, и я надеюсь, что вы не потеряете связь с музыкой в своей дальнейшей жизни. Желаю успехов в учебе. (вручает призы)
Ведущий: Приглашаем всех первоклассников и их наставников на сцену.